Физика сознания
© Васильчиков А. П., 2024
Предисловие
Рассмотрение природы сознания на страницах этой книги базируется на универсальной модели эволюции материи Вселенной, представленной в книге «Философия эволюции. Гипотеза универсальной модели» (ФЭ). Универсальная модель эволюции основана на идее единства всех проявлений реальности, подтверждением чего является существование базовых законов диалектики.
В физике существует запрос на создание теории Великого объединения, которая позволит объединить ныне несвязанные представления о физическом устройстве реальности в нечто единое. При этом оставляется без внимания неявная связность всех остальных проявлений реальности. Если мир един, то теория Великого объединения принципиально не может быть ограничена лишь физическим уровнем реальности. Физики в своей деятельности могут игнорировать идеи Гаутамы Будды об иллюзорности человеческого восприятия реальности, но это не поможет им избавиться от влияния этих самых иллюзий. История физики полна примеров множества заблуждений. И если современная физика смогла избавиться от существовавших в прошлом заблуждений, то это не означает, что она при этом не сформировала новых. Избавиться от иллюзий восприятия никому не дано. Для этого необходимо быть буддой.
Системное, то есть связное представление устройства реальности, интересовало человека задолго до того, как возникли предпосылки возникновения современной науки физики. В те давние времена вопросы Великого объединения были уделом философии. И по сей день центральным вопросом философии является выявление взаимосвязей всего сущего. Представление о том, каким образом может быть сформирована теория Великого объединения, может опираться на знания философии, ее подходы в разрешении проблем восприятия реальности. Тот же самый буддизм – это в первую очередь философия, а не религия. На страницах этой книги представлена попытка сформировать представление о едином устройстве реальности, но не на языке физики, а на языке философии.
В современном мире существует множество направлений в исследовании отдельных аспектов окружающей реальности, именуемых науками. Несмотря на то что мир един, в науках существует множество нестыковок в трактовках отдельных проявлений устройства единой реальности, воспринимаемой человеком. А потому в каком-то смысле любая наука напоминает религию. Несмотря на то что современные религии являются монотеистическими, то есть основанными на представлении о единстве Бога, это не мешает существованию множества отличий в религиях и отдельных религиозных направлениях, которые, по сути, основаны на культурных отличиях людей, исповедующих эти религии. В научном мире существование квазирелигиозных отличий основано на различиях множества эволюционных ветвей единой научной культуры.
Современные науки опираются на позитивный подход в анализе проявлений реальности. В отличие от научного подхода, религии игнорируют необходимость позитивного подхода. Иными словами, науки используют экзотерический подход для формирования представлений об устройстве реальности, а религии используют эзотерический подход для объяснения устройства той же самой реальности. Эзотерическое представление основано на субъективности человеческого восприятия окружающей реальности, которое присуще природе человека от рождения. Экзотерический подход основан на устранении недостатков эзотерического видения реальности путем объективизации знаний человека. Объективизация знаний человека происходит посредством подтверждения их на практике. Вследствие расширения возможностей человека в опоре на подтвержденные знания область существования эзотерики значительно сократилась, а экзотерики – выросла. Эзотерика сегодня устойчиво обосновалась в тех областях, где существуют естественные затруднения в объективизации знаний.
И экзотерическое, и эзотерическое восприятия реальности существуют параллельно. Экзотерика никогда не вытеснит эзотерику из ментального пространства человечества вследствие естественного устройства человека как биологического существа, полагающегося на чувственное восприятие, а не на системный анализ, который является основой научной деятельности. Системный анализ основан на исследовании причинно-следственных связей. По мере расширения кругозора человека и человечества не могут не возникать нестыковки в отдельных аспектах картины единой реальности вследствие действия как законов диалектики (перехода количества в качество, отрицания отрицания), так и принципа минимизации затрат в отношении любых ресурсов. В данном случае речь идет о том, что мозг человека имеет склонность к облегчению собственной жизни и экономии собственных усилий. Вследствие таких обстоятельств элементы эзотерического представления реальности, возможно, никогда не исчезнут из жизни человечества. Несмотря на объективистский подход в трактовке результатов собственного опыта, человек, возможно, и незаметно для себя, полагается на собственное субъективное восприятие реальности.
Важнейшим принципом устройства реальности является двойственность, которая лежит в основе базовых законов диалектики. И если не игнорировать базовые основы устройства реальности, то следует признать, что материальный мир не может обладать проявленностью без существования и собственного отрицания, то есть мира нематериального. То, что человек, будучи воплощенным в материальном теле, игнорирует существование нематериальных проявлений реальности, не является доказательством их несуществования. Ничто не может существовать само по себе, без взаимосвязи с собственным противопоставлением. Проявленность как феномен есть результат действия взаимного отрицания чего бы то ни было. Само же существование иллюзий восприятия реальности основано на проявлении «асимметрии» в восприятии реально «симметричной» двойственности.
От иллюзий восприятия отстраниться или освободиться невозможно потому что для этого человеку необходимо отстраниться от собственной материальной (биологической) природы. Гаутама Будда когда-то пытался донести до людей идею о том, что все, что человек ощущает, сформировано аппаратом его чувственного восприятия, логика которого основана на игнорировании относительности проявлений бытия. Аппарат чувственного восприятия не может формировать картину реальности без опоры на какие-либо системы координат. Картина бытия формируется исходя из устоявшихся представлений о добре и зле, о верхе и низе, о положительности и отрицательности отдельных проявлений реальности.
Когда-то Будда пытался донести до людей представление, что мысль высказанная есть ложь. Но эта ложь не целенаправленная, а ложь, неизбежность существования которой связана с необходимостью формирования четкой картины восприятия, что является принципиальной основой абстрактноассоциативного мышления. Существование в материальном обличье отличается локальностью, а существование в нематериальном обличье не может иметь локализации. И если человеку в биологическом обличье свойственны иллюзии восприятия, то, теряя связь с материальным миром, дух человеческий избавляется от искажающего действия материального аппарата чувственного восприятия.
Феномен реинкарнации есть одно из множества проявлений цикличности бытия. И если цикличность бытия является реальностью, то проблема состоит не в том, что жизнь вынуждена претерпевать смерть, а в том, что в случае последующей реинкарнации душа человеческая вынуждена жить в неустроенном мире материальной реальности. Эволюция социума как раз и направлена на то, чтобы изменить жизнь на материальном уровне реальности к лучшему. Возможно, что в таком случае уже и не будет существовать необходимости в избавлении от иллюзий восприятия, смысл избавления от которых состоит в том, чтобы принимать материальную реальность таковой, каковой она есть. Это поможет обеспечить человеку состояние внутреннего равновесия, облегчит душе бремя существования в материальном воплощении и позволит испытывать радость от существования даже в трудные моменты жизни.
Мир един во всех его проявлениях. Осмысление единства всех проявлений реальности представляет собой призвание философии. Философия в глазах современного человека потеряла тот блеск, который она имела ранее, будучи основным источником знаний человека. В наше время существует множество наук и научных направлений, изучающих отдельные аспекты проявления реальности. Любая современная наука служит целям развития технологий, которые имеют прикладное значение, а потому важны для обустройства среды существования и жизни человека. В современном мире не приветствуется никакая деятельность, не направленная на извлечение практической пользы. Современное общество существует с целью получения материальных благ и выгод. Именно поэтому современная наука игнорирует множество эзотерических концепций, несмотря на то что в принципе они не могли бы возникнуть беспричинно и на пустом месте. В современной науке существуют проблемы, которые связаны с ограниченностью картины мироздания, построенной на существовании лишь материальной стороны реальности.
В соответствии с принципом двойственности и экзотерическое, и эзотерическое видение устройства реальности необходимо учитывать в равной степени. Рациональная модель устройства реальности должна быть основана на том, что Бог не только существует, но и является Творцом Вселенной, воспринимаемой сознанием человека. При этом Творец Вселенной не является ни магом, ни волшебником, и Бог не может сотворить ничего по собственной прихоти или фантазии, так как даже Творец Вселенной не может нарушать собственные же установленные правила. Это дает основание для представления о существовании «физики Бога». Это означает, что природа Бога столь же рациональна, как и устройство материальной стороны реальности.
Кажется, что в названии книги используется странное сочетание несочетаемого – физика сознания. В общепринятом представлении физика и сознание относятся к разным аспектам мироздания и природы бытия. Под физикой понимается грубое и бездушное основание материального мира Вселенной. А сознание как явление формируется или возникает на вершине эволюционной пирамиды материи Вселенной и представляет собой нечто нематериальное. Каким же образом в бесконечной череде превращений, связанных с процессами эволюции материи, может возникать феномен сознания – вопрос бессмысленный. Сознание является базовой основой реальности, наряду с такой же базовой основой реальности, каковой является физика. Представление о физике сознания может дать понимание, каким образом устроена реальность, чем является в этой реальности человек, как он воспринимает и взаимодействует с окружающей реальностью. А это и является в классическом представлении предметом интереса философии.
Часть первая
Философские основы
Природа человека весьма многогранна. Одним из ее проявлений является феномен сознания. Для большинства людей сознание является неким бытовым свойством или качеством. На самом деле сознание является универсальным качеством, которое присуще всем проявлениям реальности Вселенной, как материальным, так и нематериальным.
Введение
Мир, в котором живет современный человек, сильно отличается от мира, в котором жили люди еще три тысячи лет тому назад. При этом чисто биологически современный человек ничем не отличается от людей, которые жили в те времена. Невообразимый технологический прогресс предоставляет современному человеку в информационном плане гораздо больше возможностей, чем можно было представить еще сто лет тому назад. Прогресс, достигнутый в информационных технологиях, уже в середине XX века именовался не иначе как «информационный взрыв».
Мир современного человека существенно изменился под воздействием невероятно возросшего информационного трафика. Для современного человека философия уже не представляет жизненного интереса, тогда как для человека, жившего пару тысячелетий назад, философия была не просто важной наукой, но и призванной решать жизненные задачи. Философия представляет собой знания о качественном устройстве окружающего мира. Переизбыток же информации прикладного уровня избавляет человека от необходимости мыслить качественными категориями. Достижения современных наук затмили в глазах современного человека достижения философии, понизив практическую важность знаний философии. Человек прежде всего учитывает практическую пользу, которую несут ему различные знания. В этом плане философия, представляя собой наиболее универсальные знания, не несет для современного человека практической пользы, как, впрочем, и современная религия.
В отличие от современного человека, для обитателей античного мира философия имела практическое значение вследствие недостаточности специальных научных знаний. Отсутствие доступа к такому объему прикладных знаний, которые доступны современному человеку, порождало необходимость решения жизненных задач, опираясь на знания философии, представляющие собой универсальные принципы устройства мироздания. Современный человек располагает богатой палитрой знаний на все случаи жизни и богатым инструментарием для их применения.
Современный человек обладает более развитым интеллектом, по сравнению со своими недалекими предками. При этом уровень развития его сознания не сильно изменился, что проявляется в виде некоего дисбаланса в соотношении интеллекта и сознания. Предназначением интеллекта, который представляет собой объем знаний человека, является технологическое развитие антропогенной среды обитания. Незаметной, но при этом принципиально важной функцией антропогенной среды является консолидация человеческого сообщества. Признаки эволюции антропогенной среды прослеживаются на удалении, примерно около миллиона лет от нынешнего времени. Несмотря на то что именно сознание есть олицетворение природы человека, формируется оно на основе знаний интеллекта, что и отражается в самом названии «со-знание».
Эволюция сознания человечества происходит в соответствии с действием универсальных законов эволюции. Примерно две-три тысячи лет тому назад в истории земной цивилизации произошли серьезные качественные изменения, которые не принято воспринимать как таковые. Важность произошедших изменений дает основание трактовать их как некую веху в эволюции сознания человека. В истории принято разделять стрелу времени на время нашей эры и время до нашей эры. Пограничье исторического времени именуется Рождеством Христовым. Рождество Христово, представляя собой заметную временную веху, незримо связано и с другими событиями, например, с возникновением буддизма на Востоке, то есть философского течения, порожденного Гаутамой Буддой. На Западе же эти незримые изменения связаны с возникновением герметизма – течения в философии, приписываемого Гермесу Трисмегисту. И если Будда оставил заметный след в памяти человечества, то автор идей герметизма Гермес Трисмегист исторически существует лишь как полумифический персонаж. До сих пор не существует единого мнения, кем мог быть Гермес Трисмегист – то ли богом, то ли магом, то ли ученым.
Гаутама Будда впервые в истории человечества представил идею целенаправленного и осмысленного развития индивидуального сознания человека. Целью такого развития является преодоление иллюзий восприятия окружающей реальности. Идеи Будды настолько поразили воображение его последователей, что философия буддизма распространилась на значительных территориях. В отличие от Гаутамы Будды, Гермес Трисмегист сыграл роль эзотерика, что в дальнейшем привело к тому, что определение «герметичный» стало употребляться как синоним «изолированности» или «таинственности». Основой учения Гермеса является представление об универсальности устройства нашей Вселенной, вследствие существования единого генезиса всех проявлений реальности.
История Иисуса Христа оставила заметный след в истории человечества не потому, что Иисус позаботился об этом, а потому, что человечество дозрело до восприятия неких аспектов реальности. Возможно, что заметная роль Иисуса в истории человечества является следствием доминирования Западной точки зрения в вопросах формирования единой истории человечества. Возможно, что если бы Запад не навязал принятое видение истории человечества, то история Иисуса Христа не выглядела бы так, как она выглядит сегодня. Как бы то ни было, имя Иисуса символизирует и неявные изменения в эволюции сознания человека, произошедшие с человечеством на рубеже эпох.
То, что упомянутые исторические события произошли практически синхронно или, скорее, «синфазно», говорит о том, что единое, в биологическом плане, человечество начало осознавать это и на ментальном, то есть небиологическом уровне. Постепенно человечество стало осознавать как реальность единство мира Вселенной, что в наиболее выраженной форме имело место в философской концепции Гермеса Трисмегиста. Важнейшим порождением нового этапа в эволюции сознания человечества следует признать зарождение аналитических наук, проросших на почве схоластического «перегноя» астрологии и алхимии. В этом контексте нельзя оставить без внимания, что использование аналитических методов в целях получения объективных знаний является перспективным в практическом плане, лишь вследствие существования единого генезиса всех проявлений реальности. Если единство мира Вселенной имеет место быть, то только в этом случае могут быть обоснованными усилия по «копанию глубин» устройства реальности, так как только в этом случае понесенные затраты могут быть компенсированы извлекаемой практической пользой. В случае же отсутствия связности отдельных проявлений реальности могут быть оправданными лишь усилия в накоплении несвязанных знаний, ограниченных областью своей применимости.
Несмотря на то что человечеством было произведено формальное признание единства мира Вселенной на философском уровне, что и явилось стимулом для развития позитивных наук, неформального осознания единства мира Вселенной человечеством на уровне прикладных знаний не состоялось. И это не является ошибкой «природы». Просто любая прикладная наука нацелена на извлечение «полезных» знаний, дающих практическую пользу в развитии антропогенной среды обитания человечества, а не на развитие сознания человека как субъекта.
По сути, практически все знания, и даже те, что называются фундаментальными, служат лишь целям развития технологий. Только философия собственной целью ставит выявление взаимосвязей глубинной природы человека с природой единой Вселенной, облик которой формируется его сознанием посредством аппарата чувственного восприятия.
Вселенная человечества – это часть реальной Вселенной, воспринимаемая сознанием человека. Особенности ее восприятия сознанием человека и представляют предмет интереса философии. Современные науки для человека полезны тем, что развивают его возможности формирования его среды обитания. При этом среда обитания опосредованно влияет на состояние сознания человека, потому как бытие определяет сознание. Не имея целью формирование человеческого сознания, аналитические науки, развивающие интеллект человека, не могут не влиять опосредованно на его сознание. Философия же целенаправленно ставит своей целью формирование мировоззрения человека и его сознания. Какой бы путь собственного развития ни выбрало человечество, безвариантно это будет эволюция сознания человека.
Основы универсальной картины реальности
Изложение темы природы сознания стоит начинать с рассмотрения законов диалектики. Диалектика рассматривает фундаментальные, а потому качественные законы эволюции материи Вселенной. Эти законы кратко формулируются следующим образом: отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество. Если внимательно проанализировать приведенные формулировки базовых законов эволюции, то можно выявить некую связанность этих законов в отношении отдельных аспектов устройства бытия. По сути, закон отрицания отрицания имеет отношение к проявлению двойственности бытия, закон единства и борьбы противоположностей имеет отношение к проявлению цикличности бытия, а переход количества в качество представляет собой алгоритм логистики процессов эволюции.
Отрицание отрицания является еще и фундаментальным условием существования проявленности чего-либо, что имеет связь и с проявлением двойственности. Попытка выкопать яму одновременно ведет к формированию горки, связанной с этой ямой, и наоборот. Все, что доступно наблюдению, не может не проявлять двойственности. Элементарным примером проявления двойственности, проявленности и взаимного отрицания является диполь. Ни один из элементов диполя не может иметь проявленность сам по себе, без взаимосвязи с другим элементом.
Логистика процессов эволюции, кратко формулируемая как переход количества в качество, дает представление, что, несмотря на «количественную» непрерывность, явную последовательность и монотонность течения процессов эволюции, существует неявная «ступенчатость» в качественном восприятии такого монотонного процесса, предстающая в виде чередующихся переходов качественного характера. Конечно же, выделение качественных границ в процессах эволюции является условным, так как формальных границ, отделяющих один этап эволюции от другого, не существует, а любые отличия являются условными. Такое видение логистики процессов эволюции более напоминает некую лестницу, а не наклонную тропинку. Все процессы во Вселенной проявляют собственную цикличность, которая в материальном представлении воспринимается (существует) как объектная дискретность.
Все, что имеет проявленность как в виде циклических процессов, так и в виде дискретных объектов, в основе своей представляет явные или неявные процессы энергетической природы. Явление дискретности существует вследствие пространственной ограниченности циклических процессов энергетической природы. По сути, любой элементарный материальный объект представляет собой скрытый процесс, представление о котором как об объекте возникает вследствие высокой частоты такого циклически повторяющегося процесса, что является следствием его пространственной ограниченности.
Высокая частотность такого пространственно ограниченного процесса связана с универсальным действием масштабного фактора. Влияние масштабного фактора проявляется как обратная зависимость амплитуды от частоты, когда повышение частоты процессов связано с понижением их амплитуды. Такая закономерность является следствием того, что в материальном мире скорость передачи взаимодействий является постоянной величиной, то есть константой. Это означает, что на всех уровнях реальности происходят схожие процессы, которые отличаются лишь масштабным фактором, то есть масштабностью своего проявления.
Элементарным примером двойственности материальных проявлений является диполь, который, помимо прочего, представляет собой и пример элементарной системы. По определению, любая система представляет собой некое связное множество, объединенное в единое целое посредством взаимосвязей (связей взаимодействия). Поскольку проявленность в любом случае возможна лишь вследствие существования взаимосвязей, то все в окружающей реальности может существовать лишь как система любого уровня сложности. Примером элементарной системы является диполь, а примером системы наиболее высокого уровня сложности является вся Вселенная, которая также представляет собой единое целое.
Из опыта наблюдений следует, что Вселенная представляет собой эволюционирующую систему. Вследствие существования цикличности всех проявлений реальности, которые принципиально представляют собой процессы, Вселенная тоже не может не проявлять признаков цикличности, одним из которых является ее сингулярность. Из того, что Вселенная представляет собой самую сложную систему сингулярного типа, и с учетом законов диалектики, безальтернативно следует, что процесс эволюции может быть представлен в виде ветвящейся эволюционной спирали, так как ветвление является условием роста сложности систем. Существование сингулярности Вселенной, которая представляет собой эволюционирующую суперсистему, можно конвертировать в представление, что любая эволюционирующая система как часть единой Вселенной также будет проявлять признаки сингулярности, но всего лишь локальной. Любое ветвление эволюционного древа может быть представлено как локальная сингулярность.
Все проявления двойственности обладают симметрией, что предстает как относительность в проявлении противоположных аспектов двойственности. Иными словами, любое отрицание является равнозначным собственному отрицанию, и ни один из противоположных аспектов двойственности не проявляет доминирования в отношении другого аспекта, а существует с ним в равновесии. Для всех проявлений реальности характерно равновесие, которому тоже присуща двойственность в виде существования равновесия динамического, или статического типа. Никакое отрицание не может существовать без своего антагониста. В этом и проявляется смысл двойственности. Но в человеческом восприятии взаимное отрицание часто предстает с определенной долей асимметрии, которой в природе не существует. Асимметричность восприятия реальности есть следствие влияния материальных фильтров чувственного восприятия.
Противопоставление пустоты и непустоты, то есть ее отрицания, есть фундаментальное проявление двойственности. Не-пустота воспринимается аппаратом чувственного восприятия человека как материя. Но если все в этом мире относительно, то это позволяет произвести инверсию чувственного восприятия человека. В таком случае материя может быть представлена как пустота, а пустота – как плотная среда. В таком случае в порядке и правилах взаимодействия пустоты и непустоты ничего не изменится, вследствие их взаимной относительности. Физический вакуум в предлагаемой к рассмотрению модели представляет собой реальную физическую (базовую) среду, а то, что человек воспринимает как материю, представляет собой дефекты этой базовой среды, то есть нарушения ее сплошности. Любое фотоизображение может быть представлено в виде негатива или позитива. При этом смысловое содержание такой фотографии останется неизменным.
Космическое пространство человек воспринимает как пустоту, заполненную редкими вкраплениями материи. Такое представление формируется вследствие особенностей аппарата чувственного восприятия, основой которого является наше зрение. Но в реальности это может быть и не так, поскольку, как мы знаем, в природе не существует ни верха, ни низа, и все, что мы наблюдаем, проявляет свойства относительности. Ничто не может рассматриваться само по себе, а только лишь в сравнении с чем-либо другим. Не секрет, что оптическая система органов зрения формирует на сетчатке глаз перевернутое изображение, хотя мозг с легкостью это инвертирует. К тому же правый глаз передает визуальную информацию в левое полушарие, и наоборот. Инверсия картины восприятия не означает изменения этой самой реальности, а служит лишь целям более рационального восприятия действительности.
Принятие инверсного представления устройства физической реальности дает возможность по-иному взглянуть на устройство этой самой реальности. Такой подход, например, в буддизме и даосизме, используется с целью избавления от иллюзий восприятия. Представление пространства, в котором существует наша Вселенная, в виде пустоты обладает определенными недостатками. Вследствие такого представления невозможно вообразить механизм формирования чего-либо из пустоты. Формирование нечто из пустоты более походит на волшебство. И если в ментальном пространстве человечества и существует представление о волшебстве, то это связано не с истинной реальностью, а с шаблонами восприятия человека, и корни представлений о волшебстве необходимо искать в истории эволюции человека, а не в устройстве реальности.
Физический вакуум по своим свойствам вакуумом, то есть истинной пустотой, не является. Поэтому в нашей трактовке физический вакуум будет именоваться базовой средой, хотя в физическом аспекте они ничем друг от друга не отличаются. Базовая среда – это не эфир и не кристаллический вакуум, это инверсия физического вакуума, смысловая, но не физическая. Плотная и упругая среда, которая является инверсией пустоты, дает более рациональное представление об устройстве окружающего пространства. Формирование представления об окружающей среде как космическом вакууме основано на том, что человек представляет собственное тело как плотную субстанцию. То, что человеческий аппарат чувственного восприятия фиксирует как пустоту, при наблюдении различных физических процессов проявляет свойства полноценной плотной физической среды.
Человек наблюдает окружающий мир и взаимодействует с ним, в результате чего человек накапливает опыт такого взаимодействия, который, по сути, формируется посредством аппарата чувственного восприятия. Такое восприятие представляет собой ментальное проецирование и происходит посредством воздействия аппарата чувственного восприятия на ментальную систему человека, которая является носителем его ментального пространства. Опыт взаимодействия с внешним миром представляет собой интеллект человека, который существует в виде множества фрагментарных знаний. Интеллект формируется в процессе как обучения человека посредством восприятия чужого опыта, так и во взаимодействии со средой обитания. Интеллект представляет собой знания и опыт человека, которые в виде информации хранятся в его ментальном пространстве. Опыт и знания служат целям реагирования на любые внешние воздействия. То есть в примитивном представлении знания представляют собой набор правил реагирования на внешние воздействия. При этом под реагированием необходимо понимать не только активное ответное действие, но и пассивное действие, представляющее собой восприятие.
Природе интеллекта присуща некая особенность, вследствие чего интеллект может легко существовать как несвязный набор знаний. И это есть следствие действия множества причин. Человеческий опыт нарабатывается в процессе обучения, воздействия жизненных ситуаций, вследствие социального взаимодействия. Такой разнообразный опыт невозможно превратить в единую систему связных знаний хотя бы по той причине, что все знания являются относительными, то есть имеют различный уровень достоверности, а многие знания вообще представляют собой заблуждения или даже преднамеренный обман. В качестве примера «хранилищ» таких знаний можно предложить «большие данные», которые, по сути, представляют собой информационную «свалку». Природа интеллекта представляет собой пример «больших данных». Ментальная система хранит множество несвязных знаний, которые могут быть использованы лишь в соответствующих условиях и никак иначе.
С учетом двойственности дополнением интеллекта человека следует признать его сознание, которое, по сути, представляет собой мировоззрение человека. А вот формирование мировоззрения уже невозможно без формирования связности разрозненных знаний интеллекта. Таким образом, сознание представляет собой надстройку над «большими данными» интеллекта. Мировоззрение представляет собой некую системную модель окружающей реальности, формируемую посредством взаимодействия человека с окружающей средой. Очевидно, что сознание может формироваться только опытным путем. Известно, что никакие знания без закрепления в лабораторных работах не могут обеспечить полноценного взаимодействия с реальностью. Вследствие того что Вселенная есть единая система, проекционная копия окружающей реальности, которая и есть ментальная модель мироздания, просто не может не проявлять связности, но формирование такой связности и есть забота сознания. Сознание человека формируется на основе знаний путем консолидации таких знаний в связную систему знаний. Именно на этом основании вполне обоснованным может быть представление о природе сознания как проявлении связности на всех уровнях реальности, а не только на ментальном уровне.