Бабушка Байсангура

Размер шрифта:   13
Бабушка Байсангура

1. Короли и королевы

Время вечернего намаза красиво как серобагровая заря на окраине села.

Байсангур ждёт пока бабушка закончит молитву, чтобы задать ей очередной вопрос, возникший после просмотра фильма по телевизору.

– Баба, – обращается мальчик к ней, – а там в кино одна старая женщина в шляпе вошла в зал и все люди встали. Но они разговаривали на другом языке, не на нашем…

– Это английская королева, Дога. Они встают в знак уважения к её монаршему сану.

– Получается, что наши старшие женщины – тоже королевы.

– Правильно, Дога. И не только старшие. Все люди рождаются королями и королевами, но некоторые с возрастом теряют это чувство.

2. "Непорезанная" дорога

– Баба, давно ты в духовке мои любимые лепёшки не пекла, – Байсангур смотрит на бабушку своими ангельскими глазами. Именно с него, по всей видимости, списывал художник взгляд кота из мультфильма "Шрек".

– Сейчас быстренько исправим это, Дога. Я и сама хотела сегодня испечь. Поможешь мне с дровами?

– Да, Баба, – бежит мальчик к небольшому навесу, под которыми дедушка сложил сухие дрова.

Женщина разожгла огонь в печи, дрова трещат, сизый дым вырывается из трубы небесным паром и улетает ввысь, чтобы там превратиться в антрацит.

Пока бабушка месит тесто в большой эмалированной миске, Байсангур носит дрова и поглядывает на руки Бабы. У неё тёплые и нежные руки, поэтому и хлеб получается такой изумительный.

– Баба, мы с отцом шли из магазина и на дороге показался незнакомый дедушка. Мы подождали пока он

пройдёт, поздоровались с ним и пошли дальше. Отец сказал, что нельзя переходить дорогу старшим. Он даже сказал "перерезать". Как можно резать дорогу, Баба?

– Да, Дога, старшим дорогу надо уступать. Это забота о них, пожелание им удачи в деле, с которым они сегодня вышли в путь.

– Если я перейду дорогу, у него не пойдут дела?

– Не так хорошо, внучек, ведь у него испортится настроение и он будет думать: "какие нерадивые отец с сыном мне попались сегодня, невоспитанные. Это плохой знак, не будет удачи. Видать у них в доме нет хорошей бабушки". Ты же не хочешь, Дога, чтобы обо мне плохо думали?

– Никогда!

– Что?..

– Никто, никогда не подумает о тебе плохо, Баба! Обещаю!

– Пусть Всевышний Одарит твоё сердце счастьем! Запомни, Дога, пожилые люди – люди из будущего. Они видели то, что тебе предстоит увидеть, и знают то, что тебе придётся понять в этой жизни. Поэтому они достойны уважения, и не упускай случая показать им свое почитание. Тогда и сам будешь уважаем.

3. Мы и деньги

– Баба, зачем людям много денег? – спрашивает Байсангур. – Вот, в кино все грабят банки, убивают товарищей и забирают деньги. Ну, купил он машину, телефон, построил дом. Может большой холодильник с едой… А дальше?

– Холодильник опустеет, а кушать хочется всегда, и с каждым разом новые блюда пробовать. Машины красивые появляются, отделки домов, мебель менять хочется, Дога.

– Так и надо?

– Кому-то надо.

– Кому? – не унимается мальчик.

– Тому, у кого хватает сил только на то, чтобы наслаждаться жизнью, покупая машины или мебель. Это бедные душой люди, они пытаются восполнить свою скудность.

– Скудность?

– Да, бывают скудные люди, они меряют других своим скудомером и уверены, что деньги могут все.

– А деньги не могут все?

– Все Может только Бог.

– Баба, а почему ты не готовишь разные блюда?

– Потому что, как говорится, ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть. В моей жизни много радости, кроме еды, посуды и мебели.

– Какие, Ба?

– Ты, Дога, самая большая радость. Когда ты приходишь ко мне, на душе становится светло и все болезни

разбегаются как тараканы.

– В наших душах живут тараканы? – от души смеётся Байсангур.

– Да, поэтому душа должны быть светлой, чтобы они не вылезали.

– Баба, получается, что деньги не нужны?

– Нужны. И чем больше, тем лучше.

– Как?! Ты ж говорила…

– Главное, Дога, чтобы деньги принадлежали тебе, а не ты им. Вот тогда они будут служить добру. Если честно заработаны.

– А можно честно много заработать?

– Не знаю, внучек, говорят можно.

4. Богоугодное дело

Мама попросила Байсангура сходить в магазин за хлебом. Благо торговая точка находится недалеко от их дома и мальчик с удовольствием посещает светлый, сияющий чистотой мини-маркет. Выполнив поручение, Байсангур бежит к бабушке.

– Баба, сегодня в магазине с меня не взяли денег за хлеб. Продавщица сказала, что один добрый человек оплатил весь хлеб и они раздают его бесплатно.

– Пусть Аллах Вознаградит их благом. Хорошее дело они совершают, – ответила женщина. Она месила тесто для лепёшек.

– Твои лепёшки вкуснее, Ба. Ни с чем не сравнятся. А зачем раздают хлеб бесплатно? – мальчик хотел знать

подробности.

– Помогать людям, делиться с ними – это богоугодное дело, Дога. За щедрость и соучастие Бог Воздаст и на этом и Том Свете. Умные люди тем самым готовят себе хорошее место там, где мы рано или поздно окажемся.

– Для этого нужно просто раздавать хлеб?

– Не только. Необходимо обладать сердцем, получающим удовольствие от того, что помогаешь людям, делишься с ними.

– Баба, а почему ты не раздаёшь хлеб?

– У меня небольшой долг в этом магазине, Дога. Не успела погасить до окончания месяца Рамадан.

– И что?

– Ну, как я пойду к продавщице и оплачу хлеб, в то время когда я должна ей денег? Получится, что я пытаюсь совершить богоугодное дело на её деньги, за её счёт.

Тогда оно не будет богоугодным.

– А нельзя с ней поговорить? Попросить подождать с долгом и дать тебе возможность совершить богоугодное дело? – Байсангуру очень хочется, чтобы бабушка сделала хорошее дело.

– Можно, внучек. И она не откажет, но где-то в глубине души чувство обиды у неё вче равно возникнет. Поэтому мы с тобой, Дога, сделаем так: деньги, необходимые на оплату хлеба, мы отдадим магазину в счёт оплаты части долга.

– Это будет богоугодным делом?

– Да, Дога, это будет нашим с тобой богоугодным делом.

5. Культура

– Баба, Хас сказал, что когда зеваешь рот нужно прикрывать ладонью, чтобы джин не заскочил в тебя. Это правда? – спрашивает Байсангур. Он только пришёл с улицы и глаза его горят обычным огнём.

– Можно и так сказать, Дога.

– Но люди часто открывают рот, когда разговаривают, едят или пьют воду… Что же он тогда не заходит?

– Джин очень разборчив, он приживается не во всяком человеке.

– А в каком?

– В людях, чей внутренний мир захламлен как неубранная кладовка.

– Тогда получается, что прикрывание рукой не гарантирует защиту от джина.

– И это верно, Дога. Некрасиво разевать рот не только при лбдях, но даже оставаясь один. Не нужно показывать свои, возможно, не очень красивые зубы, зёв. Это примерно как для тебя пойти в школу в шортах.

– Неее. Ни за что!

– Ну, вот. В давние времена, мудрые люди, понимающие что такое эстетика, таким образом приучили людей прикрывать ладонью рот, когда зеваешь. Ведь никому не хочется, чтобы в него вселился джин.

6. Пост

Байсангур ждёт появления на небе вечерней звезды – у него сегодня пост. Мальчик понимает, что муэдзин увидит звезду раньше, ведь он на минарете мечети, с него лучше видно. Но ему хочется хотя бы один раз увидеть звезду раньше, чем услышит азан.

Байсангур знает, что бабушка печёт вкусные лепёшки, их чудесный румяный запах разносится по всему двору и даже выходит на улицу.

Мальчик забегает к бабушке: и руки помыть надо, приготовиться, времени совсем мало осталось, а звезда и без него появится.

– Ба, а зачем мы уразу держим?

Женщина заканчивает приготовление ужина, горячие лепёшки стоят на полке как книги, прикрытые льняной салфеткой.

– Это предписывает нам вера, Дога. Но ты обязан пост держать только с пятнадцати лет, а сейчас, в твоём возрасте, – по желанию.

– Мне нравится, Баба. Но все же – зачем? Мы же не просто так голодаем…

– В этой жизни просто так ничего не бывает, внучек. Голодание полезно для здоровья. Это как санитарный день для организма – позволяет сделать генеральную уборку, вымести все лишнее.

– А что у нас лишнее?

– Все ненужное нашему организму, что попадает в него с едой, водой и воздухом. Микробы умершие,

всякая химия…

– Только для этого мы постимся, Баба?

– Не только, Дога. Скажи, что ты чувствовал к вечеру? Как голод действовал на тебя?

– У меня болел живот, я был слаб, во рту и горле пересохло. Мне хотелось, чтобы время ифтара наступило побыстрее…

– Ты знал, что вечером сможешь сытно поесть. Теперь представь, что на свете тысячи людей каждый день голодают, изнемогают от жажды, но даже вечером, с появлением звезды, не смогут поесть, потому что у них нет еды и нет воды. Ты должен помнить об этом, Дога. Помогай тем, кому тяжело и благодари Бога за еду, воду и кров. Об этом нам напоминает ураза.

7. Пропасть

– Баба, почему фамилию мы получаем от отца, а не матери? – спрашивает Байсангур.

– Потому что он главный в семье.

– Почему он главный?

– Потому сильнее, Дога, мудрее. Защищает и кормит нас.

– Но мама тоже работает.

– Мама работает потому что отец разрешает. Она ему помогает кормить вас. Но защита – обязанность отца.

– Если отец семьи такой сильный, как мой, например, то почему в кино других пап показывают как слабого паиньку, готового заплакать в любую минуту?

– Потому что такие фильмы снимают нехорошие люди, ведущие нас в пропасть безнравственности.

– Без… чего?

– Бесстыдства. И не смотри фильмы, книги читай.

8. Любовь и боль

Байсангур зашёл к бабушке явно чем-то расстроенный. Женщина смотрит на него поверх очков и с улыбкой спрашивает:

– Что-то случилось, Дога?

– Мама меня не любит. Постоянно ругает, – насупившись отвечает мальчик.

– За что на этот раз?

– Она наказала мне покормить кота, а я забыл и ушёл играть с ребятами. И что – из-за кота нужно на меня кричать?

– Мама ругает тебя не только из-за того, что кот остался голодным. Ты должен быть ответственным,

обязательно выполнять свои обещания. Иначе мы не сможем сделать из тебя настоящего человека.

– А теперь я искусственный что ли? – бурчит Байсангур.

– Ты, конечно, человек, – смеётся бабушка, – но должен вобрать в себя все благородные качества. В том числе и ответственность. А мама тебя очень любит.

– Ты, Баба, любишь меня по-настоящему – всегда добрая и ласковая.

– Эх, Дога. У твоей мамы безграничная любовь к тебе. Её любовь сильнее, чем боль, которую мама ощущает, ругая тебя. Она больше думает о тебе, чем о себе. А я не могу терпеть эту боль, я слабая, поэтому могу простить твою шалость, которая, возможно, повредит тебе. Понимаешь, Дога?

– Я сделаю все, чтобы вам не пришлось меня ругать, Ба.

9. Духовное богатство

– Баба, меня все-также продолжает мучить вопрос – почему наши деды не строили больших домов? – снова возвращается к прошлому разговору Байсангур. – Обидно как-то. Они не умели?

– Конечно, умели, Дога. Разве человек, возводящий высокие каменные башни, не построит многоэтажный дом? Но они не любили строить ради пафоса, не признавали излишеств. У них были в цене другое – твёрдое слово, честь, уважение людей, благородство, честность. Наши деды не желали служить и тем более поклоняться каменным строениям, посвящать им свое время и здоровье.

– А сейчас?

– А сейчас здесь живём мы, а не наши деды и прадеды…

– Баба, а что было бы, если бы кто-то построил бы себе красивый замок?

– Он стал бы изгоем.

– Как это?

– Не все могли позволить себе большое строительство. Точнее – редко кто. Семьи работали сами, не использовали чужой труд, поэтому не могли накопить богатств. А если кто и построил бы, что он хотел бы этим показать? Своё превосходство над тем, кто беднее? Но это же высокомерие. А высокомерных людей общество выдавливало из своей среды. Человек может быть бедным материально, но своим духовным богатством он не уступит никому, потому что изначально дух одинаков у всех. Понимаешь?

– Стараюсь, Ба.

10. Большой дом

– Баба, а в давние времена наши деды строили большие дома? – интересуется Байсангур. – Я по телевизору видел как у других есть старинные замки, пирамиды…

– Наши строили только боевые каменные башни, Дога, – отвечает бабушка. Женщина варит сушенное мясо для галушек. Запах стоит на весь дом.

– А большие двухэтажные дома строили?

– Нет, внучек, не строили. Зачем?

– Чтобы места много было, у каждого своя комната, чтобы много гостей принимать.

– Чтобы принимать много гостей, нужна широкая душа, а не большой дом. Ты часто видишь гостей в огромном трёхэтажном доме наших соседей?

– Даже не помню, – почесал макушку головы Байсангур.

– Радушие – самый тёплый и большой дом. Дога.

11. Разочарование

– Баба, у меня был друг в классе. Я всегда делился с ним, а он сегодня подарил красивую ручку другому мальчику, хотя я просил подарить мне. Он мне больше не друг! И никогда не будет им, – Байсангур расстроен и несколько растерян.

– Не переживай, Дога, не ручками измеряется дружба. Я дам тебе денег, купишь себе, – погладила внука по голове бабушка.

– Не в ручке дело, Ба. Он не считает меня другом, значит он врал мне…

– В жизни много разочарований, внучек, тебе надо быть готовым к этому.

– Как?

– Разочарование – это не оправдавшееся ожидание. Не жди многого от людей, но сам отдавай всегда. Не разочаровывай никого, теперь ты понимаешь как это больно.

– А бывшему другу тоже давать?!

– Ему уже нет. Дай ему времени исправиться.

12. Мудрость

Весна задержалась в прихожей природы, пока бурную зиму пытаются успокоить и

выпроводить.

– Баба, а это хорошо – когда все тебя любят? – спрашивает Байсангур, усаживаясь в кресло у окна.

– Кто все?

– Ну, скажем, жители нашего села.

– Это плохо, Дога.

– Почему? – удивляется мальчик.

– Это говорит о том, что человек никчёмный, если его все любят.

– Не понял, Ба.

– Если человека любят и хорошие люди и плохие, значит он ничего из себя не представляет.

– А как надо?

– Надо, чтобы тебя любили только хорошие люди.

– И как ты это поняла, Баба?

– Читала труды Конфуция.

– А кто это?

– Мудрый китаец. Вырастешь – познакомишься с ним.

– Он среди тех, кто торгует на нашем базаре?

– Нет, Дога, – смеётся женщина. – Он жил много веков назад, но его мудрость живёт до сих пор.

13. Красота

– Баба, ты говорила, что человек всегда должен выглядеть красиво, – обращается Байсангур к своей бабушке.

– Да, Дога, верно.

– А если он состарился и заболел?

– У каждого возраста – своя красота, но за ней нужно ухаживать.

– Как за нашей клумбой с цветами?

– Да, но с ещё большей любовью.

– А зачем старому больному человеку хорошо выглядеть? Разве ему до красоты?

– Ему – нет, но тем, кто за ним ухаживает, приятно видеть его красивым.

14. Береги здоровье

Погода в марте стоит зимняя, чему Байсангур несказанно рад.

Он вбегает – розовощёкий – к бабушке и протягивает ей холодные руки.

– Согрей, Баба.

– Что ж ты, Дога, так со своими руками?.. – говорит женщина, грея руки внука в своих

ладонях.

– Какие у тебя тёплые руки, Ба, – улыбается Байсангур. – Ради такого удовольствия стоило ими поиграть в снежки.

– С руками, и со всем своим телом, нужно обращаться бережно, внучек. Ведь это божественный дар. А с Его подарками человек обязан обходиться почтительно.

– Почтительно? Но ты говорила, что нельзя идти на поводу желаний тела. Что это приведёт к лени и болезням.

– Так и есть, Дога. Тело нужно беречь как хороший дорогой инструмент, но оно должно работать и закаляться в трудах. Но ломать его, подвергать ненужному насилию нельзя.

– А почему у тебя постоянно спина болит, Баба? Ты её не берегла?

– В детстве и молодости, когда здоровья и сил много, не думаешь об этом. Да и времена другие были – приходилось много работать. С возрастом все сказывается. Так что, Дога, "береги платье с нову, а честь с молоду", как гласит пословица. Но я добавила бы – и здоровье.

– А горбатый Муртуз с соседней улицы? Почему ему не дали здоровья?

– Это тайны, неведомые человеку. Но, возможно, кто-то из его предков небрежно относился к своему или чужому здоровью.

15. Оценка

Байсангур сегодня в школе получил две "пятёрки". Он спешит к бабушке с этой радостью, вспоминая каким счастьем озаряется лицо любимой Ба, когда он показывает ей свой дневник.

– Вот, Баба, "пять" по "Математике" и "пять" по "Литературе", – тыкает мальчик пальцем в красные отметки.

– Умница, Дога. Молодец! Горжусь тобой. А маме своей уже показал? Обрадовал её?

– Нет. Она не очень радуется моим успехам. Просто бросит "хорошо" и забудет…

– Ты неправильно её понимаешь, Дога. Она занята, дел по дому много, но в душе она счастлива, что ты у неё есть. Она так сильно тебя любит, что ей иногда самой страшно становится от своей любви к вам – тебе и Айше.

– А почему она скрывает это, Баба? – Байсангур несколько удивлён откровением бабушки о своей строгой матери.

– Мама боится за вас, опасается, что проявление чувств сделают её слабой и она не сможет защитить вас в нужный момент. А ещё она боится сглазить вас.

– Ты рассказываешь про себя и моего отца, Баба?

– Я говорю про всех матерей и детей, Дога…

16. Не по годам

– Баба, я должен бояться отца? – вопрос Байсангура звучит неожиданно.

– Нет, ты не должен никого бояться, Дога. Ты же ничего плохого не сделал…, – отвечает бабушка, глядя на внука поверх очков. Она пришивает пуговицу на старой, но любимой рубашке мужа.

– А если сделал?

– А если сделал, тебе должно быть стыдно, и перед отцом тоже. А бояться ты должен того, что у тебя не хватит смелости признаться.

– Но тогда он будет меня ругать, – мальчик разводит руками и растерянно смотрит по сторонам.

– Все зависит от того как ты признаешься.

– А как надо, Баба?

– Так, чтобы он понял, что ты такого больше не совершишь.

– Аа, тут надо подумать, Ба, – но улыбка на лице Байсангура уже играет.

– А что ты сделал-то, внучек?

– Ничего.

– Как это? А почему спрашивал?

– Хотел убедиться, что мне не нужно бояться любимого человека. Я понял, что должен бояться огорчить вас.

– Рано ты у меня взрослеешь, Дога, – смеётся женщина. – Не по годам…

17. Строение

Айша, старшая сестра Байсангура, тоже каждый день заходит к бабушке. Ей девять лет и она староста в своём классе. Женщина учит внучку житейской мудрости, с удовольствием передавая девочке свой опыт.

– Баба, у тебя так уютно – прихожу и отдыхаю. Особенно после школы приятно к тебе заходить.

– Уют во многом создаёт печь, которую я топлю дровами, Айша. Ты устала? Сейчас угощу румяной горячей лепёшкой и сливками.

– Ммм, обожаю, – девочка смахивает локоны светлорусых волос и её синезеленые глаза блестят, на лице выступает четыре ямочки. У Айши правильные черты светлого лица, что делает её красавицей, бабушка в ней души не чает.

– Баба, а почему именно печка создаёт уют? А как же мебель, например, дедушкин портрет на стене?

– У дедушки слишком суровый и назидательный взгляд на фотографии, – смеётся женщина. – А огонь в печи – он как живой, весело танцующий, его дым окутывает комнату особым ароматом.

– А огонь горящего газа не такой?

– Нет, он другой. Я привыкла к дровам, хотя отопление у нас газовое. Огонь в очаге – символ дружной семьи и благодати в доме. Он не должен гаснуть.

– А если нет печи на дровах? Тогда что делать? Очаг погас?

– Нет, внуча, пока женщина готовит еду, на дровах, электричестве или газе, очаг в доме жив. Главное, чтобы женщина делала это с любовью. В старину новый дом называли Домом только после того, как в нем – в очаге – разведут огонь.

– А до этого? – удивляется Айша.

– Строение.

18. Чужое

– Баба, а воровать же плохо? – спрашивает Байсангур. Мальчик зашёл к бабушке с футбольным мячом в руках.

– Плохо, Дога. С чего это ты вдруг спросил?

– Все говорят "нельзя воровать", но все равно воруют. А почему нельзя воровать и почему все равно воруют?

– Бог Запрещает брать чужое, – женщина пребывает в некотором смятении.

– Почему?

– Потому что это плохо.

– Я понял. А почему плохо?

– У тебя когда-нибудь что-нибудь крали, Дога?

– Да. Вот этот мяч унесли два дня назад, а сегодня я нашёл его у Хаса, нашего соседского мальчика.

– Твоего друга?

– Я не хочу называть его другом…

– Что ты чувствовал, когда понял, что у тебя украли мяч, Дога?

– Мы с друзьями договорились поиграть в футбол, но не получилось. Боюсь, они

подумали, что я жадина – спрятал мяч. Мне было обидно, упало настроение, не хотелось делать уроки и идти в школу. Было только одно желание – найти и наказать вора.

– Ты довольно мягко рассказал о своих чувствах…

– Да, Баба, мне хотелось его убить!

– А ты бы хотел принести такое же горе кому-нибудь? Испортить настроение и сделать человека несчастным?

– Никогда!

– Поэтому никогда не бери чужое, оно не принесёт тебе добра.

19. Приветствие

Весна пробивается сквозь февраль. Солнце греет воздух, растворяя зиму и выгоняя её на околицу села, а оттуда в горы.

Байсангуру обидно, что зима побыла недолго и ему не удалось насладиться катанием

на санках.

Но у весны тоже свои прелести: зелёная травка, игры с мячом, зреющая черешня… А бабушка будет печь лепёшки во дворе, а не на кухне, как сейчас.

– Баба, я замечаю как отец кому-то говорит "ас саламу алейкум", другим – "добрый день",

а кого-то приветствует кивком головы. Как понять кому-что говорить? – Байсангур любит сидеть на деревянном жёстком диване-кровати с зелёной обивкой  и смотреть в окно бабушкиной кухни.

– Это целая наука, Дога. По крайней мере была до последнего времени.

– Наука? Эти правила придумали учёные?

– Учёные из народа, наученные жизнью и временем, – женщина месит белоснежное тесто: дед не ест магазинный хлеб, только лепёшки и кукурузный чурек.

– И для чего они придумали разные приветствия?

– Для порядка, внучек. Ты со временем сам поймёшь.

– А я хочу сейчас, Баба. Расскажи.

– Хорошо, Дога, постараюсь тебе объяснить. Не берусь судить, что правильно и что неправильно, но расскажу как было в моей молодости. С приветствием "Ас саламу алейкум", что в переводе с арабского означает "Мира тебе желаю", обращались друг к другу только мужчины-ровесники. И то, если они не состоят в каком-либо родстве. Словом, "Ас саламу алейкум" говоришь тому, с кем у тебя не может быть кровной мести.

– А с кем у меня не может быть кровной мести, Баба? – Байсангур весь превратился в слух, чтобы не упустить ни одного слова бабушки.

– У тебя не может кровной вражды с родственниками по отцовской, материнской линии, с родственниками жены. С любыми женщинами, чтобы они тебе не сделали, с детьми, с пожилыми, тем более с престарелыми людьми. Вот с ними ты и здороваешься словами

"добрый день, вечер…". А "Ас саламу алейкум"  ты говоришь мужчине равному себе.

– А что будет, если я скажу "Ас саламу алейкум" пожилому человеку?

– В наше время ничего не случится. Услышишь в ответ "Ва алейкум ас салам". Но раньше он

подумал бы, что ты глупый невоспитанный мальчик – проявил к нему неуважение. За это и подзатыльник можно было получить, даже от незнакомого дяди. Ведь ты посмел сказать ему, что вы с ним равны. А какому старцу понравится, когда его выставили семилетним ребёнком?

– Плохо быть семилетним ребёнком?

– Ужасно иметь ум семилетнего ребёнка в семьдесят лет.

– Представляю его состояние, когда женщина ему скажет "Ас саламу алейкум", – смеётся Байсангур

– Ничего смешного, Дога.

– Прости, Баба.

– Мы возвели слова "Ас саламу алейкум" в высочайший ранг, и не всякий имел права их произносить. Они были, и остаются, священным. К примеру, когда приветствуешь словами "Ас саламу алейкум", нельзя держать левую руку в кармане. Если протянул руку, её нельзя сгибать в локте, а кисть нужно держать выше пояса. Сильный или красиво одетый здоровается первым, подчёркивая отсутствие в себе чванства и высокомерия. Человек на коне первым приветствует пешего, спускающийся с горы – поднимающегося.

– Зачем?

– Тот, у кого состояние или позиция лучше обязан проявить уважение и великодушие даже в мелочах.

19. Гость дороже, чем своё горе

– Баба, давно у нас гостей не было. Когда они придут? – спрашивает Байсангур. Он со школы, со школьным ранцем заходит к бабушке – благо все живут в одном дворе.

– Людям некогда, Дога, не осталось времени для себя – все спешат, рысью бегут за куском хлеба.

– Как рысь?

– Можно и так сказать, Дога, – улыбается женщина.

– А раньше люди часто ходили в гости?

– Можно сказать – всегда. Редко неделя проходила, чтобы в доме гостей не было.

– А они не надоедали?

– Что ты, внучек?! Гости – это большой весёлый праздник. Знаешь, у нас была небольшая уютная комната – гостиная. Там стояли кровать, столик, на стене, на ковре, висел дечиг-пондар*, в углу стояли гармонь и барабан.

– А зачем они там, Баба? Чтобы устроить гостю синкъерам*?

– Да, но у них было и другое предназначение. Если в комнате нет дечиг-пондара, и барабана, гость понимал, что в доме, или у соседей, – горе. И он вёл себя подобающим образом.

– А нельзя сказать гостю, что у них несчастье? Зачем так усложнять?

– Не принято говорить гостю в лицо о своих проблемах, некрасиво. Лучше мягко намекнуть, иначе придётся делать вид, что ничего не произошло.

____________

Дечиг-пондар – чеченский музыкальный струнный инструмент.

Сикъерам – вечеринка с песнями и танцем.

20. Общее – не моё личное

Байсангур играл с друзьями на улице, проголодался и пришёл к бабушке, привлечённый неповторимым запахом.

– Баба, как вкусно пахнут чепалги. Я ещё на улице "услышал" их запах.

– Да, Дога, сейчас окуну в кипяток, намажу топлёным маслом и будут готовы. А что твои друзья не пришли? Наверняка они тоже почувствовали запах чепалга? – спросила женщина.

– У них были пакетики с чипсами, сухариками… Им такая еда больше нравится.

Бабушка покачала головой и обречённо вздохнула.

– Баба, я хотел спросить. Вот у нас, между забором и дорогой, есть довольно большая лужайка.

Продолжить чтение