DARK ART. Антология российского темного искусства

Размер шрифта:   13
DARK ART. Антология российского темного искусства

© Диана Левандовская, фото, предисловие, дизайн макета, 2024

© Х Р А М, Goshmar, Валун, Петр Данилов, Дэн Зозуля, Александр Громов, Mazha Canary, BADMORE, NAUTRO TARANTUL, ROTTING PARADISE, draft.Anna, Woronyonok, Алексей Шпилевой, Элис Траум, Шамраев Данил, Кебирова Дарья, Color.Dead, Мэтт Тъма, текст, иллюстрации, 2024

© ООО «Издательство «Эксмо», 2024

* * *
Рис.0 DARK ART. Антология российского темного искусства

Предисловие

Эта книга – леденящее кровь погружение в мир темного искусства. Под одной обложкой я собрала 18 современных отечественных художников, внесших свой вклад в развитие такого направления, как дарк-арт. Среди участников проекта вы встретите графиков, живописцев, 3D-художников, тату-мастера и фотохудожника. За творчеством большей части авторов я следила множество лет и очень рада, что у меня появилась возможность популяризировать их работы.

Подготовка издания заняла ровно год: от презентации идеи главному редактору до отправки файлов в типографию. Была проделана огромная командная работа, за что я признательна каждому, кто приложил свои усилия. Особую благодарность хочется выразить литературному редактору, который работал над текстом книги, художественному редактору, подготовившему обложку, и, конечно же, моему руководителю Ире, – она поддерживала эту идею и верила в меня.

Сразу оговорюсь: все материалы в книге являются предметом искусства. Ни одна иллюстрация, находящаяся здесь, не нацелена на оскорбление какой-либо этнической группы, религии, какого-либо сообщества или личности в частности, не призывает к каким-либо действиям и ничего не пропагандирует.

Приятного погружения! ♡

Редактор-составительДиана Левандовская

GOSHMAR

Рис.1 DARK ART. Антология российского темного искусства

В интернете я известен как Goshmar.

Последние 4 года очень плотно занимаюсь диджитал-живописью, веду аккаунты в социальных сетях и продаю свои работы.

Рисую я с раннего детства. В качестве диплома я представил 7 картин в стиле графических иллюстраций по готическим мотивам: ведьмы, темные леса, монстры.

Большое спасибо за возможность стать одним из участников этого артбука наравне с другими талантливыми художниками.

Вообще, тема ужасов привлекала меня столько, сколько я себя помню. Все началось с фильмов «Муха»[1] и «Зловещие мертвецы»[2], а продолжилось играми на приставке: «Silent Hill», «Resident Evil». В 15 лет я полностью погрузился в интерактивный хоррор. Хотя первой моей игрой был «Alone in the Dark»: заброшенный старый дом, жуткие монстры, обитающие в нем, и пугающие моменты, когда они внезапно набрасывались на тебя из-за окна, казались очень крутыми.

Конечно, самое большое влияние на меня как на художника оказала серия игр «Silent Hill». Настоящее безумие с глубоким смыслом. Японцы по-своему подходят к понятию ужаса. Их образы монстров выходят за рамки западной культуры, в каждый они вкладывают определенные идеи. Это привлекло меня. Когда я рисую, то стараюсь даже самому банальному монстру добавить либо эмоциональный подтекст, либо смысловую нагрузку.

Из литературы я любил Кинга и Лавкрафта. Восхищался их безграничной фантазией. Сколько пугающих и легендарных образов принадлежит Кингу! А Лавкрафт сочинял целые миры, мифологии – придуманные им существа повлияли на всю хоррор-культуру. Отсылки мы видим повсюду.

Все это сформировало во мне желание придумывать страшных монстров, наполняя картины смыслами. Изначально я пытался просто выражать свои негативные эмоции через рисунок – выплескивать злость и грусть, но позже мне захотелось добавить второе и третье дно к образам.

Творческий процесс похож на медитацию: я полностью отдаюсь ему на несколько часов в день. В среднем одна картина занимает до трех часов, И большая часть времени уходит на поиск удачной реализации идеи. Я могу десятки раз менять детали. В какой-то момент мне становится скучно ее доделывать, поэтому я в экспрессивной манере заканчиваю каждую работу. Всю жизнь мне больше нравятся скетчи – они более живые, чем изображения, на которые потратили десятки или сотни часов. В них есть энергия поиска. Я бы даже сказал, что в них больше авторского и больше души.

Свой стиль я бы назвал живописный жуткий скетч. Возможно, даже недостаточно жуткий. Мне кажется, что я слишком здоров ментально, чтобы реально погрузить зрителя во мрак. Иногда я пытаюсь нарисовать что-то по-настоящему страшное, но результат меня не устраивает. Это не я. У меня получаются «ванильные жутики».

Сейчас меня особенно интересует анимация. Хочется, чтобы монстры и картины, которые я создал, оживали, двигались, издавали звуки. Мне кажется, это будет следующей ступенью погружения и для зрителя, и для меня.

Вообще, я не люблю объяснять смысл своих картин. Пускай каждый видит что-то свое. Зачастую зритель может не угадать, где рот или голова у монстра. Меня это мало беспокоит.

Но давайте обсудим несколько моих рисунков.

Рис.2 DARK ART. Антология российского темного искусства

ЛИХО

«ЛИХО»: Мой друг участвовал в создании компьютерной игры, и одним из монстров должно было быть «Одноглазое лихо». Он показал мне свой концепт. И с его разрешения я изобразил собственный вариант. Лихо идет по лесу и ищет детей, чтобы их съесть.

Рис.3 DARK ART. Антология российского темного искусства

БРАТЬЯ

«БРАТЬЯ»: Симбиоз и одновременно паразитирование. Один дает, другой питается. Один будет жить, другой, скорее всего, нет.

Рис.4 DARK ART. Антология российского темного искусства

«ТОЛПА»: По отдельности люди могут быть добрыми, понимающими и заботливыми. Но в разных ситуациях (даже безобидных) иногда в них вскипают негативные эмоции, и они теряют человеческий образ. Свет обращается в мрак, в агрессию.

Рис.5 DARK ART. Антология российского темного искусства

ГОЛОВА

«ГОЛОВА»: Очередной выплеск злобы. У меня произошел конфликт, который вроде как закончился, но осадок и обида остались. Я показал, как мысли – бесконечные острые штрихи – скрывают настоящие эмоции и остается только крик. Он тоже будет скоро скрыт от посторонних глаз.

Мне бы хотелось, чтобы люди, вместо того чтобы совершать немыслимые жуткие поступки, создавали что-то. Работали над собой. Выплескивали негатив в творчестве. Освобождая голову от тьмы, мы оставляем там место для света и доброты.

Рис.6 DARK ART. Антология российского темного искусства

БЕЛЫЙ КОРОЛЬ

Рис.7 DARK ART. Антология российского темного искусства

ЗЛОБА

Рис.8 DARK ART. Антология российского темного искусства

ДЕМОН

Рис.9 DARK ART. Антология российского темного искусства

БЕЛЫЙ КРИК

Рис.10 DARK ART. Антология российского темного искусства

СОН

Рис.11 DARK ART. Антология российского темного искусства

КЛОУН

Рис.12 DARK ART. Антология российского темного искусства

ВОЛК

Рис.13 DARK ART. Антология российского темного искусства

ГОБЛИН

Рис.14 DARK ART. Антология российского темного искусства

ТРЕУГОЛЬНИК

Рис.15 DARK ART. Антология российского темного искусства

ДОКТОР

Рис.16 DARK ART. Антология российского темного искусства

ТЕЛО

Рис.17 DARK ART. Антология российского темного искусства

НОЧНОЙ КОШМАР

؂

Х Р А М

Рис.18 DARK ART. Антология российского темного искусства

Меня зовут Дима, и я рисую хоррор почти 10 лет.

За это время я успел поэкспериментировать, набить шишки и найти собственный стиль.

Я пришел к монохромным грезам, макабрическому сплетению обнаженных тел и голых ветвей, засохшие почки которых хранят в себе многовековую меланхолию.

Меня пленяют этника и фольклор былого, серая безысходность современности и неминуемое забвение в будущем. Заранее прошу простить мою местами излишнюю претенциозность письма, но я склонен расценивать ее как обыкновение, пока мой монолог касается высших материй. Например, таких как вдохновение.

Если мне задать вопрос: «Что тебя вдохновляет?», едва ли я найду универсальный ответ. Меня вдохновляет все и ничего. Люди часто путают вдохновение с заимствованием. Да, можно где-то увидеть образ, запомнить и переработать на свой лад, затрагивая лишь поверхностные характеристики. «Воруй как художник» – не мой метод. Часто я абстрагируюсь от всего, что в той или иной степени способно коррелировать с моим творчеством, чтобы сохранить собственные идеи настолько кристаллически чистыми, насколько это вообще возможно в современном мире. Да, вероятно, обойтись без всякого рода примесей не выйдет. Наши мысли, наши идеи, все вокруг – результат хаотического смешения, на основе чего мы и пытаемся сформировать индивидуальность. Осознавая это, я выбираю неочевидные источники вдохновения: мастерам визуального ужаса я предпочту прерафаэлитов, а страшным рассказам – ночную прогулку. Личный опыт куда сильнее углубляет степень восприятия и способность более точно проецировать свои ощущения в искусство.

Чтобы испугать зрителя, нужно бояться самому. Также важно умение находить элементы ужаса во всем, что тебя окружает – от банальной темноты коридора в дверном проеме до едва уловимого чувства тревоги, спонтанно возникшего в случайный момент дня. Прислушиваясь к себе, нетрудно обнаружить, что пугающих образов вокруг более чем достаточно. Порой кажется, их так много, что можно тронуться умом.

Идеи приходят когда угодно и где угодно: стоит быть чуть менее сфокусированным, оставляя дверь из сознания в подсознание приоткрытой. Все самые отвратительные кошмары приходят оттуда – из глубины чего-то первородного и животного.

Я обожаю гулять и находить странные жуткие образы в обыденной обстановке. Чем-то это даже напоминает игру. Интересные находки запечатлеваю на камеру обычного телефона. Бросив взор, случайный человек рискует не распознать в моих снимках ничего необычного и примечательного, но эти кадры могут оказаться полезными в моей работе и стать основой картины. Попробую продемонстрировать один из таких алгоритмов на примере быстро скроенного рисунка.

Как можно заметить, на данном снимке буквально ничего не происходит: он полупустой, и черный силуэт собаки, скрытый растительностью, – единственное, что хоть как-то притягивает внимание. Именно на нем я и сосредоточусь. Помимо прочего, я действительно считаю образ уже сложившимся и не требующим дополнительной проработки, поскольку вижу в нем неприкрытую навязчивую идею недосказанности и общую атмосферу противоестественности происходящего: будто бы что-то находится не на своем месте; будто мы не должны видеть то, что видим. Что делает собака, почему она настолько статична? Мы хотим понять, какая у нее морда и куда она смотрит, но лишь испытываем слегка раздражающее безызвестностью неудовлетворение.

Рис.19 DARK ART. Антология российского темного искусства
Рис.20 DARK ART. Антология российского темного искусства

Рассмотрев фотографию, мы обнаружим поводок, привязанный к серой ограде, и поймем, что собака всего лишь смирно ждет хозяина, и таким образом отпадает уже половина вопросов. Однако мне это неинтересно. Теперь меня волнует первоначальное чувство, я собираюсь усилить его и задаюсь вопросом: что произойдет, если поместить в текущие обстоятельства не пса, а человека? голый мужчина, стоящий на четвереньках в кустах. картина может показаться комичной. впрочем, нелепость всегда идет с ужасом рука об руку.

Рис.21 DARK ART. Антология российского темного искусства

на данном варианте тоже можно остановиться, но я попробую вытащить что-то еще. например, приоткрыть завесу тайны: показать лицо человека, сокрытое в листве. нет, не лицо. пусть это будет собачья морда. достаточно ли противоествественно увидеть кинокефала[3] посреди улицы обыкновенным летним днем?

Рис.22 DARK ART. Антология российского темного искусства

несмотря на открытую демонстрацию существа, хочется сохранить его вид загадочным и пугающим. поэтому сделаю морду темной, едва различимой, но с очертаниями факторов опасности: раскрытой пастью и зубами, зловеще белеющими в ее глубине. наметив общие тени, открываю монстру глаза, но отказываюсь от этой затеи по итогу – слишком много известных появляется в уравнении страха.

Рис.23 DARK ART. Антология российского темного искусства
Рис.24 DARK ART. Антология российского темного искусства

идея обрела четкую форму, отпечатавшись на бумаге, и тут приходит осознание: все надо было делать иначе. сосредоточившись на главном образе, я совершенно забыл о том, что делает его таковым. Возможно, в какой-либо другой работе окружающее пространство не сыграло бы роли, только не здесь. ведь чтобы воссоздать то самое чувство противоестественности и максимально ярко транслировать его зрителю в мозг, мне следовало уделить значительно больше внимания достоверности улицы, ее деталям. на контрасте с реалистичной живой зоной города таинственное создание могло выглядеть более устрашающим, поскольку осязалось бы реальным.

Рис.25 DARK ART. Антология российского темного искусства

что ж, ошибки свойственны каждому. рано или поздно все равно найдется рецепт, близкий к идеалу. про сам идеал стоит забыть: все мы знаем, что он недостижим по определению и лучше вовремя остановиться, прежде чем стереть пальцы в кровь от безуспешных попыток реализовать невозможное. этакой заплаткой ежедневно закрываю свой болезненный перфекционизм.

Интерпретация

кроме неуловимого, почти случайного вдохновения, тем или иным образом живущего в самых неожиданных и неприметных вещах и местах, в моем арсенале есть другие, чуть более приземленные, но оттого надежные творческие приемы. один из таких приемов – интерпретация уже существующих образов, знаковых и популярных. внимательный читатель отметит в моих словах противоречие, припоминая, как я немного ранее исключал художественную апроприацию из своих методов работы. смею заметить: суть интерпретации не заключается в присвоении авторского материала. напротив – она призвана показать его новые грани, не умаляя оригинальности первоисточника. учитывая мою страсть к тотальному искажению и переиначиванию, всем известные образы предстают фактически неузнаваемыми без знания контекста.

Например, здесь я провожу метаморфозы с героями русских сказок. Работа с исходным материалом необходима, но я порой пренебрегаю этим. Зачастую жертвуя каноничностью, я обретаю дополнительную свободу, что непременно идет на пользу размаху фантазии. Моя Царевна Несмеяна уже не молодая капризная девушка, а жестокая требовательная женщина. Неспособная прощать, она наказывает каждого, кто не сумел вызвать у нее улыбку. Будем честны: едва ли это возможно. Лицо Царевны уже так давно не выражало никаких эмоций, кроме злости и недовольства, что превратилось в фарфоровую маску. Она так долго плакала, что слезы прожгли маску насквозь, и даже самая легкая улыбка грозит расколоть лицо на мелкие осколки. Поэтому Царевна не спешит радоваться, – она еще не хочет умирать. Теперь эта героиня – заложница собственных гнева и грусти.

Рис.26 DARK ART. Антология российского темного искусства

Царевна-несмеяна

Рис.27 DARK ART. Антология российского темного искусства

колобок

а этот тучный застенчивый мужчина – не кто иной, как Колобок. его концпецию я выворачиваю наизнанку: он больше не веселый любитель приключений, а забитый в угол от страха перед внешним миром большой инфантильный ребенок. в самом деле, людей подобного склада несложно отыскать и в жизни, отчего работа приобретает налет злободневности. Колобок висит на шее у родителей, не собирается работать, устраиваться в жизни и даже выходить из дома. он только жрет и жрет, ничего не давая взамен. когда-нибудь еда закончится и он съест родителей. а дальше варианта два: погибнет от изнурительного голода или сожрет весь дом. и вот когда он поймет, что без крыши голову печет солнце, а стены больше не обнимают его жирнеющие бока, то, скорее всего, попросту умрет от страха.

в случае со Змеем Горынычем я решил поступить коварнее: сделал его присутствие на картине метафизическим, отдав приоритет изображению его жертв. одна из рисующих персонажа черт – его любовь к узурпации женщин. короля играет свита, а похитителя невест – как ни странно, невесты. Опьяненные могуществом захватчика, несчастные девушки пребывают в обессиленных позах, образуя своими телами несколько сумбурный завораживающий пазл. завершающей деталью этого пазла выступает гипнотический змеиный глаз, взирающий на нас откуда-то извне.

Рис.28 DARK ART. Антология российского темного искусства

похититель невест

Рис.29 DARK ART. Антология российского темного искусства

дева 1

Рис.30 DARK ART. Антология российского темного искусства

дева 2

Рис.31 DARK ART. Антология российского темного искусства

дева 3

самое занимательное в интерпретации – ее бесконечный потенциал. всегда можно попробовать рассмотреть знакомый образ с разных сторон. например, я неоднократно изображал знаки зодиака, всякий раз придавая им индивидуальность, большую, чем это было предусмотрено их традиционным визуальным дизайном. вот три итерации Девы. все они различны, и нельзя сказать, что я активно опирался на характеристики, приписанные знаку. скорее моей кистью владели ассоциации: я представил, чем могла быть Дева и как она могла бы выглядеть в рамках темного фэнтези. одна из них оказалась кровавым карателем, движимым искаженными идеями праведности и наказания. другая – светловолосая воительница болезненного вида. ее кожа элегантно спускается с плеча и груди, обнажая кольчужную плоть. но девушка не желает показывать свою сущность: она бережно придерживает как оставшуюся кожу, так и внешнюю женственность. последняя из трех вырезала свое сердце и поместила в грудную клетку собственную голову в надежде навсегда остаться хладнокровной и беспристрастной. для этого она даже выколола глаза.

несмотря на обособленность каждой из Дев, их совершенно точно объединяет тяга к контролю и отчаянным попыткам его удержать. желание контролировать других, контролировать свою целостность, контролировать свои чувства. сколько еще всего поддается контролю? а, может не поддается, но мы представим что да. огромный простор для очередных интерпретаций, не правда ли?

Персонификация

еще один из моих излюбенных приемов – персонификация. в моем случае, пожалуй, можно назвать это монстрификацией. издревле людям свойственно одушевлять все вокруг: от горы до упавшей веточки. особенно в этом смысле примечательны ёкаи[4] из японской мифологии: там обычные вещи способны приобрести жизнь и разум. старый зонт превращается в одноногого циклопа, забытые сандалии поют и самостоятельно ходят по дому – примеров множество.

Рис.32 DARK ART. Антология российского темного искусства

ОСПА, КОРМЯЩАЯ ГРУДЬЮ СМЕРТЬ

Рис.33 DARK ART. Антология российского темного искусства

ЧУМА ЛЕЛЕЕТ БЛОХУ

я решил оживить не предметы, а болезни. и наделить такой формой, которая бы отражала всю их опасность, отвратительность и гнусность, но вместе с тем была бы притягательной для зрителя в той или иной степени. отсюда появились картины «Оспа, кормящая грудью Смерть» и «Чума, лелеющая блоху». данные работы обладают достаточным уровнем выразительности для того, чтобы не пытаться их описать, хватит и взгляда. однако на этом серия работ не заканчивается, и я хотел бы привести еще некоторые из них.

Рис.34 DARK ART. Антология российского темного искусства

КОРЬ

«Корь» – болезнь, которая уносит с собой детей. моя Корь уносит их с собой поиграть, поскольку сама представляет из себя глупое избалованное дитя, не осознающее последствия своих действий. и все же остервенелость, с которой она раз за разом неуклюже обращается с чужими жизнями, нельзя ничем оправдать. исследуя жестокость детей, можно прийти к неутешительному, но закономерному выводу: несформированность и глупость порождают такое же глупое зло.

Рис.35 DARK ART. Антология российского темного искусства

ГРИПП

«Грипп» оказался огромным бесформенным монстром с жабообразными конечностями. он жаден, но неусидчив: ежедневно объедаясь чужими жизнями, он не сильно следит за пленными, отчего последним нередко удается сбежать. их ожидает запутанный путь по лабиринту гортанных пещер, полузатопленных вязкой мокротой демона.

Рис.36 DARK ART. Антология российского темного искусства

СИБИРСКАЯ ЯЗВА

«Сибирская язва» продолжает тему смертоносной женственности, что красной линией идет сквозь все мое творчество. облаченная в одеяние из шкур то ли мертвых коров, то ли все еще живого скота, Сибирская язва нежно, по-матерински, целует юношу в лоб. каждый ее поцелуй оставляет незаживающую рану не только в месте касания губ, но и в самом сердце. рискую предположить, что под невинной, как это водится, овечьей шкурой скрывается чудовище. чудовище столь прекрасное, что нет сил ему сопротивляться.

Рис.37 DARK ART. Антология российского темного искусства

СИФИЛИС

Чудовищный «Сифилис» удобно расположился среди обезволенных тел. его внешний вид и вид его жертв недвусмысленно намекают на природу болезни. при подготовке к работе над иллюстрациями тяжелее всего читалось именно про сифилис. я захотел передать эту тошнотворную тяжесть зрителю. чтобы при взгляде на рисунок его терзало желание отвернуться. и даже если эффект был достигнут единожды, я посчитаю задумку исполненной.

Гиперболизация

гиперболизация в искусстве позволяет максимально экспрессивно отражать самые обыкновенные и невзрачные объекты, а яркие – наделять еще большей выразительностью. чтобы создать пронзительный образ, я выделяю конкретную деталь изображаемого и масштабирую ее до предела. легко заметить это на примере работ, посвященных художественному челленджу, где на каждое слово из заготовленного списка приходится свой рисунок.

Рис.38 DARK ART. Антология российского темного искусства

ЗАЧАРОВАННЫЙ

Мой «Зачарованный» зачарован настолько, что потерял счет времени, да так и замер, завороженный то ли колдовством, то ли звездным небом. а может чем-то еще. тем, что мы наблюдать побоимся, ведь есть риск застыть во времени и сгнить заживо, подобно этому несчастному.

Рис.39 DARK ART. Антология российского темного искусства

КИСЛЫЙ

«Кислый» суп до такой степени кислый, что лицо едока буквально стекает в миску.

Рис.40 DARK ART. Антология российского темного искусства

ЗУБЫ

«Зубы» выросли такими большими, что перестали быть частью рта. теперь они вполне самостоятельные, серьезные и страшные. деловые костюмы создают ложное впечатление сдержанности. не будем наивными: когда зубы растут, они чешутся и заставляют что-то грызть. у дамы, случайно попавшейся злодеям под руку, едва ли завидная участь. я отчего-то уверен, что Зубы перетрут ее в кровавый порошок.

Рис.41 DARK ART. Антология российского темного искусства

ПЕРЕРОСТОК

«Переросток» не просто выше людей: даже деревья ему все равно, что трава.

Рис.42 DARK ART. Антология российского темного искусства

ШТОРМ

«Шторм» – по своей природе явление стихийное, но я придаю ему колоссальный размах. ветер не только с легкостью сносит электровышки, он вырывает опоры цивилизации как таковой, доказывая в который раз: человек ничтожен перед лицом стихии.

вообще в своем творчестве я стремлюсь к комплексности. зачастую в работах использован не один прием, а несколько. в том числе те, о которых я предпочел умолчать. как в хорроре должно оставаться темное пятно неизвестности, так и в речах творца есть место недосказанности.

разложи я по полочкам без исключения весь свой подход к работе, любопытствующий не будет удовлетворен. аномально широкие поля расписанных схем не дадут исчерпывающего представления. а спускаться в глубокий холодный колодец никто не решится в своем уме. нет, этот колодец сделан по моей форме, моему силуэту, для других он недоступен вовсе. впрочем, такой есть у каждого. необязательно колодец, может, что-то другое. то, что принято обходить стороной, дабы сохранить рассудок в целости. если долго гулять у себя в голове, ты обязательно отыщешь нечто странно влекущее. но стоит помнить, что погружение в запрет может быть непростительным. подобно фильму с невразумительным финалом, я гадко уползаю в неизвестном направлении, оставляя читателя наедине с немым вопросом: «А это тоже была гиперболизация?»

ВАЛУН

Рис.43 DARK ART. Антология российского темного искусства

Привет, я – художник из Санкт-Петербурга, известный под псевдонимом Валун. Расскажу немного о себе и поделюсь мыслями о творчестве.

С 2019 года я занимаюсь живописью на холстах, до этого у меня не было опыта работы с подобного рода материалами, поэтому учиться приходилось на ходу.

Если посмотреть на первые работы, то можно легко отследить, как менялись мои навыки и техники. Думаю, именно нехватка мастерства и концепция, которой я стремился следовать (минимализм, контрастность и простые цвета), породили уникальные черты и особенности, сформировавшие мой стиль.

Я сознательно сохраняю анонимность, чтобы моя личность не влияла на восприятие картин. Часто биография автора искажает понимание его творчества, и я стараюсь этого избежать. Изначально такие ограничения очень мешали работе, но со временем я нашел баланс, и теперь «фишка» Валуна позволяет внедрять новые элементы творчества, например, маски.

За пять лет я успел создать более двухсот полноценных картин и бесчисленное множество эскизов и скетчей. Такой объем работы не прошел бесследно, и со временем стиль начал меняться: появились пейзажи, а персонажи стали более детализированными. До сих пор не знаю, нравятся ли мне эти изменения: с одной стороны, в картинах появилась глубина и большее количество элементов, но, с другой стороны, времени и сил на такие рисунки также расходуется значительно больше. Пока было решено сохранять оба формата, чередуя сложные и большие полотна с маленькими и минималистичными.

В последнее время я увлекся созданием картин непосредственно на холсте без предварительных скетчей: работаю от пятна и кладу очень крупные мазки. Постепенно абстрактная идея трансформируется в конкретные элементы и детали. Такой подход позволяет творить более спонтанно, приходя к совершенно новым визуальным решениям.

Чтобы избежать выгорания и поддерживать трудоспособность на протяжении многих лет, я превратил рисование в привычку и образ жизни. Теперь я чувствую себя некомфортно, если пропускаю несколько дней, так как появляется ощущение, что в жизни не хватает чего-то важного. Это своего рода зависимость, но с положительным влиянием.

Во-вторых, я стараюсь заниматься только тем, что мне действительно интересно. Часто отказываюсь от заказов, если понимаю, что идея мне не подходит. То же самое и с моими собственными работами: если чувствую, что застреваю на какой-то картине, переключаюсь на другие задачи. Когда мозг отдыхает, я возвращаюсь к процессу со свежими силами и новым видением. Стараюсь не рисовать через силу, потому что в дальнейшем это негативно скажется на психологическом состоянии и трудоспособности.

Самый частый вопрос, который я получаю в соцсетях, – где искать вдохновение? Для меня вдохновения в привычном понимании не существует: успех или неудача зависят от насмотренности и времени, уделяемого творчеству. Если рисовать каждый день, неизбежно появятся интересные визуальные и технические решения.

Рис.44 DARK ART. Антология российского темного искусства

СКЕТЧ

Рис.45 DARK ART. Антология российского темного искусства

ВЛЮБЛЕННЫЕ

Рис.46 DARK ART. Антология российского темного искусства

ПРОСЕКА

Если рассматривать вдохновение с другой стороны, а именно: как рождаются идеи для будущих картин, как я решаю, что именно изобразить, в каких цветах и каким образом, здесь все просто – у меня есть записная книжка, куда я могу записывать все мысли (даже самые безумные), а также папка на рабочем столе с понравившимися картинами. Если я не знаю, что рисовать, всегда могу обратиться к одному из источников.

Мне также помогает создание сюжетов и отсылок к старым работам. Часто я придумываю историю, которая разворачивается на полотне, и пытаюсь реализовать ее новым необычным способом. Во многих картинах можно найти следы других сюжетов, а некоторые являются прямым продолжением прошлых изображений.

В будущем я планирую запустить большую историю в формате комикса или связанных между собой картин.

В настоящее время основное внимание я уделяю оффлайн-мероприятиям, таким как выставки и маркеты. За последние полтора года я провел три персональные выставки в Москве и Петербурге. Подобные события позволяют познакомить новую аудиторию с моим творчеством и показать картины в том формате, в котором они изначально задумывались. При оцифровке неизбежно теряются некоторые детали, цвет и, прежде всего, рельеф.

Напоследок несколько советов тем, кто занимается творчеством (очень хотел бы прийти к пониманию этих моментов раньше и не тратить время впустую):

✦ Делайте то, что интересно в первую очередь вам. Не пытайтесь под кого-то подстроиться или скопировать чужой путь, ищите собственный;

✦ Старайтесь заниматься творчеством регулярно. Постоянство практики неизбежно выльется в результат;

✦ Делитесь творчеством с миром! Несмотря на то что может показаться, будто все сферы уже заняты, всегда можно найти совершенно новую уникальную нишу.

Рис.47 DARK ART. Антология российского темного искусства

ДИПТИХ «ТВОРЕНИЕ»

Рис.48 DARK ART. Антология российского темного искусства

МЕСЯЦ

Рис.49 DARK ART. Антология российского темного искусства

МЕЧТЫ

Рис.50 DARK ART. Антология российского темного искусства

САД

Рис.51 DARK ART. Антология российского темного искусства

ФЕНИКС

Рис.52 DARK ART. Антология российского темного искусства

ТРИУМФ

Рис.53 DARK ART. Антология российского темного искусства

ОТРЯД

Рис.54 DARK ART. Антология российского темного искусства

ЗАРЯ

Рис.55 DARK ART. Антология российского темного искусства

СЛЕД

Рис.56 DARK ART. Антология российского темного искусства

КЛЯТВА

Рис.57 DARK ART. Антология российского темного искусства

ПОДСНЕЖНИК

Рис.58 DARK ART. Антология российского темного искусства

ЦЕНА

؂

COLOR.DEAD

Рис.59 DARK ART. Антология российского темного искусства

Привет, меня зовут Артем, я – автор канала Color.Dead.

Я расскажу, как создаю свои фотографии.

Подготовка – это увлекательный и сложный процесс, полет мыслей и фантазии, который позволяет побывать в самых темных закоулках сознания и рассказать историю аудитории. Я снимаю в черно-белом цвете, чтобы подчеркнуть контраст, драматизм, безысходность, использую абстракции, чтобы транслировать ощущение хаоса, беспорядка, нереальности, и делаю моделям грим, чтобы превратить их в монстров и жертв. Важно понимать, что у каждого человека собственная «техника».

Атмосфера

Перед тем как фотографировать «героя», нужно его создать. Для этого мне требуется «рабочая» атмосфера. Открыть дверь в фантастический мир – задача весьма нетривиальная, так как она находится в голове. Для меня важно полностью абстрагироваться от внешнего мира с его проблемами и заботами и полностью погрузиться в творческий процесс. Для этого я работаю над атмосферой того, о чем я хочу рассказать.

Я настраиваю себя, просматривая мистические фильмы, книги, ролики на YouTube, изучаю работы художников в разных соцсетях, но самое важное для меня – музыка. Она – ключевой инструмент в создании образа. Я пытаюсь войти в своего рода состояние «измененного сознания». Его сложно описать. Оно чем-то напоминает легкую версию дереализации. Контролируя его и используя как инструмент, я могу смотреть на мир «под другим углом». Видеть и замечать необычное в обычном. Затем я перехожу к брэйншторму.

Мысли

Для удобства я сделал отдельную папку в приложении «Заметки» и пишу все свои идеи туда, зарисовки же делаю от руки, схематично, в блокноте. Я пишу все, что придет в голову. Мимолетные мысли, какие-то детали места, где происходит действие, или облика героя – какие у него позы или во что он одет. Может быть, у него что-то с лицом? Или лица и вовсе нет? Иногда лишь на одном элементе можно построить целый образ. Постепенно я дополняю записи. Движение идет от общего к частному.

Идеи обрастают другими идеями. Пускай они конфликтуют между собой, на данном этапе это не важно. Представьте, что вы пришли в магазин с любимыми лакомствами и у вас нет ограничения на то, что можно взять. Я беру все, что могу «унести», а разбираться буду потом.

Главное – вытащить как можно больше.

Многие боятся банальных, на первый взгляд, мыслей, но из них потом и может появиться на свет нечто оригинальное. Дело в подходе.

Человек в маске клоуна. Банально… Но что, если маска будет без глаз и с большим зубастым ртом? Уже интереснее.

Человек-червяк? Звучит странно… Что с ним не так? Вместо кожи у него черный полиэтиленовый пакет для мусора, он обвязан ремнями, и во рту у него кляп.

Это все еще модель. Или, может, даже две. Но мы же не скажем об этом зрителю, верно? Верно.

Чучело в поле? Ну и что? На самом деле оно представляет собой нечто антропоморфное под три метра ростом и прорастает сквозь голову своей «жертвы».

Идеи переворачиваются с ног на голову и совмещаются с несовместимым. Я полностью отдаюсь фантазии. Гиперболизирую все, до чего дотянутся мысли, и постепенно образ становится более явным. Ему еще многого не хватает, пока это лишь набросок. С ним можно работать. Все. Пора «выходить».

Рис.60 DARK ART. Антология российского темного искусства
Рис.61 DARK ART. Антология российского темного искусства
Рис.62 DARK ART. Антология российского темного искусства
Рис.63 DARK ART. Антология российского темного искусства
Референс

Мысли так и останутся мыслями, если не визуализировать их, в чем, конечно же, поможет интернет. Я использую Pinterest и другую знаменитую соцсеть. Таковы, на мой взгляд, самые простые способы найти огромное количество визуального контента на любой вкус и цвет. Я ищу все, что тем или иным образом связано с моей идеей.

Если возникают какие-то трудности с поиском референса, вспомните о том, что нам повезло жить в эпоху нейросетей. Берите любой генератор картинок и начинайте заваливать его запросами. Иногда они могут выдавать полный бред, но так вы сможете взглянуть на вещи иначе.

Для того чтобы не свихнуться в потоке мыслей и образов, я использую вайтборд Miro. Он максимально простой и кроссплатформенный. Отличный хаб для референсов.

Образ

После того как набралось достаточное количество материала, его необходимо отсортировать. Разложить по полочкам. Понять, какие идеи стоит оставить на будущее. Однако перед тем как продолжить, я прекращаю работу на несколько дней и даю голове «проветриться». Пускай мозг усвоит полученную информацию. Иногда пауза или перерыв могут принести неожиданные результаты.

Как только я понимаю, что пора продолжать, я начинаю редактировать и описывать образ. Делать его «живым»: где находится герой, что он из себя представляет, какие у него мотивация и легенда? Зрителю ответы на вопросы я не дам. Пускай фантазия наблюдателя поможет ему.

Важно также и то, где будет проходить съемка. Промзоны, заброшки, леса, поля, оранжереи, ночные улицы города, да даже собственная кухня или спальня – все может быть локацией. Я продумываю детали, чтобы герой смотрелся гармонично и необычно в выбранных условиях. Это очень влияет на восприятие кадра. Клоун из примера выше в обычной заброшке не обретет никакого смысла. Однако, «заселив» его, скажем, в заброшенный детский сад или летний лагерь, можно гармонично вписать его в пространство.

Рис.64 DARK ART. Антология российского темного искусства
Рис.65 DARK ART. Антология российского темного искусства
  • Герой усиливает атмосферу места,
  • а место усиливает характер героя.
Детали

После того как появилось достаточно вводных, я приступаю к детализации и создаю в Miro «матрицу персонажа»: его одежду, позы, аксессуары, грим и пр. Составляю схемы каждой части тела с картинками и «рецептами».

Попутно я формирую список покупок.

В своем творчестве я предпочитаю использовать максимально доступные подручные средства, вроде простого скотча, полиэтиленового мешка, булавок, черной и белой гуаши, пары колготок, старых штанов, ремней, обычных бинтов и т. п. На мой взгляд, это придает определенный «шарм» герою и позволяет ему выглядеть более естественно.

Затем я распечатываю получившийся референс и беру с собой на съемки несколько копий, чтобы «в поле» под рукой всегда была инструкция.

Действие

За несколько дней до съемки я иду «на разведку», делаю предварительные кадры и изучаю локацию: где и как падает свет, что необычного есть в этом месте, куда сложить вещи и где будут сняты основные кадры, узнаю, какая будет погода в день запланированных съемок, и оцениваю, как ее можно обыграть на локации.

Во время съемок я выдаю модели референс. Это помогает не «витать в облаках» и не путаться. Модель же, в свою очередь, четко понимает, что от нее хочет автор, что из себя представляют образ и легенда. Формально я готовлю техническое задание с прописанным «сценарием».

Несмотря на его наличие, я совершенно не ограничиваю модель в ее «желаниях». Возможно, человек увидел то, что не увидел я.

Более того, это помогает модели чувствовать причастность к процессу и быть расслабленной, а на моих съемках достаточно просто ощутить себя некомфортно.

Рис.66 DARK ART. Антология российского темного искусства
Рис.67 DARK ART. Антология российского темного искусства

Стоять в оранжерее, с ног до головы закрашенной гуашью или замотанной в пищевую пленку – не самое приятное дело. Но мы же не страдать собираемся, верно?

1 «Муха» (англ. The Fly) – фильм режиссера Дэвида Кроненберга, вышедший на экраны в 1986 году. Экранизация рассказа французского писателя Жоржа Ланжелана и ремейк одноименного фильма 1958 года.
2 «Зловещие мертвецы» (англ. The Evil Dead) – медиафраншиза, созданная режиссером и сценаристом Сэмом Рэйми. Она включает в себя оригинальную трилогию фильмов, ремейк, комиксы, мюзикл, книги, компьютерные игры. Сюжет всех произведений вращается вокруг древней шумерской книги «Некрономикон Экс-Мортис», которая способна превращать людей в дедайтов – живых мертвецов, одержимых кандарийскими демонами.
3 Кинокефалы, киноцефалы, псоглавцы, песьи главы, песьеглавцы, песиголовцы – зооморфные персонажи из культуры разных народов, имеющие человеческое тело и голову собаки, волка, шакала или гиены.
4 ёкай – сверхъестественное существо в японской мифологии, разновидность обакэ. В японском языке слово «екай» имеет очень широкое значение и может обозначать практически всех персонажей японской мифологии, или даже заимствованных из европейской: от злобных они до кицунэ или снежной женщины Юки-онна.
Продолжить чтение