Мемуар. Стихи и переводы. 1965–2023
Размер шрифта: 13
В оформлении книги использованы фотографии Евгения Петрушанского
(переплёт, форзац, нахзац (разворот))
и Игоря Мухина (нахзац (полосная)).
© Юзефович Л.А.
© ООО «Издательство АСТ»
Ландшафты
Обеденный перерыв[1]
- Съесть пару мятых пирожков, запить
- томатным соком,
- Сесть, изучая этот день по чёрточкам заноз,
- Курить, смотреть, как вьётся дым
- под потолком высоким —
- А рядом, как часы, стучат костяшки домино.
- На электрических часах устало
- стрелка дрогнет,
- Ещё минута – и течёт
- расплавленный звонок.
- Оставят парни домино, свои оправят робы,
- И встану я за мой рябой,
- мой фрезерный станок.
- Забью тяжёлым молотком тупую заготовку,
- Так, что прокладка зазвенит
- в промасленных тисах,
- И вдруг пойму, что этот день,
- как я, прямой и тонкий,
- Переломился пополам не только на часах.
1965
После смены
- Течёт толпа из хмурых проходных,
- На всех углах двоится и троится,
- И вот уже остались мы одни,
- И вот уже вокруг чужие лица.
- Там, позади, людской поток течёт,
- И полы у плащей взметает ветер,
- А здесь уже мы все наперечёт
- И, может быть, одни на целом свете.
- Напрасная ль дорога нам легла,
- Раз так легко нам в мире растворяться,
- Прощаться возле каждого угла
- И на холодных улицах теряться?
1965
В подземелье. Псково-Печерский монастырь
- Отец-наместник дал мне разрешенье
- Сойти во тьму, ведь мы с ним —
- земляки.[2]
- Свеча в руке, кончаются ступени
- И каплет талый воск на башмаки.
- Над нами флюгера на башнях стонут,
- А здесь во мраке тлеют образа.
- Со мной идёт загадочный эстонец,
- Его непроницаемы глаза.
- И нас ведёт загадочный священник,
- Его глаза сухи, утомлены.
- Я у него готов просить прощенья,
- Хотя не знаю за собой вины.
- А тишь такая, что зрачки морозит.
- Но вот в простенке задрожит свеча —
- Закладывают склеп. Как капли оземь,
- Всё глуше, глуше кирпичи стучат.
- А ведь сегодня утром мне казалось,
- Что чудеса должны быть высоки, —
- И вот в песке подземном увязают
- Закапанные воском башмаки,
- И холод этих стен в разгаре лета
- Рассеивает всю мою тоску.
- Так дай мне Бог шагать по белу свету,
- Как я иду по чёрному песку.
1967
«Нам объяснял экскурсовод…»
- Нам объяснял экскурсовод,
- В какой реке какая рыба,
- В какой тюрьме какая дыба,
- В какой земле какой народ,
- Какая где растёт трава,
- Где мертвецов в земле хоронят,
- Где на добычу стай вороньих
- Их вешают на дерева.
- Мне было чувствовать дано,
- Как весело прошло по жилам
- И голову мою вскружило
- Всезнанья сладкое вино.
- Теперь я понял, что нигде
- Не могут люди жить без хлеба,
- Что дождь на землю сходит с неба,
- А рыба плавает в воде.
1970-е
Селенга
- На песке у медленной воды
- Влагой наливаются следы —
- Это в полукружье каблука
- Селенга́, зелёная река.
- У неё – шестнадцать рукавов,
- Вдоль неё – пятнадцать островов.
- Как щетина жёсткая, трава
- Густо покрывает острова.
- Дно реки – страницу из песка,
- Покрывают строки дневника.
- Образуют в тёмной глубине
- Надписи, неведомые мне,
- Бычий череп или шар ядра,
- Гривенник и дужка от ведра.
- Селенга, зелёная река,
- Вспомнит молодого казака,
- Вынесет на берег для меня
- Пряжку от казачьего ремня
- С барабаном, саблей и орлом,
- Чищенную мелом и сукном.
- А теперь у медного орла
- Зеленью подёрнуты крыла,
- Как трава по этим островам,
- Как вода по этим рукавам.
1970-е
Баллада
- Был ты, хан Зундуй, великий хан,
- Табуны твои сотрясали степь,
- А теперь у тебя четыре шатра,
- На четыре шатра – одна кошма.
- Где лежит кошма, там сидит жена.
- Было сорок жён, а теперь одна.
- Лишь она одна в очаге твоём
- Бережёт огонь и сидит у ног.
- Не ушла, как все, за чужим седлом
- Ни травой под снег, ни водой в песок.
- Был ты, хан Зундуй, великий хан,
- Твой бунчук сиял, как в ночи огонь.
- Где стоял бунчук, свищет тарбаган,
- Табуны твои стали ветром с гор.
- У тебя мечей: один меч тупой,
- Один ржавый меч,
- с третьим – в землю лечь,
- А четвёртый меч твой последний раб
- Привязал к бедру, убежав вчера.
- У тебя коней: один конь хромой,
- Один конь больной,
- один конь – дурной,
- А четвёртый конь мог служить добром,
- Да живёт стрела под его ребром.
- У тебя друзей: один друг немой,
- Один друг слепой,
- один друг – скупой,
- А четвёртый друг не поднимет рук,
- Его кружит дух, как гончарный круг.
- А врагов твоих дотемна считать,
- До зари потом и до звёзд опять,
- И ещё останется сто врагов,
- Чтоб прогнать тебя по семи кругам,
- А сто первой – та, что глядит в огонь
- Твоего последнего очага.
- Чья ладонь дрожит на твоей щеке,
- Да душа лежит – не в твоей руке.
1970-е
Наводнение
- В конце июня расцвели жарки.
- К концу июня выгорели травы.
- Патруль идёт по берегу реки —
- Я у воды и два солдата справа.
- Надувшаяся к ночи Селенга,
- Тугая, словно брюхо барабана,
- Несётся, не вмещаясь в берега,
- От скал Хангая до Хамар-Дабана.
- Откуда столько бешеной воды?
- Ни одного дождя за три недели.
- Стоит жара, лесных пожаров дым
- Ложится чёрной крошкой на постели,
- Но оттого смутилась Селенга
- И все её притоки одурели,
- Что вечные в горах сошли снега,
- И скалы от потёков побурели.
- Не таяли они с начала дней,
- Сияли с разделенья тьмы и света.
- Вершины гор уже угля черней —
- Невиданное наступает лето.
- И движутся, пронзая чёрный лес,
- И сверху озаряя ельник мелкий,
- На циферблате меркнущих небес
- Прожекторов чудовищные стрелки.
1970-е
Бурхан
- Думал я о бурятском боге —
- Как он тих, незлобив и благ
- Восседает в своём чертоге
- О восьми золотых углах,
- Как он смотрит на землю эту,
- Потонувшую в ранней тьме,
- Позволяя вечному свету
- По монашеской течь курме,
- И с руки, от бронзы помятой,
- Направляя его в ночи,
- Чтоб в окне, проложенном ватой,
- Я увидел его лучи
- Сквозь своё, склонённое к раме
- И двоящееся в полумгле
- С четырьмя пустыми глазами
- Отраженье в грязном стекле.
- Как страницы великой книги,
- За окном шелестят пески.
- Тяжело ты, лунное иго, —
- Свет, сошедший с его руки.
- Там, над садом в четыре сотки,
- Прилетевший с соседней сопки
- Возле бога кружит октябрь
- С белым пухом в жёлтых когтях.
1980-е
Ветеран
- Военный городок на берегу.
- Железные ворота. Проходная.
- Горячий ветер лижет Селенгу.
- Жара – дневная, музыка – ночная.
- Песок и ветер хлещут по глазам,
- Но со слезой яснее вспомнишь – узкий
- Небесный серп над крышами казарм
- Под утро, в ожидании погрузки.
- В посёлке с ночи сняты патрули.
- Комэски в штабе склеивают карты.
- Над полосой светлеющей земли
- Развёрнуты песчаные штандарты.
- Они летят над самой Селенгой,
- Воды касаясь пыльными кистями,
- Где узкий берег выгнулся дугой,
- Как верховой со срочными вестями.
- В тугих чехлах укрыт знаменный шёлк.
- Молчит труба. Под утро, к эшелону,
- На станцию кавалерийский полк
- Вытягивает тёмную колонну,
- Чтобы теперь в столовке полковой
- С плакатом про героев Халхин-Гола
- Плеснуть в стаканы водки даровой
- Под лязганье казённого глагола.
- Есть винегрет и верить, что твоя
- Жизнь удалась, на полку встанет книга,
- И выползет из черепа змея,
- Чтобы ужалить старого комбрига.
1980-е
«Четыре дня на юг, на юг…»
- Четыре дня на юг, на юг,
- Четыре долгих дня
- Он торопил коня на юг
- И не щадил коня.
- В кровавой пене конский бок,
- Глаза – красней вина,
- Но мчится бешеный седок
- И шпорит скакуна.
- И тот, кто сорок лет назад
- Вознёс его в седло,
- Кто гнал его сквозь дождь и град,
- Промолвил, опуская взгляд,
- Вздыхая тяжело:
- «Довольно, дам покой ему.
- На этом берегу
- Он – лист дубовый, к моему
- Прилипший сапогу.
- И я стряхну его с ноги,
- Пускай летит в огонь,
- Туда, где сняты сапоги
- И отдыхает конь».
1990-е
Манёвры
- Снег отражает, как слюда,
- Небес туманное свеченье.
- В урочище Эрген-Цада
- Нас выводили на ученья.
- Урочище Эрген-Цада
- Омыто ветром небывалым.
- Трепещет поздняя звезда,
- Как стоп-сигнал над перевалом.
- Воздевши крылья на весу,
- Садятся медленные птицы
- В распаханную полосу
- Вдоль государственной границы.
- Мне этот мир давно знаком —
- Древка антенны тяжкий трепет
- И топовышка с бунчуком,
- И рации немолчный лепет.
- Там полковая частота
- Ещё набита позывными,
- Но вдруг вся эта голота
- С их голосами номерными
- Куда-то сдуется, и вот
- Сквозь треск армейского эфира
- Нездешний голос пропоёт
- О красоте иного мира.
- На первозданном языке
- С гортанными и носовыми
- Он возвестит о той реке
- За башнями сторожевыми,
- Куда, покинув свой капкан,
- Мы все придём в блаженной неге,
- Когда сарматский истукан
- Приедет на хромой телеге.
1990-е
Унгерн
- Там, где жёлтые облака
- Гонит ночь на погибель птахам,
- Всадник выткался из песка,
- Вздыбил прах – и распался прахом.
- Даже во́рону на обед
- Не подаришь жёлтую вьюгу.
- Здравствуй, время утрат и бед!
- Око – северу, око – югу.
- Эту степь не совьёшь узлом,
- Не возьмёшь её на излом,
- Не удержишь бунчук Чингиза —
- Не по кисти. Не повезло.
- Что ж, скачи, воплощая зло,
- По изданиям Учпедгиза.
- Чтобы мне не сойти с ума,
- Я простился с тобой. Зима.
- Матереют новые волки —
- Не щенята, как были мы.
- А на крышу твоей тюрьмы
- Опадают сосен иголки.
1990-е
«Я помню, что проснулся рано…»
- Я помню, что проснулся рано,
- Что тихо было и тепло,
- Едва-едва темнели рамы
- Сквозь посветлевшее стекло.
- Не знал я, что запомню это,
- Как помнят то, пред чем в долгу, —
- В начале дня, в исходе лета
- Я выхожу на Селенгу.
- Минуя бесконечный берег,
- На запад тянется река,
- Кулик бревно шагами мерит
- По кромке влажного песка.
- В начале дня, в исходе лета
- На том далёком берегу
- Листок багульника, что где-то
- Успел прилипнуть к сапогу,
- Снимаю, на воду бросаю.
- Кружась, он падает у ног.
- Он узок, он похож на саблю,
- Мазутом мечен черенок.
- О, эта точка, эта мета,
- Пар над водой и шум в крови!
- В начале дня, в исходе лета —
- Лети, кружись, тони, плыви.
2000-е
«Чернеет ночь, белеет снег…»
- Чернеет ночь, белеет снег,
- Луна над крышами желтеет.
- Домой приходит человек,
- Включает свет и ужин греет.
- Покуда чайник засвистит,
- И пар из носика ударит,
- Газетой он пошелестит —
- Какой погодой ночь одарит?
- Он стал внимателен теперь
- К набегам туч, снегов круженьям,
- Как женщина в поре потерь
- К своим вечерним отраженьям.
- Он знает: хрупок этот мир,
- И камень этих стен непрочен,
- И снег под сводами квартир
- В каких-то книгах напророчен.
- Ну а пока идут часы
- Его вечернего уюта,
- И свеж батон, и мягок сыр,
- И чай заварен в меру круто.
2010-е
Зимняя дорога
- Годик пожил – и всё, прощай,
- И ушёл, опираясь на меч.
- А у ней – ни ключа, ни плаща,
- Леденеет она до плеч.
- Перед ним – ни зги, ни пути,
- Ни огня, ни звезды, ни встреч,
- По следам его не найти,
- Не утешить, не уберечь.
- А ведь, было, совсем привык,
- Понимал человечью речь,
- Забывал кащеев язык…
- И ушёл, опираясь на меч.
- Что же делать, куда брести?
- Чем согреться и как забыть?
- Разве сердце зажать в горсти
- И на счастье его разбить.
2015
Гадание по Лукрецию
- Начало 1990-х, Москва, лето.
- «Независимая газета»
- проводит букинистический аукцион.
- Один из лотов – Тит Лукреций Кар,
- «О природе вещей»,
- с экслибрисом Колчака.
- Начальная цена – 50 долларов,
- Огромные деньги.
- Кто купил – не знаю.
- Через двадцать лет напишу в сценарии:
- 1919 год, Омск, зима.
- Бессильный диктатор,
- не устающий напоминать,
- что диктатура —
- учреждение республиканское,
- бессонной ночью решил погадать
- о будущем,
- но Горация нет под рукой.
- Раскрыл наугад Лукреция,
- закрыл глаза,
- ткнул пальцем в страницу, читает:
- «Когда солнечный свет, проникая в жилище,
- мрак прорезает лучами,
- в этих лучах множество крошечных тел
- ты увидишь —
- мечутся взад и вперёд в пустоте неустанно,
- бесцельно,
- в вечном движенье
- и в вечной борьбе пребывая».
2016
Мемуар
- Мне комнату сдавали эти
- Ревнители враждебных вер —
- Старообрядец дядя Петя
- И тётя Шура, из «бандер»,[3]
- Кержак и греко-католичка,
- Но брак был крепок, прочен дом.
- Зимой топилась жарко печка
- По блату купленным углём.
- Их дом природа окружала,
- Жарки цвели среди камней,
- Чуть дальше Селенга лежала
- С японским кладбищем над ней.
- На сопках рядом – выше, ниже,
- Уже и места нет крестам,
- Чтоб в Судный День
- восстать поближе
- К разверзнувшимся небесам.
- Для дяди Пети, тёти Шуры
- Кресты у самой верхотуры
- Поставил сын, гордясь собой.
- Хоть сварены из арматуры,
- Но фон – небесно-голубой.
2018
Спектакль
- Выходит войско из ворот,
- Угрюмо движется на сцену.
- Толпится на стене народ,
- Но войско не глядит на стену.
- Кричат младенцы на руках,
- Роняя слёзы сквозь бойницы,
- А высоко в колосниках
- Клубится пыль и реют птицы.
- На доски каплет их помёт
- И прорастает лебедою,
- И умолкает пулемёт
- И слышно пенье над водою:
- «И вы, пришедшие, в свой срок
- Узна́ете, как пахнет сцена,
- Как вьётся гибельный дымок
- В потоках лексики обсценной,
- Как тяжелеют сквозняки
- В партере и над царской ложей,
- Как набухают желваки
- Под истончающейся кожей,
- Ведь мышь летучая сполна
- Крылом задела наше знамя,
- И куры не клюют зерна́,
- И солнце не встаёт над нами.
- У нас у всех одна судьба —
- От короля до маркитантки,
- От проститутки до весталки,
- От консула и до раба».
2022
Следы
- В юности я пытался писать верлибры.
- Тетрадка потерялась,
- наизусть ничего не помню.
- Верлибр запоминается плохо.
- Не утешит, если окажешься на войне,
- в тюрьме, в больнице,
- на необитаемом острове, —
- и не будет ни телефона, ни книг.
- Из всего, что было в этой тетрадке,
- помню содержание нескольких строк:
- бреду зимой по пустынному полю,
- увязая в глубоком снегу,
- и как только вытягиваю из него ноги,
- какие-то сумасшедшие птицы
- с веточками в клювах,
- слетаются к моим оставшимся в снегу
- следам
- и начинают вить в них гнёзда.
- Чтобы понять чувства,
- владевшие нами в молодости,
- нужно прожить жизнь.
- Свою жизнь я почти прожил —
- но не понимаю,
- почему много лет назад
- возникла передо мной эта картина.
- Снежное поле,
- птичьи гнёзда в моих следах.
- Что это было?
2023
Лица
Анна Неркаги
- Духовная мать ненецкого народа,
- она пишет для него Книгу Завета
- водостойкими красками
- на вросших в землю
- чёрных ледниковых валунах.
- Она живёт в ямальской тундре,
- изредка появляясь в Салехарде,
- чтобы потребовать что-то
- у окружного начальства
- для своих простодушных чад —
- властная старуха
- с членским билетом Союза писателей.
- Помню её тридцатилетней,
- написавшей первую повесть.
- Там был такой эпизод:
- мальчик разговаривает с собакой
- и обращается к ней с каким-то вопросом,
- а мать, рассердившись, ему говорит:
- «Никогда ни о чём не спрашивай у собаки!»
- Мы обсуждали эту повесть
- на совещании молодых писателей,
- и я спросил у Ани,
- почему собаку нельзя ни о чём спрашивать.
- «А вдруг она ответит?» – объяснила Аня.
- Все засмеялись, я тоже.
- Она посмотрела на нас
- как на неразумных детей
- и сказала: «Вы не представляете,
- как это будет страшно».
- Не спрашивай,
- не спрашивай,
- не спрашивай.
- Выбрось этот ключ.
- Не открывай эту дверь.
- Не входи.
2021
Жизнь поэта
- Со мной на курсе учился мальчик из Нытвы,
- писавший иронические стихи.
- Его смешливая муза слетала к нему
- на лекциях,
- в общежитии, в колхозе на уборке картошки,
- в общественном транспорте, в застолье,
- выдавая своё присутствие лёгким заиканием,
- когда он начинал говорить в рифму.
- Наступало время весельчаков и пародистов,
- КВН, капустников, вечеров смеха,
- уголков юмора на половину газетной полосы.
- Мой однокурсник был слишком застенчив,
- чтобы пробиться в печать или на сцену,
- слишком нескладен,
- слишком плохо одет,
- с ущербным передним зубом,
- у которого сам же сколол край зубной щёткой,
- неудачно засунув её в рот.
- Это случилось на военных сборах,
- и он тут же, не отходя от умывальника,
- сочинил гимн раненному, но устоявшему зубу
- с финальным пожеланием самому себе
- осторожнее надевать очки,
- чтобы не выткнуть дужкой глаз.
- Он работал в заводской многотиражке,
- бичевал пятистопным ямбом
- прогульщиков и пьяниц.
- Перестал заикаться. Вставил зуб. Женился.
- В 1990-х газета закрылась.
- Перешёл в отдел сбыта – закрылся завод.
- Пошёл учителем в школу —
- дети его не слушались.
- Рано созревшая семиклассница
- кулаком разбила ему нос,
- когда на уроке он пытался заставить её
- раскрыть учебник и нечаянно задел
- ей грудь.
- Классный журнал был залит кровью.
- Его нетребовательная муза
- не исчезла вместе с заиканием.
- Рифмы роились вокруг него, как мухи,
- он насаживал их на булавку
- своего детского остроумия,
- и они жужжали на ней, как веретена судьбы,
- не давая ему забыть, к чему он призван.
- Он устроился в свадебное агентство,
- сочинял сценарии праздников,
- шутки для тамады,
- рифмованные величания новобрачным,
- оды ветеранам супружеской жизни.
- В сорок лет умер от инфаркта,
- затаскивая в трамвай мешок картошки,
- выгодно купленной с машины
- на площади перед центральным рынком.
2023
Правнучка Гёте
- Екатерина Алексеевна Трейтер
- преподавала фортепиано
- в музыкальной школе.
- Я проучился у неё три года.
- Тогда я не знал, что в нежно-голубых жилках
- на висках моей учительницы музыки
- течёт кровь Иоганна Вольфганга Гёте.
- В Веймаре он увлёкся женой соседа,
- камер-ревизора Трейтера.
- Мальчик, дитя их любви, стал Трейтером,
- но имя получил в честь настоящего отца.
- Сохранились письма Гёте к его матери
- с упоминаниями о маленьком Иоганне
- и кисет с вышитыми бисером
- портретами отца и сына.
- Их сходство бросалось в глаза.
- Иоганн выучился на врача,
- поступил на русскую службу
- и навсегда остался в России.
- Его потомки по мужской линии
- сохранили фамильное сходство
- с великим предком.
- Особенно в профиль.
- Румяная, белокожая, светловолосая,
- Екатерина Алексеевна жила с матерью.
- В сорок лет она стала ходить с палкой,
- голову повязывала платком, как старуха,
- чтобы садиться в трамвай
- с передней площадки
- вместе с инвалидами и пенсионерами,
- и чтобы в вагоне ей уступали место.
- Палка и платок означали,
- что она не собирается жертвовать комфортом
- ради призрачной надежды
- пленить какое-нибудь мужское сердце
- своим блекнущим румянцем,
- голубыми жилками под тонкой кожей,
- консерваторским образованием,
- хорошим знанием «Фауста»
- в переводе Холодковского.
- Судьба не носит колокольчика на шее.
- Однажды её попросили аккомпанировать
- певице,
- исполнявшей романсы на стихи Пушкина
- на пушкинской конференции в пединституте.
- Среди докладчиков был полковник
- медицинской службы в отставке,
- вдовец, пушкинист-любитель.
- Ему представили её как правнучку Гёте,
- для краткости опустив ещё три-четыре «пра».
- В перерыве пошли в буфет, он рассказал ей,
- как Жуковский в Веймаре встречался
- с её предком,
- и тот вручил ему своё перо с просьбой
- передать его Пушкину. Пушкин хранил
- подарок
- в сафьяновом футляре с надписью «Перо Гёте».
- Всё это она знала и без него,
- но делала вид, будто впервые слышит,
- удивлялась, ахала.
- Когда на сцене, садясь за рояль,
- она повернулась к нему боком,
- он тоже мысленно ахнул,
- увидев профиль веймарского олимпийца.
- Пушкин знал его по висевшему у него
- в кабинете,
- в овальной рамке,
- известному силуэту,
- вырезанному из чёрной бумаги.
- Платок был снят, палка забыта.
- Через месяц он женился на ней
- и увёз её в свой родной Ленинград.
- Один мой знакомый встретил их там
- уже в перестройку, при Горбачёве.
- Была весна, они шли вдвоём по Невскому
- и грызли картофельные чипсы из пакетика.
- В юности Ив Монтан напел ей с пластинки,
- что в весенний денёк разделить с любимым
- купленный у разносчика на улице
- кулёчек жареного картофеля —
- это и есть счастье.
2023
Сперанский
- Времена изменились внезапно.
- Действительный тайный советник,
- царский любимец,
- конституционалист, либерал, реформатор,
- в 1812 году он был сослан в Пермь.
- Полтора века спустя и вечность тому назад
- одна девушка, писавшая по нему диплом,
- рассказала мне о его пермской жизни,
- когда мы с ней на речном трамвайчике
- ездили купаться за Каму. Пляж находился
- на её противоположном от города берегу.
- Объявленный государственным
- преступником,
- ссыльный считался чуть ли не агентом
- Наполеона,
- который восхищался его умом и говорил царю,
- что хотел бы иметь у себя такого министра.
- Теперь враги припомнили ему эту любовь,
- но засадить его в тюрьму было не в их силах.
- В Перми он жил на квартире
- в доме купца Попова.
- Никто к нему туда не ходил, и он не бывал
- ни у кого из губернских и горных чиновников.
- Губернатор Гермес, осторожный немец,
- не получая инструкций, как с ним обходиться,
- делал вид, что такого человека
- не существует, —
- но его супруга, губернаторша Анна Ивановна,
- по-женски жила сердцем.
- Сердце подсказало ей,
- в чём состоит её гражданский долг.
- Чтобы во мраке ночи злодей не сбежал
- к Бонапарту
- и своим умом не преумножил его силу,
- с вечера до утра в сенях у него она сажала
- двух будочников с алебардами.
- А чтобы явить ему народное мнение о нём,
- подкупала уличных мальчишек леденцами
- и орехами,
- и те, когда он выходил на прогулку,
- бежали за ним, свистели, обзывали
- «изменником»
1 Мне было 17 лет, я тогда работал фрезеровщиком на пермском Электроприборном заводе (он же – «Часовой» и п/я 601).
2 Тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Алипий (Воронов), узнав, что я из Перми, сказал мне, что одно время жил в Пермской области, в Соликамске. Художник по профессии, он, вероятно, реставрировал там настенную роспись в одной из церквей XVII века. В качестве его «земляка» я и попал в монастырские пещеры, что в те годы мало кому удавалось.
3 В годы моей молодости в Забайкалье так называли всех высланных сюда выходцев из Западной Украины.
Продолжить чтение