Отражения в лирике: А. Блок и поиск собственного голоса
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Поэтическое дарование Александра Блока, который начал писать ещё в детском возрасте, формировалось в условиях Бекетовской усадьбы, в атмосфере отрешённости от общественной жизни и влюблённости в искусство. Один из современников и близких людей А. Блоку, В.Н. Княжнин пишет в своих воспоминаниях следующее.
«Женственно-мягкий дед», «пламенная романтика» бабушки, мать до самых последних лет всегда влияющая на сына со свойственным ей «мятежом и беспокойством о новом», и сама , обратно, попадающая его влиянием, её сестра Мария Андреевна, тихий и очаровательный в своей тихости человек, зимой- ректорский дом, летом – Шахматово – женственная природа, отголоски литературных и общественных интересов, – вот среда и атмосфера, в которой рос Блок. Среда – исключительно женская, рецептивная, безотцовская, без крепких мужских объятий, отдающая, но не властвующая». В таких условиях молодой поэтический талант питали преимущественно воображение, мечтательность, книжные переживания, а не жизнь, далёкая от шахматовских пасторалей и непонятная. Формирование Блока-поэта было сложным и многогранным: оно было связано как с кругом детского чтения, так и с собственным творчеством.
Поиски собственного «я» шли через издания детских журналов, опыт переводной работы, раннее стихотворство. Молодой Блок прошёл сложную литературную школу, к числу его литературных учителей принадлежат многие поэты старой русской лирики. Следы их влияния видны в названиях, в эпиграфах, в скрытых цитатах, а также в стремлении Блока к подражательности. Копирование стилистической манеры крупнейших поэтов 19 века было естественной ступенью творческой эволюции Александра Блока.
Эта книга посвящена проблеме поиска собственного стиля в первом цикле Александра Блока. До настоящего времени нет целостного монографического анализа этого цикла. Практически во всех книгах этот цикл воспринимается как подготовительный, ученический, не связанный с последующими творческими этапами развития поэта. Вопреки ожиданиям цикл «Ante Lucem» оказался более интересным и плодотворным. Практически впервые в этой книге описана структура цикла, а также его поэтика.
Композиционно эта книга состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Первая глава посвящается формированию творческой личности А. Блока, в ней два раздела: «Процесс становления А. Блока – поэта и «Первые литературные учителя А. Блока». Во второй главе исследуется обретение собственного стиля А. Блоком в цикле ««Ante Lucem». В разделах данной главы рассматривается композиция цикла, его образный мир, тропы, контрасты и лирические повторения, ритмика и звукопись стиха.
Среди многочисленных работ о творчестве поэта была использована книга «Александр Блок. Новые материалы и исследования. Книга I». Она открывается статьёй С. С. Наровчатова «Слово о Блоке» и мемуарами Е.Ф. Книпович, которые представляют собой публикуемые отрывки из писем Блока и фрагменты её дневника, где изложено содержание бесед с поэтом. Далее в разделе «Статьи и исследования» рассматриваются проблемы биографии и творческого пути А. Блока. Здесь печатаются статьи Л.И. Тимофеева «Наследие Блока», Е. Б. Тагера «Мотивы возмездия» и «страшного мира» в творчестве Блока. З. Г. Минц «Блок и русский символизм».
В монографии Ф.П. Авраменко «А. Блок и русские поэты 19 века» используется процесс развития художественного творчества А. Блока в связи с традициями русской поэтической культуры 19 века, показан своеобразный «творческий диалог» поэта со знаменитыми предшественниками – В. Жуковским, А. Фетом, Ф. Тютчевым, Ап. Григорьевым, М. Лермонтовым.
Книга П. Громова «А. Блок, его предшественники и современники» нужна и полезна всем, интересующимся русской поэзией. В этой книге глубокое проникновение в творчество Блока, широта постановки и охвата проблем, яркие характеристики ряда поэтов 19 начала 20 века (А. Фета, Апутина, Анненского, Брюсова, А. Белого, А. Ахматовой и др.)
Значительная информация о детстве и юности поэта была взята из книги «Александр Блок в воспоминаниях современников», куда входят воспоминания М.А. Бекетовой, Л.Д. Блок, А. Белого, С. Городецкого, В. П. Веригиной и др.
Также использована книга известного исследователя творчества Александра Блока В. Н. Орлова «Гамаюн» Это художественно- документальное повествование о жизни великого русского поэта. Она знакомит с личностью Александра Блока- человека и художника, с окружавшего его людьми, даёт разностороннее и яркое представление о литературной жизни первых двух десятилетий 20 века, вводит в атмосферу напряжённого и трудного времени, с которым неразрывно связаны судьба и творчество поэта.
ВВЕДЕНИЕ
Первые стихи Александра Блока, составляющие цикл ««Ante Lucem» («До света», 1898-1900 гг.), являются началом лирического романа собственной судьбы поэта, складывающего на путях, заранее предвиденных и намеченных поэтом.» Поэтическая «картина мира» ранней лирики только ещё формируется; она фрагментарна и в целом традиционна» (28, 114). Стихотворения, составляющие цикл ««Ante Lucem», мало освещены в литературоведческих исследованиях, их недостаточно для достижения цели, поставленной в теме этой книги.
Вот А. Фет: Она молода и прекрасна бы
И чистой мадонной осталась,
Как зеркало речки спокойной, светла,
Как сердце моё разрывалось!
(т. I, с. 50)
Вот Ф. Тютчев: Окрай небес- звезда Омега,
Весь в искрах, Сириус цветной.
Над головой – немая Вега
Из царства сумрака и снега
Оледенела над землёй.
(т. I, с. 65)
«Блоковское творчество 1897-1900 гг. не порождено ещё безумной символисткой убеждённостью в абсолютной, самодовлеющей ценности» (28, с. 114). Лирика возникает как дань высокой культуре и творческой атмосфере, окружавшей поэта, и как отзвук «только личных», но ярких интимных переживаний. В частности, это роман с К. М. Садовской, которая была первой любовью А. Блока. Познакомились они летом 1897 года в Бад Наугейме (курорт в Германии), затем встречались в Петербурге до конца 1899 г. Именно ей посвящены многие лучшие стихи цикла, отмеченные инициалами К. М. С.
Наивно-романтическое противопоставление поэта и «людей» («Пусть светит месяц- ночь темна…», 1898 г. «Когда толпа руками рукоплещет…», 1898 г., и др.), мотивы ранней разочарованности (то, что Блок в 1907 году, комментируя лицейские стихотворения А. С. Пушкина, назовёт «шестнадцатилетним пессимизмом») не мешает юному Блоку пламенно и наивно верить в счастье любви, в высокую дружбу, в возможность слияния человека с природой и т.д. «Его идеалы лишены сколько-нибудь чёткой социальной устремлённости, но они ни в чём не противопоставлены гуманной направленности русской поэзией уходящего века». (28, с. 114). Многие особенности раннего блоковского мироощущения, которые навсегда войдут в его творчество, органически идут от культуры 19 века. Таковы, например, важнейшие представления о высоких целях жизни и искусства:
Хоть всё по-прежнему певец
Далёких жизни песен странных
Несёт лирический венец
В стихах безвестных и туманных, -
Но к цели близится поэт,
Стремится, истинной влекомый,
И вдруг провидит новый свет
За далью, прежде незнакомой…
(т. I, с. 95)
Жизнь без цели (хотя бы далёкой, неясной или неосуществимой) кажется Блоку бессмысленной. «Важно то, что при всей чуждости молодому Блоку напряжённого социального чувства или этической проблематике они ни в малой степени не противопоказаны его поэзии» (28, С.114). Александр Блок может эти настроения порой отталкивать от себя:
Что человеческие слёзы,
Когда румянится закат!
(т. I, с. 53)
Но они присутствуют в его поэтическом ощущении жизни:
Ужасна ночь! В такую ночь
Мне жаль людей, лишённых крова,
И сожаленье гонит прочь-
В объятья холода сырого…
Бороться с мраком и дождём,
Страдальцев участь разделяя…
Значение таких высокогуманных и пронизанных духом поэзии 19 века мотивов у Блока 1898-1900 гг. не следует преувеличивать: стихотворения, подобные процитированному, в эти годы единичны. Однако их нельзя не заметить. К мистико- утопическим надеждам начала 20 века А. Блок пришёл своим путём, обостряя и углубляя настроения, присущие ему и раньше.
Следующий этап эволюции А, Блока, этап собственно символический, связан с годами создания сборника «Стихи о Прекрасной Даме» (1901-1902). «Смена домашних и книжных воздействий неясными, но мощными импульсами, идущими от раскалённой атмосферы предреволюционных лет; глубокое и исполненное драматизма чувство к Л. Д. Менделеевой; наконец, овладевшие «всем существом» поэта и художественно оформившие его эмоциональный порыв впечатления от мистической лирики Вл. Соловьёва- всё это резко изменило Блока, способствовало его художественному созреванию». (28, с. 115)
Стихотворения, написанные за период 1898-1990 гг., объединились в цикл «Ante Lucem» только в 1910 году, когда А. Блок готовил к печати свой трёхтомник. В конце 19 века и в начале 20 века в русской литературе появляется новая тенденция- объединять произведения в циклы. Видами цикла являются трилогии и тетралогии.
Александр Блок назвал свой трёхтомник «трилогией вочеловечивания». Цикл «Ante Lucem» открывает эту трилогию. Данный цикл – замкнутый круг с одним лирическим героем, одним настроением. Лирический герой А. Блока – художественный «двойник» автора, вырастающий из текста как чётко очерченная фигура, как лицо, наделённое определённостью индивидуальной судьбы. Это- «я»-сотворённое». Вместе с тем такому авторскому образу сопутствует определённая искренность и «документальность» лирического излияния, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Следовательно, читательское чувство не ошибётся, уверенное в реальном человеческом бытии блоковского героя в цикле «Ante Lucem». Каждое стихотворение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная художественная единица, но будучи извлечённой из него теряет часть своей эстетической значимости.
«Первую книгу своих стихов Блок назвал «однострунной». В основе её – традиция русской романтической лирики, узнаваемая, но преображённая блоковской символикой.» (40, с. 285)
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ А. БЛОКА
Поэтическое дарование Александра Блока, который начал писать ещё в детском возрасте, формировалось в условиях Бекетовской усадьбы, в атмосфере отрешённости от общественной жизни и влюблённости в искусство.
1.1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ А. БЛОКА КАК ПОЭТА
С детства Александр Блок дышал атмосферой живого культурного предания. Окружение его родных – Бекетовых и Карелиных – это Баратынские, Тютчевы, Аксаковы, Коваленские, Соловьёвы- наследственная интеллигенция России.
Н. Гоголь, А. П. Григорьев, Н. Некрасов, Ап. Григорович, И. Тургенев, Я. Полонский были в семье Бекетовых, воспитавших А. Блока, не только почитаемыми писателями, но и добрыми знакомыми.
«В семье царил культ науки, литературы и искусства, господствовали высокие представления об их ценностях, идеалах и традициях. Здесь все, не покладая рук, трудились во славу и на благо русской культуры, русского просвещения». (29, с. 7).
Дед – крупнейший учёный, «отец русской ботаники», активнейший общественный деятель, гуманист и либерал, профессор и ректор Петербурского университета. Бабка – неутомимая, широко известная переводчица, женщина обширного и оригинального ума. Старшая тётка- в своё время обратила на себя внимание как одарённый поэт и прозаик. Младшая – постоянно что- то писала, компилировала, переводила.
По воспоминаниям М. А. Бекетовой – все жители ректорского дома, где жил А. Блок до трёх лет, принимали Сашу с распростёртыми объятиями. В дедушкином кабинете он подолгу сидел на ковре и рассматривал картинки в больших томах Бюффона и Брэма. «Под влиянием чтения пушкинской «Полтавы» Саша выдумал новую игру. Изображался Полтавский бой. Это была бурная, воинственная игра, для которой Саша надевал картонные золотые латы с такой же каской…Он вихрем носился по комнатам…Сражался, в кого-то стрелял, целясь в сидящую за работой бабушку… Во время этих битв я сидела обыкновенно за роялем, играя гаммы, за что и получила название шведского музыканта. Таким образом, мы с бабушкой, не принимая никакого участия в Сашиной игре, были вовлечены в неё силою его воображения». (13, с. 42).
«А. Блок выучился читать к пяти годам. Этому научила его прабабушка А. Н. Карелина. Он очень скоро одолел грамоту, и прабабушка с торжеством показала его искусство матери Саши. Писать же он выучился сам совершенно незаметно, писал вначале печатными буквами, а потом и писанными.» (13, с. 43).
А. Блоку стали читать вслух, когда ему было около пяти. По большей части это делала Соня. Сам он тогда читал мало. Вначале ему нравилось больше всего смешное и забавное. Быстро он выучил наизусть «Стёпку-растрёпку», «Говорящих животных», «Зверьки в поле и птички на воле» и разные присказки, загадки и стишки из книжек так называемой Ступинской библиотеки. В лет шесть у Блока появился вкус к героическому, к фантастике, а также к лирике. Ему много читали сказок – русских и иностранных. «Больше всего ему нравился «Царь Салтан». Тогда же полюбил он «Замок Смальгольм», узнал он и «Сида» в переводе Жуковского. Наслушавшись этого гения, он дал няне Соне прозвище в духе испанского романсеро: «Дон няняо благородный, по прозвищу «Слепая» (13, с. 43). Без принуждения Саша говорил наизусть отрывки из разных забавных стихов о зверьках и птичках, «Замок Смальгольм» декламировал няне и маме, но лирических стихов никогда. Это были серьёзные вещи и при всех он не любил говорить. «Как-то вечером, лёжа в постели, Саша выпроводил из комнаты всех, кто там был, и м ы услыхали из соседней комнаты, как он слабым голоском, ещё слегка картавя, стал говорить наизусть стихи Полонского «Качка в бурю»:
Гром и шум. Корабль качает,
Море тёмное кипит;
Ветер парус обрывает
И в снастях свистит.
Разумеется, он не понимал тогда очень многого в этих стихах, но что-то ему в них нравилось. Он, очевидно, чуял их лиризм, который уже тогда был ему близок.» (13, с. 44).
Велико значение матери в жизни поэта и влияние её на его творчество, сын был её исключительной, самой глубокой и сильной привязанностью. На нём сосредоточилась вся её нежность, а с годами любовь эта всё углублялась. Кроме своей любви, Александра Андреевна вложила в сына черты своей натуры: повышенная впечатлительность, нежность, страстность, крайняя нервозность, склонность к мистицизму и к философскому углублению жизненных явлений.
«Литературность перешла к Саше ещё от бабушки, но мать его поддерживала семейную традицию и относилась к литературе не только с живейшим интересом, но и с благоговением. Смотреть на литературу, да и вообще на искусство, как на развлечение, она считала кощунственным и говорила, что лучше совсем ничего не читать, чем читать для забавы, не перенося в жизнь своих впечатлений от книги. Это отношение к литературе имело несомненно воспитательное значение.» (13, с. 66).
Чтением сына руководила мать. Все его детские книжки и сказки, стихи В. Жуковского, Я. Полонского были выбраны ею. Из русских классиков она особенно любила Льва Толстого и Ф. Достоевского, а затем Н. Гоголя, А. Пушкина предпочитала Лермонтову, но больше всего любила Ф. Тютчева, А. Фета, Я. Полонского, увлекалась и Аполлоном Григорьевым. Из иностранной литературы она больше всего любила Шекспира и Гёттева «Фауста», а затем Флобера, Бальзака и Золя. Все свои вкусы мать старалась привить и сыну, но без назойливости. «Не внедрением той или другой книги влияла она на него, а скорее общим направлением или, вернее, окраской своих литературных взглядов. Она привила сыну чистоту вкуса, воспитанного на классических образцах, тяготением к высокому и подлинному лиризму.» (13, с. 67).
«Сочинять я стал чуть бы не с пяти лет», – писал А. Блок в автобиографии. Как сообщает М. А. Бекетова, он «с семи лет … начал увлекаться писанием, сочинял коротенькие рассказы, стихи, ребусы и т. д.» Из них Блок составлял маленькие книжечки или журналы. Печатными буквами 23 декабря 1888 года была написана книжечка «Моей милой мамочке…», а затем альбом – «Для моей маленькой кроши»; в школьной тетради уже детским почерком Блока написан «Журнал для деток», в таких же тетрадях в две линейки писал Блок ежемесячный журнал «Корабль» (1889-1890 гг.); вышло два номера. М. А. Бекетова вспоминает несохранившийся «Кошачий журнал». Начиная с первой книжечки, везде даётся оглавление, а затем проза чередуется со стихами, шарадами, шутками, ребусами, загадками. Текст сопровождается рисунками.» (31, с. 203).
14 августа 1893 года в Шахматове был составлен написанный рукой матери А. Блока «Сборник сочинений А. Блока и Ф. Кублицкой- Пиоттух». «Цензор- редактор – издатель Ф. Кублицкая – Пиоттух». В неё вошли сказка А. Блока «Сон», перевод с французского «Это ты», стихотворения «Поток» и «Водопад». Этот сборник непосредственно предшествовал рукописному ежемесячному журналу «Вестник», который А. Блок начал «издавать» в одном экземпляре в январе 1894 года. Журнал выходил в течение трёх лет, последний номер вышел в январе 1897 года. Сам А. Блок выступал в роли редактора -издателя и, конечно, сотрудника, пользуясь иногда псевдонимами: А. Бэ, Мамин (не Сибиряк).
«Таким образом, раннее творчество А. Блока носило систематический характер. Причём он всегда стремился оформить его в виде книги или журнала. Само творчество становилось игрой, а игра переходила в творчество. Это было совершенно естественно для той пропитанной культурными традициями обстановки, в которой рос и воспитывался поэт. В его неопубликованных записных книжках 1894 года часто можно встретить краткие записи: «Мама переводила стихи, тётя Маня с бабушкой тоже» или «Бабушка вчера отправила рукописи, мама кончила перевод» и т. Д. В семье Бекетовых «любили и понимали слово»; от дедов унаследовались «любовь к литературе и незапятнанное понятие о её высоком значении». (31, с. 203)
А. Блок знал классиков русской литературы – Н. Гоголя, Ф. Достоевского, И. Тургенева, М. Шедрина – не только по книгам, но и по рассказам бабушки и деда, лично встречавшихся с этими писателями. В семье увлекались литературными играми: буриме, шарадами и т. П.; для маленького Блока писались сказки и стихи.
В построении журнала «Вестник», а также в заметках и объявлениях от редакции заметно старательное подражание известным А. Блоку популярным в то время журналам типа «Невы». «Вестник» имел обычно основной беллетристический отдел, где помещались оригинальные произведения в стихах и прозе, а в разное время и другие отделы: «Научный отдел», юмористические отделы «Для смеха». «Обиходная рецептура», отдел «Новости», отдел ребусов, шарад и загадок. Первый год издания журнала открывается приключенческим «романом» А. Блока «По Америке, или в погоне за чудовищем», который продолжается на протяжении восьми номеров и состоит из 14 глав. Он представляет собой очень слабое подражание Майн- Риду, которым А. Блок в то время увлекался.
В журналах № 2 – 6, 1895 года Александр Блок пишет «уголовную» повесть «Месть за месть». Нравоучительный характер носит переводная «драма в двух действиях» «Король Пингвинов» (1894, №№ 3, 5), которая была переделана для постановки на сцене. Все французские имена заменены русскими, язык перевода приближён к разговорному. Внесённые исправления наглядно показывают успехи, достигнутые А. Блоком в переводе.
Лирические стихотворения А. Блока, сосредоточенные в журналах и приложениях 1894 – начало 1895 годов. В дальнейшем А. Блок помещал в «Вестнике» либо свои юмористические стихи, либо стихотворения и переводы. Возможно, что лирические стихотворения этого времени, замкнутый по своей натуре поэт, не хотел предавать гласности.
На стихах А. Блока в «Вестнике» сказалось прежде всего влияние семьи (стихов матери, бабушки, Е. А. Бекетовой) и семейных вкусов. Баллада «Судьба» – прямое подражание первому вдохновителю поэта – В. Жуковскому, «Весна» перепевает «Вешние воды» Ф. Тютчева, отзвуки «Паруса» М. Лермонтова слышатся в стихотворении «Боевое судно» и т. д.
«Круг знакомой Блоку поэзией не ограничивался классикой, об этом свидетельствует подпись под стихотворением «Горько рыдает поэт…» (1895, 3 10) – «Декадентские стихи», причём декадентство воспринимается как настроение упадничества». (31, с. 210)
Стихи А. Блока посвящены преимущественно природе. Несмотря на подражательность, незрелость в них пробивается искренность чувства и стремления к музыке.
В Шахматове жизнь А. Блока протекает в непосредственном обществе с природой, и с ней связаны наиболее глубокие переживания юного поэта. Лирическое описание шахматовской природы содержит отрывок «Из летних воспоминаний» (приложение к январскому номеру 1895 года, в нём ясно ощутимо влияние «Стихотворений в прозе» И. Тургенева.
Юмористическое стихотворение, посвящённое собаке Диане (1896 года, № 6), заканчивается восклицанием: «Как природа хороша!». По свидетельству М. А. Бекетовой, в нём воспроизводятся реальные детали шахматовского пейзажа. Точность лирического пейзажа всегда будет отмечать поэзию А. Блока.
М. А. Бекетова пишет, что А. Блок «и не подозревал ничего о мире, о том, как живут люди вообще» и журнальное творчество полностью подтверждает это. В редких случаях, когда А. Блок пытается обратиться к жизни других людей, он прибегает к комическим формам.
Латынью А. Блок начал заниматься рано, ещё в 1890 году, с первым своим учителем В. М. Грибовским. Мария Грибовская, сестра В. М. Грибовского, в своих воспоминаниях пишет о горячем увлечении маленького Блока Римом «с его героической историей, с его походами, с его дивными архитектурными памятниками.» (17, с. 81).
По словам М. А. Бекетовой, в гимназии он увлёкся «древними языками и начал переводить «Овидия».
В 1896 году А. Блок пишет две статьи «О начале русской письменности» по учебнику русской словесности Галахова (№ 3) и «Рецензия выставки картин Императорской Академии художеств» (№ 4). Последняя любопытна как свидетельство раннего интереса А. Блока к живописи, свойственного ему на протяжении его творческого пути. Об этом интересе говорит также и то внимание, которое А. Блок уделял иллюстративному оформлению журнала.
В 1896 году А. Блок почти не включал в «Вестник» собственных произведений: выход отдельных номеров задерживается. Чувствуется, что игра в журнал начинает его тяготить. В январе 1897 года вышел ещё один номер журнала, но, несмотря на адрес и объявления о подписке, журнал прекратил своё существование.
«Вестник» представляет собой этап в литературной биографии Блока: здесь он прошёл первую школу систематического литературного труда. Здесь – начало той большой редакционно – издательской деятельности, которая заняла значительное место в жизни Блока…Журнал отразил безмятежно созерцательное состояние духа юного поэта.» (31, с.214).
В 1897 году этот этап был пройден. Но большой запас любви к жизни, жизнеутверждающего оптимизма, полученный А. Блоком в детстве и отрочестве, позволил ему противостоять миру, с которым он столкнулся.