Здоровье, болезнь и исцеление в Библии

Размер шрифта:   13
Здоровье, болезнь и исцеление в Библии

Раздел 1: Здоровье

1. Какими в плане физического здоровья были первые люди при их сотворении?

– Бог создал людей здоровыми. Божья оценка «весьма хорошо» дает нам понять, что Бог не сотворил людей больными и с какими либо физическими увечьями. (Бытие 1:31)

2. Что значило быть здоровым для Адама и Евы?

– Способность с легкостью выполнять их предназначение от Бога. Их заданием было рожать себе подобных, наполняя землю и владычествовать над живыми существами (Бытие 1:28), также «возделывать и хранить» сад в Едеме (Бытие 2:15).

3. Почему люди созданы здоровыми?

–В контексте нашей темы можно сказать, что Бог – это здоровое целостное существо (духовное, не телесное) и создает людей целостными и здоровыми, способными воплощать Его предназначение. (Бытие1:27). Стоит отметить, что Сын Божий, Иисус Христос, при Своем воплощении получил вполне здоровое тело, способное выполнять предназначение Отца Небесного, которое заключалось в конечном итоге в том, чтобы стать искупительной жертвой за грехи мира. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанн 1:29).

Раздел 2: Болезни

4. Если Бог создал первых людей здоровыми, то почему сегодня и на протяжении истории человечества мы наблюдаем так много болезней и увечий?

– Первые люди (Адам и Ева) преступили Божью заповедь в саду Едема и в результате умерли духовно в тот же день, как Бог и обещал, а затем через время умерли и физически (Бытие 2:16-17; 3:6-19; 5:3-5). Впервые такие слова как «скорбь», «болезнь» мы находим сразу после преступления Адама и Евы. Затем в Бытие 4-ой главе мы встречаем слова «рана», «язва». Таким образом, болезни и смерть в опыте человечества в целом – это последствия того, что принято называть «грехопадением».

5. Кто задумал такие последствия грехопадения как болезни и смерть?

– Как мы увидим из мест Писания ниже, это Бог! Изначально Бог предупредил, что будет за непослушание заповеди – «смертью умрешь» (Бытие 2:17). Затем после грехопадения, Бог в разговоре с людьми, провозгласил: «Умножая, умножу скорбь твоею…..в болезни будешь рожать… Со скорбью будешь питаться от нее (земли)……доколе не возвратишься в землю,… ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие 3:16-19). «Во власти Господа Вседержителя врата смерти.» (Псалом 67:21). «Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!" (Псалом 89:4).

Этот же принцип относительно болезней мы видим на примере народа еврейского: «Пошлет Господь на тебя моровую язву…Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением….Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца….Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени [головы] твоей…И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа ….они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек.» (Второзаконие 28гл). Этот текст относится к народу в целом и не означает, что у каждого конкретного еврея за отступление будет весь этот набор болезней.

Из этих текстов (и это далеко не полный перечень) важно отметить ясное учение Писания: Бог властвует над разными болезнями и управляет ими.

6. Но может быть так Бог действовал в Ветхом Завете, а в Новом Он решил действовать подругому, т. е. не иметь никакого отношения к болезням и физической смерти в жизни людей, полностью отдав эту сферу во власть врага душ и тел человеческих – дьявола?

– Ответом будет твердое нет! В ветхом Завете мы читаем: «Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?» (Исход 4:11), а в Новом мы видим иллюстрацию этого заявления Бога в жизни фарисея Савла(Апостола Павла). Под действием Божьим Савл был остановлен на пути гонения христиан и ослеп от сияния славы Христа на три дня, затем же был исцелен через ученика Христа Ананию (Деяния 9:1-18). Далее в своем служении Апостол Павел, встретившись с противодействием Евангелию со стороны одного колдуна провозгласил наказание Божье на время для него. «И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искалвожатого».(Деяния 13:11). Также в Деяниях мы читаем историю и причину гибели одного правителя по имени Ирод. «Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деяния 12:23).

Теперь можно привести примеры из жизни христиан (тех, кто находился в общине, считаясь верующими). Апостол Павел общине в Коринфе написал такие слова: «От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». (1Коринфянам 11:30-32). Иллюстрацией этих слов может служить пример смерти Анании и Сапфиры (Деяния 5:1-11). Во всех этих примерах мы видим, что именно Бог является действующим лицом в наказании.

Завершить эту подборку уместно словами Христа из послания к Фиатирской церкви в книге Отровение: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, ноона не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (Откровение 2:20-23).

7. Какая же роль сатаны в болезни человека?

– Книга Иова, самая ранняя книга Библии, дает ответ и закладывать твердый фундамент длянашего понимания этого вопроса в Библии.

В первых двух главах мы ясно видим картину: Бог властвует над болезнью Иова и определяет пределы, которые сатана не может преодолеть. Дьявол по своей сущности желал бы умертвить Иова, но ему были даны Вседержителем ясные разрешение («вот, он вруке твоей») и предел («только душу его сбереги»)(Иов 2:6). «Во власти Господа Вседержителя врата смерти.» (Псалом 67:21). И сразу сатана исполняет свое желание причинить вред праведному Иову и поражает его проказой (Иов 2:7), но далее забрать его жизнь он не был властен без Божьей воли.

Примечательна реакция Иова на болезнь: «неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2:10). А еще более примечателен комментарий, который дан в Писании сразу после этих слов Иова. «Во всем этом не согрешил Иов устами своими» (Иов 2:10). Иов зрит в корень и не обращается к сатане, хотя мы видим, что именно сатана принимал непосредственное участие в болезни Иова (Иов 2:7).

Таким образом, имея ввиду этот расклад, мы должны понимать, к примеру, такое место из Нового Завета: «Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться….сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лука13:11,16). Это место не утверждает, что к этой болезни имел отношение сатана и только сатана. Это подтверждение факта, что дьявол способен причинять вред и приносить болезнь, но он не является автономным (независимым) в своих действиях, как мы видим из книги Иова и ряда других свидетельств Писания, каких не мало и которые важно учитывать (Судей 9:23-24; 1Царств 16:14; 3Царств 22:23; Лука 22:31; 2Коринфянам 12:7-12; Откровение 9:1,5, 14-15; 13:7; 20:1-3,7).

Итак, Бог – Вседержитель и сатана подконтролен Ему. Если сатана, что – то делает в жизни конкретного человека, то это не может происходить без ведома Бога и Его замысла. Именно поэтому в Библии есть следующие утверждения: «Ты вознес меня и низверг меня… Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои» (Псалом 101:11,24). «Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов 5:18). «Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1Царств 2:6-7). «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны» (Осия 6:1).

В Библии вы нигде не найдете утверждения подобного этому: «все хорошее (жизнь, здоровье, богатство, слава) от Бога, а все плохое (смерть, болезнь, нищета, унижение) от сатаны!». «Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Второзаконие 32:39).

8. Но тогда выходит Бог является конечным источником зла, раз «все хорошее и плохое от Бога»?!

– И да и нет.

Дело в том, что важно различать два вида зла: моральное и ситуационное.

Поэтому, ответ нет, если мы говорим о моральном зле. Это то, что рождается изнутри творения, то о чем учил Иисус: «все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Марк 7:23). Бог в Своем мудром провидении допустил моральное зло, сотворив Ангелов и людей с правом выбора, при этом Он не является источником морального зла. Здесь мы подошли вплотную к тайне сочетания суверенности Бога и свободной воли творения, тайне, которую человек не в силах вполне разрешить здесь на земле. Но у нас есть утверждение Иакова. «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (

Продолжить чтение