Конфликты: фазы, форумы и способы разрешения. Для наших сновидений, тела, организаций, правительств и всей планеты
ARNOLD MINDELL
CONFLICT:
PHASES, FORUMS AND SOLUTIONS
For our dreams and body, organizations, governments and planet
Научная редакция к. филос. н. Владимира Майкова
© Arnold Mindell, 2017
© Трансперсональный проект, 2019
© ООО ИД «Ганга», 2019
• Второй тренинг лидера
• Конфликты
• Танец Древнего
• Процессуальный ум
• Геопсихология
• Сила безмолвия
• Тело шамана
• Процессуально-ориентированная работа с конфликтами
• Ученик создателя сновидений
• Сновидение в бодрствовании
• Квантовый ум
• Сидя в огне
• Лидер как мастер единоборств
• Самостоятельная работа над собой
• Кома: ключ к пробуждению
• Сновидящее тело во взаимоотношениях
• Путь реки
• Работа со сновидящим телом
• Год I
• Тени городов
• Тело сновидения
• Вскачь, задом-наперед (с Э. Минделл)
От автора
Я благодарен многочисленным людям, компаниям и государственным деятелям, которые обращались ко мне за помощью, тем самым позволив мне поучаствовать в разрешении крупных конфликтов в сфере бизнеса и политики.
Спасибо высокопоставленным людям из ООН за их ободряющие слова: «ООН, в ее нынешнем виде, справлялась бы со своей работой намного лучше, если бы научилась распознавать двойные сигналы», и «Использование этих новых методов поможет странам успешнее решать свои проблемы».
Спасибо Альберту Эйнштейну за теорию относительности и специалисту в этой области Эдвину Тейлору за практические исследования, а также физику Ричарду Фейнману за доступное объяснение квантовой теории.
Спасибо духовным учителям из Африки, Австралии, Европы, Индии, Японии, Кореи, России, Южной Америки, Соединенных Штатов и Канады, которые явили мне различные грани божественного. Я в особенности признателен Фукусиме Роси, дзен-мастеру школы Риндзай и настоятелю монастыря в Тофукудзи, за понимание и личную поддержку. Мне очень нравится его идея о том, что «пустой ум» можно рассматривать как «творческий ум». Я чрезвычайно рад тому, что Далай-лама интересуется концепцией «сновидящего тела» и увлечен квантовой теорией. Я также признателен южноафриканскому лидеру Нельсону Манделе за его автобиографию[1].
Я благодарен древним китайцам за гадание на огне, за И Цзин и за «Дао дэ цзин» Лао-цзы. Даосизм помог мне разработать новые идеи о фазах, свойственных мировым процессам.
Спасибо К. Г. Юнгу и моим юнгианским коллегам за поддержку моего интереса к сновидениям и моих ранних исследований, приведших к концепции «сновидящего тела». Спасибо К. Г. Юнгу за идею синхронистичности и лауреату Нобелевской премии в области физики Вольфгангу Паули – за подтверждение теории Юнга.
Я признателен Майклу Мерфи из Института Эсален, расположенного близ города Кармель в Калифорнии, за то, что он пригласил нас с Эми в качестве учителей после смерти великих гештальт-психологов Фрица Перлза и Дика Прайса.
Большое спасибо Хелене Гронда, Сьюзен Ньютон и Маргарет Райен за их неоценимую помощь в редактуре!
В очередной раз спасибо замечательной Сьюзен Коусен за ее усилия в записи многочисленных лекций, которые легли в основу данной работы.
Спасибо вам, дорогой читатель, за желание помочь себе и миру особенным, присущим только вам способом.
Я хочу выразить особую благодарность Эми Минделл, моей жене, лучшему другу и партнеру во всем, за совместную учебу, исследования, практику и преподавание существенной части данного материала по всему миру. И спасибо тебе, Эми, за помощь в публикации этой работы!
Рисунки и диаграммы, использованные в книге
1. Конфликт в Камдене, Лондон.
2. Классовая борьба в Камден Лок.
3. Фазы луны. Фото: НАСА.
4. Танцующий Шива в ЦЕРНе, Швейцария. Фото: Википедия.
5. Фаза 1. Получайте удовольствие. Фото: www.iclipart.com.
6. Фаза 2. Напряженность + конфликт. Фото: www.iclipart.com.
7. Фаза 3. Откройтесь для другого.
8. Фаза 4. Уровень вселенной или сущности. Фото: www.iclipart.com.
9. Фазы. 1 – наслаждение жизнью; 2 – напряжение + конфликт; 3 – переключение ролей; 4 – отстраненность. Фото: авторский материал с использованием сайта www.iclipart.com.
10. Фаза 3.
11. Фаза 4.
12. Черный ящик. Фото: Википедия.
13. Нагуаль (или шаман), превращающийся в ягуара. Фото: Википедия.
14. Ответ – в дуновении ветра.
15. Медитация, основанная на фазах процесса.
16. Эльмо и Кермит.
17. Ваше глубочайшее искусство и процессуальный ум.
18. Аполлон + Иисус, Аллах + Яхве, Дзен + Богиня.
19. Багуа: восемь перетекающих друг в друга триграмм. Фото: Википедия.
20. 721 как уровни и фазы применительно к человеку, бизнесу и миру.
21. 721 как форумы и уровни процесса.
22. Взгляд Руми.
23. Мы – поля, выглядящие как тела.
24. Сновидения.
25. 721 в работе со сновидениями.
26. X в небе над горой Бэчелор.
27. Гравитационные волны, порожденные двойными нейтронными звездами.
28. Танцующие дервиши. Фото: Википедия.
29. Уровни, фазы и форумы 721 глубинной демократии.
30. «Звездная ночь» Ван Гога. Фото: Википедия.
31. Будда в лесу. Фото: www.pexels.com.
32. Нельсон Мандела об образовании.
33. Метод 721 в образовании.
34. Лопаточная кость для прорицания. Начертано в эпоху династии Шан (правление У Дина). Фото: Википедия.
35. БОЛЬШОЙ ПУТЬ, открытый для u + X.
36. u, X Арни + БОЛЬШОЙ ПУТЬ для США.
Предисловие
Новый подход к внутренним и мировым конфликтам
Между 1900-м и 2000-м годами более ста миллионов человек погибли в результате конфликтов. Более 100 000 000![2] Недавно я услышал по BBC, что в настоящее время число беженцев по всему миру превышает 65 миллионов. Это самое большое количество за всю историю. Вас шокируют эти цифры? Меня – да!
Как быть с этим дальше? Миру необходимо множество перемен, но прежде всего – новые способы разрешать конфликты и строить отношения друг с другом. Таким образом, цель данной книги – разработать новые методы, которые помогут всем нам понять, что на земле нет ни одного человека, ни одной группы или организации, с которыми мы не могли бы вести диалог!
Я хотел бы, чтобы к концу данной книги вы научились работать с конфликтом и напряженностью в самом себе, в своем теле, в сновидениях и отношениях, а также в организациях, на открытых форумах и на уровне правительств. Методы, которые я предлагаю, могут изменить наш образ жизни и улучшить качество жизни любого человека при постоянном применении.
В настоящее время большинство из нас ненавидит конфликты. Обычно мы конфликтуем с самой идеей конфликта и не желаем думать об этом. Это одна из причин того, что новые методы разрешения конфликтных ситуаций приживаются так медленно. Мы демонстрируем потрясающий интеллект, придумывая различные электронные устройства для связи друг с другом, но с трудом понимаем, что делать после того, как связь установлена!
На внутреннем уровне мы часто находимся в оппозиции к собственным чувствам и проблемам тела. На внешнем уровне большинство из нас в той или иной степени находится в конфликте с людьми, группами, народами, с теми, кто исповедует другую религию, с людьми другой сексуальной ориентации, другой расы, возраста и т. д. Обычно наши организации и правительства либо стараются избегать конфликтов, либо всеми силами стремятся подавить «плохих» – тех, в ком они видят причину проблем.
Для того чтобы работа с конфликтами была более устойчивой, нам необходимы новые методы общения и умение устранять проблемы не только на уровне организаций и мира, но и внутри самих себя. Нам требуются не только сильные, но и мудрые лидеры, выступающие в роли старейшин.
Нам всем необходимо осознавать, что конфликты ведут не только к насилию и войнам, но также к болезням и загрязнению воздуха, ведь бомбы, истребители, военные корабли и дым наполняют атмосферу вредными веществами. Следует всегда принимать во внимание следующие факторы:
В основе всех конфликтов лежит личностное, локальное и международное многообразие.
Конфликт представляет собой повторяющуюся фазу внутри индивидов, групп и стран.
Конфликт является серьезной, возможно – главной, мировой проблемой.
В данной книге я предлагаю новый подход к разрешению конфликтов, обновляя концепцию «глубинной демократии» как в теории, так и на практике. Эти обновления включают не только
• типичные уровни конфликта,
• но также его характерные фазы
• и потенциальные форумы.
В различных разделах данной книги показано, как применять новые методы разрешения конфликта не только к мировым проблемам, но и, как я уже упоминал, к сновидениям и работе с телом, к медитации, к работе с большими группами и организациями. После прочтения книги вы, возможно, захотите вернуться к некоторым главам, чтобы освежить в памяти использование методов в работе с телесными проблемами, а также во внутренней и внешней работе с отношениями. Чтобы упростить для вас эту задачу, я время от времени напоминаю основные понятия, прежде чем переходить к описанию того, как они применяются в конкретных случаях, которые могут быть вам интересны.
Новые методы глубинной демократии объединяют психологию, физику, духовный опыт, политику, внутреннюю работу и организационные процессы. Ключевую роль в данном труде играют процессы и методы сновидения, общие для каждой из сфер применения.
Прочитав то, что я только что написал, я подумал: «Все это звучит слишком удивительно и оптимистично». Затем я вспомнил, что испытал эти новые методы, работая не только с правительственными лидерами и крупными организациями по всему миру, но и с теми, кого можно назвать террористами. Я обнаружил, что этот новый подход помогает не только тем, кто готов участвовать в дискуссиях с другими. Он также весьма полезен, когда необходимо собрать вместе людей, которым неприятна сама идея диалога с оппонентами!
Этот новый подход к конфликтам основан на моем понимании типичных уровней конфликта, его характерных фаз и потенциальных форумов. Понимание УРОВНЕЙ конфликта, его ФАЗ, ФОРУМОВ и СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ помогает ослабить внешние напряженности и, как я упомянул чуть раньше, может оказаться полезным для снятия внутренних напряженностей, проявляющихся в сновидениях и телесных состояниях. Вы можете спросить: «Сновидения и работа с телом? Зачем делать акцент на этих аспектах в книге, посвященной работе с конфликтами?» Я обещаю показать вам, как умение сновидеть наедине с собой и в присутствии других помогает решить проблемы, которые наш каждодневный ум, страдающий от напряженностей, зачастую игнорирует. Наряду с фактическими сведениями о проблемах и людях, с которыми мы имеем дело, нам необходим доступ к более глубокому, творческому взаимодействию с реальностью!
Данная книга, будучи одновременно теоретической и духовной, является также всесторонним практическим пособием. Здесь вы найдете конкретные тренировочные упражнения, пользу которых уже оценили правительственные лидеры и руководители компаний, заинтересованные в решении международных проблем.
Будь я на вашем месте, я предпочел бы, чтобы в книге, посвященной работе с конфликтами, было не больше двадцати пяти страниц, которые можно осилить за полчаса. Поверьте, я сам хотел бы того же!
Обещаю, что при наличии достаточного опыта вам будет достаточно пяти минут, чтобы с помощью предложенных в книге методов уменьшать напряженность. В заключительной части приводятся два пятиминутных упражнения, которые помогут вам быстро работать с конфликтами и напряженностями в любой ситуации.
Тем не менее, для объяснения сути данных методов потребуется гораздо больше страниц. Надеюсь, мои теоретические описания новых методов глубинной демократии и практические примеры не заставят вас скучать. На протяжении всей книги я привожу практические упражнения, в том числе реальные вопросы студентов, которые использовали данные техники и лежащую в их основе теорию. Я демонстрирую ценность этих методов на примерах, взятых из моей личной практики, а также ссылаясь на опыт мировых конфликтов.
Успешное применение любых подходов к разрешению конфликтов требует достаточной практики, и я надеюсь, вы увидите пользу в том, чтобы использовать эти методики в своей повседневной жизни.
На вашем месте я задал бы еще один вопрос: «Стоит ли слушать этого Минделла? Кто он вообще такой, и почему ведет себя так, словно он эксперт в этом вопросе? Достаточно ли он осведомлен о внутренних и межличностных конфликтах, не говоря уже об уровне организаций и всего мира?»
Позвольте мне заверить вас, дорогой читатель, что я, как правило, охотно учусь, как и большинство из нас. В ранние годы я не справлялся с конфликтами так, как мне бы того хотелось. Тем не менее, я многое усвоил за последние пятьдесят три года, в течение которых я занимался индивидуальными проблемами тысяч людей и работал с различными организациями и мировыми лидерами. В самом начале своей практики я выступал как юнгианский аналитик, затем – как процесс-ориентированный психолог. В конце 1970-х я начал применять «процессуальную работу» в больших группах и на открытых форумах, сталкиваясь с трудностями многообразия в бизнесе и на мировом уровне (связанными с полом, расой, вероисповеданием, сексуальной ориентацией, уровнем достатка, национальностью, игнорированием статуса).
«Глубинная демократия»[3] используется вот же более тридцати пяти лет, и за это время она помогламногим военным и правительственным лидерам, духовным организациям и некоторым крупнейшим коммерческим компаниям.
И все же на вашем месте я бы предположил, что богатый опыт еще не делает Минделла наивысшим авторитетом в том, что касается конфликтов. Абсолютно согласен! Я продолжаю учиться и надеюсь, что вы сможете дополнить и усовершенствовать методы, изложенные в данной книге. Поскольку земля и все прочее во вселенной постоянно меняется, подход к решению конфликтов также не остается неизменным. Должны появляться новые методы, учитывающие конкретную ситуацию, фазы конфликта и историю вовлеченных в конфликт народов. Теоретическое исследование конфликтов и внедрение экспериментальных методов никогда не прекратятся.
Я надеюсь, что данный труд познакомит вас с новыми идеями и практическими техниками, которые помогут вам работать с конфликтами внутри и вокруг себя, и что вместе мы сможем создать более устойчивый мир, в котором будут преобладать творческие отношения между людьми.
Конфликт, возможно, является нашей главной проблемой
В наше время есть множество отличных методов, которые успешно применяются в ситуациях «давайте успокоимся и поговорим о деле». Но очень немногие методы, эффективные в спокойной атмосфере, подходят и для ожесточенных, кровопролитных конфликтов. Более того, далеко не все из них применимы к людям и группам в любом уголке мира.
Как я уже предположил выше, конфликт, возможно, является главнейшей проблемой человечества. Ежедневные новости только подтверждают нашу кардинальную неспособность справляться с острыми разногласиями на индивидуальном и международном уровнях. Вместо того чтобы напрямую работать с внутренней напряженностью, мы прибегаем к наркотикам или ищем другие способы подавить конфликт внутри себя и в отношениях с людьми. Или же покупаем бомбы и оружие, чтобы разделаться с «плохими парнями». Хотя подавление конфликта или победа в нем порой необходимы, это лишь временные решения.
Работа с конфликтом должна стать частью нашего образа жизни, создавая условия для новых, творческих решений и взаимоотношений. Принимая во внимание внешние факты, мы должны также помнить о необходимости работать с собственными чувствами. Невозможно отделить свои личные переживания, проблемы во взаимоотношениях, а также конфликты в компаниях или группах от ситуации в мире. Кроме того, нам необходимо учитывать всевозможные трудности многообразия, возникающие при взаимодействии отдельных людей, компаний или правительств. Подобные трудности приводят к конфликтам на почве национальности, расы, религии, сексуальной ориентации, пола, а также неразрешенных исторических проблем.
Важно осознавать, что наш подход к решению конфликтов обусловлен как нашим собственным состоянием ума, так и состоянием ума нашего оппонента. Материал данной книги применялся практически ко всем культурам и состояниям ума. Под «состояниями ума» я здесь понимаю «нормальные», а также «крайние» или необычные состояния сознания.
Основная парадигма процессуальной работы позволяет разрабатывать многочисленные методы, применимые к различным индивидам и группам, с учетом времени и места. Мы с моими коллегами написали и другие книги по процессуальной работе, ссылки на которые вы можете найти в библиографии. (См. также работу д-ра Алана Ричардсона, кратко излагающую суть процессуального метода[4]).
Первый и второй тренинги
Объединяющий подход процессуальной работы предусматривает два различных тренинга: первый и второй.
Первый тренинг касается «глубинной демократии». Он подразумевает не только равные права и возможности, но также изучение и распознавание всевозможных сигналов, проекций, сновидений и универсальных переживаний, лежащих в основе демократии[5]. Я объясняю суть глубинной демократии в первой главе.
Второй тренинг необходим в напряженных ситуациях, когда мы не можем использовать свой первый тренинг. Если конфликты на уровне личности, группового процесса, бизнеса или правительства характеризуются напряженностью, использование когнитивных навыков первого тренинга, усвоенных нами в школе, зачастую ставится затруднительным.
Второй тренинг посвящен глубоким переживаниям самих себя, тонким ощущениям, которые предшествуют большим сновидениям. Древние даосы, возможно, сказали бы, что второй тренинг подобен «дао, невыразимому словами». Некоторые буддисты назвали этот тренинг обучением использованию своего «пустого ума».
Первый и второй тренинги в «работе с миром» должны начинаться в ранние годы жизни, возможно, еще в начальной школе, и затем применяться ко всем конфликтным ситуациям. К тому времени как дети станут взрослыми, они будут иметь необходимую подготовку, чтобы работать с мировыми конфликтами. В главах 27 и 28 я делюсь своими мыслями касательно образования.
Эйнштейн и второй тренинг. Эйнштейн осознавал важность консенсусной (общепринятой) реальности и спонтанных инсайтов (прозрений), которые приходят к нам в состоянии сновидения. Эти инсайты относятся ко второму тренингу. Эйнштейн, возможно, имел в виду как раз такие спонтанные прозрения, говоря о «таинственной мелодии», разлитой в воздухе. Он был убежденным реалистом, но при этом чувствовал, что нам необходим второй тренинг, в котором мы обретаем способность улавливать тонкие переживания. Он говорил:
Все сущее – как начало, так и конец – предопределено силами, над которыми мы не властны. Они управляют и насекомыми, и звездами. Люди, растения, космическая пыль – все мы танцуем под таинственную мелодию, которую где-то вдали играет невидимый флейтист[6].
Здесь Эйнштейн высказывает предположение о том, что управляющие всем «силы, над которыми мы не властны», «таинственные мелодии» и «невидимый флейтист» рождают в нас определенные чувства и направляют нас в течение жизни. За прошедшие годы я убедился в правоте Эйнштейна, говорившего, что «все мы танцуем под таинственную мелодию». Научиться слышать эту «мелодию» – одна из задач второго тренинга. Духовный лидер даосов Лао-цзы, вполне возможно, назвал бы эту «мелодию» «дао, невыразимое словами».
Дорогой читатель, не волнуйтесь! Обещаю, что физика и духовность не будут ключевыми темами данной книги. Практически все, о чем я упоминаю, включая «пространственно-временные поля», имеет отношение к вашей каждодневной жизни. Позвольте мне привести пример того, что мог иметь в виду Эйнштейн под «таинственной мелодией», управляющей всем сущим.
Пример «таинственной мелодии» в конфликте на лондонском риджентс-канале
Мне вспоминается, как второй тренинг (или способность слышать «таинственную мелодию» Эйнштейна) помог нам с Эми в серьезной уличной стычке. У этой истории забавный финал, и я надеюсь, что она станет для вас хорошим стимулом, чтобы продолжить чтение этой книги. (Обещаю, что в дальнейшем я объясню и продемонстрирую продвинутые методы на примере более жестких конфликтных ситуаций.)
История: конфликт на канале. Несколько лет назад, поработав с конфликтами в Лондоне[7], мы с Эми собрали вещи, чтобы лететь в Москву. Перед тем, как сесть в самолет и отправиться в Россию на следующий тренинг, я почувствовал, что было бы неплохо отправиться на пробежку, чтобы как следует размяться перед предстоящим путешествием. Мы оба любим бегать!
Мы решили пробежаться неподалеку от нашего отеля, расположенного возле Риджентс-канала в районе Камден Лок. (См. фотографию, которую Эми сделала за пару дней до происшествия, не подозревая о том, что в этом самом месте вскоре произойдет нешуточная схватка!)
Когда рано утром мы вышли на пробежку, улицы были практически пусты, а на канале не было видно лодок. Мы пересекли мост и спустились к каналу (см. стрелку на рисунке), неожиданно став свидетелями напряженного конфликта. Оказавшись в этом уединенном месте под мостом, мы услышали вопли и заметили двух дерущихся мужчин!
Рисунок 1. Конфликт в Камдене, Лондон
Мужчина помоложе хрипло кричал, пытаясь ограбить мужчину постарше, который трясся от страха. Молодой мужчина припер пожилого к стене и требовал отдать ему деньги.
Сначала мы с Эми решили вызвать полицию, чтобы прекратить драку и защитить обоих мужчин. Затем мы вспомнили о втором тренинге! Конфликт находился в одной из наиболее напряженных фаз. Мы поняли, что уже стали частью атмосферы или «поля» на канале, участниками сложившейся ситуации.
В какой-то момент мы «вчувствовались» в драматичную атмосферу. Чрезвычайная напряженность в воздухе заставляла пожилого мужчину трястись, и мы тряслись вместе с ним! Позволив этому кричащему «полю» вогнать нас в дрожь, мы пережили состояние «танец-песня». (Вспомните таинственную мелодию Эйнштейна!) Нас словно приводила в движение некая мелодия, и мы облекли эту мелодию и всю ситуацию в звуки, а через пару минут – и в слова.
Мы слышали, как молодой грабитель кричит: «Отдай мне ДЕНЬГИ!», и попытались подключиться к «полю». Иными словами, мы начали подыскивать звуки и петь все, что придет на ум. В этой крайне опасной ситуации у нас с Эми возникла одинаковая энергия и родились одни и те же слова.
Мы с ней начали петь в унисон:
- Мне нужны деньги,
- дай мне больше ДЕНЕГ!
- Мне нужны деньги, деньги, деньги!
- Деньги – все, что мне нужно,
- отдай мне деньги сейчас же,
- иначе тебя ждет поцелуй…
Эти слова, которые сейчас звучат странно и парадоксально, спонтанно излились из нас в Камден Лок в такой вот неожиданной форме. Эми поет довольно хорошо. Что до моего пения, оно не стоит даже упоминания. Тем не менее, вопреки всем внутренним и внешним сложностям и к нашему большому удивлению, чем настойчивее мы распевали эту песню, тем больше грабитель склонялся к тому, чтобы присоединиться к нам! В конечном счете, он подхватил мотив, и мы втроем стали петь: «Деньги, деньги, деньги…»
Может быть, он был под действием наркотиков? Мы точно не были. Не осознавая в полной мере происходящего, мы увидели, что молодой человек перестал прижимать пожилого мужчину к стене. Кажется, он вообще забыл о том, что намеревался его ограбить. Он отошел от мужчины, и внезапно, к нашему изумлению, тот сам вытащил бумажник и отдал «грабителю» немного денег!
Несмотря на царившую совсем недавно накаленную атмосферу, теперь оба выглядели удивленными и чуть ли не счастливыми. Они мирно разошлись, а мы покинули это место и побежали дальше, чтобы успеть в аэропорт Хитроу на свой самолет до Москвы.
Завершив работу в Москве, мы какое-то время трудились в Институте передовых исследований при Университете ООН в Токио, где однажды поделились этой историей. Один из высокопоставленных чиновников сказал нам, что этот случай мог бы пригодиться его стране в решении проблем!
Что же произошло во время этого неожиданного столкновения с насилием? С нашей точки зрения, мы заметили «поле» в напряженной фазе конфликта, вошли в него и стали его частью, а затем обнаружили «скрытую магию» Эйнштейна, или мелодию, разлитую в воздухе. В какой-то момент посреди конфликтующих энергий в этой ситуации нашлось место сотрудничеству и единству, пусть и временно.
Мы применили на деле то, чему учили других. Мы использовали второй тренинг, чтобы обнаружить свои «центры» и позволить этим центрам подсказать следующие шаги в текущем конфликте. Затем наступила следующая фаза, характеризующаяся сменой ролей. Мы вчувствовались в «грабителя» и стали им, после чего началась фаза отстраненности внутри и снаружи нас, когда мы кричали: «Деньги, деньги, деньги!» Мы были рады, что никто из участников конфликта не пострадал. Оба они почувствовали – по крайней мере, на мгновение, – что проблема устранена и конфликт улажен.
Разумеется, это был всего лишь краткий эпизод в работе с конфликтом. Устойчивые решения требуют гораздо больше работы. Если бы у нас было достаточно времени, мы бы не только постарались помочь этим двум людям, но также поработали бы над разрешением трудностей, связанных с экономическим неравенством в районе лондонского канала.
Конфликты между индивидами всегда отражают ситуацию вокруг них. Всем городам требуется помощь в решении проблемы экономического неравенства. Люди, где бы они ни жили, зачастую не понимают, как не осознаваемые ими привилегии и статус расстраивают тех, кто обладает меньшими привилегиями и более низким статусом.
Это более широкий контекст проявился через два месяца после данного эпизода, когда лондонские газеты окрестили протесты, происходившие на улицах Камдена, «классовой борьбой»[8]. Конфликт, с которым мы столкнулись в Камден Лок, был символом более масштабного противостояния в том районе.
Следующим шагом в конфликте, обусловленном бедностью, стала бы работа над разрешением проблемы богатства и бедности на открытом уличном форуме, а также на телевидении и в интернете. Однако нам нужно было покинуть Лондон и лететь в Москву.
Я мог бы рассказать множество других важных, хотя и менее впечатляющих, историй о международных конфликтах между правительствами, между группами внутри одной и той же правительственной партии, историй о различных организациях и компаниях. Однако сейчас мне вспомнился именно этот эпизод. Почему? Возможно, потому, что он менее жесткий и более забавный (по крайней мере, для нас), чем другие, более устрашающие примеры, которыми я обязательно поделюсь в данной книге.
Рисунок 2. Классовая борьба в Камден Лок. Надписи на плакатах: «Исправьте Лондон», «Мы должны опустошить улицы, где живут богачи»
То, что мы уловили «мелодию» Эйнштейна и дали ей выйти наружу, в какой-то момент помогло нам снизить напряженность и позволило перейти к следующим шагам.
Вспомните идею Эйнштейна:
Все мы танцуем под таинственную мелодию, которую где-то вдали играет невидимый флейтист.
Если бы сейчас я мог встретиться с Эйнштейном, я поделился бы с ним мыслью о том, что для дальнейшего развития физики, психологии, политики и работы с миром нам нужно учиться чувствовать присутствие этого «флейтиста», чтобы успешнее взаимодействовать с теми, кто находится в едином «конфликтном поле».
Следующим шагом в данном процессе мог бы быть открытый уличный форум, призванный помочь правительственным лидерам, занимающим разные позиции по тем или иным вопросам, а также учесть мнение богатых и бедных, людей с бо́льшими привилегиями и более высоким социальным статусом и тех, чьи социальные возможности значительно ниже. Как только люди почувствуют, что с ними считаются, появятся условия для дальнейших шагов, направленных на укрепление общности.
Я привел простой пример, и в той ситуации вмешательство доставило нам удовольствие (по крайней мере, отчасти). Хотя более глубокая социальная проблема экономического многообразия гораздо сложнее, как и другие вопросы, которые мы будем рассматривать в книге, я хочу подчеркнуть, что помочь всем участникам конфликта найти общий язык можно только при условии внутренней работы и творчества в дополнение к фактическим сведениям, относящимся к консенсусной реальности.
Лидерство
Согласно исследованиям будущего, проводимым некоторыми крупнейшими странами мира, наиболее серьезной проблемой для нашей планеты через 25 лет станет нехватка хороших лидеров. Сейчас я не буду вдаваться в детали этих исследований (см. главу 10), хочу лишь подчеркнуть, что климатические изменения, дефицит питьевой воды, трудности, порожденные многообразием, а также международные конфликты приведут к проблемам, решение которых во многом будет зависеть от будущих правительственных лидеров и их способности к взаимодействию.
Нам необходимы новые методы, а также лидеры, умеющие работать как с фактами, так и с вопросами отношений. Дорогой читатель! Нам хотелось бы, чтобы вы попытались стать таким лидером – ради самого себя и ради блага всего мира.
В данной книге вы найдете следующие разделы, посвященные формированию подобных лидеров:
I. Фазы применительно к людям и организациям.
II. Фазы вашего тела.
III. Фазы медитации.
IV. Ваше глубочайшее искусство и лучшая наука для нашего мира.
V. Подготовка к групповой работе.
VI. Отклик от 360 до 721.
VII. Воплощайте в жизнь свои сновидения и сновидящее тело.
VIII. Общение – ключ к конфликту и миру.
IX. Образование для нового правительства
Заключение: пятиминутные упражнения для снятия мировой напряженности.
I
Фазы применительно к людям и организациям
В первой части книги я знакомлю читателей со своими новыми идеями о фазах процесса. Понимание этих фаз способно усилить эффект от групповой работы, направленной на переход от конфликта к устойчивым отношениям и творческому сообществу. Я рассматриваю то, как фазы соотносятся с уровнями глубинной демократии.
Приступая к объяснению фаз, я уделяю внимание большим группам, таким как организации и страны, поскольку обеспокоен войнами и остро стоящей проблемой насилия. В последующих разделах книги я обращаюсь к личности и показываю, насколько важна работа с собственными телесными симптомами и сновидениями с учетом фаз для решения мировых проблем.
Вначале я описываю первый тренинг по осознанию фаз: как распознавать знаки и сигналы, характерные для различных фаз процесса, особенно в группах и организациях. Затем я привожу примеры различных техник, в которых учитываются те или иные фазы. Концепция фаз помогает понять, почему эти техники столь эффективны.
Глава 1
Фазы глубинной демократии
В этой главе вы обнаружите новые мысли о демократии и глубинной демократии, с особым акцентом на ее уровнях и фазах. Эти уровни и фазы дают представление о типичных ситуациях и процессах, через которые с течением времени проходят все люди, группы и народы.
В данной главе представлены четыре фазы, наблюдаемые в процессах, характерных для отдельных людей, отношений, групп и народов. Я описываю способы распознавания этих фаз и то, какую помощь может оказать осознание фаз для более эффективной работы с собой, людьми, взаимоотношениями и группами. В последующих главах подробно исследуется практическое применение четырех фаз, а также многие новые техники.
Здесь я кратко излагаю структуру глубинной демократии, а затем показываю, как осознание фаз может расширить наше понимание глубинной демократии, открывая новые пути разрешения конфликтов и более эффективного преодоления трудностей.
Мой опыт работы и исследований за последние 35 с лишним лет показал, что для эффективной и устойчивой работы с людьми и группами полезно пройти первый и второй тренинги. В этой главе я представляю первый тренинг по осознанию фаз как основу для понимания фаз в контексте второго тренинга.
Первые базовые тренинги. Как я упомянул во введении, для того чтобы помочь людям и нашей планете, необходим первый тренинг в психологии и организационной деятельности. Этот тренинг предполагает, как минимум, развитие умения распознавать собственные и чужие сиюминутные и продолжительные сигналы. Такой первый тренинг развивает способность замечать и применять в работе следующее:
• Вербальные послания: слушайте содержание и намерение.
• Телесные сигналы: обращайте внимание на мимику и жестикуляцию, звуки, движения. Соответствуют ли движения содержимому вербальных сообщений? Присутствует ли конгруэнтность? Да, если телесные сигналы и содержимое вербальных посланий одинаковы. Нет, если есть невысказанные фоновые ощущения и движения. Позвольте фону проявиться.
• Атмосфера: как ощущается атмосфера между нами? Тяжелая, легкая, неопределимая.
• Многообразие: принимайте во внимание принадлежность людей к различным группам, их национальность, возраст, расу, пол, религию, финансовое положение и т. п. Отмечайте, чей социальный статус и авторитет выше или ниже в данном контексте.
• Сновидения: что люди сновидят, каково их видение, каково значение неосознанных телесных сигналов.
• Фазы: Фазы присущи всему. Подумайте о смене времен года, о том, как земля и луна проходят через различные фазы в течение месяца, года. Наше время циклично. Существуют утро, день, вечер, ночь. Лето переходит в осень, затем в зиму, весну и т. д. Взгляните на смену фаз луны в течение одного месяца. (Спасибо NASA[9].)
Ранее в своей работе я уделял много внимания сигналам и посланиям[10], и продолжаю изучать эти элементы коммуникации. Однако в этой книге я делаю акцент на своей новой концепции процессуальных фаз.
Наш повседневный ум обычно в большей степени фиксирован и в меньшей – процессуально и фазо-ориентирован. Таким образом, тот факт, что наша психология и мировые события также фазо-ориентированы, может удивить некоторых из нас.
Вспомните, ведь в вашей жизни бывают периоды сомнений и просветлений, замешательства и понимания, замкнутости и открытости. Если мы отдаем себе отчет в смене фаз, это дает нам некоторую отстраненность при работе как с собственными проблемами, так и с проблемами организаций и всего мира.
Полезно обратить внимание на некоторые типичные фазы внутренних, межличностных и организационных процессов. Зная эти фазы, мы сможем лучше понимать, какие психологические, политические методы, а также методы решения конфликтных ситуаций будут наиболее эффективны и почему. Осознание фаз относится к нашему «первому тренингу».
Фазы. Человек или группа могут находиться в различных фазах, хотя зачастую одна из них будет доминировать в тот или иной момент. В основе понятия «фазы» лежит идея о том, что все меняется. К примеру, при работе с текущим или прошлым конфликтом могут оказаться полезными простые описания фаз, приведенные ниже. При помощи этих описаний вы научитесь определять, в какой фазе находитесь вы сами, ваши отношения или ваша группа.
• Фаза 1. Давайте получать удовольствие! Здесь внутреннюю или межличностную атмосферу можно охарактеризовать так: «будем же счастливы» и не станем озадачивать себя работой с напряженностями.
• Фаза 2. Напряженность или конфликт. Мы не можем не замечать плохого настроения, напряженности или конфликта. Либо наутек, либо в атаку!
• Фаза 3. Смена ролей. Порой можно «поменяться ролями» и просновидеть на «другую сторону» проблемы или отношения – на ту, что нас беспокоит. В этой фазе, как во сне, мы можем вообразить людей или события, которые нас беспокоят, а порой и вчувствоваться в них.
• Фаза 4. Отстраненность, ощущение того, как вселенная движет вами. Когда мы расслабляемся, неизбежно возникает некая отстраненность. В такие моменты наш разум открывается, и мы начинаем принимать происходящее в нашей жизни. Тем не менее, фаза 4 тоже является фазой, которая сменится следующей. Часто мы переходим к фазе 1 в надежде избежать трудностей. Это, в свою очередь, приведет нас к напряженности фазы 2 и / или к другим фазам.
Существует множество способов описания потенциальных фаз и подфаз, в зависимости от культуры человека или группы. Однако эти четыре фазы и их описание распространяются на многие ситуации и с пользой применяются в различных культурах по всему миру.
Распознавание фаз помогает понять, что многие из отличных методов, применяемых в психологии и для разрешения конфликтов, наиболее результативны в какой-нибудь одной из фаз. Если работающие над разрешением конфликта не осознают фазы, они могут не понимать, почему подобные методы не всегда действенны, либо предположат, что дело в конкретных людях или даже во всем роде человеческом.
Например, многие методы эффективны в фазах 1, 3 и 4, когда люди готовы вести переговоры. Однако те же самые методы не приносят желаемого результата, когда происходит сильная поляризация и вовлечение в фазу 2, где имеют место борьба, страх, преодоление внутренних или внешних сложностей. Не учитывая фазу, мы зачастую видим проблему в людях, не реагирующих на наше вмешательство, вместо того чтобы принять во внимание многообразие и фазы.
В результате того, что наше мышление ориентировано на состояние, а не на фазу и процесс, мы полагаем, что люди всегда либо плохие, либо хорошие. Мы приходим к фиксированным заключениям и забываем о том, что человеческие существа, подобно остальной природе, подвержены изменениям. По этой причине для нас становится большим сюрпризом, когда те, кого мы считали «злодеями», внезапно меняются. Фиксированные взгляды не учитывают фазы. Обучение умению двигаться в потоке фаз межличностных и конфликтных процессов – это ключ к формированию и поддержанию отношений, к движению за пределы сиюминутных напряженностей.
Фазы вселенной. Термин «вселенная» (англ. Universe) содержит идею фаз или вращения. Вселенная – это вместилище всего сущего. Это слово происходит от латинского uni – «один», и versus – «повернутый». Таким образом, мы живем в огромном пространственно-временном фазо-ориентированном «вращающемся» теле, организации, мире (см. рисунок 3).
В «Танце древнего» я говорил о практическом применении определенной медитации движения. Там я показал, как позволяя себе двигаться спонтанно и расслабленно, вы можете внезапно понять, что прямо сейчас вам нужно решить какую-либо проблему. В этой книге я делаю предположение, что лучше всего вы чувствуете себя тогда, когда время от времени позволяете себе пережить то, как вас движет вселенная – что бы это для вас ни значило. Замечайте, как изменения все время так и напрашиваются!
Рисунок 3. Фазы Луны
Похоже, наш танец спонтанного движения был спроецирован на танцующие божественные фигуры, такие как скульптура Танцующего Шивы, Натараджи. Считалось, что этот танцующий индуистский бог вселенной[11] совершал циклические вращения.
Подобные фазо-ориентированные боги, возможно, являются одним из возможных ответов на знаменитое высказывание Эйнштейна: «Я хочу знать мысли Бога, все остальное – детали»[12].
Натараджа, или Танцующий Шива, по меньшей мере отчасти, является проекцией или опытом того, как действует наш разум. Движения танца этого божества представляют фазы, через которые мы проходим, такие как отдых, сновидение, разрушение и творение. Круговой танец Шивы символизирует фазы разрушения и созидания нашей психологии и нашего мира.
Этот фазо-ориентированный бог также символизирует некое общее звено между физикой, духовностью и психологией. В Википедии мы читаем: «В 2004 г. в ЦЕРНе (Европейском центре исследования физики элементарных частиц в Женеве, Швейцария) открыли двухметровую статую танцующего Шивы»[13]. Статую Шивы, символизирующую космический танец творения и разрушения, «ЦЕРНу преподнесло в подарок правительство Индии в ознаменование длительного сотрудничества исследовательского центра с Индией»[14]. Сегодня, добавил бы я, символика этого божества объединяет мифологию, религиозное искусство, физику, а также психологию и конфликтологию – на что я указываю в этой книге.
Рисунок 4. Танцующий Шива в ЦЕРНе, Швейцария
Обратите внимание, что одна нога бога покоится на или в реальности, а вторая – в иной «фазе» танца, в то время как руки его касаются других фаз вселенной. Подобно Шиве, мы с вами можем быть реалистами и одновременно соприкасаться с другими фазами, такими как сновидение и духовный опыт.
Для большинства людей естественно забывать о фазах и отождествлять себя только с одной определенной личностью в той или иной фазе. Однако эта «нормальная» консенсусная реальность, заключающаяся в отождествления только с определенной личностью в течение длительных периодов времени, хоть и важна, зачастую приводит к депрессии. Чтобы научиться не терять из виду многообразие, принципиально важно понимать, к каким ограничениям приводит нас отсутствие гибкости в восприятии собственных ролей, когда мы рассуждаем: «я ЭТО, а не ТО».
Жесткая идентификация и гордость – это важные качества, которые следует принимать во внимание. Во избежание маргинализации малым этническим группам приходится отстаивать собственную самоидентификацию более активно, чем национальному большинству, проживающему в данной местности. Я хочу сказать, что наша идентификация – это не более чем фаза. Ночью в сновидениях случаются и иные фазы, в которых мы порой оказываемся в роли «другого». Для более глубокого осознания многообразия нам нужна самоидентификация, но, помимо этого, не следует забывать, что мы порой являемся тем самым «другим», и это ключ к улучшению отношений и разрешению противоречий с «другими». Важно занять твердую позицию, а решение «я – это я, а НЕ другой» со временем докажет свою нежизнеспособность.
Фазы глубинной демократии
Прежде чем двигаться дальше, давайте рассмотрим идею демократии, или глубинной демократии, и расширим эту идею, указав на ее связи с фазами. В своей книге «Глубинная демократия открытых форумов» я говорил о том, что термин «демократия» происходит от греческого «демос» – граждане и «кратос» – власть. Идея демократии, разделения власти между всеми народами – потрясающая и важная идея! Однако демократия не всегда работает. Почему? Основная проблема демократии состоит в том, что она, главным образом, базируется на «кратос», или власти, а не на осознанности. Разделять власть не означает иметь хорошие отношения!
Демократия, основанная на власти, является источником конфликтов. Без осознания власти и статуса мы маргинализируем других и создаем перманентное состояние конфликта. Эта «демо-кратия», или равная власть граждан, не так результативна, как могла бы быть. Поэтому я и выдвинул концепцию глубинной демократии[15].
Глубинная демократия состоит в понимании власти в рамках консенсусной реальности, а также более глубоких уровней взаимодействия с ней. Сознание глубинной демократии позволяет замечать, что люди говорят в консенсусной реальности, а также то, что сообщают их маргинализированные сигналы (которые зачастую остаются незамеченными во время взаимодействия). Привнесение этих маргинализированных сигналов в осознание – таких, как раздражение, скука, расслабление и т. д. – может углубить отношения и помочь снять напряженности. Подобные сигналы я называю двойными сигналами. Мы подавляем и редко замечаем свои собственные двойные сигналы в течение дня, но можем обнаружить их в сновидениях ночью.
Я обнаружил, что глубинная демократия требует осознания на трех уровнях, кратко изложенных в следующем разделе. (Более подробно – в моей «Глубинной демократии открытых форумов»). Уровень первый – это «консенсусная реальность», где я – это я, а ты – это ты. Во втором уровне глубинной демократии, в «стране грез», вы обнаруживаете маргинализированные сигналы, видения и большие сны. На третьем, глубочайшем уровне глубинной демократии, уровне «сущности», мы ощущаем пред-сновидческий опыт, область глубокой осознанности, из которой возникают сны и спонтанные инсайты. (Вспомните песенку, пришедшую на ум во время ограбления, упомянутого в предисловии).
Консенсусная реальность. Поверхность глубинной демократии состоит из фактов повседневной реальности и проблем всех тех, кто в нее вовлечен. На поверхности находится реальность в общепринятом понимании, разделяемом большинством, по поводу которой существует относительный «консенсус». Консенсусная реальность зависит от заданных, зачастую жестких идентификаций. Демократия в консенсусной реальности, по сути, говорит: «Ты – это ты, а я – это я». Консенсусная реальность (сокращенно КР) подавляет сновидения и тонкие сигналы коммуникации.
Страна грез. Здесь вы обнаружите грезы и маргинализированные или двойные сигналы (бессознательные звуки и жесты при коммуникации). Если речь идет о людях или организациях, на этом уровне можно выявить глубинные цели и фундаментальные видения.
Уровень сущности. Уровень сущности глубинной демократии – это область тонких переживаний и чувств, которые невозможно выразить словами. Основатель даосизма Лао-цзы назвал бы этот уровень глубинной демократии «дао, невыразимое словами». Это некое ощущение присутствующей в воздухе магнетической силы или духа.
Вкратце, глубинная демократия состоит из КР, страны грез и уровня сущности. Подобно демократии в целом, глубинная демократия имеет отношение к власти граждан и равноправию, но она также подчеркивает, а не исключает, сновидческий характер проекций и чувств, необходимых для отношений с самим собой и с другими. Концепция фаз процесса позволяет расширить и углубить мою теорию глубинной демократии.
Каждый уровень глубинной демократии (КР, страна грез и сущность) ассоциируется с одной или более фазами процесса.
Консенсусная реальность содержит фазы 1 и 2
Фаза 1 – это когда мы и формируемые нами группы не желают сосредоточиваться на проблемах. Давайте получать удовольствие! Когда мы думаем главным образом о себе, не обращая внимания на все остальное, мы находимся в фазе 1. Поглощенность собой – общий элемент ежедневной консенсусной реальности. Люди в первой фазе ощущают себя в некоем приятном путешествии. У этой фазы много характерных черт, напоминающих маленького ребенка, находящегося на стадии развития «я, я, я». В этой фазе, похоже, не существует ничего кроме тебя! Отдельные люди и группы в фазе 1 совершают увеселительное путешествие, сосредоточившись исключительно на себе, требуя внимания и развлечений в надежде на то, что с ними будут нянчиться, пока они будут наслаждаться жизнью.
Для групп эта фаза похожа на пору отпуска или каникул. «Ну вот, мы только что обнаружили, что нам надо быть вместе, и это хороший повод оказаться здесь! Мы пока не желаем думать о проблемах! НЕТ, ни слова о проблемах. В данной фазе нашей личной и общественной жизни давайте просто хорошо себя чувствовать. Давайте забудем о всевозможных неурядицах!»
Группам нужна эта фаза. Она не плоха и не хороша. Как фасилитатор, вы можете быть не согласны с этой фазой, но если вы способны ее принять, то она может помочь на начальной стадии признания существования проблем. Есть множество способов работы с этой фазой.
Фаза 1, по сути, маргинализирует внутреннее беспокойство или внешнюю проблему. Причиняющие нам беспокойство внутреннее состояние, фигура или группа, для которых характерна энергия Х, являются тем самым, с чем мы пытаемся «развестись». По этой причине я использую название Х. Точно так же, как малышу требуется какое-то время для понимания того, что необходимо считаться с другими детьми или родителями, в фазе 1 мы просто чувствуем: «я хочу то, что хочу!».
Фаза 2 происходит внутри, когда мы чувствуем напряженность из-за чего-либо, или когда мы и наша группа рассержены, или напуганы силой X внутренней или внешней ситуации. В фазе 2 напряженность X связана с трудностями принятия многообразия и с тем, насколько, по нашим ощущениям, высок или низок наш психологический статус и авторитет относительно «другого».
Рисунок 5. Фаза 1. Получайте удовольствие
Рисунок 6. Фаза 2. Напряженность + конфликт.
В отношениях или группах фаза 2 наступает, когда нам что-то не нравится в себе или в других, либо когда мы чувствуем напряженность, страх или гнев. В этой фазе мы расстраиваемся отчасти потому, что беспокоящие нас обстоятельства или люди, по нашим ощущениям, неправы, либо не осознают свою власть и статус, свои социальные и культурные различия.
Зачастую причиной проблем в фазе 2 являются вопросы власти и социального статуса, когда складывается ощущение, что вы или ваша группа, организация наделены меньшей властью относительно данной проблемы, общества, культуры. В фазе 2 вы говорите: «Вот, появляется этот ненавистный фактор Х, с которым нам не хочется иметь дело».
Если вы обратитесь к тому, кто находится в фазе 2 со словами: «Может быть, попробовать немного лучше относиться к этому Х, который против нас?», вас ожидает эмоциональный ответ: «Нет! Они против НАС! От них сплошные проблемы», или «Они нам не по душе, не будем с ними общаться. С глаз долой – из сердца вон!»
Ежедневные новости изобилуют фактором X фазы 2: «Эти другие – они плохие, надо либо держаться от них подальше, либо уничтожать их!»
Поскольку я фасилитатор и не нахожусь в фазе 2, фазе противостояния, у меня нет оценочных суждений, направленных против этой фазы агрессии. Фаза 2 – это просто часть природы, подобно вулкану. Но если мы с вами, будучи фасилитаторами, находимся в фазе 2, мы можем испытывать антипатию и бессознательно противостоять тем самым группам или людям, которым пытаемся помочь. Мне часто приходится слышать, как фасилитаторы говорят: «Не нравится мне эта группа, или этот человек, которому я помогаю».
Как я уже говорил, в фазе 2 важно противостать «плохим» людям или «плохой» ситуации. Активное противостояние может быть делом жизни и смерти. Фаза 2 является значимой, так как в ней природа демонстрирует свое многообразие. Здесь есть энергия «мы» и энергия развода X – «не мы»! «Для борьбы с этим X нам понадобится медицина, оружие или война!»
Фаза 2 чрезвычайно важна для пробуждения в нас самих и в других интереса к общественным вопросам. В фазе 2 мы создаем напряженность и «воюем» ради осуществления общественных преобразований. Однако следует помнить, что задерживаться в одной фазе означает порождать трудности принятия многообразия, подвергая маргинализации тех, кто находится в других фазах. Осознание и принятие перемен, происходящих с потоком фаз, является окончательным ключом к созданию устойчивой культурной среды, как внутри, так и снаружи нас.
Рисунок 7. Фаза 3. Откройтесь для другого
После достаточно длительной борьбы в этой фазе напряженности или конфронтации, в конце концов, мы измождены и можем впасть в беспокойство или депрессию… возможен страх финансовых потерь, неудач или смерти. И тогда мы готовы перейти из фазы 2 в фазу 3 или 4.
Страна грез – это фаза 3. Здесь мы более открыты и способны замечать свои собственные сновидческие сигналы невербальной коммуникации, грезы и двойные сигналы. В фазе 3 мы можем расслабиться и сновидеть в поиске решений. Мы начинаем открываться для другой стороны.
Фаза 3 подобна сновидению, так как сигналы и поведение, с которыми мы не идентифицируем себя в повседневной реальности, появляются в сновидениях. В фазе 3 индивидуальной или групповой процессуальной работы мы имеем дело не только с ролями, но и с «ролями-призраками» – местами, историческими событиями или людьми, о которых звучало упоминание, но которые в данный момент отсутствуют, а также с двойными сигналами и т. п. В фазе 3 проигрывание этих «ролей-призраков», как если бы они присутствовали, часто рождает новые решения.
В жизни людей и организаций фазы 1 и 2 возводят стены различий. Однако в переживаниях фазы 3 (страна грез) мы становимся восприимчивы к фантазиям и грезам, и стены между нами становятся более проницаемыми. В фазе 3 мы порой можем меняться ролями с другими и почувствовать себя этими другими. Фаза 3 является аспектом вашей собственной и групповой жизни, зачастую непризнанной, которая может проявиться в отношениях и на уровне коллективов. Меняясь ролями, можно снижать уровень напряженности и конфликта фазы 2.
Уровень сущности – это фаза 4. Здесь мы чувствуем себя более расслабленно и отстраненно, спокойно, безусильно движимыми неким тонким чувством, которое поначалу нелегко выразить словами. По этой причине мы часто не придаем значения фазе 4. Тем не менее, это важная фаза, так как на этом уровне у вас или у группы может возникнуть ощущение отстраненности и того, что вы движимы чем-то бесконечным – по крайней мере, временно, ведь все происходящее – это лишь фазы! В моей предыдущей книге «Танец древнего» я подробно описываю спонтанно возникающие движения, как бы производимые вселенной и создающие эту фазу отстраненности и творчества. В данной книге я предлагаю множество практических упражнений для доступа к фазе 4 и использования ее при фасилитации для снятия напряженностей в других фазах.
Рисунок 8. Фаза 4. Уровень вселенной или сущности
Фаза 4, «дао, невыразимое словами», – это неизъяснимая атмосфера, глубокое ощущение вселенной, которое можно почувствовать, но нелегко выразить. Фаза 4 – это переживание своего глубочайшего «я», или того, что я называю «процессуальным умом»[16]. Этот «ум» уровня сущности может проявляться в сновидческих образах в стране грез, на первых этапах формирования видения у организации, и зачастую именно он стоит за направляющим мифом или паттерном для отдельных людей или групп. Здесь, в фазе 4, вы и окружающие можете почувствовать некую связь с чем-то вневременным, могущественным и бесконечным. Это психологический опыт, лежащий в основе большинства религий.
Вмешательства в индивидуальной и групповой работе
На протяжении всей книги я описываю многочисленные вмешательства, действенные для каждой фазы. Позвольте подчеркнуть один важный момент. Миролюбивые и конструктивные методы коммуникации часто действенны в 1, 3 и 4 фазах. Но эти «добротные» методы нередко оказываются неэффективными при сильных напряженностях фазы 2. В этом случае необходимы иные методы, как станет видно из последующих глав.
На данном этапе хочется предварительно обозначить, как понимание фаз может придать вам направление при выборе способа эффективного вмешательства в конкретной ситуации.
После длительного периода напряженности, независимо от его результативности, люди и организации утомляются от длительных конфликтов и начинают рассматривать возможность капитуляции или переговоров. Намеки на некоторые аспекты таких переговоров могут появляться в фазе 2 конфликта, но постепенно, при переходе в фазу 3, начинает возникать мысль: «Как же улучшить отношения с этим X и между собой?»
Лишь в редких случаях нас может осенить: «А не слишком ли мы однобоки, или у нас все же есть нечто общее с другой стороной»? Эта мысль внезапно приближает нас к тому, чем мы НЕ являемся, к «стране грез».
Солнце восходит и заходит, все циклично, все меняется, мы – те, кто мы есть, но порой мы меняемся и понимаем, что подобны другим. Когда мы прочнообосновались в фазе 3, нам удается расслабиться, и тогда становится возможной смена ролей. Нас может даже посетить мысль: «Вероятно, мы слега похожи на это Х». В этот момент происходит расслабление в диалогах открытого форума, и становится возможным взаимопонимание (хотя бы временно).
В то время как открытые форумы в фазе 2 характеризуются интенсивным конфликтом, в фазе 3 становится возможным диалог открытого форума, и даже возникает вероятность того, что стороны смогут прислушаться друг к другу.
Можно попробовать поощрить людей к переходу из фазы 2 в фазу 3 для переговоров, но обычно это не работает. Прежде чем допустить свое «сходство» с другим, необходимо сначала сосредоточиться на гневе и власти фазы 2, и позволить им проявиться – к примеру, в контексте исторической несправедливости. Как правило, в фазе 2 этнические и прочие меньшинства сначала должны жестко отстаивать свою позицию – не существует быстрого способа охватить все точки зрения.
Если фаза 2 исчерпывает себя, а смена ролей и сновидение фазы 3 затруднительны, это зачастую может повлечь за собой депрессию, наркозависимость, алкоголизм и суицидальные мысли. На этом фоне может развиться тяжелая форма депрессии, возрастает риск агрессии в отношении другой стороны, как и риск суицида. За депрессией и желанием убить себя часто кроется неосознанное стремление сразу перейти в фазу 4.
Те, кто глубоко травмирован, подавлен, напуган возможной неудачей, иногда становятся склонны к насилию и суициду. В физической смерти они ищут избавление от прежних отождествлений и фаз, желая обрести более отстраненный, менее болезненный и конфликтный уровень реальности. Позже в этой связи я приведу примеры терроризма.
В фазе 4 возникает идея бесконечного. Здесь появляется ощущение, что во вселенной есть нечто, позволяющее отстраниться, и оно не менее, а возможно и более важно, чем все дела земные. У каждой группы и индивида есть собственное представление о бесконечном и свой способ описания сфокусированности и отстраненности в действии.
На рисунке 9 представлены эти четыре фазы. Обратите внимание, что фазу 4 я поместил в центре рисунка, а также как отдельную фазу цикла. Далее я дам этому более подробное объяснение.
Фаза 1 – спокойная, фаза 2 – напряженная, фаза 3 показывает, что можно передавать мяч по кругу, т. е. «меняться ролями», а фаза 4 – расслабленное и отстраненное наблюдение за сменой всех фаз.
Рисунок 9. Фазы. 1 – наслаждение жизнью; 2 – напряжение + конфликт; 3 – переключение ролей; 4 – отстраненность
Рисунок 10. Фаза 3
Рисунок 11. Фаза 4
Некоторые, возможно, скажут: «Не верю я в эти разговоры об отстраненности, к черту все это! Это для любителей Нью Эйдж, для умирающих или религиозных людей, при чем здесь я?» Это нормальное отношение, оно свойственно фазе 2, где сильные чувства и стремление бороться естественны. Нет нужды чрезмерно стремиться к отстраненности фазы 4, то есть к открытости для течения всех фаз. Когда люди будут готовы, они сами туда придут. Каждый человек, так или иначе, проходит через все эти фазы, от наиболее рациональных людей до запредельных «гуру». Откуда мне знать? Я работал со множеством разных людей практически во всех состояниях сознания.
Фазу 4 испытывает каждый, по крайней мере, перед тем как погрузиться в сон, либо посреди ночи. Появляется ощущение, что нами движет нечто еще не проявленное как образ, идея или движение.
С точки зрения фазы 4, счастье, страх-злость, грезы и отстраненность относятся к циклам процесса. С точки зрения фазы 4, никто и ни одна из фаз не хуже и не лучше всех остальных. Пребывание в состоянии отстраненности фазы 4 делает вас (временно) великодушным и открытым. Находясь в фазе 4, вы отстранены и не смотрите свысока на тех, кто не таков. Вы понимаете, что всему есть место, что все меняется.
Однако, когда вы начинаете смотреть на других свысока, вы покидаете фазу 4 и направляетесь в фазу 1 (я, я, я) и / или в фазу 2. Почему? Вы снова в конфликтной фазе – «я лучше других»! Многие религии и психологии, превозносящие отстраненность и взирающие свысока на не столь отстраненных «других», на деле находятся в фазе 2! – так или иначе, в конфликте с миром.
Фаза 4 – это тоже фаза, и она сменяется. Она не длится вечно в повседневной жизни, как могут полагать некоторые духовные традиции. Реальные люди, похоже, «реинкарнируют». Даже наиболее высокодуховные люди, с которыми мне доводилось встречаться (а их было немало), перемещаются по фазам, хотя зачастую и пытаются скрыть моменты пребывания в фазах 1 и 2. Нетрудно определить, что они находятся в фазе 2, когда они находятся «в борьбе», говоря, что «отстраненные люди лучше других, еще не столь продвинутых». Данное заявление отражает состояние борьбы, свойственное фазе 2.
Навыки фасилитатора и метанавыки, связанные с фазами. В своей книге «Метанавыки: духовное искусство терапии» Эми (моя жена, д-р Эми Минделл) определила метанавык как навык чувства. И теперь, прежде чем приступить к тренировочным упражнениям в этой главе, давайте рассмотрим, как на ваши навыки фасилитатора и метанавыки влияют фазы.
Фаза 4 – это важный метанавык для фасилитатора. Вы можете быть в конфликте с процессом, в котором находится человек или организации, но для фасилитации необходимо время от времени вспоминать фазу 4, чтобы видеть ценность взглядов каждого и учитывать все фазы. С этой точки зрения, люди не только ужасны и больны; они, как и все мы, – часть природы. Если у вас порой возникает подобное отношение, свойственное фазе 4, вы сможете (временно) выступать в роли старейшины.
Фаза 4 дает вам расслабленное, отстраненное переживание. Здесь вы можете оказать поддержку группе в фазе 1, склонной игнорировать проблемы. Если вы принимаете эту «эгоистическую» фазу, далее группа с большей готовностью сможет работать с конфликтами (в фазе 2). Расспросите о прошлом участников, об их видении. Каковы их надежды? Как у них обстоит дело с принятием многообразия? Выясните их видение и обсудите, как оно может помочь им справиться с напряженностями.
Насколько возможно, используйте это видение, чтобы помочь им принять многообразие и расхождения во мнениях. Исследуйте их наиболее сложные энергии Х. Рассмотрите финансовые и социальные проблемы, сексизм, расизм, гомофобию, возрастную дискриминацию, антипатии к некоторым религиям. Исследуйте национальные и межнациональные напряженности. Вспомните, что в фазе 2 люди часто чувствуют себя жертвами истории и настоящего. Помогите группам выразить свою однобокость, поощрите к тому, чтобы сплетни вышли наружу, прислушайтесь к гневу, помогите людям говорить и отметьте начало диалога фазы 3.
Вспомните, что любой человек, даже травмированный и ставший жертвой, может не отдавать себе отчет в собственном статусе или злоупотреблять им. Статус жертвы часто становится неким духовным статусом. Если вас достаточно унижали, обижали, избивали и оплевывали, то вы имеете все основания на праведный гнев и поиск высшей справедливости. Важно поддержать эту силу. Ярость необходима, но она не может быть окончательным решением.
В фазе 2 все мы в определенный момент перестаем отдавать себе отчет в собственном статусе жертвы и его власти над нами. Я усвоил это, работая со множеством людей в разных странах. Можно развить статус жертвы и духовный авторитет до такой степени, что будешь готов убить того, кто находится по другую сторону, не задумываясь о последствиях. «Я убью их из мести и придам смысл своей жизни. Ну и что с того, что я погибну!»
Помните, что процесс «сражайся до самой смерти» фазы 2 может оказаться попыткой перейти из фазы 2 в фазу 4.
Важно помнить, что травмированные и униженные группы и индивиды – не только жертвы. Отождествление с жертвой – лишь часть их истории. В глубоко травмированных людях возможно созревание духовной силы.
В фазе 3 открытые форумы становятся более непринужденными, поскольку в отношении людей друг к другу появляется больше «текучести». В фазе 3 вы можете спросить: «Вы замечаете, что нечто в ваших поступках может отражать то, что вы терпеть не можете в других?»
В фазе 4 становится возможным глобальное и «нелокальное» мышление. Нет ничего такого, что беспокоило бы только определенную группу или индивида и при этом не имело бы отношения к прочим людям и другим регионам мира. В фазе 4 вы понимаете, что здешние проблемы свойственны не только одной группе или нации, но над ними следует работать по всему миру. В фазе 4 вы замечаете, что все происходящее в одной группе или стране является частью вас, меня и всех людей повсюду. Поэтому, по мере возможности, напоминайте себе и группе, что мы трудимся не только для себя, но и для мира. В фазе 4 мы работаем локально, ощущая нелокальное глобальное поле!
Ваша внутренняя работа над фазами отношений
Теперь давайте рассмотрим, как можно применить некоторые идеи, связанные с фазами, на практике. Выполните следующее упражнение, направленное на фазо-ориентированную внутреннюю работу, чтобы лучше понять суть каждой фазы. Делайте заметки в процессе выполнения упражнений, предложенных в данной книге, чтобы запомнить свои переживания и ощущения.
1. Выберите проблему во взаимоотношениях или во внешнем мире, на которой следует сосредоточиться. (Позже я объясню, как осознать свои инсайты в ситуациях лицом к лицу). Каковы ваши обычное самовосприятие и энергия? Сделайте движение для описания своего «нормального я» и энергии. Назовем это энергией u. Зарисуйте эту энергию u на бумаге и назовите ее (например, u – это волнистая линия).
2. Теперь подумайте о недавней трудной ситуации в семье, в бизнесе или в отношениях. Выберите одного человека и сосредоточьтесь на нем. (Это может быть партнер, друг, враг, человек из организации, в которой вы работали и т. д.). Вообразите этого человека и конкретное поведение, которое вас беспокоит. Задайте себе вопрос: «Какая наиболее трудная энергия этого поведения беспокоит меня?» Сделайте движение, описывающее эту энергию. Назовем эту энергию Х. Выразите эту энергию при помощи движения рук, а затем зарисуйте энергию или движения X на бумаге и дайте X название. (Например, рисунок X может называться «внезапная энергия»).
3. Теперь отметьте, какую фазу процесса вы переживаете в связи с этой ситуацией или человеком. В фазе 1 вы счастливы. В фазе 2 вы раздражены / обеспокоены энергией X другого. В фазе 3 вы движетесь между u+Х, а в фазе 4 вы отстранены и находитесь в потоке.
4. Представьте, что вы находитесь в фазе 2, и вообразите дискуссию, стычку или взаимодействие с другим человеком. Занимаясь этим, замечайте / воображайте любые двойные сигналы в себе или в другом (слишком тихи или шумны и т. д.).
5. Теперь исследуйте фазу 3. Т. е. смотрите на энергии u и X как нелокальные (это означает, что они присущи всем). Представьте, что проводится дискуссия или форум, и вы можете меняться ролями между u и Х. Т. е. вы можете двигаться взад и вперед и искренне говорить от лица обеих сторон. Если возможно, подойдите осознанно к собственному социальному статусу и статусу другого (раса, цвет, пол, сексуальная ориентация, национальность, опыт, способности). Или же по возможности определите, насколько этот статус неосознан. Поменяйте роль, проиграйте энергии u и X в каждом из вас и попытайтесь перетекать между ними. Отмечайте, происходят ли инсайты или перемены, и когда.
6. Когда вы начнете расслабляться, выйдите из фазы 3 и исследуйте фазу 4. Расслабьте шею и все тело, и начните представлять и чувствовать, как пространство вселенной вокруг вас приводит вас в движение. Если можете, делайте это стоя и позволяйте себе непредсказуемые движения. Дождитесь начала повторных движений. Отметьте, становятся ли теперь энергии u+Х частью движений вашего танца. Двигаясь, замечайте и улавливайте любые возникающие спонтанно инсайты, касающиеся разрешения конфликта между этими двумя энергиями / частями. Запишите этот инсайт.
7. Наконец, ожидайте, что фаза 1 (я, я, я) и фаза 2 естественным образом повторятся! Также примите к сведению, что в конечном итоге возврат к фазам 1 и 2 поможет вам помнить о многообразии и лучше осознавать, как справляться с трудностями, которые оно порождает.
В свободное время, когда вы будете работать с отношениями, попробуйте использовать вашу внутреннюю работу в формате «лицом к лицу». Внутренняя работа при выполнении данного упражнения, возможно, будет полезна всем сторонам.
Что следует запомнить из главы 1
1. Замечайте и учитывайте уровни и фазы глубинной демократии как в себе, так и в отношениях и группах.
2. Вспомните, что фаза 1 – это попытка уйти от трудностей и поиск удовольствия.
3. Напряженность фаз 1 и 2 – это фазы консенсусной реальности.
4. Страна грез глубинной демократии – это фаза 3, то есть переключение между сторонами, ролями и позициями.
5. Уровень сущности глубинной демократии – это фаза 4, переживание отстраненности. С точки зрения фазы 4, все фазы подобны временам года, естественным и цикличным.
Глава 2
Просветлениев групповой работе? Замечайте фазы!
Данная глава посвящена применению ПОНИМАНИЯ ФАЗ к фасилитации конфликтов на уровне организаций и в мировом масштабе, включая слияние компаний, уличное насилие, войны, острые проблемы современного общества, такие как полицейское насилие, терроризм, гендерная политика и прочее.
В главе 1 я отметил, что фаза 4 представляет собой опыт отстраненности, отстраненный даже от самое себя. Фаза 4 – это одна из фаз, но, как ни парадоксально, она также является центром всех фаз. Оставаться сфокусированным возможно всегда, даже если в данный момент это происходит в фоновой осознанности. Осознание этого фокуса, однако, появляется и исчезает из нашей повседневной осознанности, так что мы можем чувствовать себя изможденными, больными или подавленными. Цель многих техник и идей, предложенных в данной книге, – помочь вам получить доступ к фазе 4 посреди напряженностей (то, что мы называем вторым тренингом).
Я ввожу понятие «черного ящика» как метафоры для доступа в фазу 4 и делюсь упражнением по внутренней фокусировке, чтобы вы могли сами поэкспериментировать с этой практикой.
В первом тренинге мы учимся работать с фазами 1, 2 и 3. Во втором – учимся ощущать, как вселенная движет нами; мы осваиваем умение мгновенно отпускать внешние события и приближаться к нашей сновидящей сути, чтобы почувствовать «черный ящик» нелокальных связей. Буддист назовет этот черный ящик «пустым умом». Фукусима Роси, мастер Риндзай-дзен, называл «пустой ум» умом творческим (в беседе с нами).
Фасилитация с фазами
Позвольте пояснить. В фазе 4 вы замечаете все, что происходит в фазах 1, 2, 3 и 4, и движетесь со всем этим, переживаете ли вы данные фазы лично или же они касаются отношений и групп. Помните, что некоторые из изученных вами методов работы с людьми, сообществами, бизнесом или группами зачастую применимы лишь к одной или двум фазам. И не забывайте, что если усвоенное вами хорошо работает в спокойных фазах 1, 3 или 4, то в фазе 2 вполне естественно возникнут трудности.
Если люди довольны и разговорчивы в фазе 1, порадуйтесь за них, прежде чем предлагать работу с конфликтом. Если они мирно пребывают в фазе 4, поинтересуйтесь у них тем, как дух движет ими и как извлечь из этого пользу.
К примеру, мне припоминается сцена фазы 1, случившаяся в группе порядка 400 человек, работавшей над проблемами Второй мировой войны в Европе. Немецкая подгруппа вышла в центр для работы. В группе были только немцы, но они друг друга не знали. Они должны были работать над историческими проблемами своей страны, и вот они начали говорить. Я наблюдал за тем, как фасилитаторы пытаются применять всевозможные методы. «Давайте порассуждаем об исторических проблемах вашей страны», – говорили фасилитаторы, пытаясь обуздать многоголосицу толпы.
Но эта небольшая группа находилась в фазе 1, и участники были еще не готовы говорить о проблемах, хотя от них ожидалось именно это. Сначала они хотели познакомиться, ведь они впервые друг друга видели. Фасилитаторы не осознавали, в какой фазе находится группа, но уже хотели, чтобы участники начали разыгрывать исторические роли, как ужасные, так и прекрасные. Подход фасилитаторов не сработал. Почему? Людям необходимо было время для того, чтобы узнать друг друга.
Они использовали первую фазу, чтобы обнаружить и сформировать общность, некое «мы». Им требовалось время, чтобы почувствовать себя группой или сообществом. Когда им дали возможность побыть в фазе 1 и ощутить себя группой, они были счастливы и двинулись далее.
Из данного примера следует урок: если вам удается распознать фазу, в которой пребывает группа, ваше вмешательство будет более эффективным.
Пробуйте изученные методы вмешательства несколько раз, но, если они не работают, допустите, что люди могут находиться в фазе процесса, которую вы не распознали. Фазы не могут быть хорошими или плохими. Слишком активные фасилитаторы в фазе 2 желают поскорее переместить людей из фазы 1, в которой общественные проблемы игнорируются. Но если мы понимаем, в какой фазе находятся люди, это обычно позволяет им быстрее перемещаться в следующие фазы и более сложные ситуации.
Гитлер и фаза 4. Во время вышеупомянутого группового процесса, когда группа сосредоточилась на неразрешенных проблемах Второй мировой, один из участников играл роль Гитлера. В определенный момент работы в этой большой группе человек, исполнявший роль Гитлера, вдруг разгневался. Он находился в фазе 2 и желал всех «убить». Для того чтобы помочь ему продвинуться дальше, мы, посоветовавшись с группой, присоединились к нему, озвучивая Гитлера (в его фазе 2): «Мне уже безразлично. Я просто хочу убивать! Мне безразлична жизнь, и я готов даже к самоубийству!»
Прозвучали и другие точки зрения, такие как «Сражайтесь, чтобы остановить этого человека!», но Гитлер сказал: «Нет! Я жажду величия и уничтожу всех тех, кого считаю плохим, даже если это будет мне стоить жизни!»
Упоминание смерти указывало на «отпускание» или переживание фазы 4. Вместо того чтобы попытаться изменить «Гитлера» в тот момент, мы предположили, что, возможно, его судьба – умереть и отпустить. В это мгновение участник, игравший Гитлера, испытал облегчение и сразу успокоился. Затем вся эта группа из сотен людей двинулась в следующие фазы и получила полезные инсайты и ощущения касательно войны. Все заговорили на тему «Где мой дом?» и «Где мне безопасно жить?»