Судьба связала с Крымом

Размер шрифта:   13
Судьба связала с Крымом

© Нина Плаксина, 2021

© Малышева Галина Леонидовна (ИД СеЖеГа), 2021

Предисловие

Судьба связала с Крымом

Крым. Любимый Крым – пьедестал для солнца и счастья. Число очарованных экзотикой полуострова с каждым летним сезоном, с каждым годом, становится всё больше не только среди отдыхающих на удивительных пляжах, но и среди литературного братства. Об этом говорит ежегодный выход сборника сонетистов и сонетологов «Высоким слогом о тебе, мой Крым» в 2019, 2020, 2021 годах. Обложка названной книги объединила многих слушателей «Школы сонетов», а осень 2020 года и текущий 2021 год порадовали фейерверком новых сонетов разной строфики. Литература обогатилась Венками сонетов о «крымских именах»: о писателях, художниках, великих специалистах в науке. «Творческий портфель» четвёртого сборника убедительно наполняется произведениями.

Вы держите в руках томик «Судьба связала с Крымом». В поэтической форме, высоким сонетным слогом рассказано о творчестве и судьбах Николая Гумилёва, Архипа Куинджи, Александра Грина, Александра Куприна. Венок строф – четырнадцатистрочий посвящён поэтам Крыма и не только.

Рис.0 Судьба связала с Крымом

Архип Иванович Куинджи, уроженец Мариуполя, был частым гостем Крыма, любил живописные, сохранённые в первозданной красоте уголки Южнобережья. Творческая мастерская находилась близ Кикенеиза, в селе Оползневое. Но связь рода художника с Крымом исторически интересна и глубока. В 1774 году русское правительство договорилось с последним крымским ханом Шагин-Гиреем о переселении христианского населения в Северное Приазовье. Через четыре года в Крым переехало более 31 тысячи христиан, в основном греков. Поселились они в селениях с крымскими названиями: Ялта, Гурзуф, Симеиз, Солхат (Кырым – монг., с шестнадцатого века Эски-Кырым – Старый Крым).

Рис.1 Судьба связала с Крымом

Александр Иванович Куприн, начиная с 1901 года, шесть раз был в Крыму, приезжал сюда каждое лето или осень. Любимым местом писателя была Балаклава. Здешним рыбакам, с которыми писатель часто выходил в море, он посвятил очерки «Листригоны» (1907 – 1911). Кроме того, в Крыму Александр Иванович работал над повестью «Поединок», написал многие рассказы. В статье «Событие в Севастополе» рассказал трагедию восставшего крейсера «Очаков».

Рис.2 Судьба связала с Крымом

Южный берег Крыма Александр Степанович Грин увидел в 16 лет с борта парохода «Платон», куда был принят учеником матроса.

Вторично А. С. Грин приезжает в Крым двадцать лет спустя и остаётся на постоянное место жительства. Шесть лет (1924 – 1930) он прожил в Феодосии, затем переехал в Старый Крым, где прожил последние два года. Крымские годы жизни писателя были исключительно плодотворными. Классикой стали романы: «Золотая цепь», «Джесси и Моргиана», «Дорога в никуда». Героини произведений «Бегущая по волнам», Фрези Грант, и «Алые паруса», Ассоль, стали любимыми литературными героями молодёжи.

Рис.3 Судьба связала с Крымом

«Невольник чести», Николай Степанович Гумилёв, с честью защищал жизнь свою до последней минуты. Родился он в Кронштадте в 1886 году.

Крым посетил в 1909 году. Приезд был ярким, но недолго. Поймём мы это, прочитав «Исповедь» Черубины де Габриак (Е. Дмитриевой): «Он приехал провожать меня, и тут мы оба с беспощадной ясностью поняли, что это ВСТРЕЧА, и не нам ей противиться. Это была молодая, звонкая страсть». Гумилёв об этой встрече тоже оставил запись в альбоме: «Не смущаясь и не кроясь, я смотрю в глаза людей. Я нашёл себе подругу из породы лебедей». Николай Степанович сделал предложение своей «лебёдушке», любимой нимфе, но Черубина была влюблена в Волошина. Она ничего не скрывала от «М. А.», под такими символами записан Максимилиан Александрович в дневнике. Не скрыла и предложение Гумилёва. На её признания Волошин ответил: «Выбирай сама. Но если ты уйдёшь к Гумилёву, я буду тебя презирать». На повторное предложение Николая Степановича Елена коротко бросила: «Уезжайте». Гумилёв ушёл. У Елены Ивановны читаем: «Выбор уже сделан (в пользу Волошина, конечно), но Н. С. всё же оставался для меня благоуханной гвоздикой. Мне казалось: хочу обоих, зачем выбор! Я просила Н. С. уехать».

Рис.4 Судьба связала с Крымом
Рис.5 Судьба связала с Крымом

Черубина де Габриак и Макимилиан Волошин

Далее – служба, участие Гумилёва в войне. Служил Николай Степанович в лейб-гвардии уланском полку, во взводе конной разведки. В Первую мировую войну прапорщик, кавалер двух солдатских Георгиевских крестов Николай Гумилёв прошёл через многие опасности, трудности и невзгоды, но ни в каких заговорах против советской власти не участвовал, антисоветских стихов не писал. Формулировка же в причине ареста и затем… расстрела была «за участие…» «Расстрелян 25. 8. 1921 г.»

Рис.6 Судьба связала с Крымом

Долгие годы утверждали, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном, так называемом, Таганцевском заговоре.

На самом деле, установлено, что преступление Николая Гумилёва, заключалось в том, что он «не донёс органам Советской власти», что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался.

30 сентября 1991 года Судебная коллегия Верховного Суда вынесла решение о реабилитации Н. С. Гумилёва. Уголовное дело в отношении него было прекращено «за отсутствием в материалах доказательств его практической причастности к антисоветской деятельности».

Через семьдесят лет пришло признание поэта, оценка его творчеству.

Интересные факты:

*Первый памятник Н. С. Гумилёву поставлен в Коктебеле 19 марта 2019 г.

на средства энтузиастов.

На памятнике написаны слова Гумилёва:

  • Ещё не раз вы вспомните меня
  • и весь мой мир волнующий и странный,
  • нелепый мир из песен и огня,
  • но меж других единый необманный.

*В Коктебеле одна из улиц носит имя Н. С. Гумилёва.

*Ежегодно у памятника Н. С. Гумилёва проводится Международный Гумилёвский фестиваль.

*Весной 2007 года около памятника заложена зелёная аллея. Деревья прижились.

*Виталию Шенталинскому удалось разыскать конвертик (лист Дела 144), в котором записана информация, за что был арестован и расстрелян: «Гумелёв Николай Станиславович, возраста 33 года».

Ошибки: в фамилии (Гумилёв), ошибка в отчестве (Степанович) и в возрасте ошибка.

Ошибкой оказался и сам расстрел.

Прошение о помиловании (среди поэтов в июне и июле 1921 года прошла эта акция) «дошло» после расстрела…

О судьбе и творчестве поэта Гумилёва, героях писателей Грина и Куприна, полотнах художника Архипа Куинджи, очарованных Крымом авторов, Вы, дорогой читатель, прочтёте в Венках сонетов данной книги.

Нина Плаксина,очарованная Крымом,поэт, г. Щёлкино.
Рис.7 Судьба связала с Крымом

Как белая восторженная птица

Николаю Гумилёву

Магистрал – предисловие

  • Отрезок жизни до опушки сужен,
  • А мысль кипит:
  • «Так я стране не нужен.
  • Прости, Господь, грехи в конце пути!
  • Крестам военным жизни не спасти.
  • В разведке ли, в прикрытии, в погоне –
  • на поле боя пощадил свинец,
  • Святой Георгий…»
  • Выстрел. Вздох. Конец…
  • В защиту сердца не хватило брони.
Автор
  • Тебе бродить по солнечным лугам,
  • Зелёных трав, смеясь, раздвинуть стены!
  • Так любят льнуть серебряные пены
  • К твоим нагим и маленьким ногам.
  • Весной в лесах звучит весёлый гам,
  • Всё чувствует дыханье перемены;
  • Больны луной, проносятся гиены,
  • И пляски змей странны по вечерам.
  • Как белая восторженная птица,
  • В груди огонь желанья распаля,
  • Проходишь ты, и мысль твоя томится:
  • Ты ждёшь любви, как влаги ждут поля;
  • Ты ждёшь греха, как воли кобылица;
  • Ты страсти ждёшь, как осени земля!
Николай Гумилёв, Коктебель1 мая 1909 года

1

  • Тебе бродить по солнечным лугам,
  • срывать цветы, вдыхая ароматы,
  • сегодня слышать радость, не когда-то, –
  • живой природы сказочный орган.
  • Мелодию сменяет «ураган»,
  • морская тишь в летящих звуках смята,
  • но не тревогой – нежностью объята
  • душа Сиринги, флейта – талисман.
  • Напевы нежным чувствам в унисон
  • летят самозабвенно, вдохновенно:
  • в судьбу вернула явь прекрасный сон.
  • Зовёт диапазон попеременный.
  • Явиться – убедительный резон,
  • зелёных трав, смеясь, раздвинуть стены.

2

  • Зелёных трав, смеясь, раздвинуть стены,
  • предстать пред тем, чьё звание Поэт,
  • кто встречу торопил немало лет,
  • до святости любил самозабвенно.
  • Надежды и мечты не знают тлена,
  • для страсти звонкой угасанья нет.
  • Отчаянно встревожен пистолет,*
  • когда стремленья светлые смятенны.
  • Для золотого сердца несомненна
  • уверенность в рождении весны.
  • С единственной – свиданья вожделенны.
  • На берег – шаг, один, благословенный.
  • К твоим ногам, что юностью нежны,
  • так любят льнуть серебряные пены.

3

  • Так любят льнуть серебряные пены
  • к песчаной золотистой полосе,
  • шипя, растаять в ней наплывом всем –
  • вот мысли, постоянны, неизменны.
  • Молчишь, не знаешь, не приемлешь скверны:
  • плывёшь по лону вод во всей красе,
  • о хитром лисе мыслишь, верном псе,
  • но не по-лебединому смиренно.
  • Раздумье перед выбором томило,
  • из сердца рвётся исповедь к Богам.
  • Он любит подчинять, ты – мучить мило,
  • не с дождичком встречать – по четвергам.
  • Привычно море волны приносило
  • к твоим нагим и маленьким ногам.

4

  • К твоим нагим и маленьким ногам
  • прильнули волны ласковым котёнком.
  • Ты шутишь, наблюдаешь за чайчонком,
  • внимаешь крикам – чаечным мольбам.
  • Послушай, галька шепчет в такт шагам,
  • и волны стали слишком говорливы.
  • Рвануться бы – спешишь неторопливо
  • к нему!.. К тебе… – противиться не вам.
  • Прогулки в скалы. Под игривый ветер
  • закаты наблюдать по вечерам,
  • над морем звёзды, зори – на рассвете.
  • Любимый голос – на́ душу бальзам.
  • Простор поёт: как звонок мир и светел,
  • весной в лесах звучит весёлый гам.

5

  • Весной в лесах звучит весёлый гам,
  • щебечут птицы, радуют округу.
  • Взволнованно – в тиши: «Нашёл подругу
  • породы лебедей, и не отдам!»
  • Поверила глазам его, словам?
  • В смятении метнулась, взгляд испуган…
  • Отказ? Опять не стать ему супругом.
  • Всё рвёшься мысленно к другим устам…
  • Вы рядом – бесконечно далеки.
  • Заветные «Эм. А» тебе священны,*
  • во имя сердца – жизни вопреки.
  • Ты представляешь трепетные сцены.
  • В природе значимы судьбы витки –
  • всё чувствует дыханье перемены.

6

  • Всё чувствует дыханье перемены.
  • Пронизывает существо насквозь:
  • твоё «мальчишка», брошенное вскользь,
  • воспринято им с болью, как измену.
  • Ушёл один, шагнув за «авансцену».
  • Упрёков нет. Оцепененье сбрось:
  • отныне две судьбы отдельно, врозь.
  • Орга́н вздыхает вслед недоуменно.
  • Сиринга «никогда, ни с кем не «МЫ»!*
  • Теперь Сехмет выходит на арену:
  • ей пламя по нутру, огонь, дымы.
  • Богиня сеет гибель в мире бренном,
  • и тешится в ночи, когда из тьмы,
  • больны луной, проносятся гиены.

7

  • Больны луной, проносятся гиены,
  • где смята жизнь, и трапеза щедра.
  • Стекает кровь по кончику пера
  • на строки молодого джентльмена.
  • Он рыцарь слова, и стихи нетленны,
  • «Святое ремесло», где мысль остра,
  • ступени высшие – признать пора,
  • наполнены живым биеньем вены.
  • Зовёт гостеприимная округа,
  • напрасно травы нежно льнут к горам:
  • не встретит коктебельская подруга.
  • Бликует море – на душе бальзам,
  • и чайка хохотнула от испуга,
  • и пляски змей странны по вечерам.

8

  • И пляски змей странны по вечерам –
  • над Карадагом обострённым слухом
  • уловят ночи киммерийским духом.
  • Прибой понятен слышащим глазам.*
  • Как Слову Бога верил Мандельштам,**
  • ведь сердце друга к совести не глухо.
  • Сегодня тот же голос … (земля – пухом)
  • стихи бросают вызов жемчугам.
  • В словах чеканил образы резец,
  • безмерной силы в них судьба хранится –
  • благоговел над строчками творец.
  • Что ни страница – мастера частица:
  • живёт бессмертная любовь-венец,
  • как белая восторженная птица.

9

  • Как белая восторженная птица,
  • стремится к счастью светлая любовь.
  • Свободной никогда не прекословь,
  • в полёте быть ей, взоров не таиться.
  • Царить сумеет, если не истица,
  • она в пути не разобьётся в кровь.
  • Ты ей напиток райский приготовь –
  • не растеряешь счастье по крупицам.
  • Фантазией – над волнами упруго,
  • в блаженстве ярком Господа хваля,
  • летит-летит многоголосьем фуга.
  • Мелодии, нежнее хрусталя,
  • поёт душа, ранимая подруга,
  • в груди огонь желанья распаля.

10

  • В груди огонь желанья распаля,
  • поэт не прячет правды и восторга –
  • со святостью и вдохновенно строго,
  • благоговейно душу веселя.
  • Не выпускает ни на день руля:
  • благодарит «за Беатриче» Бога.*
  • Поэзия – порою недотрога,
  • порой звучит высокой нотой «Ля-а-а!»
  • К звенящей планке творчества стремится
  • и вы́носить, не бросить свысока
  • в толпу слова, а видеть слёзы, лица.
  • Оценит кто, услышит ли столица?
  • Во времени уже издалека
  • проходишь ты, и мысль твоя томится.

11

  • Проходишь ты, и мысль твоя томится,
  • доверчив, мудр, но всё-таки дитя:
  • с восторгом пишешь, словно бы шутя,
  • хотя порою видишь в горе лица…
  • Безоблачное счастье веселится,*
  • на слово клятвы чуточку грустя.
  • Священник, лбы обвенчанных крестя,
  • шепнул, мол, ждёт медовая седмица.
  • Безмолвный поединок, что петля,
  • томил и мучил гордую царицу.
  • Орёл с орлицей жажду утолят?!
  • Поэт поймал в полёте «журавля».
  • Ведя жену в просторную светлицу,
  • ты ждёшь любви, как влаги ждут поля.

12

  • Ты ждёшь любви, как влаги ждут поля,
  • уверен в нежности очарований,
  • объятий, голубиных воркований.
  • Ликуешь, по-мальчишечьи шаля.
  • Себя в «единоборстве» веселя
  • свободой от «невстреч» и «непризнаний»,
  • ценили оба силу обещаний,
  • в лихие годы горе разделя.
  • Блеснуло счастье и скользнуло прочь:
  • война в судьбу ворвалась, заграница.
  • Не могут в мире злобу превозмочь.
  • Забыли: кровь людская не водица.
  • Сехмет, пожаром обжигаешь ночь!?
  • Ты ждёшь греха, как воли кобылица.

13

  • Ты ждёшь греха, как воли кобылица,
  • чиновник рьяный городской «чека»?
  • Но смертник, до взведённого курка,
  • бессмертен, как восторженная птица.
  • Ошибка на бумаге пригодится.*
  • Теперь укором станет на века,
  • в десятку, в цель, попав наверняка,
  • корёжить будет грешника страница.
  • «Сехмет» – в душе чиновничьих деляг,
  • в зигзагах протокольной круговерти:
  • похоже и без «промаху» рулят.
  • В политике такие вензеля:
  • она пожара хочет, или смерти.
  • Ты «страсти» ждёшь, как осени земля!

14

  • «Ты страсти ждёшь, как осени земля!» –
  • на плахе смертник вспомнил, но с усмешкой.
  • Картины – чётко в памяти пробежкой
  • по жизни: счёт обратный – до нуля.
  • Рассвет. Опушка. Пуля, не петля
  • в судьбе сыграет на «орла и решку».
  • Или расстрельщик попросту замешкал?
  • В одной из камор – смертный свист «шмеля».
  • Растаял дым последней сигареты.
  • Повязку прочь! Не застить свет глазам!
  • Стихи, война, вояжи – всё, отпеты…
  • Не потускнеть Георгия крестам:*
  • В сиянии под звонкие сонеты
  • тебе «бродить» по солнечным лугам.
  • 7 марта 2021 г.

Примечания

Сонет 2

* Дуэль Гумилёва и Волошина состоялась 22 ноября 1909 года возле Чёрной речки за Новой Деревней. Желанная «лебёдушка» Черубина де Габриак, нимфа Сиринга превратилась в Сехмет, богиню войны.

Обвинение в произнесении неприличных слов в адрес Елены Дмитриевой было ложно: слов этих он не произносил, и произнести не мог (утверждение Алексея Толстого), Однако, из гордости и презрения Гумилёв молчал, не отрицая обвинения, он, и на очной ставке по той же причине подтвердил ложь (по словам присутствовавшего на дуэли А. Толстого).

Сонет 5

* «Эм. А», – записала в «Исповеди» – самая большая моя в жизни любовь, самая недосягаемая … Я узнала, что М. А. любит меня, любит уже давно – к нему я рванулась вся, от него я не скрывала ничего».

Сонет 6.

«…никогда, ни с кем не «МЫ»!* (Гумилёв)

«Эти две встречи всегда стояли передо мной, а я не могла остаться ни с кем» (Черубина де Габриак, Е. Дмитриева).

Сонет 8

* Осип Мандельштам на все времена утвердил уровень отношения к поэзии Гумилёва: «Гумилёв – наша совесть… в его руках высшее доверие Бога: держать поэтическое перо, чтобы сеять доброе и вечное».

** Начинающим поэтам Гумилёв часто говорил, что поэт «должен тщательно и упорно развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; он должен учиться видеть звуки и слышать цвета, обладать слышащими глазами и зрячими ушами, чтобы воспринимать жизнь во всей её полноте и богатстве».

Сонет 10

* Беатриче. Для Гумилёва это была Анна Ахматова. Познакомившись с Ахматовой 24 декабря 1903 года, Гумилёв в течение долгих семи лет добивался её руки и сердца. Всю жизнь образ Анны оставался в сердце поэта любимой Беатриче.

Сонет 11

* Свадьба Гумилёва и Ахматовой состоялась 25 апреля 1910 года.

Развод состоялся 5 августа 1919 года в Никольской церкви села Никольская Слободка (под Петербургом).

Сонет 13

Жизнь её бывшего мужа Николая Степановича Гумилёва трагически оборвалась в августе 1921 года, он был арестован и расстрелян 26 августа.

Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно, есть только три версии.

Отзывы

Трагичная судьба поэта в полной мере нашла отражение в написанном Вами венке. Причем, сделано это достаточно мягко и тонко, вкраплением биографических фактов в сплетаемое поэтическое полотно. Символичен также и выбор в качестве Магистрала сонета Н. Гумилева – Сехмет. Эта дочь Бога Ра в египетском пантеоне была жестокой и кровавой богиней. Видимо, данная особенность также накладывает свой отпечаток на читательское восприятие Вашего произведения, придавая ему ещё большую эмоциональность.

Недолгая жизнь поэта была яркой и насыщенной. Стихи его отличаются предельным изяществом и красотой. Да и талант Анны Ахматовой во многом раскрылся, благодаря помощи и правкам ее стихов Николаем Гумилевым. Это можно увидеть, читая опубликованную переписку между ними.

Венок сонетов написан Вами с большим мастерством, стихи пронизаны одухотворенностью, которую можно встретить только у очень открытого и искреннего автора. Ваша работа, безусловно, является ещё одним поэтическим памятником замечательному поэту серебряного века и не только знакомит читателя с его биографией, но и, с помощью высокохудожественного слова, заставляет задуматься о месте и роли поэта в окружающем мире.

Спасибо большое за Ваше творчество.

Олег Гаценко 16.03.2021 16:42
* * *

Потрясающая работа! На одном дыхании читала и сонеты, и историческую справку! Великолепно! Спасибо!

Преклоняюсь перед Вашим талантом!!

  • Нет слов, чтоб выразить восторг
  • И передать души полет и пламя,
  • Несете гордо Вы поэта знамя
  • Талантов возглавляя полк…

С уважением!

Нинель Григорьева 16.03.2021 14:33
* * *

Нина! С большим интересом «проглотил» Ваш венок сонетов. Помимо хорошей поэзии, в нём много исторических сведений, о некоторых я не знал. Спасибо! Вдохновения и всех благ! В.А.

Виктор Алимин 16.03.2021 12:28
* * *

Великолепно! Сколько труда, Нина! Сколько неподдельной любви к поэту, поэзии, истории! Произведение вызывает и трепет и восторг. Спасибо. С теплом и уважением,

Алла Фролова 2 16.03.2021 12:21
Рис.8 Судьба связала с Крымом

Палитра, кисти – путевая нить

Архипу Куинджи

  • Любите живопись, поэты
  • Лишь ей, единственной дано
  • души случайные приметы
  • переносить на полотно.

Н. Заболоцкий

Акромагистрал – предисловие

  • Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений
  • Искусством вдохновенным заменить.
  • Палитра, кисти – путевая нить.
  • Едва ль растирка красок – цель учений[1].
  • Тщета, напрасно ожидать успеха,
  • Роптать на беспринипный плагиат[2]:
  • Искусство испытало боль преград.
  • Коварство, зависть – вечная помеха,
  • Ущербность в отношениях, изъян.
  • Искус – картины показать друзьям.
  • Неброскость гаммы цвета гармонична:
  • Долина, речка, ночь без облаков.
  • Живой водой расплёскан феерично
  • Исход великих дел в рассвет веков.

1

Рис.9 Судьба связала с Крымом

А. Куинджи. «Ай-Петри. Крым»

  • Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений,
  • о, Господи, со мной на полотне
  • твори, молясь в глубокой тишине,
  • наполни сердце страстью вдохновений.
  • Уверенность и лёгкость подари
  • руке, что с детства тянется к палитре,
  • и краски помнит, как слова в молитве.
  • Искать цвета и ночи, и зари,
  • их смешивать, храня тона живые,
  • глубокий сон и всплески огневые.
  • Сказать – исполнить, не притворно мнить
  • дыхание земли, природы мысли.
  • Задумчивость лесов и лёгкость выси
  • искусством вдохновенным заменить.

2

Рис.10 Судьба связала с Крымом

А. Куинджи. «Красный закат»

  • Искусством вдохновенным заменить
  • места, что невозможно видеть ныне,
  • в душе беречь и помнить как святыню,
  • любимый вид и на холсте ценить.
  • Взглянув на полыхающий закат,
  • что горизонт, вершины, землю красит,
  • представишь берег в разной ипостаси.
  • Да кто же солнечным лучам не рад!
  • Не будет жизни без тепла Светила:
  • ему дана Божественная сила.
  • Готов пред Солнцем сердце преклонить
  • и красками боготворить природу!
  • Во мне живёт урумская[3] порода,
  • палитра, кисти – путевая нить.

3

Рис.11 Судьба связала с Крымом

А. Куинджи. «Чумацкий тракт в Мариуполе»

  • Палитра, кисти – путевая нить,
  • тянулся с детства к этому искусству.
  • Природа тоже излучает чувства
  • возможно это в цвете объяснить.
  • «Чумацкий тракт» и «золотая» соль,
  • она дороже жёлтого металла.
  • Добытчик настрадается немало.
  • Терпи, терпи, чумак – вези, изволь.
  • Без соли нет «украинского сала».
  • (Да и меня невеста ждать устала…)[4]
  • Не знает злыдней зной, беды лишений.
  • Готов завыть и я, как этот пёс.
  • Пишу, чтоб труд достаток мне принёс:
  • (Едва ль растирка красок – цель учений).

4

Рис.12 Судьба связала с Крымом

А. Куинджи. «Украинская ночь»

  • Едва ль растирка красок – цель учений,
  • то тяжкий труд – дорога к мастерству.
  • Смешав тона, приблизишь к естеству,
  • и полотно не вызовет сомнений.
  • Охристый, синий, серый… Бо-же мой!
  • Готов тереть, искать оттенки, тени,
  • чтоб окна, облака, рубаха, стены
  • бе-ле-ли, но цвет каждого – иной.
  • Не виден лик луны, а света много,
  • под полнолунием тиха дорога.
  • Ночную душу созерцать – утеха.
  • Одно окно тоскует, шлёт привет,
  • призывно ждёт свидания в ответ.
  • Тщета, напрасно ожидать успеха…

5

Рис.13 Судьба связала с Крымом

А. Куинджи. «На острове Валааме»

  • Тщета, напрасно ожидать успеха –
  • оценит значимость труда бомонд.
  • По ниточке глубокий горизонт
  • покажет грань: он не приемлет спеха.
  • Люблю спокойный северный ландшафт
  • на Валааме, глубину покоя.
  • Внимаю край благоговейно, стоя.
  • Простор сурово тих и величав.
  • В единой гамме над озёрной гладью
  • нависло небо с грозовою кладью.
  • Под парусом, рыбалки, вам «Виват!
  • «Семь футов… и ни рыбки, ни чешуйки»!
  • Поможет штиль… Но как тревожит чуйка…
  • Роптать на беспринципный плагиат?

6

Рис.14 Судьба связала с Крымом

А. Куинджи. «Ладожское озеро»

  • Роптать на беспринципный плагиат?
  • Приёмы, поиски в работе – не твоё.
  • Недопустимо в творчестве враньё –
  • прореха в совести. Кто виноват?
  • О Ладожском написано с любовью.
  • В его покое жизнь, не «мёртвый штиль».
  • Художник – профи? Кистью не фальшивь!
  • Пейзаж написан нервами и кровью:
  • песок, кристально чистая вода
  • и камень, что века судьбу бодал.
  • Из озера не выбраться назад –
  • на тучи из прозрачности взирает,
  • о береге мечтает, кущах рая…
  • Искусство испытало боль преград.

7

Рис.15 Судьба связала с Крымом

А. Куинджи. «После дождя»

  • Искусство испытало боль преград,
  • рожденье стилей, поиски приёмов.
  • Желанны вдохновенные подъёмы.
  • Палитра – поле боя, я – солдат.
  • Перехвачу на кисть пятно контраста –
  • сияет нежной зеленью трава,
  • текут ручьи дождя – энтузиаста,
  • он быстро растерял напор отваги,
  • теперь глазеют лужи-кружева,
  • играет небо отблесками влаги.
  • Дороги нет, размыта, не проехать.
  • Но тучи спорят с тьмой глухонемой:
  • возможно ль смыть весёлой кутерьмой
  • коварство, зависть? (Вечная помеха).

8

Рис.16 Судьба связала с Крымом

А. Куинджи. «Христос в Гефсиманском саду»

  • Коварство, зависть – вечная помеха,
  • препоны радости, таланту и добру.
  • Кромешность тьмы поддастся ли перу?
  • А кисть художника – характер, веха.
  • По-над оливами вперёд-назад
  • скользит; вокруг – ни блика – тёмен сад;
  • затрата сил тиха и трудоёмка.
  • Врастают тени в холст и… вдруг парят
  • мерцанием испуганных лампад…
  • В ночи судьба решается, в потёмках.
  • Средь стражников… но лучшим Он назван
  • самим Христом, учеником любимым.
  • в учениях ему необходимым.
  • Ущербность – в отношениях изъян.

9

Рис.17 Судьба связала с Крымом

А. Куинджи. «Христос в Гефсиманском саду»

  • Ущербность в отношениях – изъян.
  • Чтоб не подать врагам о Боге знака,
1 Архип Куинджи пешком пришёл в Феодосию, к Ивану Айвазовскому учиться рисовать. Но Айвазовский поручил юноше красить забор и толочь краски.
2 Руфин Судковский написал полотно «Мёртвый штиль». Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро». Был суд товарищеского сообщества, которое присудило победу Куинджи.
3 Куинджи – с урумского языка «золотых дел мастер»
4 После продажи картины «Чумацкий тракт», Куинджи купил себе костюм и женился. Невеста его ждала.
Продолжить чтение