Умение разбираться в людях. т.2. часть 19

Размер шрифта:   13
Умение разбираться в людях. т.2. часть 19

Умение разбираться в людях более успешно развивается у человека, способного к исследованиям, наблюдениям, экспериментам. Конечно, кроме всего прочего. Способность к исследованиям – это особенно важный момент для разумной личности. Исследования помогают более интенсивно и более полноценно познавать себя, окружающий мир, жизнь, вся связанное с человеческим бытием. Конечно, это важно и для любой отдельной ситуации. Но, регулярное проведение, пусть даже самых небольших, но целенаправленных исследований, создает у человека привычку к такого рода деятельности. И временами, кроме планомерных исследований, возникают и своего рода импровизации, экспромты, эксперименты. Позволяющие расставить точки над «и» более быстро и более конкретно. Что называется, по ходу дела. Или по горячим следам.

Исследования могут помогать человеку находить для своей жизни и творчества новые направления, новые грани, новые аспекты, нюансы, детали, оттенки и полутона. А также успешно редактировать свои прежние взгляды и представления, принципы и убеждения, правила и законы интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. В максимальном соответствии иерархии вечных и универсальных классических ценностей.

Исследования придают более благоприятный характер познанию жизни. Когда серия отрицательных результатов, полученных в их результате, уже не воспринимается человеком, как нечто весьма неприятное, стрессовое, задевающее самолюбие. Наоборот, любой результат, в той или иной мере, способен подтвердить те или иные предварительные гипотезы. И, тем самым, повысить уверенность человека в себе и своих силах. Собственно, статус исследователя себя, окружающих, жизни – это совершенно иной статус человека, познающего жизнь. Это более благоприятный вариант расставания с иллюзиями и заблуждениями. Правда, не исключающий на все сто процентов каких-либо неприятных ассоциаций.

Исследования помогают получать более полную информацию о каком–либо явлении жизни, более многогранную, более конкретную, более систематизированную, более концентрированную, более объемную, более объективную. Регулярные исследования помогают более эффективно планировать новую серию исследований в интересующем направлении. И вносить в них адекватные и своевременные коррективы количественного и качественного характера.

Исследования способны добавить новый смысл в жизнь человека. Не говоря уже о дополнительном оттенке на конкретном этапе жизненного пути. И интеллектуального, и психологического характера. Исследовательская деятельность – это своего рода пикантный соус в обычной прозе жизни. Исследование помогают более интенсивно развивать интуицию и проницательность, абстрактное и ассоциативное мышление, фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность, внимательность и наблюдательность.

Опыт проведения различных исследований делает человека менее категоричным и прямолинейным, подходящим к сложным явлениям жизни с менее максималистских позиций. И предполагающим более многовариантное восприятие реальной действительности. Исследования помогают человеку понять более точно свое место в этой жизни, реально величину своих способностей и талантов, достоинств и добродетелей. Исследовательская деятельность вырабатывает в человеке философский подход к оценке себя и своей жизни, своего творчества, разумное отношение к своим ошибкам и неудачам, проблемам и неприятностям, сложным и противоречивым ситуациям. Помогает понять постепенность и медленность эволюционных процессов в своей личности и в жизни вообще. Что дает возможность более адекватно строить свои планы на будущее в наиболее важных моментах жизни. В том числе, в развитии своей интеллигентности.

Второе важное качество разумного человека – это наблюдательность. Она необходима и полезна практически всем, но для разумного человека она важна, буквально, как воздух. Ибо, действительно полноценное познание и себя, и окружающих, и жизни невозможно без сознательной и целенаправленной склонности к постоянным наблюдениям. Конечно, это требует от человека вполне определенной внутренней организованности, внимательности, сосредоточенности. Умственной и душевной активности.

Наблюдательность важна во всех четырех основных сферах человеческого бытия: интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Она касается и простых явлений жизни, и умеренной сложности. Но особенно она важна применительно к сложным явлениям. Для их более интенсивного и полноценного познания и осмысления. Как, впрочем, и вообще относительно каких-либо многогранных и изощренных, многослойных и связанных с элементами иерархии классических духовных ценностей человеческого бытия.

Наблюдательность важна не только применительно к каким–либо особенно важным моментам жизни, но и к второстепенным и даже третьестепенным. Ибо, такое подразделение явлений жизни, на самом деле, весьма условно. Ибо, многие второстепенные моменты, чаще всего, не играют особой роли, но, тем не менее, очень часто несут в себе очень ценную информацию высокой степени достоверности о чем–либо новом и неизвестном, необычном и непривычном, неоднозначном и противоречивом, странном и непонятном. Особенно в тех случаях, когда кто–то вольно или невольно вводит нас в заблуждение относительно того, что делает тот или иной человек, иногда исходя из своих корыстных интересов. Особенно в ходе какой-либо интриги или авантюры, индивидуальной или коллективной психологической манипуляции.

Хорошо, когда к наблюдательности добавляется еще и творческое мышление. В том числе, глубокое и масштабное, абстрактное и ассоциативное, аналитическое и оригинальное (не обязательно во всем исходящее из распространённых и общепринятых стандартов). А также привычка к систематизации полученной информации. Ибо, ее наличие в хаотичном виде имеет практическую ценность значительно меньше, чем в систематизированном. Конечно, это не должно превращаться в самоцель, механическую и формальную, в стремление абсолютно все втиснуть в жесткие рамки логики, логические рамки тех или иных стандартов и стереотипов. Каждый должен понимать то, что, чем сложнее анализируемое явление, тем меньше число его граней доступно для непосредственного восприятия. Как и степень возможного погружения в каждую из этих граней. И тут вопрос уже не только в размере индивидуальных способностей и возможностей, а в том, что человеческий разум, как таковой, имеет вполне определенные ограничения в своем познании окружающего мира. Только очень редким гениям удается заглянуть чуть дальше в бездну тайн Вселенной, чем большинству обычных людей.

Конечно, у людей творческого типа возможности в этом плане могут быть (но не обязательно, реально реализованы) существенно больше, чем у большинства обычных людей. Даже познание самого себя – это очень непростое дело. Древние говорили по этому поводу то, что, познавший себя до конца, может познать все, что угодно. Ибо, человек несет в себе все элементы бытия: интеллектуальные и психологические, духовные и эстетические. А вот то, что он с этим делает, – это уже совершенно отдельная песня, что называется. Серьезное и глубокое, объективное и бесстрастное изучение самого себя способно помочь в постижении других людей. Особенно в плане многих скрытых и подсознательных моментов.

Наблюдательность особенно важна в житейских и научных исследованиях и экспериментах. Наблюдательность может помогать человеку сохранять свою адекватность изменяющимся условиям действительности. Например, при общении с другим человеком вы увидели, что данная тема разговора ему не интересна. И это может послужить основанием для ее смены. Или то, что вы делаете, перестало вызывать положительные эмоции у важного партнера по общению. Значит, следует или прекратить это делать, в данный момент времени, вообще или определенным образом его изменить, чтобы не вызывать у другого человека отрицательных эмоций.

Наблюдательность важна и в построении адекватных отношений человека с самим собой. Ибо, это большое искусство и достаточно сложная наука, доступная мало кому. Правильная любовь к себе и адекватное уважение к себе – это большая редкость в человеческом обществе вообще. И в современную эпоху, в частности, это особенно актуально. Ибо, в значительной степени определяет высокую степень проблематичности и драматичности человеческого общества и человечества в целом. Наряду со многими другими неоднозначными и проблематичными моментами распространённой человеческой психологии и философии бытия.

Наблюдательность, в оптимальном варианте, должна быть максимально осознанной и целенаправленной, постоянной и интенсивной, многогранной и многослойной, трепетной и чувствительной, бдительной и изощренной. Тогда она может дать человеку очень мощное преимущество перед большинством окружающих, значительно повысив вероятность достижения действительно высокого интеллекта и определенного (хотя бы между малым и средним) уровнем мудрости, жизненной опытности.

Наблюдательность помогает понимать основные особенности и закономерности существования различных жизненных явлений. По большому счету, в жизни нет ничего случайного. Все и хорошее, и плохое – это результат вполне определенного соединения многих моментов. Из того, что думает и чувствует человек, о чем мечтает и фантазирует, что желает и к чему стремится, что делал в прошлом и делает в настоящем. И не только того, что он делал, но и того, как он это делал: глупо, неглупо, относительно разумно или очень разумно. Вопрос, по большому счету, не в том, что было или нет при этом одобрение людей из своего непосредственного окружения. А в том, было ли одобрение Высших сил, строгих и бесстрашных, объективных и мудрых.

Продолжить чтение