Порода ранимых
Star apple
Стихи, свободные от предрассудков
Copyright © Ada Limón, 2022
This edition published by arrangement with Massie & McQuilkin Literary Agents and Synopsis Literary Agency
© Шаши Мартынова, перевод на русский язык, предисловие, 2024
© Максим Немцов, редактура, 2024
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024
Предисловие к российскому изданию сборника «Порода ранимых»
Ада Лимон и ее сады внимания
«Для меня поэзия – язык таинства, она существует в промежуточных пространствах, между мирами бодрствования и сна, в местах, где предельная ясность превращается в сюрреалистическую и неоспоримую истину. Свободнее всего я чувствую себя, когда сочиняю стихи, когда не устремляюсь ни к какой конечной цели, а раскрываю неведомость собственного моего человеческого опыта, когда прислушиваюсь к внутренним и внешним мирам».
– Ада Лимон, сайт Фонда Макартура
Ада Лимон (р. 1976) – один из самых значительных голосов в современной американской поэзии, 24-й поэт-лауреат США. Она стала первой латиной, удостоенной Библиотекарем Конгресса США этого звания. Ее стихи, исполненные ярких образов, эмоциональной непосредственности и глубокого, живого интереса к тому, что составляет природу человеческого единства, заслужили внимание к этой поэтессе не только в США, но и за пределами англоязычного читательского круга. Поэзию Лимон читают на итальянском, французском и, разумеется, испанском. Поэтесса осмысляет многообразие житейского человеческого опыта и самоопределения, а также предлагает насыщенный и нежный взгляд на природу со всей ее магией и силой. Сборник, который вы держите в руках, у Ады Лимон шестой по счету – и первый на русском языке.
Лимон выросла в Сономе, Калифорния, и многие ее стихи пронизаны любовью к сономским пейзажам. Аде посчастливилось провести детство на природе, в большой свободе и беззаботности, и поэзия начала зарождаться в ней с юных лет. Мать Лимон держит ранчо, и лошади в поэзии Ады занимают особое место. Отец Ады – из семьи мексиканских иммигрантов, и хотя сама Лимон не стремится определять себя как мексикано-американскую поэтессу, мексиканская культура, история и мировосприятие неизменно вдохновляют ее тексты.
Вот как говорит Ада о поэзии (из интервью Эзре Кляйн, «Нью-Йорк Таймз», май 2022 года):
«Поэзия в структуре своей наделена дыханием – благодаря дроблению на строки и строфы, благодаря цезурам. Любая часть ее просодии на самом деле говорит вам как читателю или слушателю, когда сделать паузу, когда остановиться. Это и есть дыхание. И я продолжаю считать, что всем нам, кто все время рвется вперед, кто спешит, кто многого требует от мира, важно помнить о дыхании. У Мэри Оливер есть строка: “Вы дышите самую малость и называете это жизнью?” И я часто думаю о том, много ль нам надо? И до чего многое сводится к дыханию. И столько всего сводится к тому, чтобы сесть и осознать, что нас постоянно толкает вперед, будто ветер дует нам в спину, и тащит нас, и толкает все дальше и дальше, и ни мига не остается на то, чтобы осознать, где мы находимся».
Вниманием критики и профессиональных читателей поэзии в США Лимон не была обойдена никогда, что случай для поэзии довольно редкий, хотя в США инфраструктура литературного награждения развита очень хорошо. Уже первая книга ее стихов «Счастливое крушение» («Lucky Wreck») удостоилась в 2005 году поэтической премии издательства «Осенний дом», где и была издана, что, конечно, мило само по себе, нот едва ли что-то значит. Зато вторая – «Этот большой фальшивый мир» («This Big Fake World») через год уже получила вполне авторитетную премию литературного журнала «Жемчужина» («Pearl», 1974–2014), издававшегося в Лонг-Биче, Калифорния: этот журнал – один из немногих наследников американского литературного самиздата ХХ века, там среди многих печатались, например, такие разные поэты, как совершенно независимый «анфан-террибль» американской литературы Чарлз Буковски и поэт-лауреат США Билли Коллинз.
Сама Лимон об этом своем успехе говорила так:
«То у меня вообще не было своих поэтических книг, а тут вдруг за год вышло сразу две. Было такое чувство, будто я выиграла лотерею – только без денег. Все у меня в жизни не как у людей. Либо я на дне колодца, либо до воды и не добраться».
Третью книгу ее – «Акулы в реках» («Sharks in the Rivers», 2010) – критики тоже отметили: «В отличие от большинства современных поэтов, работы Лимон – не подражательны и это не деконструктивизм. Проповеди ее несут на себе ее личную печать – подлинность изобретательности и постижения себя». Видимо, эта смесь и оказалась тем рецептом привлекательности и для академических исследователей поэзии, и для широкого читателя.
Известность у широкой публики, читающей поэзию, Ада Лимон обрела своей четвертой книгой стихов «Золотая мертвёжь» («Bright Dead Things», 2015). В этом сборнике явственно слышен выразительный и узнаваемый голос поэтессы, достаточно пластичный и мощный, чтобы говорить и о взрослении, и о неизменной непредвзятости и открытости природы, и о свидетельствовании смерти близкого человека. Текучесть и ритмичность поэтической речи Лимон не мешает читателю чувствовать, что с ним разговаривают непосредственно, сокровенно и предельно искренне, в манере одновременно и неформальной, и предельно точной. Этот сборник попал в финал и Национальной поэтической премии, и Премии Национального круга книжных критиков.
Сборник «Вынашивание» («The Carrying», 2018) Премию Национального круга книжных критиков получил. В нем центральной темой стало зачатие ребенка и беременность, и поэтесса явила во всей полноте пластику своего лирического высказывания, способного точно описать и едва уловимое чувство, и сильное драматическое озарение.
В сборнике «Порода ранимых» («The Hurting Kind», 2022) Лимон приглашает читателей вновь разделить с ней мгновенья жизненных откровений, предъявленных в автобиографическом контексте. Поэтесса являет нам себя как силу внимания, способную видеть и ждать. Соседский кот, ворующий помидоры, сурчиха, горный лев, пойманный на камеру, ее мать при лошадях, мертвые птицы, каких предстоит хоронить и одарять свидетельствованием, сам акт жизни, неизбежно и обязательно предполагающий свидетельствование, – Ада Лимон видит все это и заворожена чудом ежедневности.
В отличие от предыдущих ее сборников этот ощутимо менее камерный, он открыто приглашает нас пережить общечеловеческое единство опыта, нашу связность друг с другом, с нашими предшественниками на этой планете и с другими природными явлениями и событиями – растениями, животными, птицами, далекими звездами. И пусть поэтесса по-прежнему ясно и честно смотрит на утраты и смертность всего, что живо, первое же стихотворение в книге дарит читателю ноту радости:
- …почему не дозволено мне
- насладиться?
«Порода ранимых» состоит из четырех частей, соответствующих четырем временам года, и тем самым приглашает нас в живое пространство, и подчиненное природным циклам, и развивающееся в трехмерности незримого человеческого – в поступательном самопостижении.
«Весна» – череда песен невинности: большинство текстов в этом разделе заряжены юношеской зачарованностью миром и развертываются в настоящем, как воспринимают окружающее дети.
«Летние» стихи уже напитаны зрелостью, ретроспекцией, уходят от невинности. В этих текстах возникают пугающие соприкосновения со змеями и агрессивными бывшими возлюбленными.
К «Осени» поэтесса-рассказчица делается настороженной, в ее голосе слышна уязвленность, едва ли не цинизм. Переживая утраты и расставания, она входит в последнее время года, где предстоит осознавать смерть, конец любви, искупление, покаяние, разочарование и прозрения, открытые лишь честному взгляду в прошлое.
Тексты этого сборника стремятся выйти за пределы личных озарений, предлагают нам взглянуть на природу вне эгоцентрической и даже антропоцентрической оптики:
- …Отчего
- не могу я просто любить цветок за то, что он цветок?
Пристально разглядывая собственную потребность одомашнивать и антропоморфизировать природу через поименование, Лимон стремится не только расширить смысловой охват своих стихов, но и сместить траекторию их внутреннего развития. В стихотворении «Речка Утопление» точка восприятия с кинематографической гладкостью смещается с панорамного обзора к крупному плану зимородка и обратно к панораме.
Попытка Лимон любить этот мир щедрее, направляя на него все более пристальное и точное внимание, свободное от ожиданий, требований или прикрас, создает тексты совершенно нового для нее уровня поэтической светимости. Стихотворение «Уединенность» можно было бы считать шедевром, если б само оно столь полно не отрицало само понятие шедевров. В стихотворении «Первый урок» Лимон вспоминает, как наблюдала за матерью, когда та рассматривала крыло ястреба, найденное на обочине дороги:
- …Я смотрела
- и училась смотреть
- на мир пристально.
Ту же пристальность она посвящает и лютику, и форсайтии, и жеребятам, и лису – и своим друзья, спутникам жизни, дорогим людям.
Лимон, разумеется, – не первый поэтический ум, попытавшийся раздвинуть границы лирики, но речь тут не только о выходе за пределы эго: поэтесса в этом сборнике работает с самой природой осознанного внимания и с равновесием человеческого свидетельствования и его природного окружения. Вместо того, чтобы «усматривать у цветков лица», Лимон желает вообразить «любовь менее ленивого толка». («В тени»). В «Великолепном фрегате» поэтесса вообще целиком отказывается от права наименовать.
- Я таких никогда не видала.
- Размах крыльев в восемь футов, исполины в своем скольженье
- уверенном, черные,
- шея красная, словно рана или потайное сокровище. Или и то,
- и другое.
- Поискав, я узнала, что это Великолепный Фрегат.
Однако несколькими строками ниже: «…я задумалась, именуют ли они друг друга», тем самым наделяя фрегата, как и ворон в «Уединенности», определенной автономностью от высокомерной человеческой склонности навязывать миру имена.
В разделе «Зима», последнем в сборнике, Лимон противится заезженному тропу циклического умирания. В стихотворении «Любовь моя» достаточно и слова: «…я верю, что мир возвратится. / Возвратится как слово, давно забытое и оклеветанное». Однако этот раздел посвящен преимущественно другим людям как источнику и подтверждению глубокой привязанности. «Против ностальгии», «Прощение» и «Жар» составляют цикл сердечных и нежных любовных стихотворений-подношений живому человеку. Ее созерцательное шестичастное стихотворение «Порода ранимых» адресовано предкам Лимон, особенно ее бабушке и дедушке. В заключении этого текста она отметает сентиментальность самоиронией:
- Я вижу дерево над могилой и думаю: До чего же
- тонка у меня кора. Кора у меня тонка.
- Любовь кончается. А если нет?
Лимон идет на риск эмоциональной прозрачности, даже сознательной наивности ради того, чтобы убедительно заявить о любви к этому миру, пусть он крушит наши сердца. Еще одна дань ей – на другом конце спектра, и этот текст говорит нам кое-что такое, чего могут впрямую и не сказать ее стихи. Младшая ее соотечественница Оливия Гэтвуд свой сборник 2019 года «Душа любой компании» («Life of the Party») открыла «подражанием Аде Лимон» – стихотворением «Девчонка» (пер. М. Немцова):
- …я хочу быть ими всеми сразу, хочу я быть
- всеми девчонками, кого любила,
- гадкими, робкими, громкими, моими девчонками
- все мы злимся у себя на верандах,
- табак из самокруток прилип нам к нижней губе
- тела наши – единственное, чему хозяйки мы,
- не оставим нашим деткам ничего, когда умрем
- мы и тогда все же останемся девчонками, хорошенькими,
- все еще будем любимы, еще мягки на ощупь
- губы розовы, нос напудрен в гробу
- десяток рыдающих мужчин в жестких костюмах
- да, даже тогда мы девчонки
- особенно тогда девчонки мы
- безмолвные и мертвые и тихие
- душа любой компании.
Но самый примечательный, пожалуй, знак любви и почтения к этой такой земной и человеческой поэтессе – поистине космический. В 2023 году Ада Лимон участвовала в международной кампании «послания в бутылке» – «Отправь свое имя на Европу»: кампания призвана была повысить всемирную осведомленность о миссии НАСА по запуску космического зонда «Европа-Клиппер» для исследования шестого спутника Юпитера Европы на предмет выяснения, пригодны ли там условия для человеческой жизни. Рукопись ее стихотворения «для Европы» – «Похвала тайне» – выгравирована на танталовой пластине, закрывающей рабочий отсек зонда. Запуск аппарата намечен на октябрь 2024 года, поэтому в момент подготовки этого русского издания произведение Ады Лимон еще не в космосе, но, конечно, ничто уже не мешает ему там оказаться.
Шаши Мартынова
1. Весна
АЛЕХАНДРА ПИСАРНИК[1]
- ПРОШУ БЕЗМОЛВИЯ
- пусть поздно, пусть ночь
- и ты не в силах.
- Пой, будто ничего страшного.
- Ничего страшного.
Вот такое бы мне
- Я подумала, это соседский кот вернулся,
- чтоб устроить взбучку птенцам малиновки
- в низком гнезде их среди густой изгороди возле дома,
- но то, что вылезло, было куда страннее, текучесть
- подвижная, сплошная щетина и мышцы: сурчиха
- скользкая, вразвалку ворует мои помидоры, еще
- зеленые в тени утра. Я наблюдала,
- как она уплетает, стоя на задних лапах и
- упиваясь блеклыми кусочками. Почему не дозволено мне
- насладиться? Некто мне пишет, запрашивая моих мыслей
- о страдании. Колючая проволока изо рта
- словно требует, чтоб я склонила колени у капкана свитых
- шипов, нужных для войны и заборов. Я же
- смотрю на сурчиху внимательней, и вырывается
- у меня звук, краткая корча радости, какой не представляла я,
- просыпаясь. Зверушка она смешная и истовая,
- делает, что умеет, чтоб выжить.
Речка Утопление
- За торговыми рядами и электростанциями,
- из ущелья за Оружейным Нижним трактом
- и Меднопольем, но не доезжая ручья Рыжий Солонец,
- бежит поток под названием речка Утопление, где
- я видела самую красивую птицу за целый год,
- опоясанного зимородка, увенчанного по-эгейски
- синим плюмажем, не на высокой коряге,
- а на линии электропередач, он в речке высматривал
- рачков, головастиков и рыбешку. Мы
- спешили домой, и стремления наши
- туго натянуты были, как черный провод высокий, сцепленный
- с телеграфным столбом. Я хотела остановиться, остановить машину
- и присмотреться к той одинокой крепкой водяной
- птице в синем венце, с синей грудкой
- и необычайностью. Но мы уже
- стали мазком, реющий рыболов – в милях за нами,
- и тут-то я осознаю`, чему стала свидетелем.
- Люди ничто для той птицы, висевшей над
- речкой. Я ничто для той птицы, которой нет дела
- до кровавых побоищ истории и до того, почему
- эту речку зовут Утоплением, название
- мне нравится, хоть от него я и ежусь, поскольку
- звучит оно как приказ, как место, куда
- идешь топиться. Птица реку так не
- зовет. Не зовет ее птица никак.
- Я почти что уверена, хоть и ни в чем
- не уверена я. В этом мире есть уединение,
- в какое мне не проникнуть. Я б за него умерла.
Клянись на этом
- Распусти тонкие пряди
- смотанные среди стропил
- незримыми гнездами в дарах
- зеленых ночи, отдели
- и затем отдели опять[2].
- Американская липа нависла
- над фонарями, гораздо
- выше это дерево,
- гораздо выше это дерево.
Обитель
- Представим, что это легко – скользнуть
- в зеленую шкуру чужую,
- схорониться в листве
- и дожидаться разрыва,
- прорыва, отрыва
- вовне. Раньше меня
- вынуждали обманом верить,
- что я могу разом быть и мною,
- и миром. Великое око
- мира есть разом и взгляд,
- и глянец. Быть поглощенным,
- оказавшись увиденным. Мечта.
- Исцелиться,
- став не свидетелем,
- но свидетельством.
Инвазия
- Что есть тонкий разлом
- неизбежный, внезапный грохот
- на крыльце, телефон,
- заполошно вибрирующий на тумбочке
- у кровати? Зарыть рваные мысли
- на заднем дворе среди трав. В последний
- раз я пытаюсь искоренить
- весенний лютик, чистяк
- инвазивный, разросшийся
- вдоль дренажной канавы, которую я именую ручьем
- себе на малую радость. Ничего
- не могу поделать. Беру почву
- чистыми пальцами, и сказать,
- что плачу, было б неправдой, «плач» —
- чересчур музыкальное слово. Меня мутит
- в почву. Тебе нельзя умирать.
- Я только-только пришла в эту жизнь
- заново, по-своему безмолвно живая.
- Прошлой ночью мне снилось, что я могу
- спасти лишь одного человека, произнеся
- его имя и точные
- время и дату. Я выбираю тебя.
- Пытаюсь прикончить лютик весенний,
- как положено, согласно
- вебсайту правительства,
- но вот сейчас здесь пчела.
- Желтое на желтом, оба
- лучатся жизнью. И то, и другое нужно мне,
- чтоб жить дальше.
Добрая история
- Бывают дни – посуда грудой в мойке, столик завален книгами, —
- потрудней прочих. Сегодня у меня в голове битком тараканов,
- дурноты и повсюду болит. Отрава в челюсти, позади глаз,
- между лопаток. И все же справа храпит собака, а слева – кот.
- Снаружи багрянники только-только взялись хорошеть. Говорю подруге, Тело
- такое тело. Она кивает. Когда-то мне нравились истории самые мрачные,
- безрадостные,
- кем-то разбросанные выдержки из того, как скверно все бывает.
- Мой отчим поведал о том, как жил на улице, еще пацаном,
- и как, бывало, спал ночами под рашпером в забегаловке, покуда
- и их с напарником не уволили. Мне раньше чем-то нравилась эта история,
- что-то во мне верило в преодоление. Но вот сейчас мне нужна лишь
- история о доброте человеческой, – так мне было, когда я не могла перестать
- рыдать, потому что была пятнадцатилеткой с разбитым сердцем, он вошел и скормил
- мне маленькую пиццу, резал ее на крохотные кусочки, пока слезы не высохли.
- Может, я просто голодная, сказала я. И он кивнул, протянув мне последний кусочек.
В тени
- Фиалка-трехцветка сует настырное личико
- в черемуховую тень, – чистый оттенок сливы и золота,
- с разнообразными именами: выскочка-джонни,
- сердцерада или мое любимое – любовь-от-безделья[3].
- Склоняюсь поближе к новенькой. Вечно усматриваю
- у цветков лица, барвинок лиловый зову
- хоровым ансамблем, и есть, несомненно, очи у анютиных глазок
- и рты у львиного зева.
- Так мы печемся о том, что нас окружает, делаем это
- собой, нашими старейшинами и возлюбленными, нашими нерожденными.
- Но, вероятно, это любовь ленивого толка. Отчего
- не могу я просто любить цветок за то, что он цветок?
- Сколько цветков сорвала я забавы ради,
- будто миру нетрудно цветы создавать.
Форсиция
- В хижине в Уютной Лощине близ речки Рукав Максуэйна, только-только весна, высыпает зверье, мы с возлюбленным лежим в постели в мягкой тиши. Говорим с ним о том, скольких людей носим с собой, куда б ни шли, как даже в самом простом житье незаслуженные эти мгновенья – дань умершим. По мере того, как ночь все глубже, мы ожидаем услышать сову. Весь вечер с крыльца мы наблюдали, как красноглазая тауи ожесточенно строит себе гнездо в неукротимой форсиции с ее выплеском желтого по всему горизонту. Я сказала возлюбленному, что названье «форсиция» я запомнила, когда умирала моя мачеха Синтия, в ту последнюю неделю, она произнесла внятно, однако загадочно: Побольше желтого. И я подумала, да, побольше желтого, и кивнула, потому что была согласна. Конечно, побольше желтого. И вот теперь, как ни увижу эту желтую неразбериху, я про себя говорю: Фор Синтия[4], для Синтии, форсиция, форсиция, побольше желтого. Сейчас ночь, сова так и не прилетает. Лишь все больше ночи и того, что в ночи повторяется.
И ли́са тоже
- Заявляется мазком рыжины,
- опрометью через лужайку, на белку
- прицелился, прыгает чуть ли
- не будто охота дается легко,
- питание – дело десятое или
- попросту немного скучное. Ни слова
- не говорит. Лишь беззвучно
- обходится четырьмя черными лапами
- в своем деле, какое вовсе не кажется
- делом, а лишь игрой. Лис
- обитает по краю, кроит себе
- бытие из объедков и обленившихся
- грызунов, не поспевших на столб
- телефонный. Берет только нужное,
- ведет жизнь, какую кто-то сочтет
- мелкой, друзей у него немного, трава
- ему нравится, пока зелена и мягка,
- не заботит его, долго ли смотришь,
- не заботит, что тебе надо,
- когда смотришь, не заботит,
- чем ты займешься, когда он уйдет.
Чудней чудно́го в зарослях
- За что б поболеть за что б поболеть, потираю
- ладони и озираю окрестности
- кто победит на пустыре этом про́клятом,
- монетку оставь себе и преподай урок
- своей же прискорбной ладонью. Ей не
- нравится слово «мед», а значит, не понравится
- и вся песня, где мед есть в
- припеве. Сегодня холодно, значит, солнце – ложь.
- Тут всё ложь, отзывается мой ближайший наперсник.
- Какая-то драная белка ест и ест крылатки
- и пускает их бесполезность на ветер.
- Не знаю, с чего она драная, может,
- лис, а может, заборный столб, что-то ее настигло.
- И все равно каждый год ее видим, заходит припасть
- хорошенько к птичьей купальне, приходит кормиться
- в тень сирени и кипарисной метлы.
- Конечно-конечно, уж до чего очевидно, вот за кого
- болеть – вот за это чуть ли не мертвое,
- что на самом-то деле ничуть
- не мертво.
Проблеск
- В ванной наша последняя
- кошка подходит ко мне и урчит
- даже без прикосновенья урчит
- а случается так что мне можно
- ее подержать когда никому
- другому нельзя. Она когда-то
- принадлежала мужниной
- бывшей девушке кто больше
- не на земле и я ему
- никогда не говорила что по
- ночам порой трогаю кошку и
- мне интересно чувствует ли она
- мое касание или же вспоминает
- касание своей последней хозяйки. Это
- древняя кошка – ершистая.
- Когда мы одни, я пою
- во все горло в пустом доме
- и она мяукает и подвывает
- будто нам не впервой
- но нам-то впервой.
Первый урок
- Она взяла крыло ястреба
- и раскрыла его
- слегка от плеча
- вниз, от изгиба
- крыла к мелким
- кроющим, от больших кроющих
- к маховым и к кромке запястья.
- Пернатое было мертво,
- начнем с этого, обнаружено
- распластанным поверх белой
- полосы на Арнолд-драйв. Она не
- боялась смерти, она приняла
- птицу как нечто
- заблудшее, чему нужно тепло
- и вода. Она разъяла ее —
- глянуть, как там устроено.
- Моя мать прибила крыло
- к стене у себя в студии.
- Велела мне не
- бояться. Я смотрела
- и училась смотреть
- на мир пристально.
Предвкушение
- До того, как вскопала
- участок
- у нас во дворе,
- до того, как у нас
- возник двор, – когда
- травы росли только
- между знаками
- «стоп» и помойными
- баками, когда у меня
- был один горшок
- с перцем
- и один горшок
- с томатом «рома»
- на пожарной
- лестнице, я
- сажала
- секретные семена
- внутри тебя