Голос в трамвае
Размер шрифта: 13
Художник Илья Коровкин
Фотограф Ольга Леванова
© Надежда Князева, 2024
© Ольга Леванова, фотографии, 2024
ISBN 978-5-0064-8513-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Невыносимость конкретики
верлибры
«апрель – бумажный кораблик…»
- апрель – бумажный кораблик
- из листа в клеточку
- выдранного из середины весны
- веснушки мать-и-мачехи на смуглой обочине
- первый стук подошв по твёрдому асфальту
- живая стена ледохода
- волнение большой воды
- вышедшей из себя
- в апреле каждая почка
- многообещающе остроконечна
- каждая завязь
- маняще остросюжетна
- они остриями смотрят тебе в лицо
- вдыхаешь смолу и надежду
- боишься им верить
- не выдыхаешь
- апрель – будто все приготовились к празднику
- украсили улицы кружевом
- а ты забыл выучить стих
- и стыдно признаться
- но уже на подмостках
- набираешь в грудь воздуха
- воздуха
- кислинку зеленого воздуха
- и вместо слов
- вдруг с перепугу
- начинаешь
- цвести
Тополиный латте
- Запах кофе вкуснее, чем собственно кофе.
- Запах предчувствия.
- В семейном кафе у работы
- звенит колокольчик на входе.
- Время обеда.
- Повар учит невесту пользоваться кофемашиной,
- приобнимая за пояс свободной рукой.
- Сегодня в меню латте с тополиным сиропом.
- Хозяйка в жёлтом и летнем
- порхает меж кассой и грилем.
- Сестра её за барной стойкой ест суп,
- держит подмышкой младенца.
- Ложка над ним плавает, словно лодка.
- От берега к берегу.
- Младенец следит заворожённо и сонно.
- Пенсионеры за столиком справа
- беседуют о политике и огороде.
- Окна открыты,
- звуки улицы льются вовнутрь,
- музыка льется наружу.
- Девочка с латте выходит
- через дверь с колокольчиком,
- мимо таблички «выдох»
- в юное тополиное лето.
- Тонкий силуэт растворяется в свете и зелени.
- Пушинки медленно кружатся по следам.
- Пахнет большой водой.
«Ровно в полночь…»
- Ровно в полночь
- зачат новый день.
- Во тьме,
- как и полагается таинству.
- Он пока предстаёт
- как абсолютное чёрное тело,
- первозданное отсутствие света
- внутри цилиндра фокусника,
- квадрат Казимира,
- не знающий страха
- белого листа.
- Из его теплой, влажной глубины
- сначала проступают звуки:
- шк-шк-шк-шк-шк.
- Это зелёные школьники-кузнечики
- шуршат карандашами,
- штрихуют нарастающее утро,
- липовый цвет и траву
- под босыми ногами
- июля.
«В городском эпицентре – фонтан…»
- В городском эпицентре – фонтан,
- длительный взрыв восторга в безопасной среде,
- броуновское движение детей,
- поднимающих в воздух
- звонкий шум,
- стеклярус брызг,
- птиц сизокрылые облака.
- городская сумасшедшая
- в образе аллы
- шествует мимо, как каравелла,
- гордо встряхивая рыжими кудрями.
- дети бегут за ней стайкой,
- струйки смеха брызгают из ушей.
- оглянется – фррр врассыпную.
- эй, воробьи, кричит она.
- не обижается.
- собака виляет хвостом,
- провожая взглядом
- улетающий шар,
- а может быть, что-то ещё,
- что видимо только
- детям,
- собакам,
- птицам
- и сумасшедшим
«Платье…»
- Платье
- тканевый колокол
- бесшумно звенит на тебе
- запахом сонной воды
- твердит очертания тела
- гулкого языка
- внутри его лёгкого купола
- с каждым шагом на понижение дна
- всё больше в тебе от медузы
- преломляясь на стыке стихий
- расходишься круглыми волнами
- все мы вошли в эту воду
- чтобы выйти иными
- осторожно
- холодные ключи бьют [набат]
- в теплой ладони озера
«садился за стол…»
- садился за стол
- с легким чувством города
- брал вилку (нет) ложку (нет) ручку (нет)
- открывал окно ворда
- впускал в комнату белый ветер
- слева слова
- справа слова
- вдохни не дыши
- двенадцать пар (ребер) строк
- рентгенограмма сознания
- выходил из-за стола
- с легким чувством города
- внутри
«утреннюю чашку кофе…»
- утреннюю чашку кофе
- ставишь на след
- от вчерашней утренней чашки.
- если круговые следы
- взгромоздить друг на друга
- день за днём,
- получится башня,
- в которой ты заточён.
- ну, не тупи,
- заточи печеньку.
- доброе утро,
- рапунцель.
***
ягоды вызревшие без солнца
дети выросшие без любви
на вид успешные спелые смелые
мы всего добились сами
с нами не церемонились
просто берёшь и делаешь
берёшь и делаешь
а внутри у каждого
ни теплоты ни сладости
горечь
подгнившая сердцевина
«Если долго повторять слово вслух…»
- Если долго повторять слово вслух,
- из него улетает смысл,
- оставляя его пустым,
- как розовая внутренность ракушки,
- как круги на полях,
- как имя того,
- с которым не был знаком.
- На морозе слово становится зримым,
- обрастает иголками инея,
- скачет звонкой монеткой,
- прежде чем рассыпаться в пыль.
- Во рту слово живет подобно моллюску,
- растёт, заполняя собой пространство,
- и лишь ощутив его тесноту,
- переползает искать новое жильё,
- подходящую
- ушную раковину.
«Поезд – это процесс…»
- Поезд – это процесс.
- Каплей людского потока
- Втекая под крышу вокзала,
- Перестаешь ощущать город ногами.
- Балансируешь между пунктами А и Б
- Пунктирной линией,
- Как электрон, находящийся в любой точке атома.
- Слышишь гулкие голоса,
- Предсказывающие будущее:
- Отправляется с третьего пути
- Со второй платформы
- Пункты А и Б
- Грелись на трубе тепловоза.
- А уже упала,
- Б на грани исчезновения.
- Кто же, кто ещё кроме тебя
- Кто же, кто ещё если не ты
- Провожающим просьба покинуть вагон.
Голос в трамвае
- Когда я вырасту
- или меня не станет
- (в этом случае все равно) —
- я хотел бы стать голосом,
- объявляющим трамвайные остановки
- из шипящих динамиков
- над узкими створками.
- Этим мудрым, вежливым
- дикторским баритоном,
- что не выходит за пределы
- городского кольца,
- не диктует, как жить,
- но знает о жизни всё:
- как вовремя остановиться,
- притормозить на опасном спуске,
- как ощутимо трясёт
- на поворотах и стыках.
- Я буду жить
- в пустом металлическом теле,
- где солнце проходит насквозь
- пыльные стекла,
- цепляться за жизнь
- дугой токоприемника,
- ездить по кругу,
- но знать, где кончаются рельсы.
- Мимо Покровки,
- вдоль по Ильинке,
- дальше,
- только б звучать,
- звучать
- партией этой пьесы.
пригородное электричество
- В автомате пригородных касс
- продаются билеты без мест
- момент фатализма
- а окажись лишним
- будешь метаться тревожиться
- не находя себе места
- в жизни
- пригородное электричество
- преобразует энергию в расстояние
- медленно
- сорное сеет растение
- серые цветы смирения
- в глазах пригородных людей
- тяжёлые двери ведущие в тамбур
- шумно расходятся
- громко целуются
- попеременно отдаляясь
- смыкаются с грохотом
- снова и снова
- на обеих надпись не прислоняться
- чуть поодаль —
- выхода нет
- в свистящей тишине
- железное сердце стучит
- ту-тук ту-тук
«Поймать закатное красное…»
- Поймать закатное красное
- в зеркало заднего вида —
- ещё одна из попыток
- остановить мгновение,
- сделать хоть что-то,
- чтобы выдернуть его из небытия.
- В детстве жалел
- каждый ушедший день
- как сломанную игрушку,
- как человека, которым ты был
- совсем недавно,
- ощущая вину за утрату.
- Раньше думал:
- запомню это навеки,
- и оставались какие-то мелочи:
- обрывок телепрограммы
- с подчёркнутым фильмом
- в четырнадцать сорок.
- Плитка в ванной с рисунком кораблика.
- Страшные лица на экране ковра.
- Фарфоровая статуэтка танцовщицы
- в серванте у родственников.
- Бабушкина коробка
- с швейными принадлежностями,
- ненужная после похорон…
- Нет, чтобы что-то важное,
- вроде родного голоса,
- который уже не услышишь,
- и даже нет записей.
- Поэтому снова и снова
- ставишь фотозарубки,
- сыплешь крошки стихов
- на тропу своей памяти,
- чтобы по ним
- когда-то вернуться
- к началу себя.
«Если мне снится…»
- Если мне снится,
- значит, поезд нечётный и грохот колёсный,
- бессонница, ночь, переезд,
- перестук металлических тел, кастаньеты тревоги,
- и по крышам покатым идёшь, как сомнамбула,
- меришь прогалы между вагонами ровные или
- как в детстве по плитке бетонной
- не ставишь ботинок на стыки,
- поскольку провалишься
- валишься
- снова проснешься
- со стуком колёсным в груди
- и холодным дождем
- на стекле лобовом
- Если мне снится,
- значит, лестница узкая, черный провал,
- я пытаюсь сойти по ступеням,
- они уменьшаются шаются
- не за что браться руками
- даже стены покрашены
- в розовый, бежевый, жёлтый,
- такие цвета не способствуют панике,
- но запа́сного выхода нет,
- и приходится снова глядеть в эту бездну,
- идти ей навстречу
- Если мне снится,
- значит, новые комнаты,
- старые сталинки,
Продолжить чтение