FAQ по архетипам. Все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Размер шрифта:   13
FAQ по архетипам. Все, что вы хотели знать, но боялись спросить

Введение

Меня зовут Александра Лукичева, и архетипы – моя страсть. Звучит, как признание участника программы «Анонимных алкоголиков», хотя на самом деле это признание участника программы «Анонимных архетипистов» (такой нет, но ее следовало бы придумать).

Я изучаю архетипы с 2016 года. Изначально архетипы были инструментом поиска ответов на внутренние вопросы, но в 2020 году я начала использовать архетипирование при работе над личными брендами экспертов.

Больше всего я боялась, что, став частью работы, архетипы мне наскучат, но этого так и не произошло. Каждый раз я нахожу что-то новое для себя, неожиданное, иногда спорное и требующее дальнейшего изучения.

Я очень часто слышу мнение, что система архетипов Кэрол Пирсон – это «эти ваши очередные гороскопы», навешивание ярлычков, упрощение и вообще ересь.

Еще я довольно часто сталкиваюсь с базовым непониманием, что это вообще такое, зачем нужно и как можно практически применять в жизни.

Архетипы – это что вообще такое? Очередная система самопознания? Эзотерика?

Что со всем этим делать?

Зачем тратить свое время на изучение какой-то неведомой фигни?

В этой книге я хочу ответить на самые часто задаваемые вопросы про архетипы, по крайней мере, по версии моих подписчиков в соцсетях.

Надеюсь, что смогу сделать тему архетипов немного более понятной и увлечь вас ею так же, как в свое время архетипы увлекли меня.

Вопрос 1. Что такое архетипы? Где они живут (в моей голове) и как они там появились?

Все мы примерно представляем себе айсберг – огромную безмолвную ледяную глыбу. Мы видим только то, что на поверхности. Но все мы смотрели «Титаник» и знаем, что внизу – в толще воды – скрывается огромный кусок этой глыбы, и он куда больше той части, что над водой. Говорят, что подводная часть айсберга в семь раз толще надводной.

А теперь представьте, что наше сознание, – это надводная часть айсберга. Сознание – это то, в чем мы себе отдаем отчет; то, чем управляем, то, что осознаем. И это очень малая часть нашей психики.

Бессознательная часть – это то, что скрыто, как подводная часть айсберга. Это то, что мы не осознаем, и то, что управляет нами, хотим мы этого или нет. Это самая глубинная и значимая часть человеческого разума, в которой хранится множество тайн.

Архетипы – это образы, которые живут в той части психики, которую Карл Густав Юнг называл коллективным бессознательным.

Коллективное бессознательное – это одна из форм бессознательного, общая для всех членов общества. Оно является продуктом наследуемого людьми опыта и является общим для всех людей, в отличие от индивидуального бессознательного. При этом коллективное бессознательное все же является частью индивидуальной психики человека.

Архетип – это структурный элемент коллективного бессознательного; это знаки, символы или модели мышления и поведения, унаследованные от наших предков.

Говоря простым человеческим языком, архетипы – это яркие образы, наделенные определёнными внешними характеристиками, чертами характера, моделями поведения, символами и атрибутами. Эти образы интуитивно понятны людям разны возрастов, принадлежащих к разным культурам.

Если я назову ряд слов – «царь», «раджа», «падишах», «король», «государь», – мы понимаем, что все они обозначают правителя, лицо, облеченное властью. При этом атрибуты и символы власти могут меняться в зависимости от культуры страны. Смысл же остается неизменным и интуитивно понятным даже трехлетнему ребенку.

«Живут» эти образы в нашем подсознании. Можно считать, что они предустановлены в нашей «операционной системе».

Как они туда попали?

Если вкратце, ребенок рождается и начинает познавать мир вокруг через тело, через эмоции, через пространство, в котором живет. Позже – через контакт с другими детьми, взрослыми, животными – через контакт со всем, что его окружает. В какой-то момент знания о контактах и способах взаимодействия превращаются в паттерны и шаблоны сначала в индивидуальном бессознательном, а потом этот опыт закрепляется и передается устно другим людям.

После 35-45 лет коллективные паттерны поведения, личный опыт, знания превращаются в серьезную монолитную структуру, которую человек передает дальше, новому поколению. Таким образом из поколения в поколения формируется Традиция.

Это происходит сейчас и это происходило на протяжении многих и многих тысячелетий.

Мы не способны помнить весь опыт прошлых поколений – это было бы невыносимо и невозможно, – но этот опыт хранится у нас в бессознательном и ситуативно вспоминается, и влияет на нашу жизнь.

Помимо этого, опыт предков запечатлен в эпосе, легендах, мифах, сказках, историях, которые передавались в течение тысячелетий из поколения в поколение. Можно сказать, что архетипы – это универсальные истории человечества, универсальный миф.

На что влияют архетипы, хотим мы того или нет:

– на характер;

– на образ действий;

– на повторяющиеся жизненные сценарии и наше поведение в рамках этих сценариев;

– на то, как мы действуем в кризисных ситуациях;

– на то, как нас воспринимают окружающие;

– на манеру говорить (что мы говорим и как);

– на движения и походку;

– на образ жизни;

– на то, что запускает в нас определенные реакции и на сами реакции;

– на то, как мы ведем себя в отношениях.

Бессознательные паттерны поведения – универсальные истории, которые мы проживаем и которые с нашей помощью оживают, – влияют на очень многое.

Остается открытым вопрос, являются ли архетипы результатом воспитания или врожденными характеристиками.

Некоторые архетипы человек «примеряет» на себя из-за травматизации, в попытке вытеснить те части, которые он считает для себя опасными (например, Бунтарь не является социально одобряемым архетипом, поэтому часто подавляется или замещается чем-то другим). Некоторые архетипы человек находит привлекательными, так как они социально одобряемы и с ними связаны позитивные убеждения, которые человек очень хочет применить к себе. И тогда мы можем говорить об усвоенных моделях поведения. Но являются ли они аутентичными? Скорее всего, нет.

Исходя из моих наблюдений, мы рождаемся с «предустановленным» набором ведущих архетипов. Они прослеживаются с самого детства и во многом влияют на жизненный путь человека, начиная от способа его взаимодействия с миром, заканчивая повторяющимися жизненными ситуациями и сценариями.

Поскольку у меня двое детей, мне довольно много времени приходится проводить на детских площадках. Очень интересно наблюдать, как у малышей ярко проявляются те или иные черты.

Вот дети играют в игру, похожую на «Казаки-разбойники» времен моего детства. Они уже договорились о правилах, условиях и целях игры. Роли определены. Игра началась. И тут внезапно к ним подходит девочка примерно того же возраста. Какое-то время смотрит на игроков и говорит:

– Так, я буду играть с вами. Только вот тут вы делаете не так, – надо по-другому, вот так. Ты идешь туда, ты – вооооон туда, а ты будешь водить.

Знаете, что поражает больше всего? Ей никто не возразил! Никто не спросил, с какой стати она командует. Никто не стал настаивать на прежних правилах. Никто не попытался исключить ее из игры. По каким-то причинам другие дети признали за ней право руководить и управлять.

Вот мальчик, который подходит к газону, срывает одуванчик, потом подходит к случайной девочке на площадке и протягивает ей цветок, умильно глядя в глаза. И повторяет все то же самое уже с другой девочкой. И так, пока каждая не будет охвачена вниманием. Малышу года два.

Моя собственная дочь с самого раннего детства была абсолютно равнодушна к платьям, бантикам, заколочкам и прочим традиционно девчоночьим радостям. Зато была неравнодушна к пластилину, краскам, карандашам и всему, из чего можно что-то сотворить и что-то вытворить.

Дочь моей подруги – настоящая женщина уже с пеленок. Она придирчиво собирает образы; трогательно кокетничает и получает примерно все, что хочет, хлопая ресницами и восклицая: «Ах, это так красиво! Я об этом всегда мечтала!».

Можно предположить, что дети просто копируют значимых взрослых. Но про два последних примера могу со всей уверенностью сказать, что это не так.

Вопрос 2. Архетипы старших арканов Таро, архетипы по дате рождения и архетипы Пирсон – это одно и то же?

Если допустить, что архетипы проявляются с самого рождения, значит ли это, что можно определить свои архетипы по дате рождения (как это, например, делают люди, работающие с системой Старших Арканов Таро, и эксперты по матрице судьбы)?

12 архетипов К. Пирсон, архетипы Старших Арканов Таро и энергии матрицы судьбы – это три разные системы. Матрица судьбы и Таро похожи друг на друга в большей степени и являются эзотерическими или, как минимум, околоэзотерическими системами самопознания.

В основе системы 12 архетипов Кэрол Пирсон лежат теория архетипов, созданная швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом, и мотивационные теории: уровни потребностей по А. Маслоу и базовые социальные мотивы по Д. Мак-Клелланду и Х. Хекхаузену). Позже Кэрол Пирсон в соавторстве с Маргарет Марк применили теорию в маркетинге и изложили свои наблюдения в книге "Герой и Бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов". Помимо этого, Кэрол Пирсон в соавторстве с Хью Марром создали систему психодиагностики личностных характеристик на основе архетипических историй, которые проживает человек.

Можно сказать, что система 12 архетипов К. Пирсон в большей степени относится к психологии и маркетингу, а Таро и матрица судьбы – к эзотерике. Соответственно, архетипы по К. Пирсон определяются в основном с помощью анализа поведения и семантики речи человека, и никак не с помощью даты рождения.

Так или иначе, отсылки к архетипам Юнга есть во всех этих системах, поэтому определенные пересечения между всеми ними также есть. При этом нет полного совпадения. Так, например, система К. Пирсон – это 12 архетипов. В Таро и матрице судьбы – 22 Старших Арканов и энергий соответственно. Понятно, что полного совпадения трактовок тут быть не может.

Вопрос 3. Какие есть классификации внутри системы архетипов и на чем они построены?

Существуют несколько классификаций архетипов К. Пирсон.

Прежде всего, разумеется, классификация самой Кэрол Пирсон, которая опиралась на мотивационную теорию и четыре основных человеческих стимула: принадлежность, независимость, стабильность/контроль, риск/мастерство.

Важно понимать, что большинство из нас хотят нравиться другим людям и принадлежать к группе, но при этом сохранять свою индивидуальность и идти своим путем. Потребность в принадлежности заставляет нас мимикрировать, приспосабливаться, нравиться. Желание оставаться собой – быть в одиночестве, принимать непопулярные решения, которые могут остаться непонятыми близкими людьми и социумом.

Точно так же в нас сочетаются потребность в безопасности и стабильности (иерархия, система, рутина, комфорт, надежный круг близких людей) и риске (желание успеха, ради которого мы и идем на риск; влияния, власти, вызова, эксперимента).

Соответственно, архетипы распределены по этим полюсам в зависимости от их ведущей мотивации.

Продолжить чтение