Рунический путь Духа. Детям Северной Священной бездны

Размер шрифта:   13
Рунический путь Духа. Детям Северной Священной бездны

© Яна Панина, 2024

© СУПЕР Издательство, оформление, 2024

* * *

Художественно-философский очерк рунического знания. Там, где бездна зияла

Внимайте, дети северной священной бездны,

Принявшие свой дух сквозь грёзы умерших окаменелых трещин,

Где Боги в Вашем пробудились сердце,

Зияющий простор и отблеск бесконечных крыльев

Разверзнут сумерки растлевших в смоге листьев,

Даруя благо, воспарив и торжествуя ликом эха бытия,

Влюблённо возвращай Себе Себя.

Здравствуй, Северный дух, Божественное начало привело тебя к этой книге. Мы пройдём путь от пылающего огненного Муспельхейма до восхождения Твоего Духа к Изначалью. Твой Путь – пройдённые мириады сомнений, трансформаций, страхов и величие пылко-разрушающей страсти к неуверенности в своём сакральном начале, в своей сакральной Силе, заложенной Всеотцом. Ты есть центр пересечения Вертикали Эйваз и горизонтали Йера, ты есть нулевая ось координат окружности Вселенной Иггдрасиль. Ты есть центр, Божественный дух, взаимодействующий через энергию Манназ в Мидгарде. Ты есть кристалл, монада (соответствие теории руны Хагалаз теории монад Лейбница); ты есть субстанция Изначалья, через которую проходит Мировой Разум, Логос – руны, руническое знание.

Рис.0 Рунический путь Духа. Детям Северной Священной бездны

Посвящение Детям Бездны

Священной Северной Мифологемы

Над веткой вечной отражённый лик Луны

Словит тот миг в экспансии налёта Отреченья,

Пронзённый сквозь отчаянную плоть

И принесённый в жертву от нарывов духа боли,

Сокрытый в недрах ядовитого столба,

В корнях, сочащих желчь, и кронах светлого безумства

От страха стонет путник в Хель,

От ненависти распрей леденеют судьбы,

Горит безумный меч разрозненного Сурта,

И вместо солнца будет месть,

Луну займёт чертог змеиного болота,

И укротитель павших подстрекает,

Метнув копьё Вождя, безмолвно поражает

Бог узников, освобождающий от плена.

Отныне восходящий в Детях Бездны Священной Северной мифологемы

Автор: Посланник

Бог Воронов, податель благ, желанный. Обманщик и Убийца. Вождь. Необходимыйregnator omnium deusНаивысший БогОдин.

Раскрой себя в личном мифе исступления беспокойства Экстатического Божества.

Ощути в себе Его безумное дыхание.

Танцуй в вечности бессмертия Божественного в Себе.

Твоя кровавая жертва – это твои железные крылья, не дающие воспарить к Священному таинству.

Уйди от ледяного отчаяния, чтобы вернуться к недрам ядовитого столба.

У тебя нет Идеала в материи. У тебя есть только лики и неизменная Одиническая сущность в идеале Неба. Открой её в себе. Мир есть постоянное изменение, и мы не можем его ухватить без усилия. Высший Идеал – Асгард, мир закона и космического порядка, ради которого Тюр пожертвовал руку Фенриру в пасть. Асгард – это Высший идеал твоей Сути. Следуй ей.

Твоё усилие – каждую секунду сохранять в себе Бездну, ведь ты её Дитя. Змей Йормунганд безудержно, неустанно будет обвивать тебя, а белка Рататоск сквозить тенью искажений. Дракон Нидхегг будет гложить твои корни, а олень Эйктюрнир – макушку, и вода с его рогов будет давать тебе исток, жизненное начало.

Распусти над миром кровавые лепестки сомнений, ведь ты – вездесущий и всё-в-себе-содержащий.

Норны уже отмерили твой Путь в Мидгарде. Ты не должен спать. В каждом проникновении вглубь есть капля жестокости. Без жестокости нет торжества.

Исследуй себя на предмет кражи. Глобальный антропонигилизм и этика Суррогатного Бытия могла затмить твоё пространство. Включи лампочку. Зажги Факел. Отмени пресуппозиции.

Сквозь линии неведомого света,

Сквозь тьму зияющих диапазонов млечной бездны,

Блуждающий огонь и царство угнетающего льда

Проявлен манифест изысканной монады,

Как квинтэссенция дарованной триады,

И в замысле творца сияет Вечность Бытия,

Неисчерпаемо Хранящая Тебя.

Будь охвачен Божественным в себе, отчаянный дуэлянт, оппозиционирующий «Последнему человеку»[1]. Одухотвори свободу, о которой так близко шепчут Хугин и Мунин, оглядываясь на того, кто проходит копьём сквозь твоё сердце под иссиня-чёрным плащом.

Чтобы продолжить Путь, нам необходимо вспомнить Законы герметической философии, которые говорят о взаимосвязи различных сторон нашего мира и отражают в том числе и Принципы (принцип, или начало, – архэ – то, чем объединяется в мысли и действительности известная совокупность фактов) Магии, которые дополнят наше представление о мироздании:

1. Принцип ментализма. Всё есть Мысль. Вселенная представляет собой мысленный образ. Мысленный образ реализуется в ощутимую действительность. Мысль формируется в мире Альвхейм и реализуется в мире тёмных альвов Свартальфхейм. Нет ничего мёртвого, всё имеет духовно-энергетическую основу разного уровня и характера напряжённости.

2. Принцип соответствия. Закон аналогии гласит: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху. Как внутри, так и снаружи, как снаружи, так и внутри». Различные уровни реальности имеют аналогии между собой. На уровне мира Асгард, обозначенным руной Гебо, определяется принцип дарения как взаимовыгодный обмен, космический закон взаимодействия через равенство. Данный закон действует и на уровне мира Мидгард, мира людей, то есть всегда существует соответствие между законами как в плоскости Духовной Материи, так и Материальной Вселенной.

3. Принцип вибрации. Ничего не находится в состоянии покоя – всё движется и вибрирует. Согласно магическому сборнику философа-традиционалиста Юлиуса Эволы, под покоем понимается обычный порядок колебаний, свойственный телу и стихии. Даже в смерти абсолютный покой нереализуем, потому что продолжаются энергетические колебания трансформации сущности. Этот принцип выражен в руне Феху как экспансивная подвижная сила в природе, личности и обществе и в руне Альгиз, которая, как антенна, принимает и передаёт даже самые неуловимые нематериальные вибрации (мысль, намерение, эмоция). Даже в зрительном покое всегда скрыто движение, поэтому данный закон обеспечивает обмен энергиями как с помощью волновой функции, так и с помощью частиц.

4. Принцип полярности. Всё двойственно, у всего есть полюса. У всего есть пара противоположностей. В каждой полярности содержится сущность её противоположности, как в мирах Альвхейм и Свартальфхейм: сознательные процессы, hugr, воплощение разума, идеи, стремление к Идеалу и тёмные бессознательные силы, тёмный аспект самости, зов природы внутри нас. Для осуществления деятельности в Мидгарде человеку необходимо гармонизировать эти полярности, привести их в равновесие. Полярности для мага не рассматриваются как чёрное и белое. Невозможность абсолюта ярко показана в гибели Бальдра и Хеда. Бальдр, олицетворяющий абсолютный свет и добро, и Хед, олицетворяющий абсолютную тьму и зло, отправляются в Хельхейм, чтобы пройти путь преобразования, провести работу над ограничивающими влияниями и познать свою истинную природу.

5. Принцип ритма. Движение и вибрация подчиняются ритмической организации. Данный принцип равномерного и ритмичного действия отражён в руне Райдо. Согласно Эдреду Торссону, «одна из величайших тайн этого става заключается в его связи с идеей «колёс» внутри психофизиологического комплекса человека. На этих «колёсах» совершается магическое путешествие инициации»[2]. Райдо определяет Динамический космический порядок, течение силы и распределение энергии согласно Динамическому закону Райдо. Путь микрокосма определяется упорядоченными правилами макрокосма. Человек, воспринимая ритм мироздания, соотносится с ним для преображения себя и своего пути. Даже гормональные процессы в организме подвержены определённому ритму. Когда мы ставим цель – вырабатывается дофамин. Когда мы её достигаем – эндорфины. Дальше нас атакует кортизол, гормон стресса, который физиологически нас подталкивает к новым целям. Кортизол тесно связан с руной Наутиз, которая заключает в себе бытие через сопротивление и через тернии ведёт нас к пробуждению воли и достижению новых целей, которыми уже снова заведует дофамин. Понимая эти законы и подстраиваясь под танец мироздания, мы обретаем возможность использовать ритм себе во благо, не парализуя разум и эмоции в определённых процессах вынужденной трансформации.

6. Принцип причин и следствий. Одно событие – есть причина другого, следствие проявляется во времени после причины. Фридрих Ницше в трактате «Весёлая наука» повествует: «Причина и следствие: такого двуединства, наверное, нет и не было никогда – в действительности перед нами некий континуум, из которого мы вычленяем какие-то фрагменты; так, как мы всегда воспринимаем движение, вычленяя только отдельные точки, то есть, собственно говоря, само движение мы не видим, оно существует для нас только в виде умозаключения»[3]. Жизнь – это каждый миг. Каждый миг – это следствие. Принцип причин и следствий отражён в руне Йера – концепции вечного смысла и вечного возвращения, которая отражает колесо года и собранный урожай, зависящий от вложенных в него сил. Но фактически для человека, живущего в рамках горизонтального времени, каждый миг есть следствие и каждый миг есть причина. То, кто ты есть сейчас, в данную секунду – это следствие твоей жизни до настоящего момента.

7. Принцип пола. Мужское и женское начало присутствуют в процессах жизни. Пол во всём – всё имеет свой Мужской и Женский принцип. Слово «пол» имеет латинский корень, означающий «порождать», «производить», а его функция – исключительно творить, порождать, производить. Данный принцип заключён в руне Хагалаз как Монаде Лейбница, семени завершённого творения после столкновения силы огня Муспельхейма (Мужской принцип) и ледяного потока из морозного Нифльхейма (Женский принцип). Э. Торрсон пишет о ней: «В Хагалаз содержится полная модель абсолютной потенциальной энергии, так как в ней заключена вся динамика огня и льда».

То, чего нет

Познав усладу эйдоса отныне,

Ты обрекаешь плотские утехи в пыль,

И, пребывая в самости бесстрастного накала,

Взываешь к облику вождя Вальгаллы,

И в клятвах бреда роешь яму ликов бытия,

И в урагане обрекаешься бессильным криком счастья,

И в ненависти Пастуха торжественно встречаешь плач,

Маяк прилива исчерпав сквозь чрево бурных рыб могильных,

Хваля и чествуя клокочущую воду,

Внимаешь истине орла сиянье,

Вращая колесо своей триады знанья,

Ты открываешь сердце пустоты в пределах мироздания.

Автор: Зашёл в реку

Миф реализует глубинную память бездны реальности на уровне коллективного бессознательного. Древо Мира – Иггдрасиль – Древо Жизни, центр которого – есть Ты, способный вмещать и развёртывать в пространстве Энергию времени, где духовные силы сосредоточены и сосуществуют на уровне Твоего само-осознанного откровения. Иггдрасиль (Ask – ясень. Иггдрасиль буквально означает «конь Игга») – соединяет горизонты Земли и Неба. Ясень является композиционной структурной основой сущего и проявления Само-сущего через манифестацию Жертвы Одина и проявленного Логоса Северной Традиции в виде Знаков – Рун.

Не могу не сделать упоминание о Хайдеггере, по мнению которого, человеческое обитание – есть динамический режим бытия, в основе которого пересечение Земли, Неба, богов и смертных.

Ты тот, кто «оберегает землю» и «принимает небо». Если бы не пробудился Твой дух, жаждущий добыть и проявить пространство тайны, когда в мире забыты Боги, когда Воля – есть проявление оторванности Эго от Единого. Со-творчество Высшего «Я» в единстве с проявленной Бездной – есть твоё предназначение. Если бы люди не были одержимы бесконечным, мистическим озарением с проявлением в себе Уст Бога – руны Ансуз – они бы никогда не стали людьми. Руна Ансуз – горизонт «Онд – дыхание», Божественное слово, являющее собой ореол сверхъестественного.

Совершить единственное верное – открыть путь к Себе – есть Путь изучения Рун.

Вспомним один из важных диалогов в «Фаусте» Вольфганга Гёте:

Мой друг, прошедшее постичь не так легко:

Его и смысл – и дух, настолько не забыты, —

Как в книге за семью печатями сокрыты.

То, что для нас на первый, беглый взгляд

Дух времени – увы! – не что иное,

Как отраженье века временное

В лице писателя: его лишь дух и склад…

Фауст

А мир? А дух людей, их сердце? Без сомненья,

Всяк хочет что-нибудь узнать на этот счёт.

Вагнер

Да; но что значит – знать? Вот в чём все затрудненья!

Кто верным именем младенца наречёт?

Где те немногие, кто век свой познавали,

Но чувств своих, но мыслей не скрывали,

С безумной смелостью толпе навстречу шли?

Их распинали, били, жгли…[4]

Фауст

Внутренняя природа души, сущность проявленной системы мистификации, обретение в своей личности совокупности Божественного откровения и высвечивание идеала познания во внешнем мире – есть цель магического сознания.

Что есть Магия? Магия – есть безусловная любовь (энергия – Свет, из которой состоит каждый человек) и благоразумие.

Благоразумие – этическое понятие, условие достижения моральной цели. В этике Аристотеля Благоразумие определяется как одна из добродетелей, связанная с отношением к телесным удовольствиям: «благоразумен тот, кто не страдает от их отсутствия и сознательно воздерживается от удовольствий чрезмерных»[5]. При таком понимании Благоразумие совпадает с умеренностью и не относится к наслаждениям, получаемым, например, при созерцании произведений искусства. Руны – есть инструмент достижения целей в руках благоразумного Адепта.

Магия – есть победа над несовершенством технократической эпохи, где нет места Божественному созерцанию.

Магия – есть победа над «личной историей» (К. Кастанеда), преодолеть которую можно ценой утрат, жертв и страданий. Но приобретение – есть выражение вечного замысла, Который – есть достижение недостижимого, проявление Макрокосма (древо жизни) через Микрокосм (человек).

Пространство, время, кровожадная антиматерия и связь с «science fiction» прослеживается в песнях эпоса Харри Мартинсона:

Пепел сожжённого страха

Взметнулся в глубине зрачков…

Неминуемо разочарование в уподоблении мира лишь уделу научного обоснования:

Будь проклята безумная идея

О том, что у загадки есть структура[6].

Харри Мартинсон желал возобновить древний ужас перед звёздами, тогда как сейчас звёзды – лишь повод для желания или новой фотокарточки.

Магия начинается с удивления-изумления тому, что Бытие и Вот-Бытие просто есть. Изумление – есть открытость Божественному, не требующая доказательств и объяснений, логических предикатов и апологий.

У Платона, в «Алкивиад Первый» (Что такое настоящее благородство), Магия – персидское слово, обозначавшее мудрость. В магию входили все науки, необходимые для управления страной, а в основе лежало жреческое знание, откуда и позднейший смысл магии как искусства – властно манипулировать окружающей реальностью с помощью тех или иных «религиозных» предметов. Здесь мы приходим к понятию «мудрость – магия», которое являет собой один из ключевых аспектов Северного мифа и трансдеценцию источника мудрости в ось координат мистического мышления.

Истинное знание даёт не логически выстроенная схема, а процесс внутренней алхимии преобразования через самопожертвование и нечто, недоступное разуму: экстаз, озарение, одержимость, вдохновение (odr), ве (ve – священный).

Ты проходишь через символическое перерождение сознания и умирание старого «Я».

Ты светишь из-себя создавая.

Не предавай бездну – в её полуоткрытых веках и извязанных ядовитых реках источника Хвергельмир, вымалчивай – смотри на неё, и «тогда бездна будет смотреть на тебя» (Ф. Ницше).

Создай себя в условиях экзистенциальной тишины, забвения и сокрытия Природы от научно-практических целей эпохи Просвещения и общества Потребления. Вспомни способность, дарованную предками, открывать и воспроизводить сокрытое в сферу рассвета, сферу проникновения через тайну в будущее и управление своей реальностью через древний дар Бога Одина.

Ваш эмпирический опыт, познание мира и Божественной сути – есть опора Адепта.

Бесконечность Вселенской мудрости, сопряжённой с эманациями недоверия и отождествления себя лишь со своей ограниченной персоной, выразил Фридрих Ницше в своём философско-поэтическом трактате «Так говорил Заратустра»: «А пока говорю я сам с собою, как тот, у кого есть время. Никто не рассказывает мне ничего нового, – поэтому я рассказываю себе о самом себе. Когда я пришёл к людям, я нашёл их застывшими в старом самомнении: всё им мнилось, что они давно уже знают, что для человека добро и что для него зло.

Моё стремление к мудрости так кричало и смеялось во мне, поистине она рождена на горах, моя дикая мудрость – моя великая, шумящая крыльями тоска… туда, где боги, танцуя, стыдятся всяких одежд, – так говорю я в символах…»[7]

Дни и ночи мы ищем путей, обрываясь и вновь цепляясь за скалы.

Весьма мучительно жить без онтологического беспокойства.

Весьма мучительно считать засилье масок абсурда.

Весьма мучительно отчуждаться от самого себя.

Весьма мучительно опровергать внутренние противоречия.

Весьма мучительно не признать себя Единым в бесконечном количестве Ликов.

Меняй иллюзии, маски, миражи соизмеримо присущей реальности.

Душа ждёт твоего пробуждения

Лавина боли, несущаяся из недр закованной в туманную пещеру души. Души, стремящейся на Родину, к Своим родным Богам.

Искры беспощадной свечи, вечерняя лампа одиночества, словно глаза Солнца выжигают беспомощность.

Быстро, быстро, быстро. Закрываю глаза – погружаю себя в берег Нашего места. Блуждающий встречный камень, иссохшая ветка, ожидание шёпота воронов – Прикосновение твоего воздуха на Нашем берегу. Слушаю свечение неонов моста над серо-унылой кожей асфальта.

Секунды растут, растёт пространство. Визги, крики ушных раковин – невыносимый вой уличных псов, требующих присутствия.

Пустота внутри и вовне. Мёртвая вечность растворяется, вечность погасших искр присутствия. Жуткая микро- и макрокосмическая пустота, исполинский вопросительный знак: что мне делать дальше в беспомощных попытках отринуть своё безумство?

Я чуждаюсь тебя, мой Дух. Мне нужно выучить язык, разорвать крылья, оторвать волосы от земли, в ужасающем терроризме вовне, от себя, от тебя. Тело кошмара и хрипа о свободе.

Разговор с Душой

Необозримая рвала, кидала меч

В безумием охваченные лики,

Гонимой жаждой ослеплённые

Величием страстей и плотских мук,

Метаясь в поисках личины счастья,

Прожорливо сметая дикий прах,

Исторгнув вечный разговор,

Стремительно Мечтаешь о награде,

Храня сокровища в глубоком сне,

Возвышенно стремишься «делать»

Корабль грёз, иллюзий величавых

Ты жадно тащишь в воплощенье,

Лишь оглянувшись вспять, ты встретишь

Нагльфар,

Хватая огненные искры Сурта,

Ты раскаляешься в углях без страха боли,

Пройдя священный жизни путь в туманах Нифльхейма —

Вкушаешь в грёзах Хвергельмир, надеясь на спасенье,

Отвергнув взмаливающий меч в тени необозримой…

Неизреченной,

Закончен разговор, душа,

Momento Mori.

Душа кидает в сердце тлена меч, но мы в тисках зажатых истязаем разум.

Мировая Душа (философский словарь Владимира Соловьёва) – anima mundi – «единая внутренняя природа мира, мыслимая как живое существо, обладающее стремлениями, представлениями и чувствами»[8]. Многие философские учения, выводившие единство мира из вечной области бытия идеального и умопостигаемого, признавали, однако, и живущую во всех явлениях мировую душу как подчинённое начало, воспринимающее и осуществляющее в чувственной области и во временном процессе высшее идеальное единство, вечно пребывающее в абсолютном начале.

Неизреченная душа, монотонно отвергаемая ввиду непризнания возможности иррационального вне телесного восприятия. Грёзы, иллюзии, планы, важность целей настигли меня в невыносимой роскоши Твоего отсутствия. Безжалостный скальпель резанул миг Анамнесиса (с греч. – Воспоминание Души, припоминание):

Мелодичное Солнце Язычества,

Нам Нами Отец Неба,

Над Нами нет подробностей – только пустота,

Упоительное Торжество Души,

Отринь беззаконие и набросок фальшивого себя,

Позволь освободиться от монотонной окаменелости плешивых пёстрых смыслов,

Окунись в замысел Родных Божеств.

Открыты горизонты, сверкают лабиринты, падают, как звёзды, облака – виолончель бессмертной души несётся ввысь, и ты готов вернуться к Изначалью – ты начинаешь Свой путь возвращения Себе Себя.

Руны, символ и мифологическое сознание

Люди погружены в галлюцинацию обыденности, отчуждения от Богов, горизонталь захватила однообразие фантазий о счастье, где оно – лишь исполнение карты желаний. Где Вселенная нам должна, но мы отчуждены от неё, считая себя лишь частью, когда Ты – и есть Бездна, ты и есть тот, в кого вдохнул жизнь Один. Страдание и Жертва Собой ради себя – избавление от костылей забвенья и системы безусловного отрицания Бытия.

Руны – это тайна, проникающая в сердцевину сознания, это мысль (Хугин) и память (Мунин), через которые восстанавливается и манифестируется связь с Мировым Ясенем.

Символ (др. греч. – «совместное бросание», условный знак, символ) – термин, название или образ, обладающий дополнительным (знаковым) значением. Знак обладает способностью прояснять связь видимого и невидимого, конкретного и абстрактного, материального и трансцендентного; в символе отражается явление или определение иррационального характера с присутствием тайны, мистически-религиозного или сакрального значения.

Руны – фундаментальные базовые категории, образные системы символа, с помощью которых мы соприкасаемся с Мировым Логосом. Миф – это не просто концепция представлений, это образы и ситуации, раскрывающие смысл и устройство Вселенной. Мифопоэтическое мышление – мышление, в котором нет терминов, законов, концепций, а феноменальный мир есть личная история, основанная на чувствовании конкретных, а не абстрактных образов. В структуре мифа нет рациональности и логики, в нём всё возможно, всё доподлинно, как чистая монета. Концептуальная основа человека, вовлечённого в миф, способна реализовать связь сознательного, бессознательного, сенсорного, надприродного. Для мифологического и символического сознания не соответствует рациональная логика, научное систематизированное описание реальности, так как символизм и мифологическое мировоззрение несёт в себе олицетворение временного в безвременном, являясь будущим в настоящем, соединяющее в себе ось горизонтального и вертикального времени Духа.

Для наших предков Вальгалла была не выдуманным, а подлинным местом, куда действительно стремились попасть через гибель в бою.

О величии Вальгаллы

Тогда Ганглери сказал: «О чудесных вещах ты мне поведал. Сколь огромны должны быть чертоги Вальгаллы! Верно, там часто теснятся в дверях великие толпы». Тогда отвечает Высокий: «Отчего не спросишь ты, много ли в Вальгалле дверей и велики ли они? Услышав мой ответ, ты скажешь, что было бы странно, если бы всякий не мог войти туда или выйти по своему желанию. Правда и то, что рассесться там не труднее, чем войти туда». Вот как сказано в «Речах Гримнира»:

Пять сотен дверей

и сорок ещё

в Вальгалле, верно;

восемьсот воинов

выйдут из каждой

для схватки с Волком[9].

Миф – символическое выражение основополагающих истин, высшего начала и системы морали древнего скандинава, где превыше всего решимость и долг и неотвратимость рока, судьбы. То, что предначертано, – не в силах изменить ни Боги, ни великаны, ни люди. Мир будет уничтожен, Сурт, владыка Муспельхейма, Великан Чёрного пламени срубит ясень, а значит, Вселенную своим мечом. Миф неразрывно связан с ритуалом, ритуал – действие, которое устанавливает порядок, порядок устанавливается космосом путём дарообмена. Жертвоприношения в древности совершались при создании космоса – приобщению к созданию Космоса, так как мир Богами был сотворён путём жертвы (тело Имира). Миф и ритуал взаимосвязаны, миф всегда избыточен по отношению к ритуалу. Метафизически ритуал первичен по отношению к мифу (дело – слово – мысль). Сначала происходит событие, и потом случается миф. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком. Мифологическое сознание ориентирует архаичного человека в мире, в отличие от современного человека, который оказался потерянным в мире, оторванном от сакрального, ориентированным только на потребление и идею прогресса. Человек выброшен в мир автоматов и виртуальности, человек находится в неопределённости, так как мифология является одной из форм культуры, на которой выстраивается мистико-надрациональное мировоззрение, расширяющее горизонт восприятия там, где рациональный уровень заходит в тупик, и в этом тупике происходит экзистенциональная пропасть.

Мирче Элиаде отождествлял истинную подлинность Бытия и «изначальное сакральное время» с важнейшей герменевтикой Мифа. По Элиаде, жить в Мифе – значит заново жить Сакральным, в которой миф застыл в качестве парадигмы, которая погружает в саму «безвременность» изначальности. В своём труде «Очерки сравнительного религиоведения» Элиаде сформулировал это так: «Всякий миф, независимо от его характера, повествует о событии, имевшем место in illo tempore, и является в силу этого прецедентом и образцом для всех действий и ситуаций, в последующем это событие воспроизводящих. Всякий ритуал и всякий осмысленный акт, выполняемый человеком, воспроизводит мифический архетип… это воспроизведение предполагает упразднение профанного времени и помещение человека в магико-религиозное время, которое никак не связано со следованием в точном смысле слова, но представляет собой «вечное теперь» мифического времени»[10]. Это стремление неотделимо от повествования Мифа, так как Миф сам по себе является протоисторическим, он появляется на самой грани истории как уже законченный продукт.

Распалось древо,

Померкло солнце,

Погибли Боги,

Погибло Небо,

Веду я поиски дыханья

Среди расколотых Курганов

Ограды Вне-молчания.

Процесс космогонии – процесс сотворения мира. Kosmosс греческого «Порядок». Упорядоченная структура Рождения, Становления и Умирания из Хаоса. Эпос Германо-скандинавской Традиции пронизан воинственным, жертвенным духом. В нордическом повествовании ярко выражен фатализм (Слово «Рагнарёк» – Ragnarökr – состоит из двух корней: ragna, от regin – «владыка», «царь», «бог»; и røkr/röc – «рок», «судьба», «предначертание». Ragnarökr – это судьба Богов) и Танатопоэзис (от греч. – танатос – смерть; поэзис – искусство) – искусство раскрытия в мифопоэтике смерти и разрушения.

«Война – отец всего и царь всего; одних он делает богами, других – людьми, одних – рабами, других – свободными», – известное изречение Гераклита Эфесского, создателя первоначальной формы диалектики.

Война в понимании Гераклита – это не борьба и вооружённое нападение; это структурный элемент конфликта, а движущей силой возможности выходов на новый уровень являются апории (Апории Зенона – кажущееся непреодолимым затруднение, возникающее при обнаружении противоречий в ходе решения проблемы) и столкновения.

На уровне мифа бог Один является подстрекателем битв, девы-валькирии, др. – исл. valkyrjas, (Valkyrja – «Та, что уносит павших с поля боя»), которые в сражениях отбирают половину лучших павших воинов в Вальгаллу, в войско Одина – в эйнхейрии. Вторая половина попадает к чертог Фрейи – Фолькванг.

Зарождение и падение мира описано в самой знаменитой песне Старшей Эдды – «Прорицание Вельвы». В начале всего была бездна Гиннунгагап (Gap – разрыв, зазор; Ginnunga – очаровывать):

В начале времён,

Когда жил Имир,

Не было в мире

Ни песка, ни моря,

Земли ещё не было

И небосвода,

Бездна зияла,

Трава не росла.

По обе стороны бездны находились противоположные миры: с Севера – Нифльхейм (мир теней и тьмы), заворожённый мир констант, льда и тумана; с Юга – Муспельхейм (mutspelli – уничтожающий огонь) – опаляющий, обжигающий мир огня и света.

Нифльхейм (руна Иса – I) – преимущественно сила сжатия, антиматерия, область, обладающая инерцией и стагнацией. В сердце Нифльхейма расположен ядовитый источник Хвергельмир, из которого брали своё начало двенадцать потоков – Эливагар («бурные волны»).

Речи Вафтруднира:

Вафтруднир сказал:

Брызги холодные

Эливагара

Етуном стали;

Отсюда свой род

Исполины ведут,

Оттого мы жестоки.

Муспельхейм (руна ᛞ) – сила экспансии, беспрестанно распространяющаяся энергия, непрерывное движение.

Пламя Муспельхейма образовало искры, которые, встретившись с потоками льда и яда Нифльхейма, образовали активные проявления энергий Вселенной и первое протосущество – Великана Имира. Из тающего льда великие силы породили Корову Аудумлу, которая лизала инеистые камни и кормила потоком молочных рек Имира.

Имир породил великанов-турсов:

Вафтруднир сказал:

«У етуна сильного

Дочка и сын

Возникли под мышкой,

Нога же с ногой

Шестиглавого сына

Турсу родили».

Под мышкой Имира зародились мужчина и женщина, ноги породили шестиглавого сына. В первый день, когда Аудумла лизала солёные инеистые камни, на камне появились человеческие волосы, во второй – голова, на третий день – человек, андрогинное существо, получившее имя Бури. От Бури родился сын Бор, который взял в жёны великаншу Бестлу (внучку Имира, дочь великана Бельторна). Бестла родила ему троих сыновей, которые стали первыми Асами: Божественная триада Один-Вилли-Ве – первые воплощённые законы Природы, которые создали структуру Космоса. Младшая Эдда повествует нам:

«Братьям богам не нравился мир, в котором они жили, не пожелали они сносить и господство жестокого Имира. Они восстали против первого из великанов и, после долгой и жестокой борьбы, убили его. Имир был так огромен, что в крови, хлынувшей из его ран, потонули все остальные великаны, утонула и корова Аудумла. Лишь одному из внуков Имира – Бергельмиру – удалось построить лодку, на которой он и спасся вместе со своей женой. Теперь уже никто не мешал богам устраивать мир по своему желанию. Они сделали из тела Имира землю, в виде плоского круга, и поместили её посреди огромного моря, которое образовалось из его крови. Боги назвали землю Мидгард, что означает «средняя страна». Затем братья взяли череп Имира и сделали из него небесный свод, из его костей они сделали горы, из волос – деревья, из зубов – камни, а из мозга – облака. Каждый из четырёх углов небесного свода боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный – Нордри, в южный – Судри, в западный – Вестри и в восточный – Аустри. Из искр, вылетавших из Муспельхейма, боги сделали звёзды и украсили ими небесный свод. Часть звёзд они укрепили неподвижно, другие же, для того чтобы узнавать время, разместили так, чтобы они двигались по кругу, обходя его за один год. Сотворив мир, Один и его братья задумали его населить. Однажды на берегу моря они нашли два дерева: ясень и ольху. Боги срубили их и сделали из ясеня мужчину, а из ольхи – женщину. Затем один из богов вдохнул в них жизнь, другой дал им разум, а третий – кровь и румяные щеки. Так появились первые люди, и звали их: мужчину – Аск, а женщину – Эмбла. Не забыли боги и великанов. За морем, к востоку от Мидгарда, они создали страну Ётунхейм и отдали её во владение Бергельмиру и его потомкам. Со временем богов стало больше: у старшего из братьев, Одина, родилось много детей, они построили для себя страну высоко над землёй и назвали её Асгардом, а себя – Асами»[11].

Космический порядок строится на основе перво-жертвы: правеликан Имир должен был явиться трансформацией из силы стагнации и неотвратимого увядания через смерть для воплощения строения нового мирового организованного пространства.

Бог Локи, сын Фарбаути и Лаувейи, является принципом удержания системы мироздания в равновесии. Поэтому, когда он становится закован, Рагнарек уже неизбежен.

Предречение Гибели Богов несёт в себе внутреннюю идею вечного возвращения и обновления Мира:

Солнце померкло,

земля тонет в море,

срываются с неба

светлые звёзды,

пламя бушует

питателя жизни,

жар нестерпимый

до неба доходит.

Гарм лает громко

у Гнипахеллира,

привязь не выдержит —

вырвется Жадный.

Ей многое ведомо,

всё я провижу

судьбы могучих

славных богов.

Видит она:

вздымается снова

из моря земля,

зеленея, как прежде;

падают воды,

орёл пролетает,

рыбу из волн

хочет он выловить.

Встречаются асы

на Идавёлль-поле,

о поясе мира

могучем беседуют

и вспоминают

о славных событьях

и рунах древних

великого бога.

Снова найтись

должны на лугу

в высокой траве

тавлеи золотые,

что им для игры

служили когда-то.

Заколосятся

хлеба без посева,

зло станет благом,

Бальдр вернётся,

жить будет с Хёдом

у Хрофта в чертогах,

в жилище богов —

довольно ли вам этого?

Для Адепта Рунического пути Рагнарек – есть прохождение через внутреннюю борьбу, конфликты, моральное, нравственное и духовное перерождение. Бальдр, олицетворяющий Абсолютный свет, и Хед – Абсолютная тьма – примиряются и живут у Хрофта в чертогах. Хрофт – ипостась Бога Одина – Мудрый. Сознание Адепта, стремящегося к мудрости, уходит от дуального восприятия. Расширенное сознание – всегда выход «за рамки», выход из тьмы обыденности на рассвет (Дагаз) высших вибраций.

Исступление Одина на древе – есть творение Вселенной из-себя, Твоё исступлённое созерцание в расколотых дихотомиях оков иллюзии – есть созерцание Всеотца тобою.

Askr – Ясень, в мифопоэтическом сознании – человек, микрокосм, отображающий исполинский Ясень Иггдрасиль, представляющий собой фундаментальную основу как Вселенной, так и самого человека, одушевлённого триадой Один-Хенир-Лодур.

Человек состоит из десяти частей:

1. Форма (эфирное тело, двойник) – hamr – Хамр.

2. Разум (ментальное тело) – hugr – Хугр.

3. Память (эфирное тело) – minni – Мини.

4. Вдохновение – odr – Одр – исступление, из-себя-выход.

5. Душа (ментальное тело) – sal – Сэл.

6. Дух – ond – Онд – дыхание, Божественная искра.

7. Тело – lik – Лик – материальная субстанция, приводимая духом в движение.

8. Тень – skyggi – Скугги – теневой аспект души.

9. Хамингья – hamingja – удача человека.

10. Фюльгья – fylgia – дух-хранитель, несущий в себе orlog (над-законом).

Руническое знание. Верни Себе Себя

Мир устроен так, что счастливы только сильнейшие. Сильнейшие – это те, кто смог оторвать «себя чужого» от «себя истинного», пройдя через пламя уничтожения ложных представлений и отождествлений, низменных желаний и признаний, став Высшей космической идеей – Пустотой Бездны, всё-в-себя вбирающей и всё-из-себя рождающей.

Я – есть и одновременно нет,

Я – одновременно и тьма, и свет,

Я – одновременно и день, и ночь,

Я в бытии и не-бытии одномоментно создаю Себя.

Где Благо есть молчанье, а очиисточник славный созерцанья.

Существенная разница

Однажды знаменитого суфия спросили:

– Что дала вам благодать?

– Просыпаясь утром, – ответил суфий, – я чувствую себя как человек, который не уверен, что доживёт до вечера.

– Но ведь это может сказать каждый.

– Да, – сказал мастер, – это действительно знают все. Но не все это чувствуют. Ещё никто не пьянел от слова «вино».

Самый главный страх человека – риск онтологически не состояться: «так ничего и не сделал, не помыслил, не выразил»[12]. Это страх не психологического характера, не тревога, порождаемая амигдалой (миндалевидное тело головного мозга, занимающее центральное положение в формировании и запоминании эмоций). Руническое знание даёт онтологическую опору, в которой есть фундаментальные составляющие почвы Бытия. Мировоззрение человека, согласно наблюдениям мировых эпох, формируется на трёх системах:

• Мифология.

• Религия (для адепта – это преимущественно Трот – безусловная вера, слияние, отождествление со своим Божеством и достижение Богореализации; проявление в Мидгарде через пространство сакрального в Боге).

• Искусство.

Не страшно умереть. Страшно умереть с вопросом: «Кто я? Где я был всю жизнь, зачем бежал, куда, для кого…». Великие дела рождаются от нужды и стеснения, величайшие – от нужды в себе самом (Наутиз – ᚾ).

Упав на скалы вечной мерзлоты,

Бросаешь вызов

Праху от агонии души,

Погаснет дух

Божественной искры,

Покинет миг

Последнего узора

Пред хаосом над безднами разрыва вечного закона.

План один на всех – Северная Мифологема не оставляет шанса справиться с фатальностью Рока даже Богам. Задача Души – выбор своего пути независимо от чужих мнений, навязанных приоритетов и угрюмых предубеждений. Немецкий поэт семнадцатого века Гофман фон Гоф-мансвальдау писал: «Душа, учись смотреть выше горизонтов этого мира!»[13]. Мы рождаемся одинокими и умираем одинокими, и у нас нет духовной возможности жить жизнью преемственности знаменитого «так положено, так принято».

Когда Земля «похорон и потерь» (А. Тарковский) угнетает, систематизирует механику жизни и погружает в конформизм, человек закрывается в бытие-сон, автоматически-бессознательное существование, не терпящее тревожный мир и бесконечный режим спящего ожидания: «Завтра будет день – будет пища», «Завтра заживём». А будущее не наступает никогда. Его нет. Ты был в будущем хотя бы раз в жизни? Или это были лишь сухие объёмные грёзы мыслей и тревог? Всё, что мы думаем о будущем, – это Наше представление о нём. Любой прогресс так или иначе приведёт к смерти, эсхатология и энтропия неизбежны, её принятие на уровне осознания выводит на уровень жизни здесь для осуществления Райдо, пути предназначения, а не сна-бытия без зримых целей и экзистенциальной фрустрации.

Человек одержим страстями, он не может вырваться из круга внешних обстоятельств, часто которыми он прикрывает свою беспомощность и бесцельность. Принятие мига и борьба за жизнь в её свете Божественной сути – это Само-жертва во имя Себя для обретения Сути вот-Бытия, которая проходит фундаментальной основой Германского эпоса.

Священный центр вне-молчания, неудержимое переживание таинства микрокосма, которое охватывает рунические энергии Мироздания, – есть чувство оформленности духовного начала в сопряжении с ощущением нематериальности бытийного существования и, как следствие, априорное убеждение в подлинном восприятии реальности внутри Древа Жизни – Оси Мира – где ты – есть точка Соединения космических Сил. Где Ты – есть путник Северного духа, где ты – обитель мудрости недвойственного восприятия. Под Иссиня-Чёрным плащом ступает Владыка Вдохновения, следуя по пути которого, Ты возвращаешь Себе Себя, скрываясь за бесконечным количеством ликов, твоих ипостасей с сохранением Истинной Сути, дарованной триадой Один-Вилли-Ве.

1 Последний человек (der letzte Mensch) – термин, введённый   в его работе «». Последний человек устал от жизни, отвергает риск и ищет только лишь  и .
2 Большая книга рун и рунической магии: как читать, понимать и использовать руны/ Эдред Торссон; [перевод с английского Я. В. Тимковой]. – Москва: Эксмо, 2021. – 608 с.: ил. – (Сила рун).
3 Ф. Ницше, «Весёлая наука», т. 1, М. Мысль, 1990.
4 Головин Е. В. Где сталкиваются миражи. Европейская литература: Очерки и эссе 1960–1980-х годов/Евгений Головин. – М.: Наше Завтра, 2014. – 384с.
5 Философия: учебное пособие / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, Е. Ю. Положенкова. – Москва: Инфра-М, 2013. – 302 с.
6 Харри Мартинсон, Аниара, 1956 г.
7 Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю. М. Антоновского / Под ред. К. А. Свасьяна. М.: Азбука-классика, 2010.
8 Философский словарь Владимира Соловьёва. М.: Директ-Медиа, 2012. – с. 187.
9 Стурлусон, Снорри Младшая Эдда / Снорри Стурлусон. – Москва: СИНТЕГ, 2015. – 144 c.
10 Элиаде М. Аспекты мифа. / М. Элиаде. Пер. с фр. – М.: Инвест ППП, 1996, – 234с.
11 Стурлусон, Снорри Младшая Эдда / Снорри Стурлусон. – Москва: СИНТЕГ, 2015. – 144 c.
12 Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1990. – 283с.
13 Головин Е. В. Где сталкиваются миражи. Европейская литература: Очерки и эссе 1960–1980-х годов/Евгений Головин. – М.: Наше Завтра, 2014. – 384с.
Продолжить чтение