Изобразительное искусство
Редактор Любовь Григорьевна Серебрякова
© Александр Владимирович Глухов, 2022
ISBN 978-5-0056-1761-3
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Посвящается моему учителю,
наставнику и коллеге
Серебряковой Л. Г.
От автора
Изобразительное искусство – самый привлекательный и романтичный вид знаний на Земле. Искусство позволяет учащимся мыслить образами и пытаться создать собственный оригинальный творческий продукт.
При составлении этой книги, я прежде всего исходили из принципа, что дети на уроках рисования должны прежде всего рисовать, а не читать многостраничные параграфы перегруженные многочисленными иллюстрациями и текстами. Нельзя не заметить, что большинство учебников по изобразительному искусству стали превращаться в учебные пособия по истории. Поэтому я свел к минимуму теоретический материал.
Особенности книги:
1. Использованы большие, на целую страницу иллюстрации. Это было сделано для удобства восприятия материала.
2. В качестве иллюстративного материала чаще всего были использованы наиболее знаковые произведения мирового искусства в расчёте на то, что, заинтересовавшись тем или иным художником или направлением в искусстве, читатель сможет самостоятельно поискать интересующий его материал в интернете или книгах.
3. Лаконичность изложения и тщательно отобранный иллюстративный материал позволит разобраться в водовороте стилей и направлений в изобразительном искусстве.
4. В данном учебном пособии я по максимуму попытался реализовать триединую дидактическую задачу (научность, системность, доступность). Последнему принципу было уделено особо пристальное внимание. Знания должны быть доступны и понятны для всех учеников простой общеобразовательной школы.
Моим постулатом при написании этой небольшой книги, стали азбучные педагогические истины знаний: «Повторение мать учение» и «лучше меньше да лучше».
1. Традиционные виды изобразительного искусства
Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза). 1503 – 1519 года. Доска (тополь), масло. 76,8 × 53 см. Лувр, Париж.
Искусство
Искусство – это вид знаний, который постигается через образное осмысление действительности (то есть, реалий обычной жизни). В результате, художник отражает свой внутренний и внешний мир по отношению к творцу (вселенной) и другим людям
Прекрасно об искусстве сказал Великий русский писатель Лев Толстой: «Искусство есть заражение чувствами других людей».
Апофеозом (вершиной) развития изобразительного искусства следует считать, знаменитую «Мону Лизу», или «Джоконду» – «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо». На картине изображена Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. Джоконда Леонардо – это гимн искусства и визитная карточка этого вида знаний.
Леонардо да Винчи (1452—1519) – Великий итальянский художник и учёный. Леонардо любил использовать свой собственный приём «сфумато», что в переводе с итальянского означает – «исчезающий как дым», поэтому его картины кажутся такими таинственными и загадочными. Но «сфумато» – это лишь внешняя оболочка его прославленной картины, суть же Моны Лизы надо искать в самом авторе, но это невозможно увидеть – это можно только мыслить.
«Живопись – это поэзия, которая видна и не ощущается, а поэзия – это картина, которая ощущается и не видна», – Леонардо да Винчи.
Теперь скажем иначе, простым и понятными словами:
«Искусство – это такой же вид знаний, как и наука,…но в отличии от науки, искусство говорит с нами языком любви и чувств, поэтому оно вечно.
ЖИВОПИСЬ
Рембрандт. ПОРТРЕТ ТИТУСА. 1668. Холст, масло. Лувр, Париж. 72 х 56.
Живопись – самый популярный вид изобразительного искусства, Произведения живописи создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Основным выразительным средством живописи является цвет
«Живопись – это искусство выражения невидимого через видимое», – Эжен Фромантен (французский живописец).
В искусстве выделяют несколько разновидностей живописи: станковая живопись (то есть картины, написанные на мольберте), монументально-декоративная роспись (фрески), театрально-декорационная живопись, цифровые изображения, миниатюра.
Картины Рембрандта являют собой прекрасный образец живописи. Рембрандт или Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 1669) – величайший голландский художник, мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи (живопись эпохи барокко). Живопись Рембрандта несёт в себе глубокий драматизм и глубину человеческих переживаний и чувств. Его живописные полотна обычно выполнены в тёмных тонах, но именно ночью человек может зажечь свечу в беспросветном царстве теней.
«Живопись – внучка Природы, родственница Бога», – Рембрандт.
Портрет Титуса был выполнен Рембрандтом в 1668 году, когда Титус женился на Магдалене ван Лоо, дочери друга Рембрандта. 4 сентября 1668 года, спустя всего несколько месяцев, Титус умер от чумы. Смерть единственного сына отложила глубокий отпечаток в творчестве художника.
ГРАФИКА
Ван Гог. Пасторский сад. 1884. Бумага, карандаш. Музей изобразительных искусств (Будапешт). 19х14.
Графика – вид изобразительного искусства, в котором в качестве основных изобразительных средств, используются тональные отношения линий, штрихов и пятен. Графические работы зачастую требует больше времени и усилий со стороны художника
В царской крепостнической России к началу ХХ века термина графика ещё не существовало. Графические произведения и по ныне идут вслед живописи, согласно искусствоведческой традиции. Цвет в графике может применяться, но он играет вспомогательную роль. При работе в графике обычно используют один или два цвета.
Графические произведения подразделяются на несколько родов: станковая графика (все виды гравюры, акварель и др.); книжная графика (иллюстрации, заставки, буквицы, обложка, создание рисунка шрифта, общее оформление книги и др.); журнальная и газетная графика (оформление печатных изданий, карикатуры, иллюстрации); прикладная и промышленная графика, (почтовые марки, денежные знаки, буклеты, рекламные издания, фирменные знаки, товарные ярлыки, упаковка, вывеска); графика письма (каллиграфия, искусство шрифта); плакат (вид торговой рекламы и политической агитации); компьютерная графика.
Особый интерес представляют графические работы Ван Гога.
Ван Гог или Винсент Виллем Ван Гог (1853 – 1890) – нидерландский художник-постимпрессионист, чьи работы оказали существенное влияние на живопись XX века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. В своём последнем письме художник признался, что, поскольку у него не было детей, то он рассматривает свои картины как потомство. В работах Ван Гога мы чувствуем восхищение природой, сопереживание человеческому горю и чувствам.
«Нет ничего более по-настоящему художественного, чем любящие люди», – Винсент Ван Гог.
СКУЛЬПТУРА
Микеланджело. Давид. 1504. Мрамор. 517 см. Флоренция, Академия изящных искусств.
Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму. В широком значении скульптура – это искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы. Понятие «скульптурность» (возможность осязать объём), противопоставляется «графичности» и «живописности». Отдельно рассматривают такую разновидность искусства скульптуры, как рельеф. Скульптура – самый выразительный вид искусства благодаря тому, что изображение приобретает реальный объём
Скульптурное изображение также обозначается довольно архаичным словом изваяние.
«Истинное произведение искусства» – не более, чем тень божественного совершенства, – Микеланджело.
Микеланджело или Микеланджело Буонарроти или Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (1475 – 1564) – Великий итальянский скульптор, художник, архитектор. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения. Микеланджело прожил почти 89 лет, за этот период сменилось тринадцать пап римских. Микеланджело был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни. Творчество Микеланджело стало созвучно и тождественно понятию «скульптура». Его скульптура есть кульминация и апогей развития скульптуры.
«Человек рисует мозгом, а не руками», – Микеланджело.
Давид – мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная публике на площади Синьории во Флоренции 8 июня 1504 года. Изваяние было воспринято в качестве символа свободолюбия и борьбы за независимость Флорентийской республики. Статуя Давида до сих пор является олицетворением скульптурного творчества. Она воспевает красоту и совершенство человеческого тела.
«Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.» – Микеланджело.
ФОТОИСКУССТВО
Родченко. Ударник Электрозавода. Фотография. 1929 год. 40х22.
Фотоискусство – это искусство основанное на технологиях фотографии, отражающей творческое видение фотографа как художника. Считается одним из изобразительных искусств и занимает одно из ключевых мест в современной массовой культуре. Искусство фотографии, несмотря на относительную молодость стало одним из самых востребованных видов изобразительного искусства
Для фотоискусства характерно значительное разнообразие технических средств и богатство изобразительного языка.
Александр Михайлович Родченко (1891 – 1956) – русский и советский живописец, график, плакатист, скульптор, фотограф. Родченко один из представителей фотографии Нового видения. Фотографии Родченко уникальны своей системой координат и манерой видения. Родченко использовал съемку с непривычного ракурса, который сразу же стали называть «родченковским». Он точно чувствовал природу света и тени как материала для построения фотографического пространства. Благодаря Родченко искусство фотографии заняло своё подобающее место в мировом искусстве. Он доказал, что передача образа возможна не только через мир красок и карандашей, но и с помощью фотоаппарата и других современных средств.
Кредо Родченко – «Я хочу научить людей видеть необыкновенно обыкновенные вещи».
2. Основные материалы для творчества
КАРАНДАШ
Александр Глухов. Фуга для арбуза и сирени. 2020. Бумага, цветные карандаши. 34Х26.
А. Глухов. Пленер. 1988. Бумага, карандаш. 29Х42.
Карандаш – инструмент в виде стержня из пишущего материала (угля, графита, сухих красок и тому подобного). Начиная с XIII века художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш. Графитные карандаши известны с XVI века. Карандаши принято делить на простые и цветные.
Нельзя не признать тот факт, что рисование в технике простого или цветных карандашей стала наиболее востребованной и популярной у детей. Это объясняется практичностью применения и относительной дешевизной этого художественного материала.
«Когда человек посвящает себя искусству, многих бед он избежит, если не будет бездельничать», – Альбрехт Дюрер.
ПАСТЕЛЬ
Э. Дега. Голубые танцовщицы. 1897. Бумага, пастель. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва. 65 × 65.
Пастель – группа художественных материалов, чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы. Пастель бывает трёх типов – «сухая», масляная и восковая. Пользоваться пастелью художники начали в конце XV века. Пастель нельзя назвать востребованным художественным материалом, однако, цветопередача у пастели одна из лучших. Благодаря пастельной технике художник может передать своим образам особенную яркость и выразительность.
Эдгар Дега (1834 – 1917) – французский живописец, один из виднейших представителей импрессионистского движения. Пастельные работы Дега стали визитной карточкой этого художественного материала, «Голубые танцовщицы» выполнены настолько искусно, что по праву могут соперничать с любым произведением выполненным, даже выполненным в технике масляной живописи.
«Искусство – это не то, что ты видишь, а то, что ты заставляешь других видеть», – Эдгар Дега.
ЧЕРНИЛА
Александр Глухов. Vade mecum III (Иди со мной). 2018. Бумага, чернила. 21Х21.
Чернила – жидкий краситель, пригодный для письма. Рисунки чернилами представляют собой разновидность графики. Чернила во многих языках происходят от слова «черный». Однако они изначально были разноцветными, так как производились из самого разного сырья. Их делали из соков, отваров, растительных клеев, насекомых и т. д.
Традиционно чернила ассоциируются с китайской живописью, где искусство каллиграфии было возведено в ранг искусства, однако, современные художники всё чаще и чаще используют чернила в своём творчестве.
АКВАРЕЛЬ
М. Ю. Лермонтов. А. А. СТОЛЫПИН-МОНГО (Столыпин в костюме курда). 1841. Акварель. Литературный музей, Москва. Овал. 13,2×9,4.
Акварель – техника изображения и разновидность изобразительного искусства, занимающая положение между живописью и графикой. Основной недостаток акварельной живописи – слабая светостойкость, поэтому в музеях произведения, выполненные в технике акварели, при длительном хранении закрывают специальными шторками. Акварель требует обязательной окантовки в паспарту под стекло. Краски на водной основе известны с древнейших времен. Акварелью исполнены цветные рисунки на древнеегипетских папирусах. В Средние века акварель использовалась для иллюстрирования рукописей. Акварельная техника была особенно популярна в императорской России, множество портретных зарисовок было сделано во времена Пушкина и Лермонтова.
«…Я жидкий блеск икон в дрожащих струйках дыма,
Я шелест старины, скользящей мимо,
Я струйки белые угаснувшей метели,
Я бледные тона жемчужной акварели» —
Максимилиан Александрович Волошин.
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814—1841), русский поэт, на протяжении всей жизни увлекался рисованием и живописью.
Монго – повеса и корнет,
Актрис коварных обожатель,
Был молод сердцем и душой…
…
Породы английской он был —
Флегматик с бурыми усами,
Собак и портер он любил,
Не занимался он чинами,
Ходил немытый целый день,
Носил фуражку набекрень;
Имел он гадкую посадку:
Неловко гнулся наперед
И не тянул ноги он в пятку,
Как должен каждый патриот. (1836 год).
МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ
Елена Колобова. Натюрморт с подсолнухами. 2016. Холст, масло. Финляндия, частная коллекция. 50х35.
Масляная живопись – одна из живописных техник, использующая краски с растительным маслом в качестве основного связующего вещества. Масляные краски состоят из сухих пигментов и высыхающего масла. Например, может применяться масло семян льна, мака или грецких орехов. Масляными красками чаще всего пишут, устанавливая холст на мольберте. Законченную полностью высохшую картину часто покрывают лаком, чтобы выровнять тон и защитить картину от разрушения. Масляная живопись по сей день является бесспорным фаворитом среди художественных материалов.
Этот метод живописи был известен еще пять тысяч лет назад, а широкое распространение получила в 7 веке н. э. в Афганистане. Ученые это обнаружили, изучая роспись буддийских храмов в Бамианской долине. А в Европе заново изобрели масляные краски уже в 13—14 веке. Широкое применение в Европе масляная живопись получила в начале XV века благодаря искусству нидерландского живописца Яна ван Эйка.
В профессиональной художественной среде масляная живопись считается одной из наиболее удобной техник. Основные плюсы написания картин маслом: хорошая смешиваемость красок для получения всевозможных оттенков, сохранение первоначальных цветов после окончательного высыхания красок, возможность быстрого удаления мастихином остатков краски при исправлении ошибок, долговечность готовых произведений искусства.
Елена Викторовна Колобова. Современная художница с ярко выраженным индивидуальным стилем. Род. 1961. Работы Колобовой находятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Ленинградская область, город Подпорожье.