Патриархат. Или как жить в равноправном обществе по мужским правилам
Самый лучший человек в моей жизни Гульшат Кайыргельдыевна Нурумова
© Yasemin Nur, 2024
ISBN 978-5-0064-9191-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Я женщина, а значит уязвима
Такими нас природа создала
Я женщина, хочу я быть любимой
Да так чтоб от начала, до конца
Я женщина, но это ведь не стыдно?
В таких жестоких реалиях живу
Я женщина и это очень видно,
Что путь тяжелый в этом мире прохожу
Я женщина, и дни мои жестоки
Ведь каждый может нанести мне вред
Откуда этой грязи все истоки?
Быть может это вовсе не секрет?
Я женщина меня не нужно трогать
И оскорблять, унизив избивать
Я женщина, и это моя пропасть
Ведь жить хочу, а не существовать.
Я женщина и роль не выбирала
Ведь такова увы моя судьба
Я женщина, и у меня есть право
И боль свою испила я сполна
Я женщина, а значит чья-то мама,
Жена, сестра, подруга, дочь
Я женщина защитница шанырака,
Пусть беды от меня уходят прочь!
Я женщина и без меня не будет
Потомков, жизни, уютного тепла,
Я женщина, я уязвима, люди!!!
Такими нас природа создала
Я женщина, могу взрастить я силы,
На что способна если нужно покажу
Для этого скопились все причины,
Надев на сердце крепкую броню.
Я женщина создание Аллаха,
Я не идеальна, просто человек
Я женщина, и у меня есть папа
А для него я в этой жизни свет…
ГЛАВА 1
История одной героини
В истории Средней Азии можно найти множество выдающихся женщин, чья сила, решимость и мудрость оставили неизгладимый след в развитии наших народов. Одной из таких женщин для меня является моя бабушка – мать моей мамы. Её жизненный путь не только вдохновляет, но и напоминает о важности стойкости духа, и моральной силе.
Она родилась в послевоенные годы и была воспитана бабушкой, как дочь. В детстве её окружали забота и любовь, но в то же время строгие нормы. Бабушка вспоминала, что в юности не знала, как пользоваться веником или готовить еду. Её воспитывали по принципу «гостья в доме»: она могла наслаждаться детством, а жизнь сама научит всему, что нужно будет знать. Время шло, и бабушка росла красивой девушкой с длинными тёмными волосами, как ночь, и белоснежной кожей. Я часто смотрела её фотографии и восхищалась её красотой, но в её глазах была не только нежность, но и невыразимая боль от несовершенства мира.
Её история любви началась не самым счастливым образом. Но прежде всего была надежда на безмятежную семейную жизнь, а судьба сыграла свою злую шутку. Она рассказывала, как рядом с их домом жил молодой парень, который стал другом её дедушки. Он часто помогал ему, и бабушка замечала его взгляды, но воспитание не позволило ей даже взглянуть в его сторону, не говоря уже о разговоре. Со временем они начали аккуратно общаться, но бабушка всё ещё не осмеливалась смотреть ему в глаза. Когда его призвали в армию, вся её жизнь круто изменилась. И именно тогда её украли – парень, старше и решительный, пришёл, увидел и решил забрать её. Множество слёз и боли, но она была вынуждена выйти за него замуж, ведь в те времена было позором вернуться в дом родителей, если тебя украли.
Годы шли, и бабушка узнала, с кем она связала свою жизнь. Муж оказался настоящим тираном, вытянувшим всё лучшее и чистое из её души. Она боялась, что на неё кто-то посмотрит, и даже если это был её одноклассник или друг семьи, её муж наказывал её за такие «прегрешения». Этот человек, неуверенный в себе и подверженный ревности, не раз поднимал руку на свою жену и детей. Были моменты, когда в пьяном состоянии он пытался увезти детей на машине по селу, и бабушка, чтобы защитить их, садилась в машину вместо них. Часто, среди ночи, она уводила детей, убегая босыми ногами, спасаясь от нападок. Однажды, на грани отчаяния, она решилась на крайние меры, просто взять и лишить его жизни, но её дочь (моя мама) отговорила её, сказав: «А если не ты он у*ьёт тебя? А если ты его всё же уб*ешь, и тебя посадят? Как мы будем жить?» эти слова заставили бабушку прийти в себя, собравшись с силами, она ушла, забрав детей.
Долгие годы они скитались то по съемным квартирам, то порой оставались на какое-то время у родственников. В стране (на тот момент СССР) шла активная застройка, в которой принимали участие большинства граждан, в том числе и моя бабушка. Она бралась за любую работу, даже за мужскую, чтобы прокормить детей. И, в конце концов, её труд был вознаграждён – она получила квартиру. Всё худшее осталось позади. Безусловно, её жизнь, полная страха и боли, оставила след. Она потеряла свои длинные, красивые волосы из-за стресса, и сама морально постарела. Но, несмотря на всё, она подняла троих детей, обрела жильё и никогда не просила помощи.
Что касается дедушки, то его жизнь, полная пьянства, завершилась болезненной смертью. Бабушка пережила эти тяжёлые моменты, но память о тех днях осталась с ней и её детьми навсегда.
Я горжусь своей бабушкой. Она была и остаётся для меня героем, доказавшим, что даже в самых тяжёлых обстоятельствах можно не только выжить, но и построить новую жизнь, когда вокруг бушуют старые стереотипы о роли женщины в семье.
Может, всё было бы иначе, если бы каждый человек осознавал свою ответственность не только за собственные границы, но и за границы других. Во многих консервативных странах, где вывешиваются простыни после брачной ночи, женщинам легче защититься от осуждения. В этих обществах, несмотря на всю строгость, существует хоть какая-то объективная линия, определяющая поведение. Но в так называемых «просвещённых» обществах, где каноны упрощены, в действительности остаётся тот же самый страх – женщина снова чувствует себя уязвимой и подвергающейся оценке, просто под другими предлогами. И, возможно, в таких местах ей сложнее найти поддержку, поскольку этот страх маскируется под фасадом равенства и прогресса. Женщина в таких обществах остаётся в неведении, потому что её идеалы часто сталкиваются с реальностью, где она, несмотря на все свои достижения, продолжает ощущать себя недостойной внимания и любви. Женщинам, независимо от места их проживания, приходится испытывать боль за то, что они не родились мужчинами, и за то, что никто не хочет их защитить, несмотря на идеалы, которые якобы должны жить в этих обществах.
Природа дала нам разум, но, несмотря на это, мы продолжаем скрываться за инстинктами, оправдывая жестокость и несправедливость, происходящие с женщинами, якобы природными склонностями. Мы позволяем этим установкам процветать, не замечая, как они разрушают жизни. История же спрашивает: «Насколько женщина идеальна?» но настоящий вопрос должен звучать иначе: «А должна ли она вообще быть идеальной?» Почему общество настаивает на идеалах, которые не должны диктовать её место в жизни? Почему женщина должна соответствовать чьим-то ожиданиям, чтобы просто жить?
На примере истории моей бабушки, может быть, всё могло бы быть по-другому, если бы люди начинали думать перед тем, как действовать. Если бы каждый осознавал ценность личных границ, уважение к ним, ответственность за чужие чувства и безопасность. Если бы уважалась свобода выбора, даже если тебя трижды «украли».
ГЛАВА 2
Свобода выбора?
Свобода выбора – это не просто право носить мини-юбку, это право быть собой, не подстраиваясь под чужие ожидания и стереотипы. Но почему-то, стоит женщине выйти за привычные рамки, как тут же возникают осуждающие взгляды и даже претензии. Касается ли это одежды, поведения или взглядов, женщина оказывается под пристальным наблюдением, где любое отклонение может восприниматься как «приглашение» или знак «доступности».
И речь тут не о простом любопытстве, а о глубоком укорененном восприятии женской свободы, как чего-то, что нуждается в контроле. Как будто обществу необходимо следить за каждым шагом женщины, ограничивая ее в проявлении своей личности. Многие мужчины, возможно, не осознают, как некомфортно бывает женщине, когда её оценивают исключительно по внешнему виду, обесценивая всё остальное. Мы говорим о светском обществе и равенстве, но порой кажется, что внутренние установки и ожидания уводят нас далеко в прошлое.
Мы действительно не животные. Человек наделён разумом, который позволяет ему разделять сексуальные инстинкты и уважение к личным границам. Почему же некоторые забывают об этом? Почему для них столь сложно воспринимать женщину как личность со своими мыслями, желаниями и правом на собственное тело? Важно осознать, что женщина не обязана соответствовать ничьим ожиданиям, кроме своих собственных, и имеет полное право на свободу выражения, не подвергаясь осуждению и насмешкам.
Есть и другая сторона этой медали. Девушки, которые предпочитают брюки и более свободный стиль, часто сталкиваются с навязчивыми советами о том, как «стать более женственной». Для многих это может быть просто выражение комфорта и собственного вкуса, но каждый находит нужным высказать мнение: «Ты бы выглядела лучше в платье», «Почему бы не попробовать юбку?». Эти советы, как правило, нежелательны, да и мнения обычно никто не спрашивает.
Почему женщинам навязывают представления о том, что значит «женственность»? И как узкий набор требований к внешности стал эталоном, к которому всех подгоняют? Получается, что женская индивидуальность – это поле, на котором общество считает себя вправе устанавливать правила и нормы. Для кого-то брюки – это удобство, уверенность, иное самовыражение, но внешние взгляды ставят под вопрос даже этот выбор.
И правда, как ни поступи – всегда найдётся критика. В мини-юбке ты – «шлюха», в брюках – «пацанка». Наносишь макияж – значит, провоцируешь, а без макияжа сразу превращаешься в «серую мышку». Говоришь много – «слишком шумная», молчишь – «забитая тихоня». И это не говоря уже о теле.
Вроде бы все принимают бодипозитив, но на деле он так и остаётся красивыми словами. «Пышным» девушкам всё так же «ненавязчиво» намекают, что они не в почёте, что, чтобы быть красивой, нужно худеть, и соцсети тут как тут с бесконечными марафонами и советами по питанию и спорту.
Но кто-то задумывается, что это может быть не нужно? Что кому-то просто неинтересно? А у кого-то и вовсе есть проблемы со здоровьем, и потеря веса – далеко не такой простой процесс. Несмотря на все разговоры о принятии себя, стандарты остаются. Давление по поводу внешности не ослабевает, а требования к женщинам, похоже, становятся всё строже.
Парадокс в том, что свобода выбора остаётся под гнётом этих общественных установок, и женщины постоянно сталкиваются с множеством ожиданий.
В итоге, свобода в выборе одежды или стиля жизни сводится к тонкой грани: между тем, что женщина хочет, и тем, что от неё ожидают. И, к сожалению, зачастую общественное мнение оказывается выше её желания быть собой. Свобода – это не соответствие чужим представлениям о женственности, а возможность спокойно жить, следуя своим ощущениям, быть собой и не оглядываться на непрошенные оценки.
Настоящая свобода выбора – это когда каждая женщина может одеваться, говорить и жить так, как ей хочется, не опасаясь за свою безопасность и достоинство. Пока это простое право будет ставиться под сомнение, до настоящего равенства еще далеко.
ГЛАВА 3
Свобода выбора, или «Профессиональная этика по-московски»
Всё начиналось довольно безобидно. Я только закончила университет и пришла работать за небольшой оклад в одно весьма прибыльное предприятие. Моя задача заключалась в обзвоне клиентской базы в системе лояльности, чтобы люди были довольны нашими услугами и счастливы.
Однажды меня отправили на обучение. Никто не говорил, что оно будет тесно связано с психологическими аспектами. В свои почти 21 год я точно не стремилась копаться в своих мозгах, мне казалось, что всё и так в порядке. И всё же прошла обучение как того и требовали, с приглашенным доктором психологических наук, из г. Москва (будто местоположение что-то решает в уровне квалификации).
В один день «доктор» подозвала меня к себе для глубокого анализа. Она заявила, что хочет поговорить со мной тет-а-тет о том, что я недостаточно нежна, как роза в весеннем саду. Бред полнейший, особенно учитывая, что это качество не имело никакого отношения к моей работе.
В итоге она стала расспрашивать меня о моей семье, задавая наводящие вопросы. В какой-то момент она заплакала. Напоминаю, это доктор психологических наук!
Я, конечно, относилась к ней нейтрально, но, говоря об элементарной профессиональной этике, она обещала, что весь разговор останется между нами. И что вы думаете? Не прошло и недели, как меня уволили, потому-что я… недостаточно нежная.
Вы когда-нибудь слышали, чтобы человека увольняли за то, что он недостаточно «няшка»? Если быть совсем откровенной, «та самая доктор психологических наук-коуч» посоветовала мне, при обзвоне мужчин, которые составляли большую часть клиентской базы, предлагать им что-то вроде секса по телефону, лишь бы они были довольны услугами нашей «замечательной» компании.
Вот тебе и феминизм, вот тебе и «женская солидарность». Она склоняла меня к тому, чего я не хотела и на что, мягко говоря, не была готова. Тогда, в 21 год, я была в полнейшем шоке. А сейчас бы я просто послала её к чёрту и засунула её докторский диплом туда, где ему самое место.
ГЛАВА 4
За пределами ожиданий: женщина на руководящей позиции
Сегодня активно обсуждается тема женщин в бизнесе, но обычно она сосредоточена вокруг индустрий, связанных с бьюти-сферой, психологией и другими направлениями, ориентированными в основном на женскую аудиторию. В этих областях женщины конкурируют между собой – задача сама по себе непростая, но там почти не встречаются дискриминации и стереотипных выражений вроде «истеричка», «баба – значит глупая» и т. д. Даже соперничая, женщины редко используют такие выражения друг о друге.
Но что делать тем, кто выбрал путь в компаниях, где нормой считается токсичная маскулинность? В таких коллективах женщину не только чаще оценивают по внешности, но и склонны воспринимать её роль через призму гендера. На уровне рядового сотрудника это проявляется в виде сексуализированных комментариев и ожиданий, что она должна всегда «хорошо выглядеть» для поддержания атмосферы в коллективе. Например, женских сотрудников могут подбадривать не за профессиональные достижения, а за то, что они «милые» или «красивые», что уводит фокус от их настоящих заслуг и компетенций. Эти же установки часто сохраняются и на более высоких уровнях, где женщину, достигшую руководящей должности, нередко воспринимают с тем же предубеждением. Руководительницам приходится сталкиваться с сомнениями в их компетентности, потому что их достижения могут приписывать не профессиональным качествам, а внешности или даже предполагаемым связям. В таком климате женщинам-руководителям приходится не только бороться с типичными для всех сложностями в управлении, но и отстаивать свою позицию как профессионала, а не объекта сексуализированного восприятия.
Пример тому – моя сестра. В свои 27—28 лет она стала директором проектной компании, которая занимается созданием зданий разного уровня: от школ до бизнес-центров и жилых комплексов. Для многих это кажется провокационным – девушка, и в таком возрасте возглавляет компанию! Но никто не задумывается о том, что это результат её карьерного роста и заслуг перед компанией – показателя профессионализма, а не просто внешности.
Ей часто приходится сталкиваться с недоверием: с ней не хотят обсуждать вопросы, предпочитая вести переговоры с мужчинами из её команды, якобы с ними «договориться проще». И никому не приходит в голову, что именно она однажды вытащила компанию из кризиса, благодаря своим принципам и острому чувству справедливости. Интересно, правда? Эмпатия оказалась стратегически важной.