Воспоминания о прошлых жизнях. 12 проверенных методов
Дорогой Читатель!
Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.
Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.
Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствует росту как личного, так и общественного благополучия.
Искренне Ваш, Владелец Издательской группы «Весь»
Пётр Лисовский
Моему хорошему другу Блэр Робертсон, ведущему гипнотерапевту Канады
Вы уже жили прежде
Вы когда-нибудь оказывались в таком месте, которое абсолютно точно никогда прежде не посещали, но при этом испытывали сильнейшее ощущение дежа вю? Знакомы ли вам какие-то иррациональные страхи, не поддающиеся разумному объяснению? Хотели бы вы знать, есть ли у вас вторая половинка, ваша по-настоящему родственная душа, и встретились ли вы с ней уже или пока еще нет?
Хотя наша современная западная культура еще не готова признать идею возможности реинкарнации, велика вероятность того, что все наши иррациональные опасения, странные ощущения, дежа вю или увлеченность историей и древними местами могут оказаться напрямую связанными с событиями из наших предыдущих жизней. Наши воспоминания о прошлом существовании могут быть ключом к разгадке всех тайных страхов и мотиваций, препятствующих личностному росту и развитию в настоящее время.
Известный автор книг по метафизике, гипнотерапевт Ричард Уэбстер помог сотням людей вспомнить их предыдущие жизни. Он собственными глазами видел, как драматически могут сказываться события и психологические и физические травмы прошлого – на текущем бытии человека. Основываясь на данных своей деятельности, он разработал двенадцать методов, которыми может воспользоваться каждый желающий, чтобы получить доступ к воспоминаниям о своих прошлых жизнях. Каждый способ, описанный в этой книге, от лозоходства [1] до Хроник Акаши [2], сопровождается связанными с ним историями и примерами из частной практики автора.
Измените свой взгляд на жизнь и на смерть и почувствуйте, насколько обогатится и наполнится новым смыслом ваше существование, когда вы обретете достоверное знание о том, что вы уже жили прежде.
Об авторе
Ричард Уэбстер родился в 1946 году в Новой Зеландии, где и проживает до сих пор. Он много путешествует по миру и в ходе своих путешествий ежегодно читает лекции и проводит практические занятия по экстрасенсорике. Ричард Уэбстер – автор большого количества книг, в основном посвященных парапсихическим и экстрасенсорным явлениям, и ведущий колонки в профильном издании.
Женат. Воспитывает троих детей. Семья во всем поддерживает Ричарда, хотя старший сын при этом видит себя вне сферы деятельности отца и собирается стать бухгалтером.
У большинства авторов издательства «Llewellyn», как правило, есть свои сайты, из которых вы можете получить дополнительную информацию. Подробнее об этом рассказано на нашем сайте: www.llewellyn.com
Вступление
Бесконечное время – без начала и без конца – дано было мне; я унаследовал вечность, и нескончаемость стала мне наградой.
ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ «КНИГА МЕРТВЫХ» (приблизительно 1450 год до нашей эры) [3]
Должно быть, с тех пор прошло не меньше четверти века, но я помню все, как будто это было на прошлой неделе. Моя клиентка, женщина средних лет, полулежала, откинувшись назад, в мягком глубоком кресле, пока я возвращал ее в детство для того, чтобы выяснить истинные причины, стоящие за ее ожирением.
Это стандартная процедура для людей, масса тела которых серьезно превышает установленные нормы. Обычно нам удается вернуться к тому моменту, после которого пациент начал активно и стабильно набирать вес. И как только человек осознает причину своих бед, он находит в себе силы освободиться от нее, и после – лишние килограммы безвозвратно исчезают «на глазах».
Как правило, основной причиной оказывается какой-то пустяковый инцидент, имевший место быть в детстве или отрочестве пациента. На тот момент ситуация казалась неприятной и болезненной, но со временем она была сознательно забыта. Вернувшись в прошлое и посмотрев на случившееся глазами взрослого, зрелого человека, мои клиенты понимают, что в настоящем нет никакой необходимости продолжать беспокоиться о той мелочи, что осталась в прошлом, и – избыточный вес постепенно уходит. Таким образом, могу с уверенностью сказать, что данная техника чрезвычайно эффективна.
– Я бы хотел, чтобы вы вернулись назад, – сказал я своей клиентке, – в самую первую ситуацию, после которой у вас начала проявляться проблема излишнего веса. Вам будет легко это сделать, и вы сохраните бесстрастность и спокойствие, в каких бы обстоятельствах вы ни оказались. А теперь возвращайтесь, погружайтесь – сквозь время и пространство – в тот самый первый момент, породивший причину вашего сегодняшнего визита ко мне.
– Я там, – ответила пациентка. (Ее голос стал более глубоким, и, хотя она продолжала покоиться в моем кресле, язык ее тела, казалось, тоже несколько изменился.)
– Где вы?
– Они сражаются.
Моей первой мыслью было, что она увидела, как ее родители ссорятся и выясняют отношения, но не стоило сразу же принимать за истину это мое предположение, и потому я спросил:
– Кто сражается?
– Все. Все взрослые. Так шумно, и везде огонь. Повсюду мертвые люди.
Это уже была не нормальная регрессия. Женщина была слишком молодой, чтобы иметь какое бы то ни было отношение даже ко второй мировой войне, а я не мог придумать, в каком другом конфликте она могла бы принимать участие в прошлом.
– Где вы? – спросил я.
– Дома. – И лицо женщины тут же сморщилось. Она начала плакать.
Я немедленно велел ей сделать шаг назад и посмотреть на ситуацию со стороны, как будто все это происходит с кем-то другим.
– Моего дома больше нет, – сказала она сквозь слезы. – Улицы, города тоже нет. Только сражение. А потом вдруг все стихает. И нет никого, кроме меня.
– В какой стране вы находитесь? – спросил я, все еще думая, что она рассказывает о некоем событии из текущей своей жизни. Она покачала головой и вздохнула.
– В каком году вы живете? – продолжил я, но снова не получил ответа.
Постепенно плач прекратился, и она начала говорить. Ее родители были убиты в ходе сражения, и она не имеет ни малейшего представления о том, что произошло с ее братьями и сестрами. Город был полностью разрушен, и она вместе с еще несколькими выжившими вынуждена была питаться жалкими остатками пищи и крохами, которые только могла найти. Днем было невыносимо жарко, а ночью невероятно холодно. Вскоре вся пища закончилась, в результате чего она умерла от голода.
Когда я вернул ее в настоящее, она была спокойна и совершенно не удивлена тем, что неожиданно вернулась к своей прошлой жизни. Я внушил ей, что такое происходит сплошь и рядом, хотя на самом деле это был первый случай, когда я стал свидетелем подобного явления.
Затем мы стали с ней обсуждать открывшуюся во время сеанса ситуацию и ее возможную связь с проблемой лишнего веса в настоящем. Очевидно, умерев в прошлой жизни от голода, моя пациентка подсознательно решила, что такое больше никогда не должно повториться, и поэтому теперь она ест всю поставленную перед ней еду. Как только она осознала это, ее лишний вес ушел, и эта пациентка стала лучшей рекламой моей гипнотерапевтической практики.
Этот пример – крайность. Обычно, когда я возвращаю кого-то во времена их детства, увиденный инцидент оказывается совершенно тривиальным и незначительным с точки зрения взрослого человека. Иногда это может быть просто небрежное легкомысленное замечание, в которое и не вкладывали никакого особого смысла. Одна моя клиентка в ходе регрессии вернулась к одному моменту, когда они с отцом случайно увидели нескольких ярко разряженных проституток.
– Смотри, какие красивые тетеньки, – сказала она.
Ее отец повернулся посмотреть и ужаснулся. Он дернул дочку за руку и велел не глядеть на них. Из этого инцидента маленькая девочка сделала вывод, что ее папа не любит красивых женщин, и начала набирать вес, стараясь угодить отцу. Естественно, как только это давно забытое воспоминание было восстановлено, моя клиентка смогла понять, из-за чего она, в сущности, набрала вес. В результате женщина начала худеть – постепенно, но стабильно.
На протяжении многих лет работы люди то и дело неожиданно для себя и для меня возвращались к своим прошлым жизням, сидя в моем кабинете, в кресле. Иногда такой опыт становился тревожным и волнующим, особенно для тех, кто раньше не допускал и мысли о том, что реинкарнаций может быть несколько. Но именно те, самые первые спонтанные регрессии побудили меня изменить направление моей гипнотерапевтической практики и стать специалистом в области возвращения к прошлым жизням. В любом случае эта тема меня всегда интересовала, и у меня самого есть целый ряд воспоминаний, не имеющих ни малейшего отношения к моему текущему существованию. Сам концепт реинкарнации неизменно казался мне чрезвычайно логичным.
Очень быстро я осознал, что нет такого метода, который подходил бы абсолютно всем. Я люблю гипноз, но прекрасно понимаю, что далеко не каждый человек готов разделить мой энтузиазм в отношении данного явления. Многие люди с большой опаской относятся к гипнотическому трансу. Они думают, что могут потерять контроль, выдать какие-то страшные тайны или, например, сделать что-то такое, на что они никогда не отважились бы в обычном состоянии. Ничего из перечисленного не случится, уверяю. Однако если объект считает это возможным, его вряд ли получится подвергнуть гипнозу.
Кроме того, не каждый может вернуться в прошлую жизнь по ряду причин. Во-первых, из-за страха. Если, к примеру, человек боится узнать то, что ему пришлось пережить прежде, или, возможно, страдает от религиозных комплексов, связанных с идеей реинкарнации, то, скорее всего, он не сможет достаточно расслабиться и позволить воспоминаниям о прошлых жизнях всплыть в его памяти. Кроме того, если между объектом и гипнотерапевтом нет настоящего контакта и взаимопонимания, то пациент вряд ли сумеет раскрепоститься и успешно перенести процедуру регрессии.
Во-вторых, у человека могло просто не быть прошлых жизней. В данном случае он или она – «новая душа», не бывавшая в нашем мире прежде. Мне еще предстоит найти того, кто явился на этот свет впервые. Я считаю, что все души были созданы в одно и то же время, но развивались после этого в разном темпе.
Наконец, еще одной возможной причиной является тот факт, что события ближайшей по времени прошлой жизни были настолько трагическими и болезненными, что подсознание человека целенаправленно и преднамеренно закрыло доступ к данным воспоминаниям, равно как и к тому, что происходило во всех остальных, более ранних реинкарнациях. Вероятность этого особенно велика, если объект пережил ужасную и мучительную смерть.
Таким образом, я экспериментировал с различными методиками, помогая людям перенестись через время и пространство и вспомнить их прошлые жизни. Я подобрал некоторые техники для тех, кто не позволяет ввести себя в гипнотический транс или не может обрести желаемые воспоминания в данном состоянии сознания. В эту книгу я включил наиболее эффективные методы. Все люди разные, и вскоре вы поймете, что некоторые способы для вас гораздо лучше работают, чем для других людей, и, соответственно, наоборот. Для начала прочтите всю книгу и определите, какие техники вам больше всего нравятся. Вероятнее всего, именно эти методы и окажутся для вас самыми подходящими.
Если вы действительно хотите извлечь из подсознания свои давно забытые воспоминания о прошлых жизнях, то описанные в данной книге техники вам непременно в этом помогут.
Глава 1
Множество ваших прошлых жизней
Рождение – не начало, смерть – не конец.
ЧЖУАН-ЦЗЫ [4] (369(?)–286(?) гг. до н. э.)
«Мы с мужем отправились в туристический поход прошлым летом. Никогда прежде мы ничего подобного не делали, поэтому мне было очень трудно заснуть на свежем воздухе, прямо на земле под звездным небом. Лежать в объятиях мужа было очень приятно, но когда он уснул, я провалялась без сна еще несколько часов, пребывая в настороженном состоянии, будто в ожидании нападения. Уже под конец ночи я все-таки сумела заснуть, и мне приснилось, что я была маленьким индейским мальчиком, потерявшимся как раз в тех местах, куда мы отправились в поход. Я ощущала нервозность этого ребенка и его страх, который он постоянно испытывал, пытаясь отыскать пищу и дорогу домой. Ночью он спал прямо на земле, как и я в тот раз, и точно так же не мог заснуть, вздрагивал от каждого звука и движения. Ему казалось, что его кто-то преследует, поэтому целыми днями он оглядывался по сторонам и смотрел назад. Наконец, его страх привел к тому, что мальчик не выдержал и побежал. Споткнулся о вылезший на поверхность земли корень дерева, упал и сломал ногу. Не в силах пошевелиться, ребенок лежал на земле в ожидании смерти.
Проснулась я в холодном поту с бешено бьющимся сердцем. Уверена: именно я сама и была тем мальчиком. Все было слишком живо, ярко и реалистично, чтобы оказаться просто обычным сном».
«Всю жизнь, насколько я могу помнить, меня постоянно терзали странные предчувствия, будто должно было произойти нечто плохое. В прошлом году я впервые решила побывать в Афинах; по дороге в Парфенон [5] на меня нахлынуло знакомое чувство – я рухнула прямо на ступеньки, по щекам моим ручьями полились слезы. Ко мне подходили люди и предлагали свою помощь, но я не могла ничего им сказать. Я знала только одно: я уже бывала там прежде. Не сейчас, не в этой своей жизни, а в одной из прошлых, гораздо раньше. Что-то ужасное произошло со мной в Парфеноне, и, вернувшись туда, я вновь выпустила на волю испытанные когда-то чувства. С этого момента я смогла полностью от них освободиться. Не уверена, хочу ли я знать, что конкретно произошло со мной в той, прошлой, жизни».
«Мои братья и сестры легко научились плавать, а я всегда ужасно боялся воды. Это просто выводило отца из себя, поскольку наша семья любила отдыхать на яхте, и все каникулы мы проводили либо в океане, либо на его побережье. Когда мне было тринадцать лет, родители отвели меня на сеанс к гипнотерапевту из-за того, что я грыз ногти. Именно тогда, находясь в кресле в кабинете специалиста, я спонтанно и неожиданно вспомнил свою прошлую жизнь на маленьком острове в Тихом океане. Все было хорошо, и мы зарабатывали на хлеб ловлей рыбы. Но однажды наше судно попало в шторм, когда мы пытались вернуться домой, и мы не смогли ничего сделать. Я свалился за борт и утонул, несмотря на то что был отличным пловцом. До того момента я никогда не задумывался о реинкарнации. Гипнотерапевт объяснил мне все, но я никогда не рассказывал об этом своим родителям, потому что сам опыт показался мне невероятно странным. Но самое удивительное и непонятное тут то, что моя жена из прошлой жизни является сейчас моей матерью. Данный факт не дает мне покоя уже многие годы».
Вы когда-нибудь интересовались своими прошлыми жизнями? Многие люди об этом задумываются. Некоторые руководствуются сохранившимся смутным воспоминанием о чем-то произошедшем в прошлом. Другие же просто хотят узнать больше о самих себе: откуда они пришли и куда двигаются. Вне зависимости от причин и побудительных мотивов вы вполне можете успешно исследовать свои собственные прошлые жизни.
Люди верят в концепт реинкарнации на протяжении многих тысяч лет, и вера эта универсальна. В Азии, Америках, Африке, Австралии и Европе люди верят, что смерть – не конец и что все мы непременно возродимся вновь в ином теле.
На востоке к реинкарнации всегда относились как к должному. Это неотъемлемая часть индуизма, буддизма, джайнизма [6] и сикхизма [7]. Изначально данная идея не была составляющей синтоизма, но, как только буддизм достиг в XII веке берегов Японии, реинкарнация все-таки была включена в систему верований и там. Приверженцы ислама в данное явление в основной своей массе не верят, за исключением суфийской секты [8], признающей концепт перерождения.
Древние египтяне хоронили покойных с особыми магическими заклинаниями, что должно было помочь им возродиться в той форме, которую они сами для себя изберут. В Греции, в VI веке до нашей эры, проповедники Орфического культа [9] учили тому, что у каждого человека есть и злая сторона, и божественная. Исходя из этого, прогрессируя в различных реинкарнациях, мы учимся избавляться от злых качеств своей натуры и становимся исключительно божественными сущностями, на чем цикл наших перерождений завершается [10].
Идеи орфиков позднее были переняты Пифагором и впоследствии стали неотъемлемой частью его философского учения. Пифагор сумел вспомнить свои прошлые жизни. Ямвлих [11] в своей работе «Life of Pythagoras» («Жизнь Пифагора») писал: «Больше всего Пифагор хотел привлечь внимание общественности к тому факту, что он знал все свои прошлые жизни, которые ему пришлось прожить, потому он призывал других напомнить себе же о своих былых существованиях» [12]. Пифагор помнил свою жизнь в качестве троянского воина Эвфорбуса, пророка Ермотима, заживо сожженного врагами, рыбака-киприота Пирха, финикийской проститутки, фракийского [13] крестьянина и жены хозяина магазина из Фракии [14].
Сократ также свято верил в реинкарнацию. Рассказывают, что последнее утро своей жизни он провел в размышлениях о том, как душа может существовать до того, как кто-то, в кого она может вселиться, появится на свет, и продолжать жить после физической смерти тела. Сократ посредством философии пытался анализировать человеческую жизнь, отсюда и его, пожалуй, самое известное высказывание: «Познай самого себя». Его оригинальные идеи о душе активно обсуждаются и сегодня.
Самый знаменитый ученик Сократа, Платон, также твердо веривший в реинкарнацию, писал: «Знайте: если вы будете плохими – вы отправитесь к худшим душам, если хорошими – к лучшим. В каждой последовательности жизни и смерти вы поймете: подобное страдает в руках подобного» [15]. Платоновские идеи относительно реинкарнации оказали значительное влияние на западную философию, что прослеживается и поныне.
Несколько позже и греческий гностицизм признал концепт реинкарнации, и это сыграло немаловажную роль в ранних христианских верованиях. Во II веке Климент Александрийский [16] написал, что все мы развиваемся в процессе многих реинкарнаций. Ориген [17] был с ним полностью согласен.
В нескольких библейских отрывках концепт реинкарнации воспринимается как должное. Например, в 13–15 стихах XI главы «Евангелия от Матфея» Иисус рассказывает о том, кем был Иоанн Креститель в прошлой жизни: «…Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» Данное заявление получает подтверждение далее, в 12 стихе XVII главы «Евангелия от Матфея», где Христос говорит: «…Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них». В другом эпизоде Иисус спрашивал своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Ответ был: «Одни – за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков» («Евангелие от Матфея», глава XVI, стихи 13–14).
Апостолы также касаются темы реинкарнации, когда спрашивают Иисуса о слепом с рождения человеке: «Ученики Его спросили у Него: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» («Евангелие от Иоанна», глава IX, стих 2). Очевидно, что человек не мог грешить до того, как был рожден, если только он не согрешил в предыдущей жизни. Интересно, что Христос не упрекает своих последователей за подобные идеи: «Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для] [того], чтобы на нем явились дела Божии» («Евангелие от Иоанна», глава IX, стих 3).
К сожалению, в 553 году нашей эры Второй Константинопольский собор [18] объявил саму идею реинкарнации еретической доктриной. Христианская церковь немедленно отвергла данный концепт, вынудив его сторонников уйти в подполье. Реинкарнацию вновь признали ересью в 1274 году на Втором Лионском соборе [19] и в 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе [20]. Любой верующий в концепт перерождения души рисковал быть заживо сожженным на костре.
Несмотря на это, вера в реинкарнацию не исчезла. Пожалуй, наиболее известными из всех этих подпольных сект были катары [21], которых впоследствии истребила Инквизиция. Интересно, что упоминания о реинкарнации в Библии свидетельствуют исключительно в поддержку данной идеи [22].
В эпоху Ренессанса в Европе вновь возродился интерес к идеям Пифагора, Каббалы и платонизма. Леонардо да Винчи был одним из тех людей, кто принял концепт реинкарнации. В его «Дневниках» можно обнаружить несколько отрывков, в которых говорится о его вере в вечность и бессмертие души. А Джордано Бруно, осужденный католической церковью как еретик и в 1600 году приговоренный к смертной казни через сожжение, заявлял Инквизиции: «У меня была и есть бессмертная душа… Поскольку душу не найти без тела, но при этом она не есть тело, она может быть в том или ином теле и переходить из тела в тело» [23].
Идея реинкарнации прослеживается в иудейской «Каббале» [24] и «Книге Зогар» [25]. Также данное явление неоднократно упоминается в «Бхагавад-гите» [26] и «Упанишадах» [27], а все ссылки в исламском «Коране» [28] также свидетельствуют в поддержку этой идеи. В буддизме конечной целью человеческого существования почитается высвобождение из бесконечного круга перерождений и достижение нирваны. На самом деле, концепт реинкарнации или какая-либо его вариация прослеживается в традициях большинства народов по всему миру.
Интерес к реинкарнации постепенно возрастал на протяжении XVII и XIX веков. Бенджамин Франклин и Томас Пейн писали на данную тему в Америке. В то же самое время Вольтер, Виктор Гюго, Жорж Санд и Гюстав Флобер во Франции, Иоганн фон Гете, Иммануил Кант и Готхольд Лессинг в Германии, Дэвид Юм и Александр Поуп просвещали публику об этом явлении в Европе.
Возрождение интереса к проблеме реинкарнации в современном мире началось с работы Теософского общества, которое должно было стать универсальным братством, занимающимся изучением сравнительной философии, религии и науки, а также исследованием необъяснимых законов природы. В настоящее время общество не выдвигает никаких конкретных догм, однако признает реальность реинкарнации и кармы. Теософское общество было основано в 1875 году госпожой Еленой Блаватской, Генри Олкоттом и Вильямом Джаджем. Госпожа Блаватская утверждала, что в прошлых жизнях она была Пифагором и Парацельсом.
В более близкие нам времена основным популяризатором идеи реинкарнации стал убежденный христианин Эдгар Кейси (1877–1945). Изначально интерес его зародился после того, как он упомянул данное явление, а также карму в состоянии транса. О карме он прежде никогда не слышал, а реинкарнацию считал чуть ли не варварским учением нехристей. К счастью, друзья уговорили Кейси продолжить работу, и после нескольких экспериментов он пришел к выводу, что в его занятиях нет ничего плохого или языческого. Более того, его способность заглядывать в прошлые жизни людей сделала его деятельность гораздо более эффективной, чем прежде, поскольку теперь он лечит как тела, так и разум своих пациентов. В промежутке между 1923 и 1945 годами Кейси сделал около двух с половиной тысяч предсказаний и толкований жизни, каждое из которых было бережно сохранено Ассоциацией исследований и просветления американского города Виргиния-Бич [29]. Результаты этих гаданий показывают, как меняются и развиваются отношения и личности людей по мере того, как они прогрессируют от одной жизни к другой.
Интерес к реинкарнации стабильно рос и на протяжении всего XX века. Британский психиатр Александр Кэннон и полковник Альбер де Роша, французский пионер исследования психических явлений, изучали гипнотические регрессии еще в самом начале столетия. Даже Алистер Кроули написал книгу о данном методе получения воспоминаний о прошлых жизнях. В 1950-х годах знаменитый случай Брайди Мерфи [30] в Соединенных Штатах и последовавшие за ним воспоминания о прошлой жизни миссис Наоми Генри в Англии породили небывалое возбуждение и интерес в обществе. Эти результаты были получены посредством гипноза.
Валлийский гипнотерапевт по имени Арналл Блоксхэм изучал гипнотические регрессии прошлых жизней на протяжении многих лет, сохранились аудиозаписи более четырехсот его сеансов. Джеффри Айверсон, продюсер телевизионного шоу о пленках Блоксхэма, впоследствии написал книгу «More Lives than One» («Больше жизней, чем одна»), которая в 1976 году стала бестселлером.
В 1983 году была опубликована первая книга Ширли Маклейн о реинкарнации под названием «Out on a Limb» («В опасности»), которая стала настолько популярной, что вскоре на ее основе сняли телевизионный минисериал. Ее произведения легко читаются, благодаря чему стали настоящими популяризаторами идеи перерождения.
В 1970-х годах доктор Хелен Уэмбэх посредством гипноза вернула более тысячи людей к их прошлым жизням, в результате чего получила огромное количество данных, подтверждающих реальность реинкарнации. За исключением одного человека, все ее добровольцы в прошлых жизнях оказывались обычными людьми и вели нормальную, ничем не отличающуюся от других жизнь. Большинство из них были крестьянами, чье существование было нелегким. Они усердно трудились и кое-как питались однообразными продуктами, а у многих из них дети умирали в младенческом возрасте. Это не те жизни, в которые хотели бы вернуться люди, потому вряд ли можно сослаться на то, что они просто фантазировали.
Доктор Уэмбэх также обнаружила, что, хотя большинство ее добровольцев были белыми людьми среднего класса, возвращаясь в прошлые жизни, многие оказывались представителями иных рас и даже другого пола. Кроме того, если учесть тот факт, что в любой период времени в мире существует приблизительно равное количество мужчин и женщин, разумно будет предположить, что эта пропорция останется неизменной, если подвергнуть тысячу людей процедуре регрессии. На самом деле, так оно и есть. В тысяче ста прошлых жизнях, изученных Хелен Уэмбэх, сорок девять целых и четыре десятых процента людей были женщинами и пятьдесят целых и шесть десятых – мужчинами [31]. Считается, если бы все эти регрессии были чистыми фантазиями, большинство предпочло бы видеть себя белыми представителями мужского пола [32]. Однако ничего подобного не произошло, что свидетельствует о подлинности полученных воспоминаний о прошлых жизнях.
Исследование доктора Уэмбэх также отвечает на другой очень важный вопрос: не опровергает ли теорию реинкарнации тот факт, что численность населения мира неуклонно растет? Она обнаружила, что объекты возвращались в определенные исторические периоды именно с такой частотой, как если бы реинкарнация была установленным фактом. Между I и XV веками численность населения Земли удвоилась, затем, к XIX веку, увеличилась вдвое еще раз, после чего возросла еще в четыре раза. Доктор Уэмбэх заметила, что количество возвращений ее испытуемых в данные этапы исторического развития отражает те же пропорции.
Более половины мирового населения воспринимают концепт реинкарнации как должное. Они признают, что человеческое тело с его личностью и прочими характеристиками смертно, однако душа – сама по себе – бессмертна. Она прожила множество жизней в прошлом, и еще больше ее ожидает в будущем.
Это совершенно естественно, поскольку невозможно пережить абсолютно все на протяжении одной только жизни. Однако в череде перерождений мы можем пережить много всего: побывать богатыми и бедными, черными и белыми, мужчинами и женщинами, интеллектуалами и умственно неполноценными, излучающими здоровье и страдающими от различных недугов. Мы можем жить как в технологически развитых странах, так и в местах, где единственной задачей человека является выживание. Другими словами, все мы – разные люди. Когда все остальное оказывается бессильным, знание о реинкарнации способно сделать людей более терпимыми друг к другу.
На протяжении многих реинкарнаций мы постепенно прогрессируем или регрессируем – в зависимости от наших мыслей и поступков в каждой конкретной жизни. Это – закон причины и следствия. Все мы пожинаем сегодня именно то, что сами и посеяли вчера.
Почему люди не помнят своих прошлых жизней
Древние греки верили, что боги погружают готовящихся к перерождению душ в Реку Забвения, чтобы освободить их от воспоминаний о прошлых жизнях. На самом деле, это даже хорошо, что многие люди не помнят своих предыдущих существований. Болезненные и неприятные воспоминания о былых реинкарнациях сделали бы практически невозможным прогресс в текущей жизни человека.
Большинство людей, рождаясь, не имеет сознательных воспоминаний о прошлых своих реинкарнациях. Однако многие могут припомнить некоторые эпизоды из предыдущих жизней (иногда – в мельчайших подробностях). Всю свою жизнь я хранил воспоминание о том, как я, маленький мальчик, сидел, сытый и довольный, у огромного костра и наблюдал за непрерывно двигавшимися красными кругами. Будучи взрослым, я узнал, что те круги были подкладками черных платьев русских крестьянок. Когда они танцевали вокруг костра, я мог видеть только те самые красные круги. Очевидно, что это было воспоминание о былой жизни, но обрывочное, об одном только счастливом моменте. Только став взрослым, я смог разузнать достаточно об этой своей прошлой реинкарнации.
Неудивительно, что люди, помнящие свои предыдущие существования, чаще встречаются в тех странах, где реинкарнация воспринимается как неоспоримый факт. Исследование, проведенное в 1970-х годах в северной Индии, показало, что «приблизительно один человек из пятисот утверждает, что помнит свою прошлую жизнь» [33]. На Западе подобных исследований, увы, не проводилось.
Доктор Иан Стивенсон провел последние сорок лет, исследуя случаи «реинкарнационного типа», и написал целую серию подтвержденных фактами книг о своих открытиях. За все это время он записал более двух с половиной тысяч примеров, в основном включающих в себя воспоминания о прошлых жизнях маленьких детей. Около восьмисот случаев были тщательно исследованы и проанализированы.
Доктор Стивенсон считает, что свидетельства детей более убедительны, нежели то, что говорят взрослые. Причина в том, что у малышей просто не было времени прочитать исторические романы или посмотреть телевизионные передачи, смутные представления о которых они могли бы невольно выдать за воспоминания о прошлых жизнях. Акт восстановления и воспроизводства похороненных и давно забытых воспоминаний, хранящихся под поверхностью нашего разума, называется криптомнезией. Доктор Стивенсон считает, что большая часть гипнотических регрессий выявляет именно такие забытые воспоминания, а не подлинные предыдущие жизни.
Одним из примеров, который тщательнейшим образом исследовал доктор Стивенсон, а также многие другие специалисты, был случай с Пармодом, вторым сыном преподавателя колледжа из Индии. Пармод родился в 1944 году, и когда он научился говорить, стал повторять слова: «Морадабад», «Сахаранпур» и «Братья Моханы». В возрасте двух с половиной лет он сказал своей матери, что ей не нужно готовить, потому что в Морадабаде у него есть жена. Когда родственники угостили его печеньем, он заявил, что является владельцем бисквитной фабрики в Морадабаде. Он постоянно просил отвезти его в этот город и говорил, что он – один из братьев Моханов. Со временем начали проявляться новые детали его прежнего существования. Ребенок сказал, что звали его Парамананд и что он бизнесмен, который умер ровно за девять месяцев и шесть дней до того, как родился Пармод.