Державы русской колыбель…

Размер шрифта:   13
Державы русской колыбель…
Рис.0 Державы русской колыбель…

© Эрнст Саприцкий

© Издательство «Книга-Мемуар»

От Москвы на Владимир

Улице детства

  • Улица детства длинной казалась,
  • Большими казались ее дома,
  • Улица детства прекрасной считалась,
  • Поскольку первой в жизни была!
  • Улицей этой я в школу ходил,
  • Здесь я с друзьями своими дружил,
  • Юность на улице этой прошла,
  • Первая здесь и любовь расцвела…
  • Улицы были потом и другие —
  • В разных местах доводилось мне жить,
  • Были пути и дороги крутые,
  • Но улицу детства не позабыть…

Владимирским улицам Москвы

  • Длинные улицы к лесу бегут,
  • Словно прекрасные три сестры,
  • В домах этих улиц люди живут
  • С прошлого века до нашей поры.
  • Главные улицы жизни моей —
  • Зрелость свою я по ним прошагал,
  • Здесь и живу до сегодняшних дней
  • И эти стихи я в честь них написал.

Храму Святого Равноапостольного князя Владимира в московском районе Новогиреево

Рис.1 Державы русской колыбель…
  • Крестивши Русь, Владимир-князь
  • На века смотрел вперед —
  • Утвердив с Всевышним связь,
  • В православье ввел народ.
  • Вся российская культура
  • С тех времен до наших дней
  • Зиждется на вере сей!
  • Неслучайно на востоке[1]
  • Посвященный князю храм —
  • С востока в древности далекой
  • Пришла и вера в Бога к нам,
  • В малый городок Москву,
  • Что в глухом возрос краю.
  • Был тогда Владимир-град
  • Для Москвы как старший брат —
  • Опекал ее, растил
  • К вере в Бога приобщил.
  • По Владимирской Руси,
  • Через реки и леса Веру иноки несли,
  • Славя Господа Христа.
  • И с тех пор до наших лет
  • Над Москвой той веры свет,
  • И поют в святых церквях —
  • Моли Бога, князь, о нас![2]

Владимирка[3]

Рис.2 Державы русской колыбель…

худ. Исаак Левитан

  • Дорогу эту описать,
  • Наверное, не хватит сил.
  • Тоски глубокой не понять
  • Тому, кто горя не вкусил.
  • Угрюм тысячеверстный путь.
  • Огромное серое небо над ним.
  • Передает он чувства суть
  • Тех, кто когда-то был гоним
  • От родных и от семьи
  • За Урал, на край земли!
  • Вот одинокий человек
  • Бредет дорогой этой вдаль…
  • Так шли по ней из века в век,
  • Неся в котомках лишь печаль.
  • Икона малая стоит,
  • Чтоб путник помнил —
  • Бог все же есть…
  • Крестом себя он осенит
  • И дальше… А куда? Бог весть…
  • Трудна Владимирка-дорога —
  • Не одолеть ее без Бога!
  • Пролегла она далеко
  • От Москвы до стен Востока,
  • И на ней, как на оси,
  • Много держится в Руси,
  • А в былые времена
  • Здесь встала на крыло страна!

Река Клязьма

Рис.3 Державы русской колыбель…

Река Клязьма – самый большой левый приток Оки. На ее высоком левом берегу расположен старинный русский город Владимир. В прежние времена город имел название Владимир-на-Клязьме, его называли также Владимир-Залесский, поскольку по отношению к Киеву он находился за дремучими лесами.

  • От этих мест, от этих вод
  • Свой начала победный ход
  • Держава, вросшая в народ![4]
  • Ах, какие же реки
  • Бог Руси подарил!
  • На столетья, на веки
  • Тем ее окрылил!
  • Так и эта река
  • Хоть и не широка,
  • Но повсюду она
  • Благодати полна!
  • Солнца луч золотит
  • Ближний берег, а там
  • Лес стеною стоит,
  • Всем открытый ветрам.
  • А за этой рекой,
  • За Владимиром древним
  • Красота и покой —
  • Все Создателю внемлет.

Вид на Клязьму из Владимира

Рис.4 Державы русской колыбель…
  • Там заречные дали,
  • Там луга и леса,
  • Край щемящей печали,
  • В облаках небеса.
  • Дальше, дальше к востоку
  • Путь-дорога ведет,
  • Где за Волгой могучей
  • Край Уральский встает…

«Люблю речные пароходы…»

  • Люблю речные пароходы —
  • Здесь рядом с нами берега,
  • Где солнце всходит и заходит,
  • Пасутся мирные стада.
  • И нет безбрежия морского,
  • Когда вокруг одна вода,
  • И палуба всем вместо дома,
  • И редки встречные суда.
  • А здесь кораблик небольшой,
  • Уютный, чистенький, родной,
  • До берега подать рукой
  • И пахнет елью и сосной.
  • И край вокруг глухой и древний,
  • Где не бывал я никогда.
  • Плывут назад от нас деревни
  • И небольшие города.
  • И повороты, повороты,
  • Река петляет меж лесов,
  • Ах, эти русские широты
  • И небо низких облаков!
  • Ах, этот край, родной, печальный,
  • И вспоминаются стихи
  • Про желтый плес и берег дальний,[5]
  • И сердце ноет от тоски…
Рис.5 Державы русской колыбель…

Городу Владимиру

Рис.6 Державы русской колыбель…

Владимир – древняя столица Северо-Восточной Руси (с момента переезда в него в 1157 г. Андрея Боголюбского (ок. 1111–1174), сына Великого Киевского князя Юрия Долгорукого). В настоящее время Владимир – крупный культурный и промышленный город современной России и один из ее крупнейших туристических центров. Входит в Золотое кольцо России. Первые упоминания о Владимире относятся к 990 г. в связи с миссионерскими походами Владимира Святославовича. Но лишь более века спустя Владимир начинает расти и усиливаться благодаря заботам Владимира Мономаха.

  • За полями и лесами,
  • Между Волгой и Окой,
  • Поднял град сей славы знамя
  • В тьме столетий над собой,
  • Новой русской став землей.
  • Юг и Запад уязвимы,
  • Там враги со всех сторон,
  • Здесь, пространствами хранимый,
  • Эстафету принял он.
  • Центр Северо-Востока,
  • Чтя христовые заветы,
  • Голову держал высоко
  • Перед всем тогдашним светом.
  • Два столетья с половиной
  • Эта русская земля
  • Пальму первенства держала,
  • Всех равняя под себя.
  • И проторенной дорогой
  • От Залесского Угла,
  • Укрепляясь верой в Бога,
  • Русь Московская пошла!

P.S. Не без оснований Владимир называют «старшим братом Москвы», поскольку правители Руси веками носили титул Великих князей Владимирских, прежде чем стали именоваться московскими государями.

Главную гордость Владимира составляют три белокаменных памятника домонгольского зодчества, признанные ЮНЕСКО объектами Всемирного наследия – Дмитровский и Успенский соборы и Золотые ворота.

Дмитровский собор во Владимире

Рис.7 Державы русской колыбель…
  • Смотря на этот дивный храм,
  • Оставленный в наследство нам,
  • Готов душою улететь
  • Куда-то ввысь, куда-то вдаль,
  • Где только счастье и печаль,
  • Обнявшись будто брат с сестрой,
  • Идут небесною тропой!

Собор построил в конце XII в. Великий князь Владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (в крещении Дмитрий), младший брат Андрея Боголюбского.

Время правления Всеволода Юрьевича (с 1176 по 1212) – период наивысшего подъёма Владимиро-Суздальской земли и собор был призван олицетворить силу и власть княжества, поражая современников красотой и благородством своих форм, а также белокаменной резьбой.

  • Я город этот полюбил давно,
  • Когда и в мыслях не держал,
  • Что в этих поселюсь краях.
  • Не думал ведь и не гадал,
  • Но, видно, Бог на небесах
  • Наш в жизни пролагает путь,
  • И мы бредем не как-нибудь,
  • А как нам выше суждено…
  • Сюда в те годы приезжал
  • Я пару раз, и, Бог ты мой,
  • Какие дали за рекой,
  • Какие храмы увидал!
  • Мне люб из них храм одноглавый —
  • Могучий, стройный, величавый
  • Старинный Дмитровский собор.
  • В нем нет помпезности державной —
  • Он чувством меры небывалой
  • К себе приковывает взор;
  • И только с храмом на Нерли,
  • Который в сердце берегу,
  • Его я сравнивать могу.
  • И сколько ни прошло бы лет,
  • Не меркнет храмов этих свет!

Владимирский собор Успения Пресвятой Богородицы

Рис.8 Державы русской колыбель…

Владимирский Успенский собор, выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси, построен в рекордно короткий срок (11581160 гг) на высоком холме над Клязьмой Владимиро-Суздальским князем Андреем Боголюбским для размещения привезенной им из-под Киева иконы Божией Матери, получившей название Владимирской. Собор стал главным храмом Северо-Восточной Руси. До возвышения Москвы в нем венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. В настоящее время Успенский собор – главный кафедральный храм Владимирской епархии.

  • Собор над градом вознесен,
  • Пятью сияя куполами;
  • Он Божьим светом озарен,
  • Благословляя мир крестами.
  • С ним жизнь повязана всегда —
  • С рожденья до кончины.
  • Всегда в том храме полумгла,
  • И дух царит старинный.
  • Там люди молятся истово,
  • Стремясь прощенье заслужить,
  • Надеясь, что святое слово
  • Грехи поможет искупить.
  • Витают тени предков там.
  • От света множества свечей
  • Они таятся по углам,
  • Пугаясь ищущих очей.
  • Так век за веком пролетал,
  • Менялись поколенья,
  • А на холме собор стоял
  • Как веры чистый идеал,
  • Как Божьих рук творенье…
  • Стоит он, к счастью, до сих пор,
  • Души радуя и взор!

Золотые Ворота во Владимире

Рис.9 Державы русской колыбель…

Выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построены в 1164 году при Владимирском князе Андрее Боголюбском как символ величия Северо-Восточной Руси. Во время правления Андрея Боголюбского город опоясывался протяжённым валом и имел семь входных ворот. До наших дней дошли лишь Золотые Ворота.

  • Два главных собора
  • Да плюс Ворота —
  • Вот три древнерусских
  • В сем граде Кита!
  • Они сохранились,
  • Они устояли;
  • Друг с другом сроднились,
  • Под Игом не пали.
  • Златые Ворота
  • Залесской Руси
  • В родимую землю
  • Навечно вросли.
  • Златые Ворота,
  • Соборы Святые —
  • Одни из столпов
  • Православной России!

Кроме этих уникальных сооружений, во Владимире несколько десятков самых разных, преимущественно православных, церквей. Вот живописный вид одной из них:

Спасская церковь

Рис.10 Державы русской колыбель…
  • Над домишками, домами
  • С давних пор до наших дней
  • Золотыми куполами
  • Главы высятся церквей,
  • Освящая жизнь людей
  • Славной верою своей!

Владимирская икона Божьей Матери

Рис.11 Державы русской колыбель…

Самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси, одна из великих и глубоко почитаемых святынь России. По преданию, эту икону написал евангелист Лука.

На Русь икона попала из Византии около 1131 г. как подарок Киевскому князю Юрию Долгорукому от патриарха Константинопольского. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, покидая в 1155 году Киев, перенес икону во Владимир, по которому она и получила нынешнее наименование.

Во время нашествия Тамерлана в 1395 году икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.

С 1999 года Богоматерь Владимирская находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее.

Празднество в честь Владимирской иконы Божьей Матери совершается три раза в год (3 июня, 6 июля и 8 сентября) в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов.

  • Вижу взгляд Ее печальный —
  • Все предчувствует Она,
  • В лике этом чудом, тайной
  • С первых дней окружена,
  • Ставши главною святыней
  • Нарождавшейся России!
  • К Сыну полная вниманья
  • (Он щекой к щеке приник).
  • Умиленье, состраданье
  • Выражает этот лик.
  • Перед нами не Мадонна
  • В Богом данной красоте,
  • А священная Икона
  • В запредельной высоте!
  • Неслучайно, что спасала
  • И спасает всех Она —
  • Всем, кто Бога принимает,
  • В трудный час она нужна…

Русская православная церковь почитает более 260 чудотворных икон Божьей Матери.

  • За Смоленской и Владимирской,
  • За Донской, Казанской, Иверской
  • И за сотнями других,
  • Почитаемых, святых
  • Православная страна
  • Нерушима и сильна!

Николаю Владимировичу Виноградову, бывшему губернатору Владимирской области

  • Интеллигентен по манере,
  • Обходителен, тактичен,
  • Он для нашей высшей сферы
  • Был недостаточно типичен.
  • Всегда изыскано одет,
  • В костюме белом в пору летнюю,
  • Он возглавлял немало лет
  • Землю владимирскую, древнюю.
  • Коммунист по убежденью,
  • Он коммунизма идеал
  • С верой в Бога сочетал,
  • Презрев общественное мненье.
  • Землей такой руководя,
  • Где все к Всевышнему стремится,
  • Он верил в Бога, не в вождя,
  • И времени его страницы
  • Остались в памяти людской
  • Надолго светлою строкой…

Светлане Юрьевне Орловой, бывшему губернатору Владимирской области

  • Много ли у нас в стране
  • Женщин на «лихом коне»?
  • Средь губернаторов полка
  • Немного их, увы, пока!
  • Ее завиден жизни путь,
  • В Интернет коль заглянуть,
  • Но может Бог лишь дать ответ —
  • Предел достигнут или нет!
  • Но что дальнейшие ступени
  • И что другие небеса,
  • Когда ее в родные сени
  • Такая приняла Земля,
  • Откуда Родины расцвет
  • Начался с давних ее лет!
  • Пусть хорошеет край родной
  • (Владимир, Суздаль дорогой,
  • Другие поселенья края),
  • Год от года расцветая
  • Под любой доброй правящей рукой!

Евгении Ивановне Ершовой, жительнице города Владимира

  • Милый, добрый человек,
  • Сиротою с детских лет
  • Познавала этот свет,
  • Коротая трудный век.
  • Жизнь сложилась понемногу —
  • Есть семья, и есть свой дом,
  • Можно бы не горевать,
  • Но не дремлет Рок опять,
  • Обездолив вновь ее
  • И отняв чуть ли не все
  • Вопреки благому Богу.
  • Но явил Господь ей милость,
  • Уважая веру в ней, —
  • Греет ей теченье дней
  • Внучка славная при ней!
  • И молю я в вышних Бога
  • (Много вынесла она) —
  • Пусть вечерняя дорога
  • Будет для нее ровна!

Великим древнерусским князьям

Владимиру Святому,

   Ярославу Мудрому,

      Владимиру Мономаху,

         Юрию Долгорукому,

            Александру Невскому,

               Дмитрию Донскому

Рис.12 Державы русской колыбель…

Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах

Рис.13 Державы русской колыбель…

Юрий Долгорукий, Александр Невский, Дмитрий Донской

  • Хочу я дань отдать пером
  • Тем, кто прославил Отчий Дом
  • Не только доблестным мечом,
  • Но и крестом, и топором.
  • Земли родимой устроители,
  • Оставившие след в веках,
  • Давным-давно уж небожители
  • В далеких Господа садах.
  • Но чтут потомки их деянья,
  • Заслуги их и дарованья,
  • И я кладу свой скромный стих
  • К подножью памяти о них!

Святому равноапостольному Великому князю Владимиру

Рис.14 Державы русской колыбель…

Памятник Святому равноапостольному Великому князю Владимиру на Воробьевых горах в Москве.

Владимир Святославович (ок. 960 г. – 15 июля 1015 г.) – великий князь Киевский. В 988 году Владимир выбрал христианство в качестве государственной религии Киевской Руси, чем на тысячелетие вперед предопределил судьбу русского народа и его государства. Сначала принял крещение он сам и его дружина, а затем на берегу Днепра и других рек греческие священники крестили народ.

Языческие идолы были уничтожены. В Киеве был построен первый православный храм – Десятинная церковь. Крещение дало толчок распространению грамотности.

  • Вместе с верой просвещенье
  • Пришло в былинные края,
  • Меняя жизни всей теченье
  • И характер бытия…

Через поколение на Руси выросли уже замечательные мастера слова и знатоки литературы, такие, как один из первых русских писателей митрополит Иларион.

28 июля каждого года в Русской православной церкви чтят память равноапостольного князя Владимира, а с 2010 года в России официально стала отмечаться новая памятная дата – День крещения Руси.

P.S. Однако, первым шагом Руси в христианскую цивилизацию было крещение бабки князя Владимира святой равноапостольной Великой княгини Ольги. Ее называли «начальницей веры» и «корнем Православия», поскольку именно она стала предтечей христианства на Руси.

  • О, вы, языческие боги! В тупик ведут ваши дороги.
  • Единобожья ритуал – вот новой жизни идеал!
  • Чтобы власть укрепить и народ просветить,
  • Порешил этот князь веру переменить.
  • Но какую избрать? Выбор не был велик,
  • И он к греческой вере душою приник.
  • Православною церковь у греков была,
  • Православною стала с тех пор и страна.
  • В ней обрядовость проще, ее храмы светлей —
  • Как в березовой роще, на душе веселей.
  • Посмотрите вокруг – на холмах средь полей
  • Силуэты увидите русских церквей.
  • Белым цветом они привлекают наш взгляд
  • И кресты золотые над ними горят.
  • Белокаменный радует сердце собор
  • И любовью к стране наполняется взор!
  • И в день народного единства
  • С крестом, поднятым в вышину,
  • Над православною столицей
  • Вознесся памятник ему![6]

Святому благоверному Великому князю Ярославу Мудрому

Рис.15 Державы русской колыбель…

Ярослав Владимирович (ок. 978-20.02.1054) – Великий князь Киевский.

Сын крестителя Руси князя Владимира. При Ярославе был составлен первый свод законов русского права – «Русская правда» и возникли первые русские монастыри: Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерский в Киеве. Развернулась интенсивная работа по переводу византийских и иных книг на церковнославянский и древнерусский языки. В 1051 году Ярослав Мудрый, собрав епископов, впервые поставил своего митрополита. Это был монах и писатель Иларион, автор знаменитого «Слова о Законе и Благодати».

  • Князь Великий Ярослав,
  • Храмы Богу основав
  • И «Правду русскую» издав,
  • Мудрым прозван был по праву,
  • Заслужив в потомках славу.
  • Не за бранные походы,
  • Как иные воеводы,
  • Был он более любим
  • Мирным поприщем своим.[7]
  • Породниться с ним спешат
  • Те, кто знатен и богат.
  • Далеко раскинул сети —
  • Многочисленные дети
  • От родной земли вдали
  • Власть и славу обрели.[8]

Святому благоверному Великому князю Владимиру Мономаху

Рис.16 Державы русской колыбель…

Владимир Всеволодович Мономах (1053-19.05.1125) – Великий князь Киевский. Княжение Владимира Мономаха было периодом последнего усиления Киевской Руси. Его успешное, но нелегкое правление породило крылатую фразу: Тяжела ты, шапка Мономаха!

При Мономахе началось составление первой русской летописи – «Повести временных лет» и житий русских святых. Вместе с Нестором-летописцем Владимир Мономах был и одним из первых русских писателей. Его «Поучение» – одна из жемчужин древней русской литературы. (Бутромеев. В. П. Великая Россия)

  • Муж разумный и крутой
  • Своею крепкою рукой
  • Смог раздоры прекратить,
  • Русь родную укрепить.
  • Строитель каменных церквей
  • И святых монастырей,
  • Он составил Поученье
  • Для грядущих поколений.
  • Глядя далеко вперед,
  • Государственник глубокий,
  • Он на Северо-Востоке
  • Град Владимир укрепил,
  • Тот, что прадед заложил,
  • Передав тем эстафету
  • Потомкам в будущие лета.
  • Поселения в том краю
  • Матерь помнили свою,[9]
  • Но по вышней воле Бога
  • Другая им легла дорога.
  • Дорогой этою пошла,
  • В столетьях совершая ход,
  • Святая Русская земля
  • И Богу преданный народ!

«Ты попробуй, подними Россию…»[10]

  • Ты попробуй, подними Россию
  • Здесь нужны стальные удила,
  • Чтоб их, как лошадь, закусила,
  • Чтоб рванула и сама пошла.
  • Тяжела ты, шапка Мономаха! —
  • Здесь один только неверный шаг,
  • Разорвут на части, как собаки,
  • Те, кто преданно пока глядят.
  • Ты попробуй, подними Россию
  • Хмель опутал и налипла грязь,[11]
  • Здесь нужна недюжинная сила,
  • А не можешь, так с престола слазь!

Князю Юрию Долгорукому

Рис.17 Державы русской колыбель…

Памятник Юрию Долгорукому на Тверской площади Москвы

Юрий Владимирович Долгорукий (ок.1095-15.05.1157) – Великий князь Киевский и князь Ростово-Суздальский; шестой сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Традиционно считается основателем Москвы.

  • Он городок обосновал
  • На берегу реки обычной;
  • При этом не предполагал,
  • Что станет город тот столичным,
  • Затмит и Суздаль, и Владимир,
  • Столицей став страны единой,
  • И даже не страны – Державы,
  • В веках чья не тускнеет слава!

Святому благоверному Великому князю Александру Невскому

Рис.18 Державы русской колыбель…

Павел Корин. "Александр Невский"

Александр Ярославич Невский (ок. 13.05.122114.11.1263) – князь Новгородский, Великий князь Киевский, Великий князь Владимирский. В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. Считается самым видным историческим лицом России от Владимира Мономаха до Дмитрия Донского.

  • Ради веры сохраненья
  • Он пошел на униженье,
  • Свой склонив под игом стяг;[12]
  • Но столетья два спустя
  • Обеспечил этот шаг
  • Родины спасенье —
  • Силу в вере обретя,
  • Скинула Отчизна бремя!
  • Иисусово с ним рядом око
  • Глядит недреманно, далеко
  • Со знамени, что за спиной
  • У князя славного судьбой.
  • В тяжелый для Отчизны час
  • Ее от недругов сам Спас
  • Всей ратью Александра спас![13]
  • И с этих пор до наших дней
  • Хранит Он Русь рукой Своей.
  • И будет правильной дорога
  • До скончания веков,
  • Каким бы ни был мир суров,
  • Покуда чтим мы в вышних Бога,
  • Покуда на иконах Он
  • В церквях над нами вознесен!

Святому благоверному Великому князю Дмитрию Донскому

Рис.19 Державы русской колыбель…

Дмитрий Донской (12.10.1350 – 19.05.1389), князь Московский и Великий князь Владимирский. При нем в 1367 г. был построен белокаменный Кремль в Москве. Возглавив вооруженную борьбу русского народа против монголо-татарского ига, Дмитрий разбил в 1378 г. на реке Воже большой отряд ордынцев. Это была первая военная победа русского оружия над Ордой.

В Куликовской битве 1380 года (в верховьях Дона) князь Дмитрий проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях.

В 2002 году учрежден Орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.

  • Широкоплечим, статным, рослым
  • Был этот князь великороссов,
  • Умом и волей наделен
  • И верой в Бога укреплен.
  • Такому выпало по праву
  • Стяжать в веках мирскую славу!
  • На ратном Куликовом поле
  • Он по своей и Божьей воле
  • Войско ордынское разбив,
  • Тем ход времен переломил,
  • Стране надежду подарив
  • Что близок час освобожденья
  • От чужеземного плененья!
  • Пройдет еще немало лет
  • Поражений и побед
  • И встанет в поле под Москвой
  • Монастырь святой – Донской,
  • Чья заветная икона
  • Помнит поле Куликово
  • И хранит уж сотни лет
  • Край родной от новых бед![14]

Донская икона Божьей Матери

Рис.20 Державы русской колыбель…

По преданию эта икона была поднесена донскими казаками московскому князю Дмитрию (будущему Донскому) перед Куликовской битвой (1380 г.).

Автором иконы считают Феофана Грека либо одного из мастеров его круга.

В Русской церкви почитается чудотворной, празднование в её честь совершается 19 августа. В настоящее время находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения. (Интернет)

Прп. Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на битву

Рис.21 Державы русской колыбель…

худ. Павел Рыженко.

  • Благословением своим
  • Он разгонял беду, как дым,
  • Туман над полем, в граде смог
  • Разгоняет ветерок.
  • Но тем оно лишь помогало,
  • Кто верил в Божие начало:
  • В душу добрую оно
  • Тогда ложилось, как зерно
  • Ложится борозды на дно,
  • Принося заветный плод
  • В этот иль ближайший год…
  • Он душу князю укрепил
  • И, опору в нем найдя,
  • Князь в той битве победил,
  • Возвестив: Взошла Заря!

Родиону Ослябе и Александру Пересвету

Рис.22 Державы русской колыбель…

худ. В. Васнецов

  • Вот Преподобный князю меч вручает,
  • Два схимника с ним рядом.
  • Ожидают…
  • Отныне – вместе. И судьба одна…
  • Александр Коваль-Волков
  • Они не подвели Донского.
  • На бранном поле Куликовом
  • Взошла их ратная звезда,
  • Что не померкнет никогда.
  • Текут столетья за столетьем,
  • В Москве, в стенах монастыря
  • Покоятся герои эти.
  • Их помнит русская земля —
  • У их могил лампадок свет
  • Не угасает сотни лет![15]

Их могилы находятся в храме Рождества Богородицы Симоновского монастыря. Оба они причислены Русской Православной Церковью к лику святых. В Москве, в северном Бутове возведена посвященная им церковь.

Победа Пересвета

Рис.23 Державы русской колыбель…

худ. Павел Рыженко

Александр Пересвет вместе с Родионом Ослябей участвуя в Куликовской битве, пал в единоборстве с татарским богатырем Челубеем, сразив перед этим его. После гибели поединщиков началась сама битва – конница Мамая атаковала передовой полк русских войск. По легенде, в ходе битвы Дмитрий Донской, получив ранение, упал с коня. Родион Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи и повёл войско вперёд…

  • Так иноки – богатыри,
  • Верой в Бога укрепленные,
  • В трудах вседневных закаленные
  • И в молитвах непреклонные,
  • В Руси решительные дни
  • Спасали честь родной земли!

P.S. После Куликовской битвы Родион Ослябя остался жив и умер в Москве после 1398 г.

От Владимира на Суздаль

  • Вот и Владимир, наконец,
  • И поворот на Суздаль,
  • А значит, скоро и конец
  • Дороги многотрудной.
  • Шоссе уводит нас вперед,
  • С увала на увал,
  • И через час еще пути
  • Я у Нерли стоял…

Архитектурный ансамбль в Кидекше

Рис.24 Державы русской колыбель…

Великий князь Киевский и первый самостоятельный Суздальский князь, основатель Москвы Юрий Долгорукий избрал это место (при впадении в Нерль текущей через Суздаль речки Каменки) для своей укрепленной загородной резиденции и построил здесь в 1152 г. белокаменный храм, названный в честь первых русских святых, Бориса и Глеба, сыновей Киевского князя Владимира, трагически погибших в 1015 г.

P.S. Братья Борис и Глеб, причисленные к святым, были убиты на этом месте во время молитвы третьим братом – Святополком Окаянным.

  • Над этой светлою рекой
  • Под невысоким серым небом,
  • Как страж Отчизны дорогой,
  • Стоит Бориса храм и Глеба.
  • Глядя на стен его седины,
  • Представил я себе картины,
  • Что эти светлые места
  • Затмили век всего спустя:
  • Еще в неведомых степях
  • Клубится черная беда,
  • Но скоро дикая Орда,
  • Все обращая в тлен и прах,
  • Нагрянет тучей и сюда,
  • На земли Суздальского края,
  • Его нещадно разоряя.
  • И воды чистые Нерли,
  • Отрады этих мест,
  • Вдруг потемнеют от крови
  • На много верст окрест.
  • Но будет над рекой светится
  • Крестом, воздетым к небесам,
  • Седого времени страница,
  • Посланец будущим векам —
  • Нетленный православный храм!..
  • На том же правом берегу,
  • Чуть ниже по теченью
  • Другой белеет Божий храм
  • В тиши уединенья.
  • Он не так знаменит,
  • Как описанный выше,
  • Но путь сердцу открыт
  • К каждой Господа «нише»
Рис.25 Державы русской колыбель…

Вид от Кидекши на р. Нерль, старинное село Новосёлка Нерльская и Воскресенский храм 1795 года

Архитектурный ансамбль в Боголюбова

Рис.26 Державы русской колыбель…
Рис.27 Державы русской колыбель…

Виктор Васнецов «Андрей Боголюбский»

В 1158–1165 годах сын Юрия Долгорукого, Великий князь Владимирский Андрей Боголюбский (ок. 1111 – 29.06.1174) создает при впадении р. Нерль в Клязьму свою загородную резиденцию – белокаменный боголепный город. Отсюда он 17 лет правил Северо-Восточной Русью и здесь закончил свой земной путь, вероломно убитый июньской ночью 1174 года.

  • Святые реки – Клязьма, Нерль!
  • Среди полей, в кругу лесов
  • Державы мощной колыбель
  • Возникла здесь во тьме веков.
  • Отсюда русские сыны
  • Продвинулись в былые дни
  • Во все четыре стороны —
  • Юг, Север, Запад и Восток
  • И с ними был всегда их Бог!
  • Волей княжеской руки
  • Именем Его любви
  • Назван небольшой был град,
  • Сказочный, как видит взгляд,
  • Что столетия назад
  • Церквей вознесся куполами
  • Над обеими реками!
  • Устояв в дни лихолетья,
  • Как и многие другие
  • Церкви русские святые,
  • Красоты сей идеал
  • Веру в Бога укреплял
  • Все прошедшие столетья…

«Где этот край, земля где эта?..»

Есть в России такие места,

Что не тронуты словно бы временем.

Там над рощами властвует древняя,

Первозданная красота…

Н. Беседин
  • Где этот край, земля где эта?
  • Хотел бы я его найти,
  • Чтобы затем пером поэта
  • В стихах тот край превознести.
  • Но стоит ли искать далеко?
  • Вот Суздальский, к примеру, край,
  • Он не в глуши какой глубокой,
  • А в самом центре, почитай.
  • Здесь жизнь по сущности проста,
  • В ней нет стяжательства тревоги,
  • И совесть у людей чиста,
  • И опекают край сей боги.
  • Над божьим градом купола
  • В рассветной дымке вырастают,
  • Над каждым тонкая игла
  • И в завершенье крест сияет!
  • И тихий колокольный звон,
  • Плывущий мерно над полями,
  • Отрадой нежной напоен,
  • А также травами, цветами…
  • Кругом луга, монастыри
  • И храм волшебный на Нерли,
  • Божественный, неповторимый,
  • Землею русскою хранимый!

Храм Покрова на Нерли

Рис.28 Державы русской колыбель…

В боголюбовский архитектурный комплекс входит и «чудо из чудес»– церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. Среди широких заливных лугов, в устье Нерли одиноко стоит она, органично сливаясь с окружающим пейзажем. Все в ней подчинено одному – передать легкость храма, его устремленность ввысь. Андрей Боголюбский посвятил храм введенному им празднику Покрова Пресвятой Богородицы.

Впоследствии этот праздник, отмечаемый 14 октября, стал праздником всего Православия.

  • Неширока, нетороплива,
  • Течет Нерль в низких берегах,
  • За ними зеленеют нивы,
  • Стада пасутся на лугах.
  • Здесь нет ни скал, ни гордых гор,
  • Ни величавых водопадов,
  • Зато, какой вокруг простор,
  • Леса, поля какие рядом!
  • И скромностью с рекой сравним,
  • На протяженье сотен лет
  • Всевышним, видимо, храним,
  • Храм на брегах ее стоит,
  • Небесный изливая свет!
  • И нет средь всех земли церквей,
  • Какую бы страну ни взять,
  • Его изящней и светлей —
  • Здесь Божья дышит благодать!
  • Посреди родных полей
  • Белокаменной свечей,
  • Души радуя людей,
  • Светит он во тьме ночной…

«Этот храм и река…»

…крестным мукам в оправданье

Эта церковь на Нерли…

Б. Чичибабин
Рис.29 Державы русской колыбель…
  • Этот храм и река,
  • И извечный покой,
  • А вверху облака
  • Над равниной родной.
  • И струится вода
  • Меж простых берегов,
  • И поля, и луга,
  • Да полоска лесов.
  • Ни с какою другой
  • Стороной не сравнится
  • Этот край, мне родной,
  • Где все к Богу стремится.
  • И жестоким векам
  • Покаяньем звучит
  • Белокаменный храм,
  • Что над речкой парит.
  • Его стены святые
  • Средь полей и лесов
  • Дар народам России
  • От минувших веков…
  • О, Русь! О, Нерль!
  • О, край благословенный!
  • О, Родина прекрасная моя!

«Был солнечный, погожий день…»

Рис.30 Державы русской колыбель…
  • Был солнечный, погожий день,
  • Мы вышли рано налегке
  • И по лесной дороге шли.
  • Перемежались свет и тень,
  • Село осталось вдалеке;
  • И, никого не встретив по пути,
  • Мы вышли, наконец, к реке
  • С названием певучим – Нерль.
  • Лениво плыли облака,
  • И плавно, в низких берегах
  • Лениво двигалась река —
  • Храм на Нерли, храм Покрова
  • Ее прославил на века…
  • Мы сели в лодку и поплыли
  • Вниз по течению реки,
  • И целый день так провели,
  • Любуясь красотой тех мест,
  • Что открывались нам окрест.

«Упершись в илистое дно…»

  • Упершись в илистое дно,
  • Я лодку сдвинул,
  • И вот плыву уже я в ней посередине,
  • Где плыть спокойно и легко.
  • Вода стекает вдоль бортов,
  • Манит прохлада,
  • А я гребу на выдох-вдох,
  • Размяться надо.
  • Потом я весла опустил
  • И плыть стал по теченью,
  • Не потому, что выбился из сил,
  • А чтоб продлить чудесное мгновенье,
  • Которое Господь мне подарил.
  • Плыву, смотрю по сторонам,
  • Как все вокруг меня красиво,
  • Плыву, доверившись волнам,
  • Плывет мой челн неторопливо.
  • Вот луг, заросший весь травой,
  • Чуть дальше роща зеленеет,
  • Вот куст склонился над водой,
  • Стада пасутся, ветер веет.
  • Там деревушка вдалеке,
  • И церковка над ней белеет,
  • И рыба плещется в реке,
  • И облака плывут над нею.
  • А я плыву по воле волн,
  • Ладья качается лениво,
  • Я лег на дно, глаза закрыл…
  • Затем я весла опустил,
  • Чтоб так вот плыть неторопливо…

Городу Суздалю

  • Вот снова плавные увалы,
  • Кругом раскинулись поля,
  • И солнце жечь уж перестало —
  • Близка вечерняя заря.
  • Остался только час пути,
  • А вокруг – вблизи, вдали,
  • Лаская любопытный глаз,
  • Просторы суздальской земли,
  • Господь что от «прогресса» спас.
  • Вот справа вижу на пригорке
  • Колокольню в вечерней заре,
  • Дым Отечества сладкий и горький
  • Потянулся по дальней стерне.
  • А слева посреди полей
  • Островерхими церквями,
  • Что увенчаны крестами,
  • Город нас встречает, славный
  • Древней верою своей
  • С прежних лет до наших дней!

Суздаль. Общий вид

Рис.31 Державы русской колыбель…
  • Какое храмов совершенство,
  • Их боголепье неземное!
  • Все сердцу близкое, родное
  • Рождает трепет и блаженство.
  • Над серостью текущих будней,
  • Над пошлостью греховных дней
  • Они торжественно и чудно
  • Взывают к совести людей…
  • И нет ни эллина, ни иудея,
  • Ни немцев, русских иль татар,
  • Ни душегуба, ни злодея,
  • Лишь Богом данный этот дар!

Вид на Суздальский кремль

Рис.32 Державы русской колыбель…
  • Среди лесов, полей и вод
  • Суздальского края
  • С верою живет народ,
  • Бога почитая.
  • Люди скромные, простые,
  • Семейные и холостые.
  • Твердо веруя, они
  • Ходят в храм в святые дни.
  • В будни ж можно помолиться
  • Пред домашнею божницей…
  • По вечерам, особенно осенним,
  • Тоскливо, пусто и темно,
  • А я читаю объявленье —
  • Зовут в бесплатное кино.
  • То фильм о Мессии, Иисусе.
  • Хоть здесь Он не был никогда,
  • Тут тыщу лет горит над Русью
  • Его бессмертная звезда!
  • Безбожно
  •         жить здесь невозможно —
  • Сам воздух верой напоен
  • И божья благодать на всем!

«Вера в Бога – это ось…»

  • Вера в Бога – это ось
  • Жизненного круга,
  • Это будто в стенке гвоздь,
  • Но забитый туго.
  • Вера – посох на пути,
  • В засуху – вода,
  • Вера может и спасти,
  • Если вдруг беда.
  • Вера двигает горами,[16]
  • Вера – символ, вера – знамя,
  • Вера – главное в народе,
  • И без веры люди вроде
  • Муравьев на огороде.
  • С верой жизнь мы совершаем,
  • Свечи в храме зажигаем
  • И о том в душе мечтаем,
  • Что, и завершивши путь,
  • Сохранимся как-нибудь.
  • Вера – цемент поколений,
  • И без веры даже тени
  • Не останется от вас,
  • Веруйте же, в добрый час!

СуздальцамЛюдмиле и Владимиру Моченовым

  • С ними нас свела судьба,
  • Когда случилась вдруг беда
  • В нашем деревенском доме.
  • Так бывает. Случай – Бог
  • Человеческих дорог,
  • Бога истинного кроме…
  • Они похожи друг на друга
  • Комплекцией и добротой.
  • Она – достойная супруга,
  • А он – муж честный и прямой.
  • Сын женат. Невестка. Внуки.
  • С ними бабке не до скуки.
  • Крепкая у них семья,
  • Все в ней есть – от «А» до «Я».
  • С младых ногтей до поздних дней
  • Простых я жалую людей,
  • Как эта милая чета,
  • Где совесть – главная черта!

Суздаль. Вид на реку Каменкуот торговых рядов

Рис.33 Державы русской колыбель…
  • Когда стою я у обрыва,
  • Что за торговыми рядами,
  • То думается мне: счастливы
  • Здесь были жившие пред нами.
  • Они, проблем не зная наших,
  • Свои решали как-нибудь;
  • Все было тише, чище, краше,
  • Не то, что нынешняя муть,
  • Где гарь и шум со всех сторон,
  • И редок колокола звон…
  • Крутой обрыв над речкой иль затоном,
  • Летают чайки подо мной,
  • Все здесь свое, я здесь, как дома,
  • Любуясь редкой красотой!
  • Я тут бываю каждый год
  • С женой наездом из деревни,
  • И как же за душу берет
  • Нас этот вид с обрыва древний!
  • Течет речушка под горой,
  • Домишки, маковки цветные —
  • Родной, целительный покой,
  • Места воистину святые!

«Устав от дел и суеты…»

  • Устав от дел и суеты,
  • В харчевню путь свой держим мы.
  • На главной улице она
  • Удобно расположена,
  • Прельщая как расположеньем,
  • Так меню и обхожденьем.
  • Здесь блюда разные вкушая,
  • Душой и телом отдыхаем.
  • А на быстрый перекус —
  • Пирожки на разный вкус.
  • Их крепким чаем запивая,
  • Свой путь дальнейший обсуждаем…
  • Я люблю тишину небольших городов,
  • Тротуары люблю деревянные,
  • Я люблю вышину двухэтажных домов,
  • Встречных девушек лица румяные.
  • Своей судьбой неприхотливой
  • Мне города те ближе и родней
  • Столицы шумной, говорливой,
  • Где я живу с женой своей.
  • Они летом в тени утопают садов,
  • А зимою в снегах утопают,
  • По весне же – в кипении белых цветов,
  • Когда эти сады расцветают.
  • Бабьим летом печально красивы они
  • И хрустальными кажутся тихие дни;
  • Все деревья одеты в прощальный наряд
  • И кресты золотые на храмах горят.
  • И мне хочется здесь поселиться и жить;
  • Хоть с работою тут трудновато,
  • Но на пенсии я, так что мне ли тужить,
  • Да и жить я привык небогато.
  • В местной школе бы я ребятишек учил,
  • Да стихи бы писал понемногу;
  • По воскресным же дням в храм соседний ходил,
  • И молился б там искренно Богу.
  • А преставился бы, погребли б меня тут —
  • Небольшие люблю я кладбища;
  • Тишина там, покой и домашний уют,
  • Да и воздух значительно чище!

Церковь Козьмы и Дамиана (г. Суздаль)

Рис.34 Державы русской колыбель…

Названа в честь римских врачей, братьев Космы и Дамиана, живших, предположительно, во второй половине III – начале IV вв.

  • На холме над рекой
  • В назиданье векам
  • Белоглавым шатром
  • Возвышается храм.
  • Чистотой, простотой
  • Он под стать тем врачам,
  • Что жить жизнью святой
  • Заповедали нам…
  • Эти двое святых
  • Очень давних времен
  • Мне дороже других —
  • Ими я восхищен.
  • Они в жизнь воплотили
  • Наставленье Христа —[17]
  • Они даром лечили,
  • Не беря ни гроша.[18]
  • Бессеребренность их
  • Не для нашего дня,
  • Тем не менее она —
  • Идеал для меня!
  • Мир наш стал бы другим —
  • Много лучше, добрей,
  • Коль равнялся б по ним
  • Хоть седьмой из людей.

Суздальскому православному лицеюим. свт. Арсения Элассонского[19]

Рис.35 Державы русской колыбель…
  • Создали лицей при храме
  • Православными трудами.
  • Божий Дух над ним парит
  • И от бед его хранит.
  • Здесь младое поколенье
  • Познает азы ученья
  • Вместе с верою святой
  • (Веру – сердцем, знанья – головой),
  • Чтоб вошел в наш сложный век
  • Гармоничный человек!
  • Помнить будет он, как в школу
  • Вдоль по улице ходил;
  • Опустивши очи долу,
  • Одноклассницу любил.
  • Вместе с верой память эта
  • Будет греть его теплом…
  • Ах! Божественные лета
  • Подарил ему тот Дом!

Лицей функционирует при трех храмах:

Рис.36 Державы русской колыбель…

Арх. Михаила, Флора и Лавра Александра Невского

Ольге Аркадьевне Рагозиной, учительнице начальных классов православного лицея им. свт. Арсения Элассонского

  • Я познакомился случайно
  • С этой женщиною славной:
  • Пути-дороги нас свели
  • Среди полей родной земли.
  • Добрый свет ее очей
  • И скромность подкупили в ней.
  • В лицее каждый день с утра
  • Ее встречает детвора.
  • Любовь и веру видя в ней,
  • Всевышний помогает ей
  • Служить наставницей детей.
  • Фундамент прочности двойной —
  • Знания и веру в Бога
  • Кладет она своей рукой,
  • Подготовляя их в дорогу.
  • До окончанья долгих лет,
  • Даруя благость и покой,
  • Да хранит их Божий свет,
  • Зажженный любящей рукой!

Суздальской православной гимназии

1 в Восточном административном округе Москвы
2 Святой Равноапостольный княже Владимире, моли Бога о нас!
3 Эта тысячелетняя дорога, идущая от Москвы на Владимир и далее на восток, печально известна в прошлом своими этапами в Сибирь.
4 Анатолий Лукьянов
5 Н.Рубцов
6 4 ноября 2015 года
7 Ему приписывают следующие слова: Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами!
8 Ярослав Мудрый был отцом, дедом и дядей многих правителей Европы.
9 Киев – мать городов русских.
10 Р. Солнцев
11 Р. Солнцев
12 В отличие от западных завоевателей, восточные, будучи в то время язычниками, были веротерпимы.
13 Братья! Не в силе Бог, а в правде… Не убоимся множества ратных, ибо с нами Бог!Александр Невский
14 Имеется в виду Донская икона Божьей Матери.
15 Благословляя Дмитрия Донского на битву с ордынцами, Сергий Радонежский дал ему в помощь двух могучих иноков своей Лавры – Родиона Ослябю и Александра Пересвета.
16 …если и горе этой скажете: «Поднимись и ввергнись в море», – будет…от Матфея, 21:21
17 …больных исцеляйте… – даром получили, даром давайте.от Матфея, 10:8
18 Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным.Косма и Дамиан
19 Греческого святителя, назначенного в начале XVII века Архиепископом Суздальским.
Продолжить чтение