Смута. Поэма

Размер шрифта:   13
Смута. Поэма
Рис.0 Смута. Поэма

© Фадеев В.А., 2024

© Оформление. Издательство «У Никитских ворот», 2024

Дети солнца

  • Перво-наперво
  • Народ отсечь
  • От истока.
  • Чтобы заперло
  • На долгие века
  • Реку от родника.
Владимир Фадеев

Полтора века назад оборвалась жизнь великого русского этнографа и писателя Александра Афанасьева. Он ушел из жизни молодым – сорокапятилетним. Последние годы его жизни были ужасными: увольнение с работы, изоляция, страшная бедность и, как следствие всего этого, прогрессирующий туберкулез.

А виной всех невзгод знаменитого собирателя русских народных сказок стал его гениальный труд «Поэтические воззрения славян на природу», намного опередивший свое время. Проанализировав народные сказания и легенды, Афанасьев сделал предположение, что русскому народу не одна тысяча лет, и наши ценности, передаваемые из уст в уста на протяжении сотен поколений, наш менталитет – глубинные константы индивидуального и коллективного поведения, сформировались в очень далекую дохристианскую эпоху. Фактически эта мысль стоила ему жизни.

Тема русских древностей, так же как и настоящего русского средневековья, до сих пор табуирована, к ней опасаются подступаться и историки и писатели. Но всякое сокращение, искажение, сокрытие истины о русской, славянской истории вредно и опасно для нашего будущего, поэтому обязательно нужно вооружить народ знаниями о прошлом. Именно таким подвижническим просвещением «без цензуры» занимался выдающийся русский историк Александр Пыжиков, чья жизнь оборвалась в 2019 году, когда ему было всего 54 года. К сожалению, он не успел создать своей школы, и его открытия вряд ли очень скоро приобретут значение мейнстрима в истории, поэтому чрезвычайно важна поддержка и популяризация смелых идей средствами литературы и искусства. Иосифу Виссарионовичу Сталину принадлежат слова: «Писатель – память нации». И поэма Владимира Фадеева «Смута», посвящённая Александру Владимировичу, наверняка станет именно такой памятью о событиях нашей многотысячелетней истории, и особенно её последних веков, когда наши алчные западные соседи по материку, раз за разом осознавая, что «мечом не взять», совершили три успешные операции на «организационно-идеологическом» фронте по смене веры – глава «Бог не тот!», власти – «Царь не тот!» и церковного обряда – «Поп не тот!». Три заговора против наших ценностей и нашего прошлого, используя в гибридной войне против России то, что еще недавно пренебрежительно и легковесно называли конспирологией, а ныне имеет свой термин – психоистория: изменение исторического самосознания и подмена традиционных ценностей.

Ценности, относящиеся к родовому телу этноса, называют традиционными. Они «улавливаются» интуитивно и «наследуются» через семейное воспитание, влияние коллектива, воздействие языка, магию фольклора, организацию быта и форму хозяйствования. Если человек отказывается от своего семейного родства, отрывается от коллектива, от наследия старины, то он может изменить и свою идентичность – стать предателем своей Родины, своего Отечества.

В основе любви к Родине лежат этические ориентиры. По этим ориентирам сейчас наносятся массированные удары духом наживы, эгоизмом, так называемой «массовой культурой».

В древности человек между смертью и поклонением чужим богам охотнее выбирал героическую гибель, чем погибель духовную. Нынешние поколения более эластичны, как ветви деревьев – под внешним воздействием они гнутся, склоняются в разные стороны, сбрасывают листву. Но, как бы ни подрезали и ни ломали крону, невидимые корни неуничтожимы – они питают дерево и насыщают его энергией жизни. Поэтому и стала неизбежной «обратка» 17 года – высвобождение энергии народа, возвращение ему этих традиционных ценностей и, как следствие, небывалый в истории взлёт – в поэме это глава «Бог не тот, царь не тот и поп не тот!»

Конечно, главный герой поэмы – народ.

«Народ» – это «на-родившиеся» на земле. В русском языке слова «родина» и «народ» однокоренные. Народ состоит из прошлых поколений, ныне живущих и еще не родившихся. С палеолитической эпохи жители Русской равнины «одомашнивали» ландшафт своей стороны. Сторона, страна и остров – также однокоренные. В те стародавние времена и началось формирование «острова Россия», который является Алатырь-камнем всего земного мироустройства.

Основной отличительной чертой русского человека является историческая непрерывность его обитания на Евразийском континенте, на его Русской равнине с периода последнего оледенения. Это обстоятельство стало решающим в становлении нашего менталитета, типа хозяйствования и религиозных представлений.

Бурно развивающаяся наука – палеогенетика – стала вспомогательной исторической дисциплиной, возвращающей нам наше прошлое. Мы уже имеем представление, где и когда произошла мутация, давшая начало современным русским людям, когда началось формирование славянской языковой группы. Как складывались основные ценности и черты нашего народа: коллективизм, справедливость, изобретательность, практичность, мечтательность, жертвенность, наивность.

И об этом хорошо осведомлены наши «соседи», потому уже в последние, апокалиптические времена замахнулись на главное (глава «Народ не тот!»)

Через всю поэму автор пропускает путеводную нить к спасению: как бы ни устраивали нам смуты, как бы ни унижали и ни уничтожали русский народ и российское государство наша картина мира, наш язык являются нашей крепостью. Русская культура и русский язык до сих пор остаются самым величайшим завоеванием и стратегическим ресурсом России, ее главным энергоносителем.

Кстати, об энергиях. Поэт и писатель Владимир Фадеев по образованию физик-атомщик, энергетик. В его недавнем романе-эпопее о последнем «предсмутном» времени (действие происходит в 1988 г.) «Возвращение Орла» один из героев изобретает и продвигает новую науку – физику истории, убедительно доказывая, что человеческая история может быть описана и чисто физическими законами, энергетическими взаимодействиями её субъектов. Похоже, законы этой, изобретённой в романе, науки, Фадеев-поэт применил и к поэтическому анализу нашей истории – в исторической поэме, довольно большой по объёму, практически нет исторических персонажей, они заменены как раз безымянными носителями энергий, смена и взаимодействие которых и есть русская история. И это нисколько не умаляет увлекательность повествования, а, наоборот, добавляет ещё и философское измерение тексту, выполненному, как и вся предыдущая поэзия Фадеева, на высоком поэтическом уровне – талантливо, мастерски. И не удивительно, что такой («научно-физический») анализ во многом совпал с открытиями историка Александра Пыжикова, памяти которого автор и посвятил свою поэму.

В добрый путь.

Николай Сапелкин, историк, член Союза писателей России

Пролог

Рис.1 Смута. Поэма
  • Каждый миф
  • Крив,
  • Буквой примят.
  • А когда его прямят,
  • Навалившись умов кучей,
  • Только загибают круче.
  • (Думают, что думают сами,
  • А везут их чужие сани.)
  • Великие враки
  • Как в стае собаки –
  • Одно тело
  • И одно дело:
  • Днём, ночью
  • Порвать в клочья
  • Любого не стайного,
  • И истина,
  • То есть правда,
  • С детьми и внучатами
  • Становится тайною
  • За семью печатями.
  • А смысл таков:
  • Текла река
  • Из глубин веков —
  • Глубоки века!
  • И сама река
  • Глубока,
  • И сама река
  • Широка.
  • Где тиха, где быстра,
  • Поила многих,
  • Кормила многих.
  • Были на реке шивера,
  • Что ж,
  • Были и пороги,
  • Омута глубо́ки,
  • Рукава и протоки.
  • Тысячам вёрст
  • Забыт счёт,
  • А он прост:
  • Если верста – в год,
  • То всем
  • Ясен ответ
  • (Годы – дли́ны!):
  • Выходит семь
  • Тысяч лет
  • С половиной
  • От первого памятного причала,
  • А сколько
  • От того причала
  • До истока,
  • До реки начала —
  • И не разглядеть – глубо́ко!
  • (Может, и найдётся кто-то
  • Счесть все повороты,
  • Либо
  • Найдётся око
  • Разглядеть все изгибы
  • До самого истока,
  • Все мели и плёсы…
  • Какой-нибудь Клёсов?)
  • Велика
  • Река
  • Из неведомого далека
  • Несёт в новые века
  • О себе самой весть:
  • «Вот какая
  • Я есть!
  • Есть
  • Чем похвалиться:
  • И румяна, и белолица,
  • И богатств не счесть,
  • И во всех делах —
  • За совесть, не за страх —
  • Мастерица».
  • По стрежню —
  • Велики струги,
  • То гуще, то реже
  • Осетры и белуги,
  • Стерляди да Калуги,
  • Коломны да Рязани
  • До самой Казани,
  • А оттуда
  • До Хвалынь-пру́да,
  • Не река – чудо!
  • По окраям необъятным —
  • Чудочки и чудесята.
  • По затонам и старицам
  • Старики и старицы,
  • Сёлами и деревнями
  • Под древними деревьями,
  • Порознь – как вместе,
  • По Оке и Каме
  • Со своими песнями
  • И языками.
  • А всего чудесатее
  • На реке,
  • Богатой
  • Полоями и плавнями, —
  • Рыбьим ребятам и,
  • Главное,
  • Братве пернатой —
  • С плавней —
  • Да в облака!
  • Славная
  • Река,
  • Славная!
  • * * *
  • Гость на гость —
  • Хозяевам радость!
  • Добрые гости,
  • Милости просим!
  • Соседние, чужестранные,
  • Во все века
  • Для всех река
  • Скатертью самобраною!
  • Да вдруг гость —
  • В глазах злость,
  • На любой разносол
  • Зол,
  • Пиво-мёд —
  • Не в счёт,
  • Песня – не та,
  • Горка – крута,
  • А сама хозяйская доброта —
  • В горле кость.
  • Как репья завязь —
  • Зависть.
  • И уже ему не уснуть —
  • Нет покоя!
  • На душе муть:
  • «Что ж такое?
  • Земля – не моя!
  • Пашни —
  • Не наши!
  • И сама велик-река
  • Кормит-поит какого-то дурака!
  • Знаю:
  • Тут мало куснуть
  • С краю,
  • Что мне сотня сёл!
  • А двинуть рать
  • И отобрать —
  • Всё!»
  • Он уж и не сосед —
  • Враг.
  • Столько лет
  • Несёт реке беды,
  • А всё никак
  • Нет
  • Ему победы,
  • Лишь болят
  • От кулака
  • Речного дурака
  • Бока…
  • Такая река!
  • Но услышал звон:
  • «Есть средство
  • Избавиться от удачливого соседства:
  • Чтоб добиться проку,
  • Иди на поклон
  • К Чёрному Пророку».
  • А пророк ростом мал —
  • До колен,
  • Крив да горбат,
  • Но умом удал.
  • Голова – двучлен:
  • Богу зять,
  • Чёрту брат,
  • Этакий бином,
  • Ни дать ни взять
  • Гном.
  • Рта не открывает,
  • А все его понимают
  • И уже в голос
  • Вторят:
  • «Предсказать
  • Викторию —
  • Хоть на волос! —
  • Не берусь я.
  • Эту ж реку звали Русью,
  • Теперь – Волгою,
  • Ни с какого бока
  • Не взять с наскока —
  • Тут игра вдолгую.
  • Крепко браться за гужи —
  • За меч да огонь,
  • Да на каждый гуж
  • Из коварства и лжи
  • Бронь…
  • А чтоб сработало
  • На этом пути,
  • Бери-ка большое ботало
  • Да мути!
  • Реку круто —
  • Кое-как да как-нибудь —
  • Не свернуть.
  • Нужна Смута!»
  • И такая дальше речь
  • От Пророка:
  • «Перво-наперво
  • Народ отсечь
  • От истока.
  • Чтобы за́перло
  • На долгие века
  • Реку от родника.
  • Наша сила в огне-мече,
  • А их – ещё в роднике-ключе.
  • От него им подмога
  • Ночью и днём
  • Круглый год,
  • В нём —
  • Имя их бога:
  • Род.
  • Ох, велик,
  • Один и един,
  • Но внутри
  • Он уже сам-три,
  • Зорче поглядишь —
  • Он уж многолик,
  • Сто имён сразу —
  • Навыворот разум —
  • Как их много:
  • Велесы, Стрибоги,
  • Перуны, Даждьбоги,
  • Ну и прочая погань.
  • Без Рода они ни дня,
  • И все друг другу родня,
  • Одинаковы лицом,
  • Друг за другом следом
  • Тугим потоком:
  • Сын за отцом,
  • Отец за дедом
  • От самого истока.
  • Это тех богов
  • Вьётся вервие,
  • А разорвёт его
  • Смута Первая!
  • Поэтому у вас
  • Путей к успеху
  • Немного:
  • Найти в той цепи прореху
  • Для своего бога.
  • И убедить народ:
  • Их бог – НЕ ТОТ!
  • Главная забота —
  • Память заботать:
  • „Вы – деревня! —
  • Такая вот штука —
  • Совсем не древние,
  • А из соседнего болота!
  • И наш бог тому порука.
  • Ну-ка,
  • Повтори:
  • Вы вар-ва-ры. Ди-ка-ри!
  • Вы же почти звери!
  • Лешаки и каты!“
  • Кто не поверит —
  • Сами виноваты…
  • В ход огонь да меч —
  • Перестанет речка течь,
  • В летопись красным суриком:
  • „Русь началась с Рюрика!“
  • Да и началась ли – вопрос?
  • Чем и было б племя сучье,
  • Когда б наш Христос,
  • Осенив крестом,
  • Не снял их с еловых сучьев?
  • А они ещё цеплялись хвостом…
  • (И не будет никакой здесь полемики —
  • С нами же академики
  • В мантиях парчовых.
  • Лихо? А чё вы…)
  • Ну и к делу от слов.
  • А дело первое,
  • Дело нервное —
  • Истребить волхвов —
  • Вот путь к победе!
  • У веры законы стро́ги:
  • Не живут медведи
  • В одной берлоге!
  • Побивать!
  • Тут уж жалости
  • Самой малости
  • Не бывать!
  • А засим
  • И князька приручим,
  • Чай, поймёт
  • Дружбы с нами мёд.
  • Никаких вече —
  • Крикунов много
  • Каждый раз.
  • А у нас легче:
  • Власть от бога —
  • И весь сказ!
  • Мы с князьями вась-вась,
  • И власть в кармане —
  • Наша власть!
  • Бог не обманет…
  • А пока
  • Русь в крови тонет
  • Да в огне горит,
  • Скрыться в схроне…
  • Строй монастыри!
  • Бумагу неси,
  • Мути умы —
  • Сочиняй летописи.
  • Нынче – мы
  • В законе!»
  • Сказано слово.
  • Только гном-пророк
  • Опять да снова
  • Хмурит брови.
  • «Славно Русь горит,
  • Да не выйдет толк,
  • Коль князья-цари
  • С быдлом исстари
  • Одной крови,
  • Бога одного внуки,
  • Как ни маши крестом,
  • Связаны
  • У них руки
  • Родством.
  • Сколько ни рисуй икон,
  • Сказано:
  • От яблони яблоко
  • Не укатится далеко —
  • Закон!
  • А вдруг
  • Соберут цари князьят
  • В круг
  • Да и сообразят,
  • Кто им друг?
  • Выпорхнет журавль из рук!
  • Чтоб не вышел втихаря
  • В бога нашего плевок,
  • Здесь, конечно, и царя
  • Ставить надо своего.
  • Не царя – хотя б царька,
  • Помесь норки и хорька,
  • Пьяницу, ханурика,
  • Лишь бы не от Рюрика,
  • Пусть моральному вражине
  • Отдадим страну в наём!
  • Ведь коль сжатый Род спружинит,
  • То костей не соберём!
  • Но сработать нужно ловко,
  • В лоб затея не пройдёт,
  • Разыграть многоходовку
  • Под речовку:
  • „ЦАРЬ НЕ ТОТ!“
  • Тут такая нужна Смута,
  • Чтобы всех и вся запутать.
  • Чтоб на триста лет вперёд
  • Все считали сами,
  • Что царя избрал народ,
  • А не мы с вами…
  • Будем лгать… почти как дышим,
  • Точно рассчитав удар.
  • После гладко перепишем —
  • Не подточит нос комар!
  • А когда та пена схлынет,
  • Шапка в пепел прогорит
  • И замрёт река в плотине,
  • Вот тогда и говори:
  • „По-над Русью мы отныне
  • И на все века цари!“
  • А для этой сволоты
  • Поменять все „вы“ на „ты“,
  • Позабыть, про всё, что было,
  • Нет людей – одни скоты,
  • Быдло!
  • Что о Роде можно знать —
  • Изъять!
  • Где о прошлом идёт речь —
  • Сжечь!
  • Черты и резы
  • В печь —
  • Больше на былое дыма!
  • Календарь – обрезать
  • До позднего Рима,
  • И тут же
  • Их века – чур, река! —
  • До Рюрика,
  • Не глубже!
  • Для родовых имён —
  • Заслон,
  • И впредь им называться
  • По иудейским святцам!
  • Всё, что исстари, —
  • Для отхожих ям.
  • Сажай наших писарей
  • По монастырям!»
  • * * *
  • «Вроде всё выходит сладко…
  • Только что за непонятка
  • Тут с маханием креста?
  • Мы почти разбились всмятку,
  • Дуя в их язычьи уши,
  • А они же – в ста из ста —
  • Приютили в своих душах
  • Настоящего Христа!
  • Не зажатым Павлом в клещи,
  • Не раскрашенным Петром,
  • А по-русски – парнем вещим
  • С человеческим нутром.
  • Кто б предвидеть мог заране,
  • Что получатся из них
  • Настоящие христиане,
  • Христианней нас самих!
  • Эй, пророк, исчадье ада!
  • Вновь сорняк в твоих снопах!» —
  • «Не психуйте… просто надо
  • Поменять теперь попа!
  • Поп – надёжное орудье
  • Для замутки русских вод,
  • Он за чёрта встанет грудью,
  • Лишь бы полнился приход.
  • Бог и царь – за нас. Но мало,
  • Чтоб народ поработить.
  • Вот теперь пора настала
  • Третью Смуту замутить!
  • Как октябрь листву с куста,
  • Сдуть с них доброго Христа!
  • Вбить им через церковь строго:
  • Есть на свете две судьбы:
  • Наша – ибо власть от бога,
  • Ваша – ибо вы рабы.
  • Чтоб не сомневались, в красках
  • (Мы ж умеем замесить!)
  • Сочиним про иго сказку —
  • Сказкам верят на Руси!
  • И чтоб каждый поп с амвона
  • Убеждал холопью рать,
  • Что не пустят в божье лоно
  • Не умеющих страдать.
  • Так что гнитесь ниже, черти,
  • Бог терпел, велел и вам!
  • Долго ли терпеть? До смерти…
  • Или – до́ смерти, Иван…
  • В стойло нехристей загоним,
  • Как загоним – горы с плеч!
  • Кто ж сумняшется в законе,
  • Тем опять – огонь и меч!
  • Жечь и сечь! И – жечь и сечь!
  • Только для таких работ
  • ПОП пока, увы, НЕ ТОТ!
  • Не беда, что пахнет серой!
  • Чтоб послушней был холоп,
  • Нужен кодекс новой веры,
  • Новой вере – новый поп.
  • Так что Третьей Смуты мера,
  • Всей задумки главный пуп, —
  • Вывернуть изнанкой веру,
  • Как из той овцы тулуп.
  • Мы потом опять заблудим
  • Суть новин. Она ж проста:
  • Чтоб рабами стали люди,
  • А не два иль три перста.
  • (Вот секрет Полишинеля,
  • Но хранить его, смотри,
  • Будут, как секрет, на деле
  • Все попы и все цари.
  • Будто бы и впрямь за перст
  • Были не согласны с нами.
  • Не смеши… Срывались с мест,
  • Не желая стать рабами.
  • Ну а нам наоборот —
  • Чтоб рабами стал народ!)»
  • Карла хрипло хохотнул,
  • Подморгнув из-под кипы:
  • «А может, я вас обманул:
  • Нет к Реке такой тропы!
  • Лишь коротенькие тропки,
  • Не длинней, чем в тыщу лет,
  • Буреломны все и топки,
  • Да едва заметен след…
  • Шутка, шутка… Просто мне
  • О другом взгрустнулось дне.
  • Ведь моя была мечта
  • Заграбастать те места.
  • Эти русы – в горле кость…
  • Но… пока не удалось.
  • А у вас все карты „за“!
  • Путь я верный указал.
  • Если хватит в вас терпенья,
  • Приступайте к исполненью». —
  • «А скажи-ка, предсказатель,
  • Что, за тысячей тех лет
  • Не откатится назад ли
  • Наше дело? Дай ответ!» —
  • «Эх, пока ответа нет.
  • Это вы решите сами:
  • Может, лёд, а может, пламя.
  • Как сумеете пройти
  • Вы три первые пути,
  • Из которых вся дорога.
  • Первый путь – замена бога.
  • Путь второй – земная власть
  • (Тут бы больно не упасть!).
  • Суть – по третьему – движенья —
  • Веру ставить в услуженье.
  • Да чтоб по пути народ
  • Видел всё наоборот,
  • Право – лево, лево – право,
  • Но не в этом сила, право.
  • В том зерцале главный приз —
  • Перепутать верх и низ:
  • Древних былей полны соты
  • Чтоб им виделись болотом,
  • Чтоб библейская дыра
  • В нём смотрелась как гора,
  • Золотое время царства
  • Стало б игом под татарством,
  • Злодеяния Петра —
  • Как апофеоз добра.
  • Чтобы сильнее зрел разлад —
  • Видеть всё наоборот,
  • Чтоб народ, идя назад,
  • Думал, что идёт вперёд.
  • И следить за тем особо,
  • Чтоб духовные особы,
  • Академики и снобы,
  • Ванги, мессинги, и глобы,
  • И лжецы, и дурачки
  • Не снимали те очки.
  • Чтобы сонм досужих мнений
  • И итог научных прений
  • Изученья этих вех
  • Принимал каскад падений
  • За каскад ступеней вверх.
  • Я – пускай хоть вашей силой! —
  • Эту реку замучу,
  • Но за скифов и Аттилу
  • Полной мерой отомщу!
  • Чтоб они в возне мышиной
  • Даже самым ясным днём
  • Пропасть путали с вершиной
  • В мутном зеркале моём.
  • Мне – награда за отмщенье,
  • Им – отрава из отрав:
  • „Добровольное“ крещенье
  • И – „величие“ Петра.
  • А близки́ будут вершины…
  • В смысле – будет близко дно,
  • Сразу со своей дружиной
  • Встану с вами заодно.
  • Мы тогда направим вместе —
  • Доказательств целый воз! —
  • В суд истории, в суд чести,
  • Даже в Божий суд запрос
  • О признании излишней
  • Русской ветви на земле
  • (А суды у нас что дышло,
  • Суть – слепец в кромешной мгле).
  • И когда зверюга бурый
  • Проиграет те суды,
  • Я возьму в награду шкуру
  • За советы и труды.
  • Всё февраль закончит… март ли,
  • Там уж дни пойдут на счёт.
  • И моя награда – хартленд! —
  • Прямо в руки упадёт.
  • Вперёд!»

Бог не тот

  • Святогор и малых – три —
  • Гроб нашли богатыри.
  • Пустой.
  • Постой!
  • Мерить принялись.
  • Первый – кто плечом поплоше:
  • Не видать в гробу Алёшу!
  • Лёг Добрыня в домовину —
  • Занял только половину.
  • Лёг Илья —
  • Со всех концов щелья.
  • «Дай-ка я!»
  • Святогор,
  • Сварогов правнук,
  • Самый правильный из равных,
  • Святогор,
  • Даждьбожий внук,
  • Уложил себя, как гору, —
  • Впору!
  • Вдруг
  • Гроб —
  • Хлоп!
  • Бросились богатыри,
  • Все оставшиеся
  • Три,
  • Отворять,
  • Вызволять богатыря —
  • Всё зря!
  • Принялись рубить мечами —
  • Гроб покрылся обручами,
  • В крепь обхватья.
  • Всё не впрок —
  • Мольба и злоба!..
  • – Бросьте, братья, —
  • Им из гроба
  • Старший рёк, —
  • Видно, Бог
  • Для меня его берёг.
  • Время!
  • Вы ж себя виной
  • Не мутите.
  • Бог – со мной.
  • Вам же – дальняя дорога
  • С новым Богом,
  • Так и знайте.
  • Помните себя.
  • Меня – поминайте
  • По заветам.
  • Их беречь вам
  • Как зеницу!
  • Слушайте:
  • Держать границу.
  • Сколь ни минуло б веков,
  • Славить правильно богов
  • И в тяжёлый, лютый год
  • Помнить: мы велик народ!
  • Помните себя.
  • Меня – поминайте.
  • И – прощайте!..
  • Затряслась гора, горя,
  • И взяла богатыря…
  • Едут —
  • Все тяжеле тучи —
  • К дыму-дому.
  • Думы
  • Круче
  • Гор.
  • Думы-громы:
  • Святогор!
  • Что за напасть?
  • Что за знак?
  • Вот так-так…
  • Ветер с полдня
  • Пыли поднял,
  • Травы придавил.
  • Пышет – пот бежит.
  • Едут, делать нечего,
  • Дунет ветер с вечера —
  • Освежит.
  • Томит душу,
  • Спасу нет,
  • Клонит слушать
  • Про завет,
  • Да старшого нет как нет!
  • А из гробового слова
  • Каждый понял,
  • Сколько поднял —
  • Ново!
  • Ясна ноша у Алёши:
  • «Нам наказ —
  • Держать державу,
  • Добывать покой и славу.
  • Били греков,
  • Брали Рим,
  • Гнали степь да поле.
  • Мы от века
  • Здесь стоим,
  • Наша крепь —
  • Воля.
  • Сдержим-выдюжим!
  • Ведь меч
  • Не бывал наш ржавым.
  • Верь же – выдержим!
  • Сберечь —
  • Сбережём!
  • Сдержавим!
  • Русам в брани
  • Страха нет.
  • Не враг плох,
  • А с нами – Бог.
  • Не из княжих слуг,
  • А даждьбожий внук.
  • Брань – в игру,
  • Грудь тесна,
  • А на миру
  • И смерть красна —
  • Вещие не лгут,
  • Да и сам Перун
  • Тут.
  • Только не пойму,
  • К чему
  • Стиль – сталь,
  • Дух – ух-х!
  • Гудом,
  • Гулом,
  • Стоном,
  • Звоном,
  • Словно в рог трубя:
  • „Помните себя!“
  • Что за клич?
  • Со время оно
  • Дело ясно —
  • Оборона…»
  • Охладил его Илья:
  • – Всё-то ясно молодым…
  • Ты не прозевай семь-дым,
  • Проворонишься!
  • Раззудись плечо —
  • И брань нипочём!
  • Да не от всего мечом
  • Оборонишься!..
  • Ветер с юга —
  • Туго,
  • Туже!
  • Песню жаркую,
  • Всё ту же,
  • С теми ж духами:
  • Ворон каркает,
  • Филин ухает.
  • Ветер с моря —
  • Запах лужи.
  • Чьи объятья
  • Туже,
  • Туже?
  • Непонятье
  • Страха хуже,
  • Хуже страха
  • Небо жаркое.
  • Филин ахает,
  • Ворон каркает:
  • – Сильны князья —
  • Мечом не взять.
  • Был князь зять —
  • И то нельзя знать,
  • Где к нему стезя,
  • А куда – нельзя.
  • А когда князья
  • Ни родня, ни друзья —
  • За спиной изъян,
  • Что ни год – резня.
  • – Чтоб без горести
  • Да покой обрести,
  • Нам не мир просить
  • За Дунай-рекой,
  • А князей крестить —
  • Вот тогда покой!
  • Да ещё успеть,
  • Пока степь
  • По-степному петь
  • Не сманила вепь.
  • Им – дорога,
  • Нам – подмога.
  • – Тут забот —
  • Не на год.
  • Своемудр тот народ,
  • За князьями ли пойдёт?
  • – Отчего всегда
  • Из болот да из пруда,
  • Сбросив ил иль латы льда,
  • В море катится вода?
  • Ей не деться никуда!
  • – А когда
  • Поперёк – богов гряда?
  • – Это тех богов беда…
  • – Ай да мудра борода!
  • Ай да мудра!
  • Эй,
  • Айда!..
  • * * *
  • Вспоминал слова Добрыня:
  • «Сколь ни минуло б веков,
  • Славить правильно богов…
  • Что за слово?
  • Этак – старо,
  • Этак – ново…
  • Что за морок душу томит?
  • Может, что случилось в доме?»
  • Приложился к вещеконью —
  • Слышит – вроде всё спокойно:
  • Жив отец, здорова мать.
  • Дед скрипит.
  • В помине прадед —
  • Как его не вспоминать?!
  • Щур в пословье – рода ради —
  • Переврёт! Но всё уладит
  • Тихий пращура прищур.
  • Домовые боженята
  • Скопом
  • Справно
  • Праву ждут,
  • Слева – водозвездьем кропят,
  • Справа – благотравье жгут,
  • Охраняют, берегут.
  • Боги, старшие при роде,
  • Ладят мир в большой природе,
  • И всечасно рядом Бог —
  • Сам Сварог…
  • «Ну, гнедой, держи дорогу!
  • Слава Богу… Слава Богу!..
  • Сколь ни минуло б веков…
  • Слава Богу, слава Богу…
  • Славьте правильно богов…
  • Как ещё их нужно славить?»
  • Дол росой-водой
  • Умывается,
  • Под Добрыней конь гнедой
  • Спотыкается,
  • Волей дышит, а бедой
  • Задыхается.
  • С полузапада
  • Поползла пола
  • Платья серого:
  • «По ползла подам
  • Всем, кто дополна
  • Не уверует!..»
  • Росстань на пути пылится.
  • Конь сбоит,
  • Добрыня злится,
  • Поле – простынью,
  • Да вот небо зло.
  • Этой росстани
  • Вроде не было?!
  • «Кто поверует
  • Гостю-на-госте,
  • Полной верою
  • Будет в благости.
  • А кто ссилится
  • На неверие —
  • В божьей милости
  • Тем – задверие…»
  • По какой ступить?
  • Что богов – дорог,
  • Не наславишься.
  • «Что ты, волчья сыть,
  • Задрог,
  • Спотыкаешься?..
  • Славить – славим-те,
  • Да вдруг – иначе звать?
  • Может, на́ ветер
  • Мне сворачивать?
  • Что ты косишь, конь,
  • Душу травишь мне?
  • Может, посолонь
  • Ехать правильней?»
  • А на небесах —
  • Туча на́ тучу.
  • С двух сторон коса
  • Острой на́точью:
  • «Что коня лупить по крупу?
  • Гром чтоб стих? —
  • Попроси Его заступу,
  • Крикни: „Господи, прости!“
  • Зря сник,
  • Человек!
  • Дело – миг,
  • Следов – на век.
  • Что ты шею трёшь о ворот?
  • Нету сзади Святогора».
  • «Сколь ни минуло б веков,
  • Славить правильно богов!..»
  • «Укрощай язычий норов —
  • Нету сзади Святогора».
  • «Сколь ни минуло б веков,
  • Славить правильно богов!..»
  • «Нету сзади Святогора,
  • Впереди – христианских город!»
  • «Сколь ни минуло б веков,
  • Славьте правильно богов…»
  • – Слышь, Илья, а может, просто
  • Вражьих нарубить голов?
  • У меня от этих слов
  • Дух – коростой!
  • – Эх, мечом горазд любой,
  • Да теперь беда – не бой,
  • А что мечи у нас с тобой
  • Двоеострые…
  • Разные с алатыря
  • Ждут пути богатыря —
  • Куда тронешься?
  • Но каким ни двинь плечом,
  • Знай —
  • Не от всего мечом
  • Оборонишься!..
  • С полузапада
  • Доползла пола.
  • Платью серому
  • Повезло!
  • Два ползла
  • Сошлись громом:
  • «Веруешь?..»
  • В одно зло.
  • Ой, Дидо, ой, Ладо!..
  • У Ильи
  • Закололо в груди:
  • «Коло,
  • Коло…
  • Впереди – не закланье ли?
  • Сплю – буди!
  • Стою – веди!
  • Коло,
  • Коло,
  • Колотись,
  • Заклинание!
  • Коло,
  • Коло,
  • Колосись, душа,
  • Божий злак,
  • Колосись!
  • Собирайтесь
  • Все я
  • Со Руси!
  • Поле,
  • Поле,
  • По лесам,
  • До единого листа
  • Собирайтесь
  • В ста-до-ста!
  • Хоро,
  • Хоро,
  • Хоронись
  • От упрят,
  • Стано,
  • Стано,
  • Становись
  • В Божий ряд!
  • Небо,
  • Небо
  • Не богами
  • Блажно,
  • Воро,
  • Воро,
  • Ворогами
  • Страшно!
  • Всяк звук – знак,
  • Всяк бряк – знак,
  • Всяк всплак – знак:
  • Врагу – всё не так!
  • На то и враг.
  • Малую сторону – посотрёт,
  • Славную старину – обоврёт,
  • Душу русую по зерну – обожрёт!
  • Собирайся,
  • Божий злак,
  • В колос,
  • В кулак-боёк,
  • Приводи меня в родной
  • Дом, нить.
  • Пой – не ной!
  • Помни имя своё
  • И голос.
  • Смей себя самоё
  • Помнить!
  • Лютых тыщу лет,
  • А не только год
  • Вспоминай завет:
  • „Мы велик народ!“
  • Приведи меня
  • Через тыщу лет
  • В дом, нить.
  • Заклинаю вас: себя
  • Помнить!..»
  • Тут Добрыня ясноликий
  • Выбрал,
  • Вырвался вперёд.
  • А от Киевских ворот
  • Шум великий:
  • БОГ НЕ ТОТ!!!
  • Ох ты! Ах ты, гой-еси!..
  • Видно, смута на Руси…
  • * * *
  • Эх, странна
  • Деревянная сторона!
  • Каждый год жгут
  • Хуны да ромеи,
  • Скручивают в жгут,
  • А она прямеет.
  • То снеги жмут,
  • Ждут – вымерзла ль?
  • То боги жнут,
  • Ан не вымерла.
  • Глубоки́ корни:
  • И в помине,
  • В злой полыни,
  • В полынье
  • И полыме-горне
  • Держат Русь и кормят.
  • Шумит лес-море!
  • Да вот вдруг
  • Беда-горе:
  • Пришёл Егорий,
  • Взялся не за сук,
  • Стал рубить сам корень —
  • Без разбора – правнук, внук:
  • Стук, стук!..
  • Были злы,
  • Были злее злых
  • И тех втрое злее.
  • Как рвала степь
  • Золотую цепь —
  • Да где ей!
  • Слово за слово
  • Звено налево,
  • Слово на слово —
  • Звено направо,
  • Слово за слово,
  • Слово на слово —
  • Вот и слава.
  • Славу надо воевать,
  • Славу надо воздавать.
  • Славу – Богу,
  • Слава Богу.
  • Бога – стыд просить.
  • Бояться – грех,
  • Верить – паще.
  • Что за рабство?
  • Бог – наш пращур,
  • Старший в роде.
  • Мы ж славяне,
  • Русы вроде…
  • (Не отсюда ль
  • Тёмным гудом
  • Вечный присказ на Руси:
  • Не верь,
  • Не бойся,
  • Не проси,
  • А… слетай на небеси
  • Да спроси:
  • Кто еси?)
  • – Как олимповы боги липовы,
  • Так и наши – не краше!
  • С их пути
  • Вороти!
  • Между двух огней
  • Не сыскать теней,
  • А чтоб голову сносить,
  • Нужно Господа просить!
  • – Не нужна подмога
  • От чужого бога
  • Ни на грошик нам!
  • Вон тверские творцы
  • Силу пьют из Тверцы
  • Ковшиком.
  • Поляна́ сильна
  • От родного льна-
  • Батеньки,
  • Кострома-сестра
  • От весеннего костра
  • Пузатенька…
  • – Да ты, братко, скоморох!..
  • Животом его
  • На железный мох!
  • Наддай в мех,
  • Проучу смех!
  • Веруешь?
  • – Не ведаю…
  • – Разозлюсь!
  • – Я его хвалю, люблю!..
  • – А веруешь?
  • – Не ведаю…
  • – Огня!
  • – Что я?
  • Он бы веровал в меня-а-а-а!
  • – Что закрякал, недотрога?
  • Иль опять не веришь?
  • Пусть…
  • А скажи: боишься Бога?
  • – Да теперь уже – боюсь…
  • Только как же это – веру
  • Болью мерить?
  • Коли
  • Принуждают верить,
  • Значит, можно верить – не?
  • Что за суд? Неясно мне.
  • – Красной птицей наряжу,
  • Птицу на кол посажу —
  • Расскажу!
  • – У заморского попа
  • Парчу видывал?
  • – Ставь чурилу на попа,
  • Корчуй идола!
  • – А хитёр заморский поп,
  • Слуховой немтырь…
  • – Положи-ка крест на лоб
  • Да вали латырь!
  • – А уж злата у вора во кресте —
  • Великанно!
  • – То богатство – во Христе.
  • Жги стукана!
  • – Жги?
  • Нет уж, братец, подожди!
  • Он сын Божий,
  • А мы кто же?
  • Он – аз,
  • Мы – буки?
  • Да мы сами Сварожьи
  • Внуки!
  • Он Божий сын,
  • А мы, выходит, псы?!
  • – Что рядиться?
  • Как святое
  • Мерить ложью?
  • Выйдет наново родиться —
  • Станешь Божьим!
  • – А придёт ли мне пора
  • Вызреть снова?
  • Спробуй лучше топора
  • Перунова!
  • Поп – чушь,
  • Бог – чужд!
  • И князь – враг,
  • Залётный варяг!
  • Князь – враг,
  • Поп – грек,
  • Бог – жид,
  • Как жить?
  • Князь – враг,
  • Бог – жид,
  • Поп – грек,
  • Нам – грех.
  • У попа пуп
  • Без тла.
  • Зуб —
  • Зла
  • Волчьего.
  • Бородой – кум, да ум —
  • Клочьями.
  • И кроме прочего —
  • Прочь его!
  • Прав ты, нечего рядиться:
  • Ныне брат, тать – впредь.
  • Запрягай своё горе!
  • Чтобы заново родиться,
  • Нужно прежде умереть!
  • Э-эх, топорик —
  • Й-е-еть,
  • Й-е-еть!
  • Закрутила круговерть!..
  • Брат на брата,
  • Дом на дом,
  • Полсела на полсела —
  • Ай да смута весела!
  • Чуть в глазах алчба —
  • Полыхнёт изба.
  • Обозвал не так —
  • Полоснёт тесак.
  • По-отечески —
  • Во усысе.
  • По-семейному —
  • Во двор, да и высечь!
  • А как не высечь —
  • Дураки да дуры
  • В божьи выси
  • Завели выкомуры.
  • Поп – в палатах,
  • Смерд – на полатях.
  • У обоих рать храбра —
  • Ищут от добра добра,
  • Вяжут на узле узлом,
  • Заливают зло – злом.
  • Плакал поп —
  • Веселился смерд,
  • У пришельца чтоб
  • Поселилась смерть.
  • Заливался смерд —
  • Наливался поп,
  • У поганца чтоб
  • Поселилась смерть.
  • Сколько в малый век
  • Было чистых рек
  • Переботано!
  • Смута-матушка – вот она!
  • Сколько в склоке вер
  • В небе влажном дыр
  • Перетрачено!
  • За живот, поп-смерд,
  • Сколько княжьих вир
  • Переплачено!
  • Сколько кряжьих спин
  • (Иновер что вор)
  • Переломано,
  • Сколько вражьих вин —
  • Кипяток да вар —
  • Переглотано!
  • Смута-матушка,
  • Смута-барыня,
  • Вот она!
  • Можно ль веру
  • Смертью мерить?
  • Коли заставляют верить,
  • Значит можно верить не?
  • Что за Бог? Неясно мне…
  • – Щей берёзовых плесну
  • В поясну —
  • Поясню!
  • В этом хороводе бед
  • Не хазарин виноват,
  • Не боярин виноват,
  • Тут, брат,
  • Своя вина
  • На тыщу лет
  • Одинёшенька одна,
  • Да заваренная круто,
  • Знать, гражданская война
  • (А по-русски просто – смута):
  • Рать Сварога,
  • Рать Христа,
  • Каждый за свои места,
  • А потом вокруг креста,
  • А потом вокруг перста,
  • А потом вокруг узды,
  • А потом вокруг звезды,
  • А потом вокруг рубля,
  • Зля…
  • Колотись, моя душа,
  • Выбирай свою дорогу —
  • Есть что выбрать,
  • Слава Богу!
  • Голоси на непогоду:
  • «Бог, спаси
  • От скопления уродов
  • В человечьем небеси
  • Милой матушки-Руси!
  • Колосись, моя душа!
  • Белым колосом осыпься,
  • Красным вознесись!
  • Голоси, моя душа!..
  • Можно ль правду
  • Страхом править?
  • Коли веру с верой травят,
  • Победитель выйдет вкось!
  • Что за поп, незваный гость?..
  • – Это благость,
  • А не злость.
  • Ну-ка, хворосту подбрось!
  • Князь на князя,
  • Град на град,
  • Полземли на полземли,
  • Впряглись в смуту —
  • Повезли!
  • – С нами Бог!
  • – И с нами Бог!
  • – Ваш Бог плох!
  • – А ваш Бог сдох!
  • Что за кара на народ —
  • Бог не тот?!
  • Может, вражья рука?
  • Неба месть?
  • Там – река
  • Без дна,
  • Море – здесь
  • Без дна,
  • Тут – века
  • Без дна,
  • Здесь – весть
  • Без дна.
  • А голова – одна.
  • Куда влезть?
  • – Повоюем, а засим,
  • Может, грека обрусим
  • Со всей утробою?
  • – Грека обрусить —
  • Не Христа воскресить!..
  • Но попробуем
  • Затоптыжить
  • В наши сани,
  • Лишь бы выжили
  • Мы сами.
  • Видишь, с греком наш Добрыня
  • Спины дрынит?
  • – Любо-дружба, не разлей!
  • – Посмотреть ещё, кто злей.
  • – Указуют в рай путину.
  • – Или делят десятину.
  • – Ну а служба хороша?
  • – Мне милее ворожба.
  • В сладкозвучиях под крышей
  • Я другую песню слышу.
  • – Либо лихо?
  • – Лиха лише…
  • Возмущался Поп:
  • «У поганых, где б я ни был,
  • Жутко обращенье с небом:
  • Жертва, жребий. А мольба —
  • Настоящая гульба,
  • Объеданье да попойка,
  • А потом – для самых стойких —
  • Попляши-ка и попой-ка!
  • Скоморохи в день весенний —
  • Уж какое тут спасенье?!
  • Весь народ походкой мима
  • Вроде в церковь. Смотришь – мимо!
  • На поляну да в игру,
  • Мёду на нос по ведру,
  • Пьяным под дубовой сенью.
  • Хохот, блуд на блуд, веселье —
  • Ну какое воскресенье?!
  • Грязны овцы, глупы дети,
  • Коль считает целый дом
  • Неуёмность – добродетелью,
  • Воздержание – стыдом.
  • Да ещё везде подмога:
  • Меч Перуний, щит Сварога,
  • Там колдует баба-ёга,
  • Там водою льют с порога,
  • Там ярится ветр Стрибога,
  • Лады, Диды – как их много!
  • Всё заступа – лес и травы,
  • Пляски – хуже нет отравы.
  • Главное, не митра ведь,
  • Дело – память вытравить!
  • Завывай, буран,
  • Забывай, Иван!
  • К той моей вожже
  • Будет кнут ещё.
  • Не сильна уже
  • Рать непомняща.
  • Разбивай болван,
  • Забывай, Иван!
  • Шум поднять,
  • Ум подмять
  • Да отнять
  • Память!
  • Наливай стакан,
  • Забывай, Иван!
  • Нечего жалеть поганство!
  • Жги, топи, дави, круши
  • Шалашей лесных убранство
  • Во спасение души!
  • Тащи к костру
  • Буквяную бересту,
  • Что от памяти-ума —
  • Съест костёр-Кострома,
  • А потом в костёр саму
  • Растрёпу-Кострому!
  • Истуканам —
  • В омут кануть!
  • Дабы поубавить мощь их —
  • Капища пожечь и дощки,
  • Кто молиться ходит в рощи —
  • Тех, как перепёлок, – в ощип,
  • Кто зашепчет под поветью —
  • Плетью!
  • Кто по солнцу и луне —
  • Метить дрыном по спине,
  • Кто поёт иль блажит зык —
  • Рвать язык,
  • Бес изыдет!
  • Кто под полнозвездьем в пляс —
  • Вырвать глаз,
  • Чтобы звёзд ему не видеть!
  • Завывай,
  • Забивай в память кол,
  • Забывай,
  • Станешь памятью,
Продолжить чтение