Сновидение как источник творчества. 30 творческих и волшебных способов работы над собой
© Amy Mindell. Тext, 2005
© Трансперсональный проект. Перевод, 2019
© ООО ИД «Ганга». Оформление, 2019
Слова благодарности
Мы с моими куклами выражаем глубочайшую признательность всем, кто вдохновлял и поддерживал меня на моем творческом пути.
Вряд ли я смогу найти подходящие слова, чтобы должным образом отблагодарить Арни за его нескончаемую поддержку моих творческих начинаний. Он всегда поощрял меня верить своим грезам и раздвигать границы. Он с распростертыми объятиями принимает мою музыку, разнообразные поделки и кукол, и при любой возможности присоединяется ко мне в создании забавных существ и в сочинении песен. Он постоянно побуждает меня исследовать вдохновение и творческие идеи и делиться своими открытиями с другими. То, с каким рвением Арни следует за своим собственным источником творчества, поражает меня и воодушевляет самым невероятным образом. Его недавние исследования в области процессуальной работы, прослеживающие связи между физикой и психологией, а также его концепция Интенционального поля легли в основу данной книги.
Большое спасибо Маргарет Райан, чья редактура и радостный настрой всегда помогали мне и наполняли энтузиазмом.
Огромное спасибо всем, кто экспериментировал на наших семинарах с различными идеями, предложенными в этой книге, а также тем смелым и любящим хорошо повеселиться людям, которые посещали мои сумасшедшие и порой выходящие из-под контроля занятия! Особая благодарность тем, кто великодушно позволил мне использовать фотографии их творений в моей книге.
Рок-группа
Я также хотела бы поблагодарить индивидуально каждого человека, внесшего прямой или косвенный вклад в создание этой книги. Но когда я начала записывать имена, обнаружилось, что список стремительно растет, так что мне вряд ли удастся упомянуть каждого из вас. Поэтому позвольте мне сказать, что я глубоко признательна своим друзьям и ученикам в Портленде, штат Орегон, и по всему миру, которые многому меня научили и с радостью присоединяются к моим экспериментам. Я также хочу поблагодарить своих коллег, помогавших мне проводить занятия в течение многих лет и участвовавших в этом творческом приключении. Я дорожу нашим сотворчеством, а также энтузиазмом и ободрением, которые всегда были у вас в избытке. Я признательна тем художникам, актерам и учителям, которые вдохновляли меня и показывали, что мир постоянно обновляется благодаря нашим грезам.
Наконец, я благодарна Интенциональному полю, которое постоянно направляет меня и движет мною; тканям, тюбикам с клеем и музыкальным нотам, которые помогают воплощать в жизнь невыразимое; и игривому ребенку в каждом из нас, который знает, как уловить и развернуть магические искорки жизни.
Пролог: Жизнь как холст
Несколько лет назад мы с моим партнером Арни готовились к семинару, который мы назвали «Каменные Песни». Темой семинара должно было стать получение доступа к вибрациям и музыке в теле как источнику благополучия и исцеления. В качестве подготовки к семинару я начала читать книгу суфийского мистика Хазрата Инайят Хана «Мистицизм звука и музыки». Слова Хана говорили мне о связях между музыкой, вселенной и нашей жизнью. Я помню, что на меня особенно подействовала одна фраза (хотя в то время я не вполне понимала, почему она так сильно тронула меня), в которой он говорит об отказе от музыки:
Я ОТКАЗАЛСЯ от музыки, так как получил от нее все, что должен был получить. Чтобы служить Богу, человек должен пожертвовать самым дорогим, и я пожертвовал музыкой, самым дорогим для меня[1].
Прежде чем идти дальше, позвольте мне ненадолго отмотать время назад. В детстве и отрочестве я увлекалась многими видами творчества – от игры на пианино и гитаре до пения и рукоделия, от обучения танцу до живописи, от кулинарии до сочинения стихов. Позднее, в период моей деятельности в качестве процесс-ориентированного терапевта и преподавателя, мое творчество расцветало в форме частной работы с клиентами и учебных классов, которые я вела (и продолжаю вести) сама и вместе с Арни. Широта применения процессуальной работы предоставляла мне особую свободу, позволявшую мне использовать многие из своих творческих интересов. Каждый сеанс мог включать в себя набор различных методов – от работы с движением до ваяния, от глубокой работы с телом до работы с отношениями, от работы с социальными изменениями до диалога с игрушками и куклами.
В основе процессуальной работы лежит вера древних даосов в мудрость и непрерывное развертывание природы. По существу, процессуальная работа сосредоточивается на том, что являет собой природа в любой конкретной ситуации. Как практики, мы стремимся следовать этому потоку и приспосабливаться к нему в нашей работе с отдельными людьми, парами и группами. В течение последних десяти лет я писала книги и статьи по тематике процессуальной работы. Я находила эту деятельность особенно стимулирующей, стараясь открывать эту новую форму творчества в использовании слов для выражения процесс-ориентированных идей.
Примерно с сорока лет я начала испытывать затруднения с использованием голоса. У меня часто болело горло, и я бывала охрипшей. Это было для меня весьма трудно, поскольку мы часто выступали с лекциями, и я большую часть дня говорила со своими клиентами. Мне также становилось трудно петь – я очень тяжело воспринимала это ограничение, так как всегда обожала пение. Будучи ребенком, я научилась играть на гитаре и пианино как раз для того, чтобы исполнять самые страстные песни моих любимых авторов. Пение всегда казалось мне чем-то сокровенным, позволявшим мне выйти за рамки повседневной жизни, установить связь с моими глубочайшими чувствами и тянуться к чему-то намного большему, чем я сама. Когда я читала слова Инайят Хана о принесении в жертву самого дорогого для него, его музыки, они глубоко меня трогали.
Потом случилось кое-что странное. В пустоте, которую больше не наполнял мой голос, в этой огромной пустыне, казавшейся такой бесплодной и одинокой, возникало нечто новое. Я стала слышать музыку – на этот раз мою собственную музыку. Она начинала изливаться из меня, подобно растению, которое наконец получило воду и смогло пустить корни во все стороны. До этого времени я никогда не была способна сочинять песни, и этот недостаток всегда меня расстраивал. Теперь я слышала музыку в своем уме и осознавала, что в действительности это была не моя музыка – она приходила из какого-то другого источника, чего-то гораздо большего, чем я сама. Я старалась не мешать этому, прислушиваться к мелодиям, а затем записывать и выражать их с помощью голоса и инструмента.
Я не знаю, почему это произошло, когда мне исполнилось сорок. Возможно, сперва должно было истощиться многолетнее желание писать музыку. Возможно, это было старение, кризис среднего возраста. А быть может, я все больше уставала от своей обычной идентичности и могла открываться неизвестному. Я действительно не знаю причину.
Затем через меня прошла еще одна волна. Несколько лет назад меня охватило желание делать куклы. Спросите любого из моих друзей, и они скажут вам, что с той поры я стала совершенно одержима желанием создавать всевозможные забавные куклы. Я умудрилась наполнить наш дом таким множеством существ разных размеров и форм, что для нас самих там почти не осталось места!
За эти последние несколько лет я создала музыкальный кукольный театр и начала включать своих кукол и музыку в преподавательскую деятельность и наши семинары. Я использовала кукол и процесс их создания, чтобы демонстрировать различные методы и теории процессуальной работы. Я надеялась донести до людей мысль о том, что психология может быть забавной, и что сновидение и воображение – это важнейшие аспекты творческой жизни.
Примерно в то же время, когда я изучала сочинение музыки и создание кукол, Арни вернулся к своим предыдущим исследованиям в области теоретической физики и прослеживал многочисленные связи между физикой и психологией. Изучая квантово-волновую функцию, он пришел к термину Интенциональное поле. Он описывал это поле как созидающую творческую силу, которая всегда присутствует внутри и вне нас, и которую мы можем переживать, осознавая малейшие тенденции внутри и вокруг себя в данный момент. На наших семинарах мы начали экспериментировать с тем, как переживать Интенциональное поле. Затем я разработала серию учебных занятий, посвященных пониманию Интенционального поля как источника творчества. Эти занятия и наши исследования составляют основу данной книги.
Вещам свойственно меняться. Древние даосы давным-давно открыли нам эту вечную истину. На протяжении десятилетий я осознавала эту истину, однако мне по-прежнему трудно ей открываться; я склонна держаться за вещи, даже когда они устарели.
Несколько месяцев назад мы с Арни готовились к предстоящему семинару по работе с Миром (процессу в больших группах). Я надеялась использовать некоторых из моих новых кукол как часть нашего преподавания. Однако мне не приходило в голову, как это сделать. Затем у меня был ряд сновидений, которые как будто говорили мне, что мне нужно следовать в своем преподавании за моментом творчества, а не пытаться делать что-либо специально. Мне нужно не использовать кукол или играть музыку, а, скорее, осознавать, что каждый момент, даже в процессе преподавания, потенциально является творческим актом. Я вспомнила кое-что из того, что читала об Инайят Хане:
…Хан чувствовал, что должен отказаться от музыки в смысле пения и игры на музыкальном инструменте, и с того времени он часто объяснял, что саму жизнь следует рассматривать как музыку. Все его учения открывают нам гармонию вселенной и показывают, какую партию каждый человек, каждое существо, должны играть в этой симфонии[2].
Вся идея творчества начинала становиться намного шире, чем я допускала до этого момента. Творчество не принадлежало исключительно к сфере материалов, искусства или музыки, но относилось ко всей жизни как таковой. То особое чувство, которое у меня бывает при исполнении музыки, вдохновение, которое я ощущаю, создавая куклу, неконтролируемый момент, когда я позволяю танцу проходить сквозь меня, всегда доступны, когда и где угодно. На самом деле, именно эта идея и привела меня к процессуальной работе. Процессуальная работа сосредоточивается на том, чтобы открывать и лелеять процесс сновидения, следовать этому процессу, который магически проявляет себя и непрестанно разворачивается днем и ночью. Процессу сновидения необязательно нужно определенное средство для выражения; все средства служат одинаково хорошо. Тем не менее, какое-нибудь конкретное средство, вроде музыкальной пьесы или мудрой куклы, может быть первоначальным посредником, который даст нам возможность установить контакт с нашими процессами сновидения.
Цель данной книги – учиться в любой момент подключаться к созидающему течению Интенционального поля и его неизменному творческому потенциалу, работаем ли мы с куклами, идем ли на работу, общаемся ли с другими или просто прогуливаемся по улице. Моя величайшая надежда заключается в том, что это сделает нашу жизнь по-настоящему магической и даст возможность сновидению проявляться и созревать в ткани нашей повседневной жизни.
Введение: Посади семя, и оно будет расти
В этот вечер я была очень взволнована. Когда мы прибыли в наш дом на побережье Орегона после многомесячного отсутствия, я была в восторге, увидев, что семена, которые я когда-то посадила в огороде и просто предоставила самим себе, выросли! Я визжала и прыгала от радости, видя множество новорожденных растений, тянущихся вверх, к небу. Я действительно не могла понять, как все это случилось; это было чудо. С тех пор, как я начала разводить огород примерно десять лет назад, меня всегда удивляло, как крохотное семечко, которое выглядит сухим и безжизненным, может вырасти в зеленое растение, гибкое и плодоносное. Надо признать, некоторым из семян так и не удается пробиться к свету, и, волею судьбы, они навсегда остаются под землей или попадают в желудок птицы. Однако другие семена все же растут и цветут, и вскоре из них вырастают овощи, которые мы едим. Как это возможно?
Арни сказал, что мои рассуждения напомнили ему о беседе, которая состоялась у него с четырехлетней девочкой, жившей по соседству много лет назад. Однажды девочка увидела, как Арни сажает семена брокколи и цветной капусты. Арни объяснял, что из семян вырастут растения. Вскоре после этого девочка начала что-то сажать на пустом клочке земли в своем дворе. Но что она сажала? Арни пошел туда, чтобы посмотреть, что она делает, и обнаружил, что она сажает две игрушки! Она полагала, что они тоже вырастут! Ведь если безжизненное на вид семя способно вырасти, почему то же самое не может произойти с игрушкой? Арни поддержал ее идею, сказав, что игрушка действительно будет расти, но не так, как она ожидает. Она будет цвести в ее уме. Маленькая девочка, казалось, сразу поняла, что игрушка оживет у нее в уме посредством фантазий и сновидения.
Как я люблю эту историю! Каждый раз, когда я о ней думаю, она напоминает мне, что во всем есть жизненная сила – невидимый дух или проводник, который помогает каждому стать уникальным созданием, будь то растение или плюшевый медвежонок, человек или кукла! История напоминает мне, что мне не нужно быть творцом; вещи обладают собственной жизненной силой, тем, что мы называем Интенциональным полем, которое ведет их в их несравненную самость. Мне просто нужно быть доступной, открытой и отдаваться течению Интенционального поля, когда оно приводит в движение мое тело, мои голос, руки, сердце и ум.
Несколько дней спустя, после возбуждения, которое я испытала при виде моих растущих растений, мне приснилось, как я закапываю кусок пенопласта, который я хотела использовать для изготовления куклы, недалеко от яблони в нашем саду. В сновидении это действие имело отношение к некому индейскому ритуалу. Я сознавала, что это не я создаю эти куклы; они возникают из земли, из природного духа. И когда я их «сажаю», они будут расти, сохраняя собственную естественную форму, точно так же, как яблоня.
Каждый раз, когда я замечаю едва заметное телесное ощущение или бросаю взгляд на коробку с тканями, привлекающую мое внимание, я наталкиваюсь на потенциальное семя, которое – при достаточном количестве воды и внимания – представляет собой начало уникального творения. Однажды я работала у себя в кабинете и решила прилечь в кресле и немного поспать. Прежде чем я задремала, мои сонные глаза осматривали комнату и остановились на книге, стоявшей на полке. Я не могла разобрать, что это была за книга, и мои утомленные, стареющие глаза не могли прочитать название. И вдруг какой-то голос внутри моей усталой головы сказал: «Слушай, я готов поспорить, что эта книга может говорить!» Я услышала, как книга читает стихотворение о том, что она долгое время провела на полке и ей надоело так долго оставаться без внимания и быть втиснутой между множеством других аналогичным образом переплетенных и разбитых на страницы братьев и сестер! У книги был очень трудный и неприятный характер! Стихотворение начиналось так:
- Да, я, конечно, ворчун.
- А кто бы не был таков,
- Если бы простоял на полке
- Пару или тройку годков?
Проснувшись после короткого сна, я решила снять эту несдержанную книгу с полки и облегчить ее участь. Почему бы не создать некое пространство, где она могла бы постепенно выпрямиться и прийти в себя? У меня было немного времени, так что я пошла в подвал, где я храню все свои материалы и художественные принадлежности, и позволила Этому проявляться дальше. (Конечно, я помогала с помощью небольшого количества клея и пряжи.) Книга преобразилась в куклу, которая напоминала Гручо Маркса в очень плохом настроении. Я назвала ее Ворчуном Гручо. Рот Гручо можно открывать и закрывать, засовывая руку в перчатку, прикрепленную к его переплету. Когда его рот открывается и закрывается, он издает очень неприятный, хлопающий звук.
Со временем Гручо стал моим постоянным угрюмым спутником, который сидит рядом со мной на моем письменном столе, ухмыляясь и комментируя почти все, что я делаю! Ему всегда есть, что сказать – обычно что-то негативное! Иногда он меня просто угнетает. Порой у нас происходят по-настоящему бурные споры.
Казалось, его особенно возмущало мое художественное творчество. Он настаивал, чтобы это было чем-то полезным, а не «пустым времяпровождением» в мире моих фантазий, как он это называл. Из-за всех его надоедливых качеств, и после большого сопротивления с моей стороны, я наконец поняла, что он был прав. Мне следовало делиться некоторыми из моих творческих проектов с другими людьми и использовать свои куклы и музыку, чтобы дополнять мое преподавание. Думаю, мне следует признать, что, если бы не постоянное понукание со стороны Гручо, я могла бы никогда не создать эту книгу.
Ворчун Гручо
Даже Гручо согласился с тем, что важно открываться «иррациональным переживаниям», которые мы сперва не понимаем, позволять им разворачиваться, после чего у нас будет возможность использовать сознательный ум, чтобы придавать им форму и размышлять о них. Стойте-ка, если бы этого не было, Гручо мог бы никогда не появиться на свет!
Коренные народы во всем мире всегда знали, что в материи заключено Сновидение. Сновидение существует до материального мира и дает ему начало. Многие из нас маргинализируют Сновидение и сосредоточиваются только на «реальном» аспекте вещей. Это тоже нормально, но это может стать источником подавленности или терзающего чувства, будто что-то не так, будто нам чего-то не хватает в жизни, какой-то вдохновляющей искры. Саму основу процесс-ориентированной психологии составляет идея, что это сновидение присутствует всегда, мы просто должны замечать его едва заметную тягу и, с любящим вниманием, позволять ему разворачиваться и улучшать наши жизни. Те вещи, что кажутся статичными – материальные объекты, беспокоящие телесные симптомы, которые проявляются с завидным постоянством, или неуправляемые настроения, – когда к ним подходят с удивлением и непредвзятым «умом новичка», оказываются процессами в ходе развертывания. Это Сущность открытого Арни сновидящего тела (т. е. зеркальной связи между нашими сновидениями и телесными симптомами) и процесса сновидения, который постоянно присутствует, днем и ночью[3].
Даже в самом безжизненном на вид объекте или опыте заключено богатство потенциала. «Реальный» мир, который мгновение назад казался таким статичным, превращается в текучее поле возможностей. Эта книга основывается на нахождении «ума новичка» и открытии разворачивающейся творческой силы Интенционального поля, присущей материалам, нашим телам, звукам, окружающей среде, словам, образам и – что, пожалуй, важнее всего – нашим переживаниям в повседневной жизни.
Творчество всегда казалось мне тайной, и я знаю, что в нем всегда будет нечто загадочное. Именно эта тайна всегда притягивала, преследовала и воодушевляла меня. Я то лелею ее скрытые измерения и энергию, то боюсь их. Тем не менее, есть еще один ее аспект – легкий и в высшей степени естественный. Я думаю, быть творческими людьми – это наше природное наследие.
Подумайте о детях. Малыши непрерывно творят, даже не думая об этом. Возьмите ваши сновидения. Вы ложитесь спать, и что-то начинает плести самые великолепные или ужасные приключения. Эта творческая способность рассказывания историй проявляется независимо от вас. Арни говорит, что творческий процесс сновидения происходит не только ночью, но и в течение всего дня. Он называет его «процесс сновидения»; совсем недавно он описывал его как «24-часовое осознаваемое сновидение»[4]. Чтобы входить в этот продолжающийся поток сновидения, просто замечайте самые незначительные вещи, держитесь их, затем позволяйте им говорить с вами. Сажайте их, поливайте их и позволяйте им разворачиваться естественным и творческим образом. Или, если вам больше нравится аналогия с яйцом, замечайте яйцо, согревайте его и наблюдайте, как что-то вот-вот проклюнется! Суть в том, что нам не нужно быть творческими; творчество присутствует всегда. Нам просто нужно относиться к своим переживаниям с непредвзятым и любящим осознанием.
Действительно, почему бы нам не научиться задавать себе простой вопрос: «Какое семя пытается прорасти во мне в данный момент? Из какого яйца что-то вот-вот проклюнется?» Задавайте этот вопрос весь день, всю вашу жизнь, и он каждый раз будет преподносить что-то новое и интересное – новое семя, начинающее расти, новое яйцо, из которого что-то готово вылупиться.
Я надеюсь, что эта книга будет вдохновлять вас и позволит вкусить полноту бытия, выйти за рамки условностей, за пределы того, о чем вы до сих пор мечтали, чтобы увидеть саму жизнь как приглашение для творческого потенциала. Я хочу показать вам, что творчество всегда рядом. Оно ждет, когда вы обнаружите его в мелочах, привлекающих ваше внимание[5]. Если вы научитесь улавливать этот туманный и магический момент, перед вами раскроются новые творческие миры.
Голова-тряпка
На этих страницах у вас будет шанс прикоснуться к искусству, музыке, изготовлению кукол и творчеству повседневной жизни. Вы найдете истории, анекдоты, картинки, теорию и простые упражнения, которые помогают работать над собой и показывают, как исследовать Интенциональное поле и быть движимым им. Эту книгу можно использовать, по меньшей мере, тремя способами. Один из них – читать ее от начала до конца. Второй – открывать ее на любой странице всякий раз, когда вам нужен совет относительно продолжения вашей работы, и читать оттуда. И еще одна возможность – класть ее рядом с вашей постелью на тот случай, если вы проснетесь ночью, и вам понадобится вдохновение.
Тон этой книги меняется в соответствии с разными настроениями, через которые я проходила во время ее написания. Иногда тон бывает серьезным, иногда духовным, в других случаях – совершенно приземленным, и, нередко, эксцентричным и беззаботным. В целом, я выбираю очень личный стиль написания, чтобы создавать интимную и уютную атмосферу, в которой вы, хочется надеяться, будете чувствовать себя свободными в исследовании ваших собственных творческих побуждений и сновидений. Я также стараюсь подключить тех неустанных критиков, которые постоянно нападают на наше сновидение и творческую работу. На самом деле, вы увидите, что критики, которые вас беспокоят и даже, как вам кажется, препятствуют вашему творчеству, могут быть семенами для большого количества творческой энергии. Как упоминалось ранее, некоторые из самых вдохновляющих идей пришли ко мне от самых жалких, вечно недовольных критиков, вроде Ворчуна Гручо.
Я привожу многочисленные примеры – какие-то взяты из моего собственного опыта, другими поделились некоторые из моих клиентов и участников моих занятий. Я также вставляю кое-где несколько коротких интерлюдий, которые мне просто больше некуда было включить! Некоторые из них касаются типичных и опасных моментов в творческой работе, когда мы говорим что-то вроде: «Я сделаю это позже» или «Я не знаю, каков мой следующий шаг». Вдобавок, качество картинок варьируется. Это отражает идею о том, что главное – не перфекционизм и окончательные проекты. Скорее, акцент делается на спонтанном и творческом акте следования пути Интенционального поля.
Эта книга предназначена для любого, кто хотел бы иметь богатую, наполненную искусством жизнь. Приведенные методы также полезны для тех из вас, кто являются терапевтами и хотели бы привносить творческое и художественное измерение в свою работу с другими.
Многие люди говорили мне, что для них самое трудное в творчестве – то, что они неспособны выделить время или пространство, чтобы им заниматься. Всегда находится что-то еще, чем можно заняться! Я наблюдаю эту тенденцию в самой себе. Иногда я думаю, что половина работы – это просто создавать пространство, атмосферу, чтобы сновидеть, хотя бы на мгновение. Я надеюсь, что эта книга будет побуждать вас время от времени находить такое мгновение в вашей ежедневной жизни – или, если вы захотите, час или два. Многим людям полезно иметь поддержку в виде совместного творчества. Если это относится к вам, попробуйте выполнять упражнения, содержащиеся в этой книге, вместе с другом или даже группой!
Упражнения – это не что-то фиксированное, не подлежащее изменениям; используйте их только как ориентиры для исследования ваших творческих побуждений. Для некоторых из них требуются материалы; для других просто требуетесь вы! Используйте любые материалы, которые есть у вас под рукой. Даже резиновой ленты или зубочистки может быть достаточно. Или, если вам так нравится, подходите к выбору материалов более тщательно. Однако помните, что цель всех упражнений – входить в контакт с Интенциональным полем, стоящим за творческим выражением.
Ох, одна из моих кукол перебивает меня и говорит, что я должна упомянуть о нем. Его зовут Гарри-Хиппи. Гарри страдает нарциссизмом, ему кажется, что все вокруг должны постоянно слушать его. Он считает, что мне следует рассказать вам о фильме, в котором он выступал в главной роли.
Гарри имеет в виду созданный мной музыкальный кукольный спектакль под названием «Кем я хочу быть, когда вырасту». В самом начале этого шоу Гарри прорывается через задник, выполненный в виде полки, набитой книгами. (Гм, кажется, я помешана на книгах!) Гарри изо всех сил борется, чтобы пробиться через томики в твердых и мягких обложках. Он говорит раздраженным тоном: «Ничего себе, требуется масса сил, чтобы пройти через эту штуку, которую вы называете “реальностью”! Ты разве не могла это облегчить, типа открыть дверь немного шире? А? Я что, должен каждый раз ждать, пока ты ляжешь спать ночью, чтобы пробиться сюда? Слушай, я измучен!»
Гарри-Хиппи
Бедняга Гарри сказал дельную вещь и хочет, чтобы я еще раз ее подчеркнула. Он говорит, что нередко существует большая напряженность между конфликтующими мирами сновидения и реальности. Я сама, сколько я себя помню, всегда боролась с реалистичной и мечтательной сторонами своего характера. Гарри говорит, что он родом из кукольного мира грез, но хочет, чтобы его знали и признавали в мире обычной реальности. Он заставил меня осознать, что без доступа к миру кукол и воображения жизнь в обычной реальности могла бы казаться одномерной, пустой или унылой. Он подчеркивал, что для ощущения полноты бытия важны оба мира, и они нуждаются друг в друге. Я надеюсь, что эта книга позволит нам увидеть, как эти миры могут слиться и научить нас летать посреди обыденности.
Прошлой ночью мне снилось, что совсем рядом с нашим домом я обнаружила огромный сад, о котором я забыла. Я была удивлена, когда оказалось, что я посадила там несколько красивых деревьев. Затем я заметила, что в саду были сотни других деревьев, посаженных другими людьми. Этот сад был общим для многих людей. Я надеюсь, что эта книга – одно из наших общих растений в саду творческой жизни.
Эми Минделл. Орегон, 2005 г.
Часть I. Семена творчества
Салли
Глава 1. Интенциональное поле
- Не знаю, где найдет меня судьба,
- На дороге, окруженная тьмой,
- Я чувствую тебя прямо позади,
- Ты всегда рядом со мной.
- Деревья качаются в сиянии звезд,
- И свет луны несет покой,
- Я не одна в глуши,
- Всегда есть ты,
- Ты всегда рядом со мной.
Взявшись за написание этой книги, я начала исследовать творчество. Читая все больше и больше, я вдруг почувствовала, что мне необязательно добавлять еще одну книгу к куче прочитанных. В то же время, процесс творчества казался таким индивидуальным по своей природе, что абстрактные рассуждения вряд ли могли оказаться кому-то полезными. Меня также беспокоило, что разговор о творчестве мог бы разрушить всю его утонченную тайну. Я решила оставить свои попытки.
Затем кое-что случилось. Отступая и освобождаясь от своих сознательных программ, я обнаружила, что погружаюсь глубже своих противоречивых мыслей, и вот уже плыву в более темном, неизвестном море. В этом туманном и расплывчатом состоянии я обнаружила, что поворачиваю к чему-то, что в последнее время стало иметь для меня огромное значение. В течение последних нескольких лет мы с моим партнером Арни сосредоточивались на наших семинарах на силе, которая едва заметно направляет и приводит в движение наши жизни, порождая материальный мир. Эта сила сродни идее Сновидения у австралийских аборигенов – невидимого потока, дающего начало материальному миру. Арни назвал ее Интенциональным полем[6].
По мере того, как я погружалась еще глубже, мне пришло в голову, что Интенциональное поле можно понимать как основу или семя творческого процесса, мать всего сущего – вечно текущий поток, в который в любое время можно входить за творческим вдохновением, касается ли это творческого проекта или нашей повседневной жизни.
Интенциональное поле легко представить себе, понаблюдав за тем, как ведут себя маленькие дети; малыши всегда находятся в его потоке, будучи свободными от комплексов, присущих многим взрослым. Ими просто движет