Путь христианина
В этой книге рассказывается о том, каким должен быть христианин и кому он может подражать на своем пути ко Христу, а также о главном нашем враге, с которым мы должны бороться до последнего нашего вздоха, – грехе.
Книга рассчитана на самую широкую читательскую аудиторию.
Вместо предисловия.
Прот. Николай Успенский. Чем отличается истинный христианин от прочих людей
Истинный христианин – совсем другой человек в сравнении с прочими людьми. Он отличается и мыслями, и чувствами, и словами, и делами; он среди других как светило в мире. Сравните истинного христианина с нехристианином или с людьми, только носящими имя христиан, а живущими несообразно высокому званию, и вы увидите большую разницу.
Вот, например, люди обыкновенно думают, как бы жить спокойно, иметь во всем достаток, как бы прожить век счастливо. А христианин не много думает о временном: у него главная и, по большей части, единственная забота о том, как бы угодить Богу и явиться на тот свет с надеждой вечной жизни и блаженства.
Прочие, по слову Спасителя, временем веруют, а во время искушения отпадают (Лк. 8, 13), считают себя в числе верующих, а случись из-за веры какая-либо хотя б малейшая опасность потерять или честь, или выгоду, или просто внимание и расположение высших, готовы скрывать свою веру, в случае же открытого гонения и совсем отказаться от веры. А христианин? Христианин твердо стоит в своем исповедании, его не колеблют никакие обстоятельства – он в случае крайности готов претерпеть и изгнание, и мучение, и смерть; утешение в скорбях и мучениях он находит в словах апостола Павла: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Флп. 1, 21).
Прочие только и думают о том, как бы улучшить свое состояние, увеличить выгоды и разбогатеть, хотя бы иногда и не совсем праведно и честно, хотя бы и с обманом, с вредом ближнему. А христианин? Сохрани, Господи! Да и на что ему богатство? Он хорошо знает и твердо помнит, что его, может быть, сегодня же не будет на свете. Останутся жена и дети? Да ведь и они такие же люди, такие же христиане! Все должны жить для Бога и своего спасения. Иметь пищу и одежду не богатые и роскошные, а необходимые нетрудно, а имея их, будем довольны тем (1 Тим. 6, 8).
А посмотрите еще, какое изумительное у христиан великодушие и терпение! Вот, например, подвергается человек презрению, обидам, досаждениям, преследованиям, гонению. Каково это терпеть? Другие в таких обстоятельствах унывают, жалуются, стараются даже, если могут, отомстить врагам. А христианин? Он благодушно переносит всё. «Ведь так, – говорит он, – люди и со святыми поступали, а они всё терпели и в терпении благословляли Бога». Злословят нас, – говорит о себе и других святой апостол Павел, – мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим (1 Кор. 4, 12–13). И вот истинный христианин, имея в виду эти примеры, не только не питает ненависти к врагам своим, но любит их и благотворит им.
Возьмите опять бедность: как горька она для человека, и кто бывает спокоен и равнодушен к ней! А христианин? Он и в бедности спокойнее и счастливее всякого богача. Он хорошо понимает, что бедность есть лучший и надежнейший путь к приобретению небесных сокровищ, а при богатстве того и смотри, что забудешься и погибнешь навеки.
Случись с ним несчастие, разорение, потеря дорогих сердцу – что же? Думаете, он станет сетовать, как другие, горевать, плакать, терзаться или, что еще хуже, роптать на Бога, отчаиваться, проклинать день своего рождения? О нет! Он во всем видит волю Божию: дано ему – он благодарит Бога и употребляет в пользу других и во славу Божию, отнято – не сокрушается и повергает себя в волю Божию, говоря вслед за праведным Иовом: Господь дал, Господь и взял; как угодно было Господу, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно! (Иов. 1, 21).
Грозит ему смерть? О, как страшна она для человека! Тяжело расстаться с жизнью, со светом, с родными и близкими. А христианин? Христианин и в этом случае спокоен. Что ему смерть? Он всегда думал о ней, всегда ожидал и готовился к ней, она для него – переход в лучшую жизнь, к Творцу, Искупителю своему и Богу. Ему и жалеть нечего: он ничего не имел, а если и имел, то не прилеплялся ни к чему, все считал временным и как бы чужим.
Вот, христиане, какое высокое звание мы имеем и как многим отличаемся от прочих людей, нехристиан! Нужно только стараться быть достойными его; нужно быть христианами не только по имени, а и по жизни, по внутреннему расположению сердца1.
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ХРИСТИАНИН
На кого же нам, христианам, нужно быть похожими? Оглянемся вокруг. Существует много профессий и родов деятельности, с которыми мы можем сравнить христианское делание. Недаром говорят, что мудрый человек может найти для себя учителя в любом встретившемся ему человеке, кем бы тот ни был. Давайте попробуем присмотреться к людям, живущим рядом с нами, к их ежедневной деятельности. И мы обязательно найдем, с кого нам как христианам можно брать пример в прохождении нашего пути к Богу, в Царство Небесное.
Боксер на ринге
Я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы… самому не остаться недостойным
(1 Кор.9, 26–27)
Каждый профессиональный боксер, как, впрочем, и каждый другой спортсмен, хочет быть лучшим в своем виде спорта, хочет стать чемпионом. И для достижения этой мечты он готов прилагать огромное количество усилий: вести здоровый образ жизни, постоянно тренироваться, соблюдать специальные диеты и так далее. Лишь через упорный труд спортсмен может достичь своей цели, на пути к ней пролив немало пота и крови.
Да, чемпионство дается с трудом. Но войти в Царствие Небесное тоже не получится, лежа на диване и ничего не делая. Господь Иисус Христос сказал: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Итак, если мы хотим в Царствие Небесное (а мы, конечно, хотим!), то нам необходимо прилагать для этого немало усилий. И в этом мы вполне можем брать пример с боксера. Как тот проводит много времени в спортзале, чтобы должным образом натренировать тело, так и христианин должен упражняться в доброделании, чтобы приготовить душу к вечности. Как боксер соблюдает диету, сгоняет вес и сжигает калории, так и христианин соблюдает пост, чтобы сжигать греховные страсти. Как боксер прислушивается к советам своего тренера, так и христианин следует заповедям своего Учителя – Иисуса Христа.
Годы тренировок не проходят даром. За спортивную карьеру у профессионального боксера накапливается опыт как побед, так и поражений. Так же обстоит дело и с христианином, у которого в духовной жизни бывают и взлеты, и падения. Поражение здесь не самое страшное – гораздо страшнее, упав, не предпринимать попыток подняться. Боксер после провала в бою анализирует свои ошибки, оттачивает технику – так и христианин после греховного падения должен учитывать всё, что привело его ко греху, чтобы снова не упасть. И самое главное после падения не отчаиваться, но четко понять: если нам случилось упасть, значит, мы плохо слушали своего Учителя – Иисуса Христа.
Но вот изнурительные тренировки позади. Настал самый важный для боксера день – битва за чемпионский пояс. Он заходит на ринг и поднимает знамя – флаг. Потом он подходит к своему сопернику, который, разумеется, тоже мечтает о чемпионском поясе, и встает перед ним лицом к лицу.
У христианина тоже есть свой флаг – это крест. Выходя на битву с главным врагом человека – дьяволом, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8), он торжественно воздвигает это победное знамя. И эта схватка гораздо ожесточеннее спортивного поединка. Потому что сопернику христианина как раз не нужен чемпионский пояс – нет, у него совсем другая цель: он стремится погубить человеческую душу и увлечь ее в пропасть ада. Однако если у боксеров поединок может длиться не больше двенадцати раундов, то христианин ведет борьбу с врагом рода человеческого всю свою жизнь.
Итак, звучит гонг, и соперник первый наносит удар. Нашему боксеру необходимо уклониться от него и нанести ответный удар. Христианин должен поступать точно так же – уклоняться от ударов дьявола, от лукавых помыслов, и в свою очередь нанести ему ответный удар. Чем же бьет своего противника христианин? Словом Божиим, как это делал наш главный наставник и учитель Иисус Христос в пустыне, отражая удары искусителя. Как мы знаем, Господь вышел из той схватки победителем, так и мы выйдем из нее победителями, если поступим так же, как и Он.
В промежутках между раундами тренер дает боксеру советы – говорит ему, как лучше действовать дальше. Так и христиане, чтобы успешно вести духовный свой бой с силами зла, должны открывать Священное Писание и узнавать, что же сегодня говорит нам Господь, а также ходить в воскресные и праздничные дни в храм и соединяться с Самим Господом в великом таинстве Причащения, чтобы иметь жизненные силы для борьбы с грехом.
Нередко случается, что боксер пропускает сильный удар противника и падает в нокдаун. Это случается тогда, когда соперник бывает быстрее или хитрее, и у него получается коварно усыпить бдительность. И тут главное успеть подняться на ноги и прийти в себя до того, как рефери досчитает до десяти.
Так и христианин пропускает удар и терпит падение в том случае, если перестает бодрствовать. И тогда самое важное – поскорее подняться на ноги, пока есть еще дыхание в ноздрях, и успеть покаяться, чтобы не дать нашему сопернику (дьяволу) победить. В этом случае христиане должны взывать, подобно апостолу Петру: Господи! спаси меня (Мф. 14, 30) – и тогда наш Учитель прострет Свою десницу и Сам поднимет нас и даст силы для победы. И если мы будем действовать во имя Бога, и Бог будет действовать в нас, тогда мы точно победим. Тогда к нам можно будет отнести слова святого апостола Иоанна Богослова: Вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого (1 Ин. 2, 14)
И если боксер, выиграв поединок, получает чемпионский пояс, то христианин получает нечто гораздо более ценное – венец в Царствии Небесном. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного (1 Кор. 9, 25). Разве не стоит эта награда всех наших усилий? Тогда будем стараться, чтобы получить ее (1 Кор. 9, 24)!
Почтальон с доброй вестью
Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение!
(Ис. 52, 7)
Христианский миссионер подобен гонцу. А если говорить на языке современных реалий, то он почтальон, который доставляет письма и послания. Но если у почтальона письма могут быть разными, в зависимости от обстоятельств – печальным или радостными, то христианин всегда доставляет письмо с доброй, радостной вестью. Она гласит, что Иисус Христос умер за наши грехи.
И сами христиане являются письмом Самого Господа. Апостол Павел говорит об этом так: Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3, 2–3).
Чтобы было понятнее, о чем здесь речь, приведем такую аналогию. Сегодня почти вся наша страна погрязла в кредитах. Поэтому каждому из нас легко будет представить такую ситуацию: у вас есть кредит на огромную сумму, к примеру, в несколько миллионов. И вдруг нежданно-негаданно вам приходит письмо из банка, у которого вы занимали деньги. Ваше сердце замирает от волнения, вы поскорее открываете его и читаете. И о чудо, весь кредит погашен, с вас снят весь долг перед банком! Без сомнения, каждый весьма обрадовался бы такой прекрасной новости! Еще бы – больше не нужно выплачивать эти кабальные проценты, да и сам долг погашен!
Так вот, христиане приносят всем окружающим такое письмо, в котором говорится, что весь долг, то есть все грехи, прощены, ведь за них заплатил по счетам Господь наш Иисус Христос. Это послание наполнено небесной радостью! Теперь мы больше не должники, ведь Господь Своей смертью искупил нас от вечного ада, который неизбежно поглощал всех людей. Да, мы куплены дорогою ценою (1 Кор. 7, 23) – ценой крови Спасителя Иисуса Христа.
Христианин доносит это благое послание до людей, сеет доброе духовное семя на почву их сердец. Но, хоть мы и несем радостную весть, однако все воспринимают ее по-разному. Как говорит апостол Павел: Мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь (2 Кор. 2, 15–16). Не все, к сожалению, принимают весть о прощении грехов, некоторые от этого только ожесточаются и гонят «почтальона» прочь, закрывают свои уши, чтобы только не слышать евангельское слово. Вот для таких людей христиане и являются запахом смертоносным на смерть.
Почему же они так реагируют на благую евангельскую весть? Потому что не хотят принять в своё сердце Иисуса Христа, а значит, обречены умереть непрощенными, погубив свою душу. Это происходит с теми, кто более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы (Ин. 3, 19). А тем, кто принял благую весть и уверовал в Иисуса Христа, Бог дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1, 12). Именно для таких людей мы запах живительный на жизнь, ведь они вошли в Церковь и живут новой жизнью – жизнью во Христе. В книге пророка Даниила говорится: И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде – как звезды, вовеки, навсегда (Дан. 12, 3).
Итак, если мы хотим сиять как светила, нам необходимо нести благую весть во свидетельство всем народам, исполняя тем самым заповедь Господа, Который повелел: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19). Мы не имеем права молчать. Некогда апостол Павел сказал: Благовестие – необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор. 9, 16). Мы сейчас могли бы подумать: «Ну это же апостол Павел сказал о себе, кто мы такие!» Однако этот же апостол говорит: Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор 4, 16). Так давайте подражать святому Павлу во всем, в том числе и в благовестии! Будем несмотря ни на что нести в мир благую весть – Святое Евангелие! Конечно, у нас не получится это делать так же хорошо, как у святого апостола языков, но давайте хотя бы попытаемся! Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2 Кор. 5, 20)!
Инвестор
Приготовляйте себе… сокровище неоскудевающее на небесах
(Лк. 12, 33)
Сегодня то и дело мы слышим про инвестиции; по телевизору, в интернете, на страницах газет и журналов навязчиво мелькает информация о том, как и куда нужно вкладывать свои деньги, чтобы получить прибыль. И такая возможность сегодня, несомненно есть, так что тот, кто хорошо разбирается в этой области, конечно, не будет упускать своих шансов на обогащение. Он станет тщательно анализировать рынок, открывать счета и вкладывать свои деньги туда, где в скором времени ожидается хорошая прибыль.
Это прекрасный пример нам, христианам! Именно так должны поступать и мы. Только, конечно, нам нужно стремиться не к материальному обогащению, а к стяжанию сокровищ на небесах. Давайте постараемся открыть свой счет в «банке» Небесного Иерусалима и вкладывать туда свои средства! А чтобы наша деятельность принесла желанные нам плоды, присмотримся к тому, как действует грамотный инвестор. Для того чтобы в результате получить хорошие проценты, он вкладывает свой капитал на долгий срок, а затем готов ждать несколько лет, а то и несколько десятилетий, чтобы получить результат. Мы же инвестируем свой капитал на максимально возможный срок – на целую жизнь – и прибыль ожидаем лишь после смерти. Поэтому нам нужно запастись большим терпением и не отчаиваться, хотя иногда нам и будет казаться, что все наши старания напрасны. И Евангелие обещает нам, что тех, кто все сделает правильно и будет терпелив и упорен, ждет поистине великая награда.
Конечно, всякого, кто решится идти по этому пути, поджидают опасности. Инвесторы, бизнесмены, предприниматели – все эти люди знают о них не понаслышке. Никто не застрахован от банкротства. Любое предприятие может прогореть, акции, в которые вложены немалые деньги, – упасть, компании закрыться и так далее. Так же существует множество мошенников, которые стремятся нажиться за счет других людей путём хитроумного обмана, который недостаточно опытный человек может и не распознать.
Сегодня действительно нередко бывает так, что люди, доверившись злоумышленникам, переводят им свои деньги. Также есть нечестные брокеры, которые обещают инвесторам золотые горы, и, наслушавшись их обещаний, те спешат пополнить брокерские счета, а после мошенники сливают весь капитал, и поминай их как звали. Люди, обманутые мошенниками, впадают в глубокое отчаяние и нередко кончают с собой или, в попытках «отыграть все назад», безнадежно запутываются во все новых и новых кредитах и долгах.
И, к сожалению, такой итог закономерен. Апостол Павел предупреждает нас, что желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6, 9). Так происходит с теми людьми, для которых нет ничего в жизни дороже и важнее денег.
Господь Иисус Христос сказал: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). Так что в первую очередь нам нужно заботиться, конечно же, о душе. И христианин, вслушиваясь в слова Господа Иисуса Христа, записанные в Евангелии, знает, как грамотно инвестировать свои средства и как получить от них максимальную прибыль. Он помещает свой капитал туда, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6, 20). Он отправляет его на небеса. Как же можно это сделать? Очень просто: посредством добрых дел, с помощью милостыни.
Да, абсолютно все люди хотят стать богатыми, и христиане здесь не исключение. Но настоящий христианин стремиться изобиловать не деньгами, а Божьей благодатью и добрыми делами, по слову апостола Павла: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9, 8). И с дерзновением можно сказать, что мы уже богаты, ведь нас обогатил наш Господь Иисус Христос, а потому мы можем также обогатить другого человека. Даже не имея денег, мы можем раздавать духовную милостыню – доносить до наших ближних благую весть о прощении грехов и о Царствии Божием, что, конечно же, послужит на пользу и говорящему, и слушающему.
Однако и с помощью обыкновенной милостыни можно построить прекрасный дворец на небе, как это некогда сделал апостол Фома для царя Гундафора. Царь думал, что святой Фома построит ему дворец, и дал ему большое количество золота для строительства, но апостол все вверенное ему богатство раздал нуждающимся, тем самым перевел денежные средства царя на небо, где и устроил ему дворец.
К сожалению, сейчас очень многие только тем и занимаются, что стяжательством денег. Остановиться в этом процессе очень трудно, потому что, сколько ни копи деньги, все время будет казаться мало. Однако кончается это, как правило, очень печально: человек, приобретший богатство, уже не управляет им – нет, это оно управляет своим хозяином! Сколько же таких безумных богачей, всю жизнь служивших своему состоянию как бесправные рабы и вдруг захотевшие насладиться накопленными деньгами, услышали евангельские слова: Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20)!
Христиане знают, что тленные сокровища не спасают душу, а только растлевают её и что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф. 19, 23). Хотим собирать сокровища? Тогда будем собирать их с Иисусом Христом, Который сказал: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30) – и тогда будем «в Бога богатеть» (см. Лк. 12, 21)!
Мы должны, как говорит апостол Павел, иметь нрав несребролюбивый, ведь корень всех зол есть сребролюбие (Евр. 13, 5; 1 Тим. 6, 10). Из-за сребролюбия крадут, обманывают, предают самых близких людей и даже убивают. Сам Господь был предан Иудой из-за сребролюбия. Поэтому христианин должен всячески бороться с этой страстью противоположной ей добродетелью, а именно раздачей милостыни.
Апостол Павел сказал: Доброхотно – то есть добровольно, с легким сердцем — дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7). Кроме доброхотности есть и еще одно важное условие: чтобы не потерять небесный капитал, о своих делах милосердия нельзя никому рассказывать – чтобы левая наша рука не знала, что делает правая (Мф. 6, 3).
Господь Иисус сказал: Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк. 12, 33–34). Братья и сестры, дорогие друзья! Давайте устремим все наши мысли к небесам, будем туда инвестировать все наши силы, время и таланты, потому что именно там нам обещано сокровище, которое нельзя украсть и которое никогда не обесценится из-за инфляции и прочих превратностей экономики! Да поможем нам в этом Господь!
Солдат
Облекитесь во всеоружие Божие
(Еф. 6, 11–12)
В России каждый юноша, если он физически и психически здоров, получает повестку в армию и должен явиться в военкомат для прохождения медкомиссии. Но, независимо от пола и возраста, каждый из нас в определенный момент нашей жизни получает духовную «повестку» – то есть слышит призыв Божий. Господь призывает нас в ряды Своего воинства. Каждый из нас может стать воином Христовым вне зависимости от возраста, пола, национальности, ведь Господь стучит в каждое сердце: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).
И человек может откликнуться на этот призыв, а может и не откликнуться – в точности как и призывник, который может честно прийти в военкомат для исполнения своего долга перед Родиной, а может и попытаться «откосить» от армии, уклоняясь от закона. Однако если это законопослушный гражданин, то после прохождения медкомиссии он отправляется в армию, на время срочной службы расставаясь с домом, родными местами и близкими людьми. И здесь опять появляется прекрасная аналогия с христианским путем. Тот, кто почувствовал Божий призыв, должен оставить всю греховную жизнь и больше не возвращаться к ней. Вот как говорит об этом Господь: Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62).
В какую же военную часть должен идти будущий воин Христов для прохождения обучения и дальнейшей службы? Конечно же, в храм! Здесь и будет проходить «воинское обучение» – оглашение перед крещением. Духовный воин поступает в распоряжение командира, а для всех христиан командир один – Глава нашей Церкви Господь Иисус Христос, Которого все мы должны беспрекословно слушаться. Службу мы проходим в Церкви Христовой, о которой в Евангелии говорится, что если кто-либо церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта́рь (Мф. 18, 17).
В Церкви действуют пастыри – священники и епископы, слово которых мы должны уважать. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня (Лк.10, 16). Под их руководством каждый из нас должен пройти «курс молодого бойца» – изучить свою веру: узнать о догматах, церковных таинствах и обо всем остальном, что нужно для жизни в Церкви. Словом, начинающему христианину предстоит примерно такая же подготовка, которую проходит молодой боец под контролем своего командира, выполняя разные физические упражнения, обучаясь разбирать и собирать автомат, уча армейский устав и так далее.
Каждый, кто служил в армии, знает: такая подготовка бывает порой столь тяжела, что кажется совсем не по силам! Подобное бывает и у того, кто впервые вступает на путь Христов. Все кажется непривычным, скучным, тяжелым, даже бессмысленным, и это неудивительно, ведь враг рода человеческого – дьявол – не желает, чтобы человек шел к истине, и будет делать все, чтобы этому воспрепятствовать. Здесь главное не отчаиваться, не бросать начатое и не опускать руки, и тогда после искушения обязательно придет облегчение.
После прохождения подготовки у солдата наступает торжественный день присяги. Перед государственным флагом и командирами, в присутствии своих товарищей солдат произносит торжественную клятву, в которой он обязуется с честью выполнять свой долг и защищать Родину. Так и у будущего христианина (пока он еще называется оглашенным) наступает величайший день, в который над ним будет совершено Таинство Крещения. Во время него крещаемый сочетается со Христом и приносит Ему «духовную присягу» – дает обещание Богу доброй совести (1 Петр. 3, 21), обязуется хранить веру и заповеди Божии, а также отрекается от сатаны и всех дел его. Принимая крещение, мы вступаем в Церковь, которая здесь, на земле, называется Воинствующей. И если мы будем хранить ей верность, как солдаты хранят верность своей присяге, то за порогом нашей земной жизни, уже пребывая на небе, мы будем пребывать в Церкви Торжествующей.
После принесения присяги солдат продолжает отдавать свой долг Родине и может быть отправлен на место боевых действий с боеприпасами и оружием, чтобы одолеть врага. Вот так и у христианина после крещения духовный путь только начинается. В мире каждый день, не затихая ни на мгновение, идет битва за человеческие души. На нас осуществляет нападение наш враг – диавол, и мы постоянно должны быть готовы к его отражению. Облекитесь во всеоружие Божие, – призывает нас апостол Павел, — чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 11–12). Что же это за оружие христиан, которое мы должны обнажать против врага? Это молитва, пост, чтение слова Божия (Священного Писания), участие в Таинствах. Мы должны сражаться до крови за свои души.
Во время боевых действий солдат может быть ранен и даже убит – к сожалению, от этого никто не застрахован. Так и христианин может быть убит за свою веру и за имя Иисуса Христа. Господь предупреждает нас: Будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10, 22). Герой, который доблестно сражался и погиб на войне, представляется к посмертной награде за свой боевой подвиг – вот так и для христианина смерть за Христа не наказание, а награда. Тот, кто был лишен жизни за имя Христово, получает мученический венец в Царствии Небесном.
Вообще христианин призван к тому, чтобы вся его жизнь была подвигом, поэтому святых часто называют подвижниками – то есть людьми, совершившими подвиг. В этом убеждает апостол Павел своего ученика Тимофея, а вместе с ним и всех нас: Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями (1 Тим. 6, 12).
Что еще роднит христианина и солдата? На войне, если боец видит своего раненого боевого товарища, он пытается ему помочь, унести с поля боя, порой даже отдает свою жизнь в попытке спасти его. Это проявление настоящего мужества, дружбы и любви, по слову Спасителя: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13). Вот так и христианин должен поступать. Он словом и делом обязан помогать не только своим близким людям, но и всем окружающим. Чем же? Самая главная наша помощь ближнему – это благая весть о Христе. Мы должны возвещать правду Божию всем, кто находится во тьме и нуждается в духовной помощи. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? (Прит. 24, 11). Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову (Ис. 1, 17).
Но вот срочная служба пройдена, все испытания позади, и солдат идет на дембель. Наконец-то он вернется домой, увидится с родными, которые его ждут! И если он принимал участие в боевых действиях, то может вернуться раненым или даже без руки или ноги. Это, конечно, трагедия, но все же лучше вернуться домой хоть и инвалидом, но живым. Христианин после окончания своей «службы» – этой жизни – тоже возвращается в свой истинный дом, к своему Небесному Отцу. И поистине лучше вернуться в свой Отчий дом хромому и увечному, чем быть вверженным в огонь неугасимый, будучи совершенно здоровым, ведь главное для нас – это войти в Царствие Небесное. Как говорит Господь: Если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9, 43–44).
Мы христиане, а значит, воины Христовы. Мы должны нести службу своему Царю и Богу, соблюдать устав Церкви и каноны, исполнять заповеди Божии. Мы бойцы, но наша задача вести бой не против людей, а против диавола и его слуг. Наше оружие – это слово Божие и любовь к другим людям, и эта любовь должна побуждать нас возвещать о покаянии и о Божием Суде всем народам. Как армия захватчиков вторгается на чужую землю и захватывает территорию, принадлежащую соседям, так и христиане должны вторгаться в жизнь других и захватывать сердца людей для Царствия Небесного. Но делать это мы должны любовью, а не злобой или желанием во что бы то ни было настоять на своем.
Путь воина – это труд и подвиг, и путь христианина ничуть не легче – это отречение от своего греховного «я», от эгоизма, это крестоношение. Будем же нести с честью звание воина Иисуса Христа и получим венец правды, так что сможем вслед за апостолом Павлом повторить: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим. 4, 7–8).
Светильник
Вы – свет мира
(Мф. 5, 14).
Христианин должен быть похож на свечу. Он должен гореть светом Христовым, освещать другим путь и зажигать души других людей. Если от горящей свечи засветить другую, то ее пламя ничуть не уменьшится, но продолжит гореть так же, как и до того. Вот так и христианин должен делиться пламенем своей веры с другими людьми, и это большая радость.
Если ты христианин, не скрывай от других свой огонь! Зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф. 5, 15). Наша свеча, наш огонь должен гореть любовью не только к Богу, но и к людям. И мы несем за него ответственность. Наша задача не дать ему угаснуть. Духа не угашайте, – призывает нас апостол Павел (1 Фес. 5, 19) и добавляет в другом Послании: Духом пламенейте (Рим. 12, 11).
Огню нужна пища, чтобы гореть. В старинных светильниках (и современных лампадах) для этого используется елей – растительное масло. Чтобы наша вера не угасла, нам нужно заботиться, чтобы у нас всегда было достаточное количество елея для наших светильников. А как его собирать? Посредством милостыни и дел милосердия.