Модели активного слушания. Часть 1. Пособие для музыкальных руководителей дошкольных учреждений
© Виктория Гордиевич, 2024
ISBN 978-5-0064-4666-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
От автора
Основной тенденцией развития дошкольного музыкального образования в мире уже довольно долго является активизация детского творчества. Педагоги стараются создать условия для активного развития музыкально-творческих способностей воспитанников, их личного взгляда на музыку и осознания собственного «Я» в музыкальной деятельности.
И это замечательно. Ведь главная задача музыкального образования дошкольников – привить им любовь к музыке, сформировать собственное мнение о ней, научить не просто слушать музыку, но СЛЫШАТЬ её.
Однако, многие педагоги, решившие внедрить такой стиль работы в свою деятельность, сталкиваются с проблемой. С чего начать? Как подать музыкальный материал воспитанникам, чтобы у них появилось желание не просто повторять за музыкальным руководителем, а проявить собственное творчество?
Все эти вопросы решаются с помощью активного восприятия музыки.
Активное восприятие музыкального произведения – это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества. (Радынова О., Катинене А., Палавандшвили М. «Музыкальное воспитание дошкольников»).
О проблеме активного восприятия музыки говорили Т. Боровик, Т. Тютюнникова, Л. А. Баренбойм, но основополагающей в этом вопросе является концепция К. Орфа, соединяющая слушание музыки, музыкально-ритмические движения и элементарное музицирование. Он пишет, что синтез речи, движения и музыки – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, который направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и с миром (Забурдяева Е., Карш Н., Перунова Н. Посвящение Карлу Орфу).
В этом сборнике представлены авторские приветствия, игры, упражнения, танцы и оркестры, объединенные в модели активного восприятия музыки, направленные на активизацию и развитие музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
А так же бонус – «Сказка о пластиковом стаканчике» – классическая музыка, простой сюжет, активное слушание и детское творчество.
Музыкальные приветствия
Первым пунктом на каждом музыкальном занятии всегда стоит «Приветствие». Но с кем мы здороваемся? С музыкальным руководителем? С залом? Нет. Мы здороваемся с музыкой. С тихой и громкой, с быстрой и с медленной, с веселой и с грустной и т. д.
Приветствие может стать замечательным упражнением, которое активизирует внимание, память, слух и послужит для развития музыкально-творческих способностей воспитанников. Включение в приветствие ритмодекломаций, звучащих жестов, элементарных танцевальных движений и не больших индивидуальных творческих заданий настроит воспитанников на дальнейшую работу и активизирует процесс музыкального мышления.
Задачи музыкальных приветствий:
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку; развивать представления о средствах музыкальной выразительности; воспитывать желание участвовать в музыкально-творческой деятельности.
Динамические приветствия
– «Здравствуйте».
Рекомендуется использовать, начиная с групп первого младшего возраста.
Упражнение развивает динамических слух, чувство динамики, мелкую моторику, координацию движений, внимательность.
Прохлопываем с воспитанниками ритм «Здравствуйте» (ти-ти-та) со следующими звучащими жестами и со следующей динамикой (от pp до f) :
рр – указательные пальцы,
р – указательные и средние пальцы,
мр – указательные средние и безымянные пальцы,
мf – указательные средние, безымянные и мизинцы,
f – ладошки.
Приветствие повторяется в обратном порядке с динамикой от (f до pp).
– «Здравствуйте все!»
Рекомендуется использовать, начиная со второго полугодия с группами второго младшего возраста.
Упражнение развивает динамический слух, чувство динамики, внимательность, реакцию.
Прохлопываем с воспитанниками ритм «Здравствуйте все» (ти-ти-ти-та) следующими движениями и соответствующей динамикой:
р – присесть,
мр – полуприсяд.
f – встать ровно,
Выполняется 5—6 раз по показу педагога или ведущего ребенка.
Ритмические приветствия со звучащими жестами (ЗЖ) без музыки.
– «Вместе мы похлопаем хлоп-хлоп-хлоп».
Рекомендуется использовать, с воспитанниками с групп второго младшего возраста.
Педагог говорит фразу «вместе мы похлопаем», дети продолжают «хлоп-хлоп-хлоп», выполняя хлопки руками.
«вместе мы потопаем», дети продолжают «топ-топ-топ», выполняя притопы. «вместе мы пошлепаем», дети продолжают «шлеп-шлеп-шлеп» выполняя шлепки по коленям.
«вместе мы попрыгаем», дети продолжают «прыг-прыг-прыг» выполняя прыжки.
– «Мы пришли сегодня в зал»
Рекомендуется использовать с воспитанниками групп среднего возраста.
Дети стоят в кругу, все вместе произносят слова «Мы пришли сегодня в зал» с ЗЖ по показу педагога. После каждой фразы 1 ребенок говорит, зачем они пришли в зал (веселиться, петь, танцевать, грустить, баловаться, слушать музыку и т.д.) Если какой-то вид деятельности часто повторяется, педагог может предложить заняться именно этим видом деятельности.
– «Вместе мы идем по кругу»
Рекомендуется использовать с воспитанниками групп старшего возраста
Дети идут по кругу, произнося слова «Вместе мы идем по кругу и здороваемся с другом». Педагог называет эмоцию с которой воспитанники здороваются друг с другом. «Радостно», «Грустно», «Зло», «Жадно» и т. д. Дети здороваются с соседями, используя заданную эмоцию.
Ритмические приветствия со ЗЖ под музыку.
– Ритмическое приветствие «Полька»р.н.м. – 1 и 2 младшие группы
1 младшая группа:
Часть 1
Первые 8 счетов – хлопки в ладоши
Вторые 8 счетов – шлепки по коленям
Последние 16 счетов – чередование хлопков и шлепков на усмотрение педагога.
Часть 2:
Первые 8 счетов – поочередные удары по груди
Вторые 8 счетов – притопы ногами
Последние 16 счетов – чередование ударов и притопов на усмотрение педагога.
2 младшая группа:
Часть 1:
Первые 8 счетов – чередование хлопков в ладоши и шлепков по коленям (по 2 раза)
Вторые 8 счетов – чередование ударов по груди и притопов (по 4 или 2 раза на усмотрение педагога)
Последние 16 счетов – руки на поясе, ноги вместе: прыжки вокруг себя. (можно со сменой направления и хлопком на 8 счете).
Часть 2:
Первые 8 счетов – удары левой рукой вдоль вытянутой правой
Вторые 8 счетов – удары правой, вдоль вытянутой левой.
Последние 16 счетов – чередование хлопков по плечам со скрещенными руками и обратных хлопков.
– Ритмическое приветствие «Гопак»
средняя группа
Часть 1:
Первые 8 счетов – медленное чередование шлепков по коленям и щелчков пальцами (1 движение на 2 счета)
Вторые 8 счетов – то же, но на каждый счет.
Рефрен:
Первые и третьи 4 счета (низкий регистр) – притопы в марше
Вторые и четвертые 4 счета (высокий регистр) – потрясти пальцами перед собой.
Часть 2:
Первые 8 счетов – медленное чередование хлопков по животу и шлепков по внешней части бедер двумя руками.
Вторые 8 счетов – быстрое чередование 1 счет 1 рука по схеме: живот-живот-бедро-бедро-живот-живот-бедро-бедро.
Рефрен: то же (можно не трясти пальцами, а потереть ногти друг о друга)
Часть 3:
На все 16 счетов: 1 – надули щеки, 2 – указательными пальцами сдули щеки.
Рефрен: то же (можно трясти пальцами (тереть ногти) не вперед, а в кружении).
– Ритмическое приветствие «Озорная полька»
Старшая группа (самостоятельная работа)
Часть 1: Педагог напоминает детям все виды ЗЖ (звучащих жестов) и разных сочетаниях.
Заостряет внимание, что сейчас по очереди они будут показывать свои жесты, а все будут повторять.
Проигрыш – буквально 1 музыкальная фраза подумать, что дети покажут.
Части 2 и 3: Педагог идет по кругу (сзади, чтобы не загораживать обзор!) и кладет руку на плечо ребенка, который показывает свой ЗЖ. Хвалит каждого, предупреждает следующего, напоминает всем, что мы повторяем и придумываем свои движения.
Авторские модели активного восприятия музыки
Первый младший возраст
«Танец комара» А. Лядов
Программой дошкольного образования рекомендовано для воспитанников первой младшей группы.
1 занятие:
Задачи: подготовить воспитанников к прослушиванию музыкального произведения; воспитывать желание взаимодействовать в процессе музыкальной деятельности.
– Воспитанникам предлагается иллюстрация «Комар» и ряд наводящих вопросов о жизненных ситуациях, в которых дети могли сталкиваться с комарами. Обращается внимание воспитанников на то, что когда комар летит, то мы слышим звук, а когда комар садиться, то мы не слышим ничего, он молчит. После, воспитанникам предлагается вместе с педагогом изобразить звуками и движениями сначала полет комара (звук и образное движение руками – крылышки), а после то, как комар сел (присесть, не двигать руками-крыльями и молчать) без музыкального сопровождения.
2 занятие:
Задачи: формировать способы исполнения музыкально-творческих проявлений; формировать умение слушать инструментальные музыкальные произведения; двигаться стайкой за взрослым; различать начало и конец музыкальной фразы.
– Воспитанникам предлагается вместе с педагогом изобразить звуками и движениями сначала полет комара (звук и образное движение руками – крылышки), а после то, как комар сел (присесть, не двигать руками-крыльями и молчать) под музыкальное сопровождение.
3 занятие:
Задачи: формировать умение слушать инструментальные музыкальные произведения; различать начало и конец музыкальной фразы.