Размышления о критике
Всему тому, что люди привыкли называть прогрессом и развитием человечества, мы в первую очередь обязаны критическому мышлению последних столетий, поскольку именно оно лежит в основе современной науки, а также определяет тренды и пути движения нашей цивилизации, ее преобразования со времен античной эпохи и далее в ходе становления европейской культуры вплоть до нынешних дней. Критика требует от мыслителей рафинированного понимания своего положения в мире идей и во многом базируется на человеческом эгоцентризме, принуждая критически настроенную персону отстраняться от исследуемого или критикуемого ею объекта. Если в древние времена такое упражнение было доступно лишь единицам – философам, полетом мысли которых мы восхищаемся и не перестаем удивляться, то теперь люди делают это автоматически, не задумываясь и не рефлексируя. Критика вросла в нас до мозга костей. Любой чернорабочий теперь в состоянии сформулировать критическое суждение. Критикуют все, даже дети, едва переросшие эпоху младенческого подражания окружающим их взрослым и тем самым впитавшие в себя основы критического противопоставления, закрепленные в культурных нормах поведения. «Ты, дедушка, не прав», – говорит мне пятилетний внук. «Почему?» – спрашиваю. «Ну, так, – слышу в ответ, – Не прав и все!»
На уроках в вальдорфской школе «Согласие», где я практиковал со старшеклассниками упражнения Formgestaltungschule по пластическим метаморфозам, нетрудно было заметить, как ученики, выполняя задание по сравнению различных подчас трудносопоставимых предметов, с легкостью находят различия между ними, а вот поиск сходств дается с трудом. Это наблюдение иллюстрирует то, как подспудно и бессознательно критика работает в каждом из нас. Ведь именно критическое мышление в первую очередь требует от человека различения и анализа, а вовсе не синтеза.
Однако, прежде чем погрузиться в размышления о критике с целью определения путей дальнейшего развития человечества, необходимо вспомнить и далее постоянно держать в поле зрения один важный момент. За каждой привычной вещью, за каждым явлением и событием повседневной жизни, за каждой обыденной ситуацией стоят силы и сущности душевно-духовных миров. Что бы ни происходило в пределах видимого природно-физического мира, этому всегда имеется соответствие в мире души и в мире духа. И интересующая нас критика в этом смысле не является исключением. За ней также стоят и действуют определенные силы.
Мир телесный или физический является ареной волевой жизни человека, где он как деятель соприкасается с воплощенной и обналиченной объективной реальностью, приобретает соответствующий опыт и далее проявляет активность, творит. Здесь критическое видится в его способности отстраняться от прочих объектов мира. За многие столетия люди научились разотождествляться с вещами и явлениями природы, а также с социумом и отдельными личностями. Я – не буря. Я – не стол. Я – не дворник. Я – не мой сосед…
Здесь же, но этажом выше, разворачиваются события душевной жизни, где человек ощущает, вожделеет, радуется или страдает, рассуждает. В этом пространстве – подвижном, трепещущем и непредсказуемо капризном – прорастает его сознание. Здесь действуют две мощнейшие душевные силы, заставляющие душу человека пребывать в постоянной живой вибрации. – Это силы симпатии и антипатии