Бодхичарья-аватара. Путь Бодхисаттвы. Поэтический перевод Романа Гаруды
Переводчик Роман Гаруда
© Шантидэва, 2018
© Роман Гаруда, перевод, 2018
ISBN 978-5-4490-1350-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Бодхичарья-аватара. Путь Бодхисаттвы» был написан буддистским святым Шантидэвой в VIII веке, и стал авторитетнейшим текстом буддизма Махаяны, (в одном из двух основных направлений буддизма). Однако и для людей не исповедующих буддизм, даже обычное прочтение этого произведения, не говоря уж об изучении, – будет весьма полезным, поскольку оно полностью проникнуто высочайшей нравственностью, святым альтруизмом и мудростью. Именно эти три аспекта побудили меня заключить глубочайший смысл Бодхичарья-аватары в русскую поэтическую форму. Главным образом я сделал это для того, чтобы лучше вникнуть в суть произведения Шантидэвы, это стало моей личной практикой, а также для того, чтобы Вам, мой дорогой читатель, было проще запомнить этот текст и поразмышлять над ним на досуге. Я – обычный стихоплет и ни в коей мере не претендую на высокую художественность написанного мной, однако где-то в глубине моего сердца тлеет надежда, что может быть иногда Ваш тонкий поэтический вкус будет удовлетворен.
Ваш Р. Г.
«Дело в том, что, будучи высшей формой человеческой речи, поэзия не только самый сжатый, но и наиболее конденсированный способ передачи человеческого опыта…»
И. Бродский
Опирайтесь на то, что передаёт учитель, не на его личность;
Опирайтесь на смысл, не просто на слова;
Опирайтесь на истинный смысл, а не на временный;
Опирайтесь на свой ум мудрости, не на свой обычный, выносящий суждения, ум.
«Четыре опоры» Будда Шакьямуни
ОМ! Поклонение Будде1!
Глава первая
Хвала Бодхичитте2
- 1а. Пред Сугат3, с Дхармакаей4 единых и совершенных,
- И благородных Сугат сыновей5,
- И наставников прочих, с сердцем смиренным
- Я простираюсь ступней!
- 1б. Я здесь намерен вкратце объяснить,
- Пространные отринув пересуды,
- Как в жизнь сынов Сугат обеты претворить
- Согласно слову Бхагавана6 Будды.
- 2.В себе не ведаю способностей больших,
- И все, что я скажу, – известно всем заранее,
- А потому, не думая о пользе для других,
- Стихи пишу я эти, чтоб крепло понимание.
- 3. Ведь так смогу уверенней вступить на путь
- Стремления к деяниям благим.
- И если повезет вдруг их прочесть кому-нибудь,
- Возможно, что они помогут им!
- 4. Весьма рожденье7 это обрести не просто,
- Оно есть средство к высшей цели бытия.
- И если блага этого не позаботиться о росте,
- Когда же снова с этим счастьем повстречаюсь я?
- 5. Как молния мгновенно возгорая,
- Всполохом тьму ночную озаряет,
- Так силой Будды мысль благая,
- На краткий миг себя в миру являет.
- 6. Благое посему почти что без защиты,
- А пагубного мощь всесилию подобна!
- Так, что за добродетель, помимо Бодхичитты,
- Несчастье это одолеть способна?
- 7. Бесчисленные кальпы8 созерцая непрерывно,
- Мудрейшие из мудрых уяснили —
- Лишь Бодхичитта, устремление зарождая эффективно,
- Освободить существ бессчетных в силе.
- 8. О, вы – желающие от пыток бытия спасения,
- И всех существ укрыть надежно от мучений,
- Вкусить, кто хочет мириады наслаждений,
- Пусть Бодхичитты ваше созерцание не знает прекращения!
- 9. Когда же Бодхичитта воспылает,
- В темнице бытия томимых существах,
- «Сугат сынами» их провозглашают,
- И славят их народ и божества.
- 10. Она как эликсир чудес алхимии вершителя,
- Ведь превращает плоть нечистую людскую,
- В жемчужину бесценную – тело победителя.
- И ее не оставляют, знающие истину такую.
- 11. Учителя, чьи умы не познать измерением
- Ее важность узрели во всем несравненную,
- Кто желает от бренных чертогов спасения,
- Должен пуще беречь Бодхичитту бесценную!
- 12. Другие добродетели, как дерево банана —
- Несут свой плод и тут же увядают,
- Лишь древо Бодхичитты неустанно
- Плодонося, извечно процветает!
- 13. Свершивший даже жуткое насилие,
- Изгонит страх, опору только в Бодхичитте обретет,
- Как будто защищен он человеком сильным,
- Что ж неразумные не ищут в ней оплот?
- 14. Огню в конце Кали-юги9 подобно
- Вмиг выжжет она злодеяний всю тягость.
- Мудрый владыка Майтрея10 подробно,
- Судхане11 поведал ту высшую благость.
- 15. Но знать необходимо – делится она,
- Две Бодхичитты порождая:
- «Воодушевленная» – зовется так одна,
- И «действия» – наречена другая.
- 16. Подобно тем, кто идеально
- Различает быть в пути мечтание
- С путешествием реальным,
- Обоих так же мудрый достигает понимания.
- 17. И хоть самсары12 значимы свершения,
- От Бодхичитты воодушевленной,
- Но не сравниться им с рекою достижений,
- Бодхичиттой действия рожденной.
- 18. И если в Бодхичитте Бодхисаттва13 станет непреклонен,
- И не помыслит отступить беспечно,
- Покуда не пребудет каждый из живых в освобождения лоне,
- Скитаться, перестав в мирах самсары бесконечных.
- 19. То с той минуты, пусть и отдыхает если он,
- Иль ум его пребудет в отвлечении,
- Заслуг потоком будет он вознагражден,
- Который не уступит небесам в сравнении.
- 20. К Колеснице Малой14 ради стремимых,
- Их об этом учил Татхагата15.
- В Субахупариприхча-сутре он неотразимо,
- Освещенные выше изрек постулаты.
- 21. И благодетельного человека лично
- спасти существ который захотел
- От боли головной обычной,
- Безмерную заслугу обрести удел.
- 22. Что ж говорить о том бесстрашном человеке,
- Решившего существ отсечь мучения
- И совершенствами, у коих не было границ вовеки,
- Их наделить тому подобно – без ограничений?
- 23. И матери с отцом, дано ли их умам
- Благостное это пожелание?
- Доступно ли оно провидцам и богам?
- Доступно ль Брахме16 самому им обладание?
- 24. Когда, даже во сне, хоть на мгновение,
- Они конечно бы не преуспели,
- Чтоб зародить себе во благо это устремление,
- Им как же утвердиться для других в нем, в самом деле?
- 25. Намерение – нести добро живущим,
- В них даже для себя во благо не рожденное,
- Есть драгоценная особенность – уму присущая,
- Рождение его есть чудо из чудес непревзойденных.
- 26. И разве оценить возможно
- Той несравненной мысли совершенство,
- Лекарства от страданий мира сложных,
- Источника его блаженства?
- 27. Когда одно благое изволение
- Всем Буддам поклонения превыше,
- Что ж молвить о делах, чье сотворение
- Для благоденствия существ, для тех, кто дышит?
- 28. Ведь от страданья алча избавления
- Они причинами его влекутся жизни всей своей в течении,
- А счастья вожделея обретения,
- Его, врагам подобно, разрушают в омрачении.
- 29. И наделяет Бодхисаттва радостью нетленной
- Существ навеки с счастьем разлученных,
- И муки всякие искусно истребляет непременно,
- У скорбью с безначальных пор обремененных.
- 30. И омраченность абсолютно устраняет.
- Где отыскать такого друга?
- Найти где праведника этого, кто знает?
- Сравнима с чем его заслуга?
- 31. Кто склонен за добро платить добром,
- Благодарности достоин с похвалою,
- И что же говорить о том,
- Что Бодхисаттва и без просьб творит благое?
- 32. В миру того почитают душевным и милым
- Кто горстке существ небрежно порой
- Подает, что им лишь до полудня хватает от силы,
- Малую толику пищи простой.
- 33. В подобном свете, говорить ли надо
- О том, кто тщится беспрестанно,
- Существ бессчетных одарить Сугат усладой,
- Исполнив также все, что им желанно?
- 34. Покровитель мира изрек, что любой,
- Кто на Сына Сугаты исполниться ожесточением,
- Столько кальп жизнь в аду его будет судьбой,
- Сколько в сердце своем мыслей злых породит он, не менее.
- 35. Чистые же помышления
- Порождают добрые плоды обильно.
- Когда же против Сына Победителя вершится преступление,
- Нет зла в нем, и тем его заслуги возрастают сильно.
- 36. Я простираюсь перед ним смиренно,
- В уме кто эту драгоценность зарождает.
- Ищу Прибежище в истоке том блаженства, неизменно Дарящем счастье даже тем, ему кто беды причиняет.
Такова первая глава «Бодхичарья-аватары», именуемая «Хвала Бодхичитте»
Глава вторая
Осмысление сотворенного зла
- 1. Чтоб обрести ту бесценную ясность сознания,
- Трепеща, Татхагатам творю подношения,
- Святой Дхарме17 – алмазу в ореоле сияния,
- И Будды Сынам – океанам безмерных свершений.
- 2. Все цветы и плоды на земле что взрастают,
- Все травы целебные, многообразно растущие,
- Драгоценные камни, какие только бывают,
- Воды прозрачные, свежесть дарующие;
- 3. Горы сокровищ, рощи, чащи лесов,
- Прочие милые сердцу места уединенные;
- Вьюны, под убранством прекрасных цветов,
- И деревья плодами обремененные,
- 4. Из мира богов и других поселенцев небес:
- Благовонья, златые древа и желанья творящие,
- Урожаи, что всходят сами собой, словно лес,
- Украшения все, подношением стать подходящие,
- 5. Пруды и озера под цветом лотосов нежным,
- Песню пригожую диких гусей гнезда вьющих,
- Что возникает в пространстве безбрежном,
- И не дано никому из живущих,
- 6. Все мысленно кладу к стопам Опекунов —
- Мудрейшим из мудрых и их сыновьям,
- О, Велико милосердные, достойные высших даров,
- Явите же милость, приняв мои подношения Вам!
- 7. Ибо я – без заслуг, беднейший их бедных,
- И не имеющий даров других.
- О, Покровители, взалкавшие освободить всех смертных,
- Для блага моего, Вы снизойдите и примите их.
- 8. Я буду вечно подносить тела свои,
- Отважным Победителям18 и их Сынам.
- Меня примите, Величайшие Герои,
- С благоговением готов служить я Вам!
- 9. Под Вашим неустанным попечением,
- Самсары не страшась, живущих океан мучений иссушу!
- От сделанного зла очищусь я всецело без сомнения,
- Иных же злодеяний не свершу!
- 10. В покоях ванных, ароматами овеянных и чистых,
- Мощенных хрусталем прозрачным и искристым,
- С изящными колоннами из самоцветов золотистых,
- И балдахинами из жемчуга лучистого,
- 11. Под звуки музыки и песнопений несравненных
- Я омываю Татхагат и их Сынов,
- Из множества сосудов драгоценных
- Исполненных прелестных вод и ароматами цветов.
- 12. Заботливо тела я обтираю их
- Тканями богатыми, душистыми и опрятными,
- И подношу я этому собранию Святых,
- Одежды красочных цветов и с запахом приятным.
- 13. Я наряжаю Арью Самантабхадру19 и Аджиту20,
- Манджугхошу21, Локешвару22, как и остальных,
- В божественные платья, золотом расшитые,
- И драгоценностями лучшими я украшаю их.
- 14. Благовоньями изысканными, чьи благоухания
- Собою наполняют все три тысячи миров,
- Стану я умащивать тела Мудрейших мироздания,
- Сияющих, как золото дворцовых куполов.
- 15. Мудрейшим, высшего достойным почитания,
- Я подношу искусно свитые гирлянды внеземные;
- Прелестные, с изящным ароматов сочетанием:
- Утпалу23, лотос, мандараву24 и, чудные цветы иные.
- 16. Я подношу дымы курений благовонных,
- Чьи запахи чарующие душу наполняют наслаждением,
- А также лакомства божественные, вкусов бесподобных —
- Кушанья с напитками, такие, словно наваждение.
- 17. Установив на лотосы золотом червленые,
- Им подношу светильники чеканки драгоценной.
- И над землей душистою водою увлажненной,
- Цветов рассеиваю лепестки красы проникновенной.
- 18. Им, чьи сердца в броню любви одеты,
- Я подношу дворцы в созвучии гимнов мелодичных,
- Где сказочно сверкают жемчуг с самоцветами,
- Достойные украсить пространство безграничное.
- 19. Я подношу всем величайшим Мудрецам
- С ручками златыми драгоценные зонты,
- И с утонченными орнаментами по краям.
- Глаз не отвести от этой ввысь стремимой красоты!
- 20. И пусть собрания прекрасных подношений,
- Под музыки разливы, слух влекущих,
- Взовьются в небо облаками утешений,
- Страдания смягчая всех живущих!
- 21. Пускай же дождь неугомонным низвержением
- Цветов и самоцветов светозарных
- Падет на ступы и изображения,
- И драгоценности святые высшей Дхармы!
- 22. Как словно Манджугхоша и другие
- Дары свершали Победоносным Мастерам,
- Творю я Татхагатам подношения благие,
- Всем Покровителям, а также их Сынам25.
- 23. Потоки бесконечных мелодичных гимнов
- Океанам Совершенств26 я воспеваю.
- Пускай возносятся они к ним беспрерывно,
- Как восхвалений облака, их слух лаская!
- 24. И сколько атомов в Будда-полях27 бытует,
- Я простираюсь столько раз смиренно
- Пред Буддами: кто был, кто есть, кто будет28,
- Пред Дхармой, также Сангхой29 Совершенной.
- 25. Я ступам30 поклоняюсь с искренностью всей,
- И все основы Бодхичитты прославляю,
- Почтенных настоятелей монастырей,
- Учителей, с приверженцами верными включая.
- 26. Пока не овладею сутью Пробуждения,
- К Прибежищу я в Будде прибегаю сердцем непорочным
- И в Дхарме, как в Прибежище, я нахожу спасение,
- Как и в собрании Бодхисаттв его я обретаю также точно31.
- 27. Ладони у сердца друг к другу слагая смиренно,
- Будд с их Сыновьями молю о спасении,
- Им – сострадающим всем совершенно,
- Оглашаю все стороны света в молении:
- 28. На протяжении самсары безначальной,
- Как в этой жизни, так и в тех, что были ранее
- Творил, из-за невежества, зло я колоссальное,
- И побуждал к его свершению других живущих
- подстреканием.
- 29. Омраченностью введенный в тьму непонимания,
- Я радость обретал в свершении грехов, злодей.
- Отныне же, свои постигнув злодеяния,
- Я поверяю Покровителям их с искренностью всей.
- 30. Все зло, что причинил я из неуважения,
- Своими телом, речью и умом порочным,
- Трем Драгоценностям Прибежища спасения,
- Отцам и матерям, учителям и прочим,
- 31. Все зло, мною, злодеем, свершенное,
- На многие жизни себя очернившим
- Грехов изобилием, опустошенный,
- Вверяю я Путь Указующим Высший.
- 32. Смерть прийти может прежде за мною невеждой,
- Чем очищусь я от проступков беспутных.
- Потому к Вам взываю в молитве с надеждой:
- Освобожусь пусть от зла я немедленно и абсолютно!
- 33. На смерти Владыку32 никак нельзя полагаться,
- Ждать он не станет, когда воплотишь свои планы.
- Болен ты, иль здоров: с жизнью придется расстаться,
- Как он придет, будто молнии вспышка – нежданный.
- 34. Я оставлю все и уйду, куда – не известно.
- Омраченный неведеньем, этого не понимая до ныне,
- Я злочинства вершил всевозможные и повсеместно,
- Из-за друзей, а также врагов своих в них я повинен.
- 35. Враги же мои в ничто обратятся однажды.
- И друзья обратятся когда-то в ничто.
- В свое время и я в ничто обращусь, как и каждый.
- Точно также в ничто обратится когда-нибудь – все.
- 36. Как будто рождены кошмарным сновидением,
- В бесплотный дым воспоминаний обратятся:
- Все радости мои, а так же огорчения,
- Уходит что – не смеет возвращается.
- 37. И даже в этой жизни быстротечной
- Друзей лишился многих и врагов.
- Но преступления, что из-за них вершил беспечно,
- Ждут в будущем меня в обличье горестных плодов.
- 38. Так, не понимая, что я сам не вечен,
- Творил я зло живущим, устремленным к счастью.
- Я делал это: будучи безумен, суть – беспечен,
- Пленен неведением и гневом, так же страстью33.
- 39. Эта жизнь рекой в никуда утекает,
- Днем и ночью, всегда непременно,
- И ни дня, ни мгновения не прибывает.
- Разве смерти избегнуть возможно в миру этом бренном?
- 40. И над ложем смертным моим напрасно,
- В скорби поникнут друзья и родные.
- Смерть мою и предсмертные муки ужасные,
- Ни они не разделят со мной, ни иные.
- 41. Как меня схватят Ямы посланники злобные34,
- Будут рядом родные с друзьями, как прежде?
- От посланцев заслуга спасти лишь способна,
- Но я к ней никогда не стремился в надежде.
- 42. О, Покровители! Я, беспечный,
- Не зная о кошмаре мук смертельных
- Во имя этой жизни скоротечной,
- Злодейств свершил, число которых беспредельно!
- 43. От страха цепенеет на эшафот идущий человек,
- Где отсекут конечности ему. Невыразимо он несчастен.
- Высохли уста, глаза ввалились у него под бледной кожей век.
- Весь облик стал его поэтому ужасен.
- 44. Что ж будет, когда меня ужасом связанного,
- Неумолимо жестокие Ямы посланники,
- Во тьму понесут в нечистотах измазанного,
- Болезнью сраженного, объятого паникой?
- 45. Мой взор, блуждающий от страха,
- По сторонам искать защиты станет.
- Кто сможет уберечь меня от краха,
- Когда в кошмар мой разум канет?
- 46. Убежища нигде не обретя,
- Я буду омраченностью повержен.
- И что же буду делать я,
- Когда мой ужас станет безудержен?
- 47. Поэтому теперь ищу Прибежище я настоящее
- В Победоносных – необоримых мира попечителях.
- Они – посильные защитники живущих, никогда не
- спящие
- От страхов всевозможных избавители.
- 48. Его ищу всецело я, от ужаса пред смертью,
- В священной Дхарме ими воплощенной,
- Рассеивающей страхи, от рождений в Круговерти,
- А также в Сангхе Просвещенной.
- 49. Пред ним от страха трепеща,
- Самантабхадре доверяю я себя смиренно.
- И добровольно, не ропща,
- Свое я предлагаю Манджугхоше тело бренное.
- 50. К Авалоките35 – Покровителю живущих,
- Чьи состраданием исполнены деяния,
- В ужасе стремлю я глас свой вопиющий:
- «Молю, ты защити меня, злодея, от страдания!
- 51. Обрести защиту уповая,
- Всем сердцем полагаясь на Спасителей:
- Я Арью36 Акашагарбху37 и Кшитигарбху38 призываю,
- И остальных Великомилосердных Покровителей.
- 52. К Прибежищу стремлюсь я в Ваджрапани39,
- Его, заметив, Ямы посланники злобные,
- Мчат во все стороны света, от страха горланя,
- С ними сущности злые, им же подобные.
- 53. Прежде не держался ваших я советов,
- Но отныне, совершенно, ужас тот узрев,
- Я ищу Прибежище в вас, словно путник света.
- Пусть мой страх уйдет мгновенно, длиться не посмев!
- 54. Страшась обычных недугов телесных,
- Советам люди следуют врача.
- Сомнения, тем более, при этом неуместны,
- Когда четыреста четыре недуга разят тебя сплеча.
- 55. И если даже всякий недуг из таких
- Всех жителей на Джамбудвипе40 погубить способен он,
- И разыскать какого-либо снадобья от них
- Во веки невозможно в каждой из сторон,
- 56. Тогда пренебрежение надменное,
- Всезнающего Знахаря41 советами,
- Любые муки прекращающего неизменно,
- Достойно порицания, как крайнего невежества примета.
- 57. И если осмотрительность являть необходимо
- Стоя на горе едва заметной над землею,
- Беспечность же у края, совсем недопустима,
- Пропасти в десяток сотен йоджан42 глубиною.
- 58. И глупо в помысле стремится к утешению:
- «Сегодня, думаю, мне не придется умереть»,
- Нежданно потому, что время наступает превращения
- В ничто, в тот миг когда приходит смерть.
- 59. Как достигнуть мне суметь освобождение?
- Кто дать способен мне бесстрашие стальное?
- Коль предстоит в ничто мне превращение,
- Так как же я могу бездействовать в покое?
- 60. И ныне что ж осталось мне от страстных
- Переживаний прошлым ставших сразу?
- Из-за привязанности к ним напрасно
- Не исполнял учителями данных мне наказов.
- 61. Живых оставив мир вот этот,
- Своих друзей, а также всех родных,
- Я в одиночестве исчезну – кану в лету.
- К чему мне недруги, друзья? Зачем цепляться мне за них?
- 62. «Страдания мне как же избежать,
- Что в пагубном берет начало?»
- Мне постоянно днем и ночью размышлять,
- Об этом только лишь пристало.
- 63. Пускай я совершил все это
- Плененный омрачением, а также по незнанию,
- Будь это – нарушение обетов,
- Или безнравственные, в сущности, деяния,
- 64. В этом полностью и откровенно
- Я Покровителям открыто признаюсь.
- С ладонями у сердца, пред страданиями в страхе неизменно,
- Я вновь и вновь у лотосовых стоп их ниц ложусь.
- 65. О, Миру Указующие Путь к Освобождению!
- О, Покровители, живым открывшие Нирвану!
- Я поверяю Вам свои грехи и преступления,
- И не благого более вершить не стану!
Такова вторая глава Бодхичарья-аватары, именуемая: «Осмысление сотворенного зла»
Глава третья
Зарождение Бодхичитты
- 1.Великую радость обрел я в творении
- Деяний свергающих боль и страдания.
- Мой путь стал отныне путем избавления
- Существ от мучений на дне мироздания43.
- 2.Сорадуюсь тем кто, накопив добродетели
- Однажды войдет во врата Пробуждения.
- Так стану же я благодарным свидетелем
- Страданий концу в узах Перерождения.
- 3.Духовных трудов сыновей Победителей,
- Плоды принимаю с глубоким почтением.
- И Пробуждению всех Покровителей,
- Я радуюсь будто своим же свершениям.
- 4.В Бодхичитте, безбрежной как само мироздание,
- Живущим дарующей мир и отраду
- Я обретаю бессмертное знание,
- А также безбрежную духа усладу.
- 5.У сердца друг к другу ладони слагая,
- Молю совершенных Будд всех сторон света:
- «Вы, Дхармы Священный Огонь зажигая,
- Укажите путь из страданий тенета».
- 6.Молю я смиренно всех Победителей,
- Самсару покинув, в Нирвану идущих:
- «Будьте с нами вы вечно, о, Света Хранители,
- Не оставляйте во мраке живущих!»
- 7. Пусть силой заслуги молитвы вот этой,
- Немедленно смогут достичь Просветления
- Миров обитатели всех сторон света,
- Обретя совершенно от мук избавление.
- 8. Так буду я лекарем, снадобьем буду!
- А также сиделкой для всех безупречной,
- Не излечится от омрачений покуда
- Каждый томимый в самсаре навечно!
- 9.Из яств и напитков дождем благодатным,
- Низвергну я жажды и голода пытки.
- В голодные кальпы44 они многократны,
- Пусть сам превращусь я в еду и напитки!
- 10.Так стану для бедных я лучшей наградой —
- Сокровищ несметных волшебной рекою!
- Смогу превращаться во все, что им надо.
- Пусть буду всегда я у них под рукою!
- 11.Отдам не жалея на благо живущих
- Трех времен добродетели45, вещи и тело.
- Облегчу тем тяжкий удел неимущих,
- Расставшись со всем без оглядки и смело.