Сборник заданий по функциональной грамотности
Задание № 1.
Прочитайте текст. Рассмотрите изображения. Выполните задание.
В один мешочек отбирают всё целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек, да нитяных моточков, да распоротого салопа, имеющего потом обратиться в платье, если старое как-нибудь прогорит во время печения праздничных лепёшек со всякими пряженцами или поизотрётся само собою. Но не сгорит платье и не изотрётся само собою; бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким другим хламом (фрагмент из поэмы «Мёртвые души»).
Задание. Определите, какая степень кровного и бокового родства у старушки с родственницей. Отметьте верные ответы.
Задание № 2.
Прочитайте тексты. Выполните задание.
Прометей (в греческой мифологии провидец) – сын титана Иапета и океаниды Клименты, брат Атланта, Эпиметея и Менетия. Согласно некоторым мифам, Прометей создал людей из глины и воды, научил их пользоваться огнём, а также различными ремёслами и искусствами. Ради людей Прометей обманул Зевса при жертвоприношении. Зевс разгадал обман и лишил людей огня, но Прометей похитил его и вернул людям. Тогда Зевс отправил на Землю Пандору, а Прометея в наказание велел приковать к скале в Колхиде.
Текст № 2
Овидий (Публий Овидий Назон) – поэт, один из наиболее читаемых римских авторов на протяжении истории.
Задание. Соотнесите текстовые фрагменты из поэмы «Мёртвые души» и иллюстрации, им соответствующие.
Текстовые фрагменты
…другой отхватывал наскоро, как пономарь…
…с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче.
..Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно.
…какого и Овидий не выдумает…
– Да кто вы такой? – сказала старуха.
– Дворянин, матушка.
– Ты возьми ихний-то кафтан вместе с исподним и прежде просуши их перед огнём…
Минуту спустя вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи…
Иллюстрации
Задание № 3.
Прочитайте тексты. Выполните задание.
Слово «дворянин» заставило старуху как будто несколько подумать.
– Погодите, я скажу барыне, – произнесла она и минуты через две уже возвратилась с фонарём в руке. Ворота отперлись. Огонёк мелькнул и в другом окне. Бричка, въехавши на двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. Только одна половина его была озарена светом, исходившим из окон; видна была ещё лужа перед домом, на которую прямо ударял тот же свет. Дождь стучал звучно по деревянной крыше и журчащими ручьями стекал в подставленную бочку. Между тем псы заливались всеми возможными голосами: один, забросивши вверх голову, выводил так протяжно и с таким старанием, как будто за это получал бог знает какое жалованье; другой отхватывал наскоро, как пономарь; промеж них звенел, как почтовый звонок, неугомонный дискант, вероятно молодого щенка, и всё это наконец повершал бас, может быть, старик или просто наделённый дюжею собачьей натурой, потому что хрипел, как хрипит певческий контрабас, когда концерт в полном разливе, тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и всё, что ни есть, порывается кверху, закидывая голову, а он один, засунувши небритый подбородок в галстук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стёкла. Уже по одному собачьему лаю, составленному из таких музыкантов, можно было предположить, что деревушка была порядочная; но промокший и озябший герой наш ни о чём не думал, как только о постели (фрагмент из поэмы «Мёртвые души»).
Задание. Рассмотрите иллюстрацию, определите все певческие голоса, о которых рассказывается в тексте.
Задание № 4.
Прочитайте текст (фрагмент из поэмы «Мёртвые души»). Выполните задание.
Но гость отказался и от почёсывания пяток. Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю, и Фетинья, пожелав также с своей стороны покойной ночи, утащила эти мокрые доспехи. Оставшись один, он не без удовольствия взглянул на свою постель, которая была почти до потолка. Фетинья, как видно, была мастерица взбивать перины. Когда, подставивши стул, взобрался он на постель, она опустилась под ним почти до самого пола, и перья, вытесненные им из пределов, разлетелись во все углы комнаты. Погасив свечу, он накрылся ситцевым одеялом и, свернувшись под ним кренделем, заснул в ту же минуту. Проснулся на другой день он уже довольно поздним утром. Солнце сквозь окно блистало ему прямо в глаза, и мухи, которые вчера спали спокойно на стенах и на потолке, все обратились к нему: одна села ему на губу, другая на ухо, третья норовила как бы усесться на самый глаз, ту же, которая имела неосторожность подсесть близко к носовой ноздре, он потянул впросонках в самый нос, что заставило его очень крепко чихнуть – обстоятельство, бывшее причиною его пробуждения. Окинувши взглядом комнату, он теперь заметил, что на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нашивали при Павле Петровиче. Часы опять испустили шипение и пробили десять; в дверь выглянуло женское лицо и в ту же минуту спряталось, ибо Чичиков, желая получше заснуть, скинул с себя совершенно всё. Выглянувшее лицо показалось ему как будто несколько знакомо.
Задание. Выберите иллюстрации, которые можно соотнести с содержанием прочитанного текста.
Задание № 5.
Прочитайте фрагмент из поэмы «Мёртвые души». Выполните задание.
Уездный чиновник пройди мимо – я уже и задумывался: куда он идёт, на вечер ли к какому-нибудь своему брату или прямо к себе домой, чтобы, посидевши с полчаса на крыльце, пока не совсем ещё сгустились сумерки, сесть за ранний ужин с матушкой, с женой, с сестрой жены и всей семьёй, и о чём будет ведён разговор у них в то время, когда дворовая девка в монистах1 или мальчик в толстой куртке принесёт, уже после супа, сальную свечу в долговечном домашнем подсвечнике.
1Монисто (мониста) – ожерелье из бус, монет или каких либо разноцветных камней.
Задание. Определите украшение, которое носили дворовые девки.
Задание № 6.
Прочитайте внимательно текст (фрагмент из поэмы «Мёртвые души»). Выполните задание.
На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни жёлтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплёте с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих ещё до нашествия на Москву французов.
Задание. О каком вторжении на Москву повествует Чичиков?
Задание № 7.
Прочитайте тексты. Выполните задание.
Текст № 1.
Покамест ему подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоёным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярку жареную, огурец солёный и вечный слоёный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам; покамест ему всё это подавалось, и разогретое и просто холодное, он заставил слугу, или полового, рассказывать всякий вздор о том, кто содержал прежде трактир и кто теперь, и много ли даёт дохода, и большой ли подлец их хозяин; на что половой по обыкновению отвечал: «О, большой, сударь, мошенник» (фрагмент из поэмы «Мёртвые души»).
Текст № 2.
Технологическая карта
Слоёные пирожки
Пищевая ценность на 100 гр.
Белки: 6,30 гр
Жиры: 6,96 гр
Углеводы: 0,83 г
Калорийность: 137,95 ккал
Срок хранения: 2 дня
Задание. Исходя из данных текстов, ответьте на вопрос. По какой причине главный герой сможет вернуть или обменять слоёный пирожок?
истёк срок годности
информация на упаковке не соответствует товару
есть посторонние элементы в продукте
присутствуют вредные элементы в продукте
Задание № 8.
Речевое воздействие может быть определено как воздействие человека на другого человека или группу лиц при помощи речи и сопровождающих речь невербальных средств для достижения поставленной говорящим цели.
Изучите основные способы речевого воздействия на собеседника, используемые в произведении "Герой нашего времени".
Доказывание. Доказывать – это приводить аргументы, подтверждающие правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание – это логический путь речевого воздействия, обращение к логике мышления человека.
Убеждение. Убеждать – это вселять в собеседника уверенность, что истина доказана, что тезис установлен. В убеждении используется и логика, и обязательно – эмоция, эмоциональное давление.
Уговаривание. Уговаривать – это преимущественно эмоционально побуждать собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу.
Просьба. Просить – это побуждать собеседника сделать что-либо в интересах говорящего, руководствуясь просто хорошим отношением к говорящему, откликаясь на его потребность.
Задание. Соотнесите способы речевого воздействия и высказывания героев произведения, соответствующие им.
Способы речевого воздействия
уговаривание
просьба
убеждение
доказывание
Высказывания героев произведения
– Послушай, – говорила мне Вера, – я не хочу, чтоб ты знакомился с моим мужем, но ты должен непременно понравиться княгине; тебе это легко: ты можешь всё, что захочешь. Мы здесь только будем видеться…
– Только?..
Мой муж долго ходил по комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала… верно, я ему сказала, что я тебя люблю… Помню только, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. Я слышала, как он велел закладывать карету… Вот уж три часа, как я сижу у окна и жду твоего возврата… Но ты жив, ты не можешь умереть!.. Карета почти готова… Прощай, прощай… Я погибла, – но что за нужда?..
– Прошу вас, – продолжал я тем же тоном, – прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. Я не думаю, чтобы равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. Подумайте хорошенько: поддерживая ваше мнение, вы теряете право на имя благородного человека и рискуете жизнью.
– Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием? Вообразите, что у меня желчная горячка; я могу выздороветь, могу и умереть; то и другое в порядке вещей; старайтесь смотреть на меня, как на пациента, одержимого болезнью, вам ещё неизвестной, – и тогда ваше любопытство возбудится до высшей степени; вы можете надо мною сделать теперь несколько важных физиологических наблюдений… Ожидание насильственной смерти не есть ли уже настоящая болезнь?
«Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай; только комендант, которому, вероятно, известна ваша ссора, покачал головой, но ничего не сказал. Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно… если можете… Прощайте…»