Увеличение популярности танцевального спорта через оптимизацию организации соревнований. Монография
Фотограф А. А. Балашов
© А. А. Балашов, 2024
© А. А. Балашов, фотографии, 2024
ISBN 978-5-0064-2735-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Монография «Увеличение популярности танцевального спорта через оптимизацию организации соревнований» посвящена исследованию методов повышения интереса к танцевальному спорту путем совершенствования процесса организации соревнований. В работе анализируются факторы, влияющие на популярность этого вида спорта, и предлагаются инновационные подходы к проведению мероприятий.
Представлены практические рекомендации для организаторов соревнований, направленные на создание привлекательной и конкурентной среды, что способствует привлечению новых участников и спонсоров. Итоги проведенных исследований подтверждают эффективность предложенных стратегий и подчеркивают значимость данной работы для развития танцевального спорта.
Этот труд будет полезен организаторам соревнований, тренерам, спортсменам и всем, кто заинтересован в продвижении танцевального спорта и улучшении качества проведения спортивных мероприятий.
Актуальность темы исследования. В последние годы бурного развития общества становятся популярны такие виды спорта как аэробная гимнастика, акробатический рок-н-ролл, черлидинг и спортивно-бальные танцы. Все эти виды сложно-координационного спорта имеют свои особенности, и при построении определенных спортивных программ, требуют большого внимания, а также при организации соревнований.
Давно известно, что можно добиться хороших спортивных результатов в любом виде спорта только при условии соблюдения и выполнения техники упражнений, а также всевозможных элементов, и тогда все это будет соответствовать надлежащему уровню физической подготовленности спортсменов и танцоров.
Спортивно-бальные танцы – это сложно-координационный вид спорта, в котором особое место занимают движения тела и в связи с этим, физическая и специальная подготовка спортсменов-танцоров являются одними из основных привлекающих внимание многих специалистов данной отрасли. Кроме спортивной подготовки, особое место в области спортивно-бальных танцев занимают соревнования и конкурсы.
Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью технологий оздоровительно-рекреационной двигательной активности. Соревнования – это эффективная форма стимулирования занимающихся танцами и контроля их достижений. Соревнования помогают более точно и объективно подвести итоги работы за определенный период тренировок. Они также служат эффективным средством воспитания морально-волевых качеств, способствуют развитию чувства коллективизма, дисциплины, воли и настойчивости. По результатам соревнований вносятся коррективы в учебно-тренировочный процесс проведения занятий по оздоровительно-рекреационной двигательной активности и определяют перспективные направления развития этого процесса.
Тенденции развития спортивно-бального танца характеризуются увеличением количества разновидностей хореографических движений соответственно стилю исполнения, увеличением интенсивности исполнения базовых элементов, структурой и содержанием конкурсных программ.
В связи с этим становится ясно, что в данный момент существует крайняя необходимость в проведении исследований, направленных на улучшение организации соревнований с целью повышения популярности танцевального спорта. Характерной особенностью соревнований по спортивным бальным танцам является то, что они переросли рамки простого развлечения, стали не только частью культуры, но и индустрией. В спорте есть профессиональные игроки, для которых игра – это работа, а не развлечение, зрители, болельщики, которые получают удовольствие, наблюдая за игрой, и спортивный бизнес, организующий игры. В физическом воспитании детей соревнования по спортивным танцам имеют большое социальное и воспитательное значение.
Соревнования и конкурсы по спортивно-бальным танцам в настоящее время имеют большое значение для воспитания двигательных и морально-волевых качеств, совершенствования спортивного мастерства участников, пропаганды данного вида спорта. Как правило, по результатам соревнований подводится итог всей деятельности танцора – тренировочной, воспитательной и организационной работы. В связи с этим встает крайняя необходимость улучшать и продвигать соревнования по спортивно-бальным танцам, потому что усовершенствование процесса соревнований и организация соревнований стимулирует развитие танцевального спорта. Потому что создание более привлекательной и конкурентной среды поможет привлечь новых участников и спонсоров, а также повысить уровень подготовки и качество выступлений. В результате интерес к спорту возрастет как среди пассивных зрителей, так и среди активных участников.
Целью данного исследования является разработка и предложение эффективных стратегий для повышение популярности танцевального спорта посредством совершенствования процесса организации соревнований.
В связи с поставленной целью были выделены следующие задачи исследования:
– Изучить организацию соревнований в танцевальном спорте;
– Проанализировать факторы, влияющие на популярность танцевального спорта;
– Разработать улучшенные стратегии организации соревнований в танцевальном спорте;
– Разработать практические мероприятия по повышению популярности танцевального спорта;
– Провести апробацию улучшенных инновационных стратегий продвижения танцевального спорта.
Предметом исследования является процесс организации соревнований в танцевальном спорте.
Объектом исследования являются аспекты организации соревнований в танцевальном спорте.
В данной работе использовались следующие методы исследования:
– Анализ специальной и научной литературы и источников. Обзор научной литературы, статистических данных и исследований, посвященных опыту проведения танцевальных соревнований для того, чтобы получить обширное понимание изучаемой темы.
– Анкеты и опросники. Опросы были проведены среди участников и зрителей танцевальных соревнований для того, чтобы оценить их мнения о существующих проблемах и предложений по улучшению организации соревнований в танцевальном спорте.
– Статистический анализ. Статистический анализ данных опросов и анкет для выявления взаимосвязей и тенденций.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
– Предложен интегративный подход к анализу проблем организации соревнований в танцевальном спорте, сочетающий различные методы исследования и методологии для достижения всестороннего понимания проблем и разработки комплексных рекомендаций.
– Разработаны практические рекомендации для организаторов танцевальных соревнований для того, чтобы улучшить проведение танцевальных соревнований и повысить их популярность;
– Дополнены данные по обоснованию средств и методов которые направлены на совершенствование соревнований по спортивным-бальным танцам;
– Усовершенствованы сведения по структуре и содержанию специальной подготовки к соревнованиям в спортивно-бальных танцах;
– Получено дальнейшее развитие обще-методических основ по проведению соревнований в области спортивных бальных танцев с применением средств современных технологий и инновационных подходов.
Структура работы состоит из введения, трех глав – теоретической, методологической и практической, заключения, списка использованных источников и приложений. Общий объем работы изложен на 79 страницах, из которых 65 страниц текста. Работа содержит 60 наименований источников. В работе содержится 2 таблицы, 2 рисунка, 1 приложение.
Глава 1. Теоретический аспект повышения популярности танцевального спорта
1.1. Введение в танцевальный спорт
Танец как один из способов художественной рефлексии средствами ритмопластически организованных в пространстве и времени телодвижений на протяжении многих веков и на современном этапе продолжает оставаться объектом научных дискуссий, в связи с неоднозначностью определения сущности данного рефлексивного опыта и пластической речи, с помощью которой он выражается. Следовательно, продолжаются и дискуссии о сущности рефлексивного опыта в хореографическом искусстве.
Анализируя понятия «танец» и «хореография», встречаем различные варианты трактовки. Так, например, Волхонская Г. П., Окунева А. Г. определяют танец как вид искусства, в котором «средствами созидания художественного образа являются движения и положение человеческого тела», возникшие в результате художественного обобщения. Авторы отмечают, что танец – это выразительное средство и составная часть хореографии, которая, в свою очередь, полностью связана с формами сценического искусства [1].
Серова Л. К., Чернышева Л. Г., Сидоров Е. И. предлагают определять танец как «существующий в быту психофизический процесс самовыражения средствами ритмизированных телодвижений», а хореографию как «обобщенный и систематизированный продукт танца, имеющий воплощение на зрителя» [2].
Берсенева Т. П. и Пальчиковская П. Д. рассматривают танец как мощный импульс, а хореографию как искусство, превращающее этот импульс в выразительное представление профессиональными танцорами. Они подчеркивают, что связь между танцем и хореографией необычайно сильна и одно не может существовать без другого. Автор отмечает, что на протяжении веков философы, теоретики и практики танца предлагали различные определения этого искусства. Например, Аристотель считал, что танец подражает ритмическим движениям, страстям и нравам, воплощая невидимые мысли. Танец, с его естественной пластикой и средствами выразительности, такими как движения и жесты, является доступным средством передачи информации, позволяя человеку выразить свою сущность и противоречивость [3].
Современные спортивно-бальные танцы являются популярным и активно развивающимся видом спорта. Это зрелищное и яркое направление можно рассматривать как танцевально-хореографическое искусство, а также как синтез искусства и спорта. Пройдя долгий исторический путь, современные спортивные танцы стали сложно-координационным видом соревновательной деятельности. Они включают две основные программы: европейскую и латиноамериканскую, каждая из которых состоит из пяти танцев, объединенных по определенным принципам.
– В танцевальном спорте выделяют пять видов подготовки: теоретическую, техническую, физическую, тактическую и психологическую. Специалисты в этой области отмечают, что основные задачи спортивной тренировки включают: усвоение теоретических основ танцевального спорта; освоение и совершенствование техники и тактики соревновательных программ; развитие и улучшение физических качеств и функциональных возможностей танцоров; а также воспитание морально-волевых и эстетических качеств у спортсменов [4].
В последние годы особое внимание привлекает соотношение спорта и искусства в спортивно-бальных танцах. Проблема построения структуры многолетнего тренировочного процесса вызывает большой интерес у исследователей, а также направления подготовки: эстетическая, физическая, техническая, тактическая и психологическая. Хореографическое искусство прошло долгий путь развития, изменяя своё содержание и наполнение: от ритуальных движений первобытных людей до масштабных танцевальных шоу-программ с использованием современных технологий и оборудования [5].
На современном этапе бурного развития появляются новые танцевальные направления и школы танца. Для совершенствования этих направлений и техник требуются устойчивые особенности, требующие своих терминов, понятий, методов и категорий. В отношении спортивно-бальных танцев специалисты сталкиваются с противоречивыми мнениями. Во-первых, они затрудняются совместить понятие искусства с приставкой «спортивный». Во-вторых, не все специалисты признают спортивно-бальный танец самостоятельной хореографической системой с собственной школой исполнительского мастерства и художественной мыслью, ошибочно считая его бытовым (социальным) явлением [6].
Современный спортивно-бальный танец активно развивается благодаря модернизации техники, улучшению двигательных способностей и исполнительского мастерства танцоров, а также благодаря спортивной составляющей. Регулярные занятия спортивно-бальными танцами оказывают множество положительных влияний на общее состояние человека: они развивают пропорциональность фигуры, способствуют формированию правильной осанки, элегантности движений, выдержке и формируют положительные черты характера.
Спортивно-бальные танцы оцениваются по нескольким основным критериям: музыкальность, техника исполнения, форма и линии, динамика и общий образ. Эти критерии используются для судейства на соревнованиях и являются ключевыми аспектами, на которые нужно опираться при подготовке танцоров.
Одним из важнейших качеств в спортивно-бальных танцах является музыкальность – способность восприятия музыки, ее ритма и темпа. Каждый танец в любой программе имеет свои уникальные музыкальные особенности и характер, которые выражаются в танцевальных фигурах [6, С. 29].
Спортивно-бальный танец является сценическим видом хореографического искусства, где естественность эмоций формирует конечный образ и эмоциональное состояние. Научные исследования показывают, что танец служил средством самовыражения с момента зарождения цивилизации в различных культурах. Одним из древнейших пособий по танцу считаются египетские рисунки, где каждая поза имела своё значение, а их последовательность составляла своеобразные танцевальные фразы. Многие исследователи согласны, что на раннем этапе танец был в основном частью религиозных ритуалов [7].
Научные труды показывают, что термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в Средневековой Европе. Эти танцы значительно изменялись на протяжении всего культурного развития Европы [8].
Бальный танец находился под влиянием разнообразных этнических источников и профессиональных танцевальных направлений. К бальным танцам относятся парные танцы с особой техникой исполнения, требующей специальной подготовки и интенсивных тренировок. Латиноамериканские танцы, отличающиеся большей свободой движений, также входят в эту категорию. До XVI века бальные танцы, масштабные и сложные по постановке, исполнялись под музыкальное сопровождение небольшого оркестра.
С возникновением городов и университетов началась новая эпоха в средневековом искусстве, что привело к усложнению танцевальной лексики и композиций, требующих длительного обучения. В 1920-е годы в Англии был основан специальный совет по бальным танцам, который стандартизировал танцы, такие как вальс, быстрый и медленный фокстрот, танго. Так появились конкурсные танцы, разделившиеся на два направления: спортивные и социальные [9].
В 1950-х годах число стандартных бальных танцев увеличилось за счет включения пяти латиноамериканских танцев. В начале 1960-х годов возник новый подход к пониманию латиноамериканских танцев. Ученые отмечают, что Уолтер Лейрд в своей книге «Техника исполнения латиноамериканских танцев» предоставил основательное описание этих танцев. Эта книга способствовала качественному улучшению исполнения латиноамериканской программы, подробно описывая танцевальные фигуры, термины и управление движениями, что облегчило их понимание спортсменами и тренерами [10].
Автор книги определил последовательность техники танцев латиноамериканской программы, а именно:
– постановку баланса тела
– владение переносом веса
– правильная работа стопы
– синхронизация корпуса и рук
– ведение и взаимодействие в паре [11].
Спортивно-бальные танцы представляют собой разнообразие парных танцев с народными корнями, многие из которых были исполняемы на балах в специальных помещениях с паркетным полом. Бальные танцы характеризуются парностью, где пара состоит из мужчины и женщины, за исключением некоторых случаев, например, в Англии возможно исполнение в однополых составах или соло.
В настоящее время бальные танцы относят к спортивным танцам. В эту категорию входят 10 различных танцев, которые делятся на две программы: европейскую (Standard или Ballroom) и латиноамериканскую (Latin). Соревнования по спортивно-бальным танцам проводятся по этим двум программам, которые иногда называют «десяткой танцев» [12].
Европейская и латиноамериканская программы спортивно-бальных танцев значительно отличаются друг от друга как по музыкальному сопровождению, так и по характеру танцев и требованиям к костюмам.
Европейская программа включает пять танцев: медленный вальс (с темпом 28—29 тактов в минуту), танго (30—32 такта в минуту), венский вальс (58—60 тактов в минуту), медленный фокстрот (27—29 тактов в минуту) и квикстеп (50—52 такта в минуту). Латиноамериканская программа также состоит из пяти танцев: самба (с темпом 50—52 такта в минуту), ча-ча-ча (30—32 такта в минуту), румба (25—27 тактов в минуту), пасодобль (60—62 такта в минуту) и джайв (40—44 такта в минуту) [13, С. 323].
Образы, которые создают спортсмены в ходе исполнения танцевальной композиции, можно сравнить с актерским мастерством. Музыкальность и воплощаемый образ в танце являются проявлением индивидуальности каждого исполнителя. Разнообразие музыкальных композиций и множество вариантов сочетания элементов, фигур, поддержек и техник исполнения отличают одних спортсменов от других.
Спортивные танцы, согласно существующей классификации, включают различные виды:
1. Виды спорта с высокой физической активностью, где результат зависит от собственных двигательных способностей спортсмена во время соревнований.
2. Художественные виды спорта, включая парные упражнения, где оценивается выразительность и техника исполнения.
3. Виды спорта, в которых результат судится по баллам в зависимости от сложности и качества выполнения элементов в соревновательных программах.
4. Комбинированные виды спорта, характеризующиеся высокой вариативностью двигательных действий и компенсированным утомлением.
5. Сложно-координационные виды спорта, оцениваемые на основе сложности, точности и качества выполнения элементов спортсменами [14].
Спортивно-бальные танцы на сегодня в России очень популярный вид двигательной активности. Яркие выступления, демонстрация высокой техники – это результат огромного труда спортсменов и тренеров. Эффективность выступлений на соревнованиях будет зависеть от оптимального сочетания всех составляющих подготовки спортсменов, от физической и технической подготовленности, от построения программ, динамики исполнения и соединения элементов, ритма, стиля а также хореографии.
Спортивно-бальные танцы ориентированы на развитие физических качеств человека, на приобретение базовых знаний, умений и навыков в области классической хореографии, формированию художественно-эстетической культуры и мотивации к познавательной и творческой деятельности, создает условия по раскрытию и развитию творческого потенциала тех кто занимается данным видом спорта [15].
Многогранность спортивно-бальных танцев, которая сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественного развития, способствует раскрытию и развитию потенциальных возможностей человека. Создает почву для формирования творческих способностей человека, на основе природных задатков, запросов и интересов, с учетом собственных потенциалов и желаний [16].
Итак, высокая популярность спортивно-бальных танцев, их привлекательность и многогранность, придают почву для их совершенного изучения специалистами данной области, с целью формирования и совершенствования физического и духовного развития человека.
1.2. Организация соревнований в танцевальном спорте
Соревнования по спортивным играм играют важную роль в развитии спортивного мастерства участников, формировании их двигательных и морально-волевых качеств, а также в популяризации этого вида спорта. Они являются своеобразным итогом тренировочной, воспитательной и организационной работы тренера и всей команды.
Без участия в соревнованиях невозможно эффективное улучшение спортивной подготовки. Однако важно учитывать, что участие в соревнованиях оказывает влияние на все аспекты личности участников, особенно на детей. Поэтому необходимо тщательно планировать соревнования, учитывая возраст и уровень подготовки участников, и всегда тщательно готовить их организацию и проведение. Хорошо организованные соревнования, проведенные в праздничной атмосфере, способствуют положительному воспитанию участников [17].
Соревнования выполняют две основные функции, разделяемые на две категории: массовые и соревнования для квалифицированных спортсменов.
Массовые соревнования включают в себя все мероприятия, предназначенные для начинающих, детей и подростков. Они направлены на привлечение широкой аудитории к занятиям спортом и популяризацию соревновательной деятельности.
Соревнования для квалифицированных спортсменов ориентированы на участников с высоким уровнем спортивных достижений. Здесь соревнуются атлеты, уже имеющие определенный спортивный опыт и высокие результаты в своей дисциплине [17, С. 105].
Соревнования различают по характеру и целям проведения. Они могут быть личными, командными или комбинированными, в зависимости от того, участвуют ли спортсмены индивидуально, в командах или вместе с командой и индивидуально.
По целям и формату проведения соревнования делятся на несколько видов: первенства или чемпионаты, соревнования на кубок, сокращенные, уравнительные, классификационные, отборочные, матчевые и товарищеские встречи. Каждый из этих видов соревнований направлен на достижение определенных целей и имеет свои особенности организации и проведения [18].
Первенства или чемпионаты – это значимые соревнования, на которых присваивается звание чемпиона коллектива, района, города или страны. Они проводятся ежегодно и считаются наиболее ответственными. Победители таких соревнований награждаются золотыми, серебряными или бронзовыми медалями за лучшие результаты.
Соревнования на кубок проводятся по принципу выбывания, где победитель проходит на следующий этап, а побежденный выбывает. Этот формат имеет преимущество в том, что он не требует много времени и позволяет вовлечь большое количество участников. Учитывая различный уровень подготовки участников, важно предусмотреть выступление более сильных команд на поздних этапах соревнований [19].
Сокращенные соревнования, также известные как блиц-турниры, проводятся в течение одного дня с участием множества команд. Время игр сокращается для удобства проведения. Например, в баскетболе проводятся два периода по 10 минут вместо обычных четырех, в волейболе играется из трех партий вместо пяти, в футболе устанавливаются два тайма по 30 минут и т. д. Такие турниры часто организуются в начале сезона или в рамках различных праздников [19, С. 177].
Сравнительные соревнования проводятся между командами разной подготовленности внутри одной лиги или группы. Для сохранения интереса к соревнованиям команда с более высокой подготовкой может давать фору в виде определенного количества очков менее опытным командам.
Классификационные соревнования направлены на определение спортивной подготовленности участников в соответствии с требованиями спортивной классификации, что помогает определить их уровень и разряд [20, С. 323].
Отборочные соревнования направлены на выявление наиболее подготовленных команд для участия в более значимых турнирах или соревнованиях.
Матчевые встречи, организованные согласно календарю спортивных мероприятий, представляют собой традиционные поединки, где могут участвовать как две, так и более команд. Они способствуют укреплению дружественных связей между городами, странами и зарубежными командами.
Товарищеские встречи проводятся по согласованию с отдельными командами с целью проверки подготовленности игроков к предстоящим соревнованиям.
Соревнования по спортивным танцам разделены на следующие программы: европейская программа, включающая медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот и квикстеп; латиноамериканская программа, включающая самбу, ча-ча-ча, румбу, пасодобль и джайв; многоборье, объединяющее обе программы; и формейшн, где команды соревнуются отдельно по европейской и латиноамериканской программам [21].
Соревнования по своей форме подразделяются на несколько типов:
1. Классификационные соревнования организуются между спортсменами одного класса или разряда в соответствии с определенными требованиями к фигурам, костюмам, элементам, техническим действиям и программе танцев.
2. Открытые соревнования проводятся с участием спортсменов различных классов или разрядов в определенных возрастных группах.
3. Рейтинговые соревнования ориентированы на участников различных классов и разрядов в определенных возрастных категориях, результаты которых учитываются для составления рейтинга танцевальных пар.
4. Международные соревнования включают участие спортсменов из трех или более стран [22].
Соревнования по спортивным танцам различаются не только по форме, но и по характеру. Личные соревнования оценивают результаты каждой отдельной пары, их место определяется в индивидуальном порядке. В случае командных соревнований результаты отдельных пар, состоящих в одной команде, суммируются для определения общего результата команды, и затем места распределяются между командами в зависимости от набранных ими баллов [23].
Положение о соревнованиях в спортивном танце разрабатывается клубом, который организует мероприятие, с согласованием областного центра и городского (или областного) спорткомитета, после чего утверждается президиумом Всероссийской Федерации танцевального спорта. Команда, желающая провести соревнования, должна подать заявку на участие в президиум ВФТС минимум за 6 месяцев до запланированной даты, предоставив информацию о дате, месте, времени и других деталях мероприятия. Проведение соревнований в один день в одном регионе не допускается.
Документ, описывающий проведение соревнования, должен включать в себя следующие разделы: название, ранг и формат мероприятия, цели и задачи, место и время проведения, руководство, судейская бригада, условия для участников, программа соревнований, правила и условия учета результатов, а также порядок награждения и финансовые вопросы [23, С. 74].
Команда, ответственная за проведение соревнований, должна осуществлять непосредственное руководство мероприятием и выполнять следующие обязанности: решать все организационные вопросы, включая аренду помещений, подготовку места проведения и оборудования, освещение и прочее; проводить соревнования в строгом соответствии с действующими правилами и положением о мероприятии, при этом соблюдая все условия, изложенные в заявке; обеспечивать достойный эстетический уровень оформления места проведения соревнований и готовить торжественные церемонии открытия и закрытия [24].
Соревнования должны проводиться с 9:00 до 23:00. Для возрастных групп до 13 лет награждение финалистов должно завершиться к 21:00. Регистрация спортсменов начинается за 1,5 часа и заканчивается за 30 минут до начала турнира, если иное не предусмотрено в Положении о соревновании. Положением также может быть предусмотрена предварительная регистрация участников [25].
Разминка перед соревнованиями осуществляется согласно установленному порядку, определяемому судейской бригадой. Ход соревнований руководствуется планом-сценарием, соответствующим Правилам проведения соревнований и Положению о них.
Парад и представление участников проводятся в начале турнира по необходимости сценария. Представление участников также может осуществляться при выходе на паркет для исполнения первого танца, где произносится только фамилия и имя партнера. Перед началом турнира обязательно представление судейской бригады, включающее имя, фамилию судьи и город или страну, которую он представляет.
По завершении турнира проводится церемония награждения, в ходе которой все финалисты выходят на паркет в соответствующих соревновательных костюмах. При оглашении результатов финалистов полностью анонсируются их данные: имя и фамилия партнера, название клуба, город, регион и страну, а также имя и фамилия тренера (или тренеров).
На соревнованиях, проводимых под эгидой Всероссийской Федерации танцевального спорта, допускается участие пар с классификационными книжками танцора, действительными на момент проведения соревнований [25, С. 15].
На всех соревнованиях Всероссийская Федерация танцевального спорта: рейтинговых, классификационных, открытых и международных обязательны следующие возрастные категории:
– ювеналы 1 – в календарном году исполняется 9 лет и младше; ювеналы 2 – в календарном году исполняется 10 и 11 лет; юниоры 1 – в календарном году исполняется 12 и 13 лет; юниоры 2 – в календарном году исполняется 14 и 15 лет; молодежь – в календарном году исполняется 16, 17 и 18 лет;
– взрослые – в календарном году исполняется 19 лет и более; сеньоры – в календарном году исполняется 35 лет и более [26].
На соревнованиях допускается объединение следующих возрастных категорий: ювеналы 1 и ювеналы 2; юниоры 1 и юниоры 2; молодежь и взрослые. Участие спортсменов в рейтинговых и классификационных соревнованиях допускается на одну возрастную категорию выше, за исключением категории сеньоры. При этом в паре по возрасту один из танцоров может быть моложе, за исключением категории сеньоры. При подаче заявок на участие в турнирах президенты должны указывать даты рождения спортсменов.
Согласно результатам соревнований танцорам Всероссийской Федерацией танцевального спорта присваиваются танцевальные классы: «Н», «Е», «D», «C», «B», «A», «S» [26, С. 523].
Все пары, которые входят в треть участников соревнований, получают по одному очку. Классификационные соревнования в классе «Н» проводятся по сумме четырех танцев (медленный вальс, танго, ча-ча-ча, джайв); в классе «Е» – по шести танцам (медленный вальс, танго, венский вальс, ча-ча-ча, джайв); в классе «D» – по восьми танцам (медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв). С класса «C» и выше пары соревнуются отдельно в европейской и латиноамериканской программе, каждая из которых включает в себя по пять танцев. По завершении чемпионата, Кубка Российской Федерации в категориях «молодежь» и «взрослые», танцевальной паре, занявшей 1—3 место, присваивается звание «Мастер спорта Российской Федерации». Аналогично, за занятие 1—3 места на Чемпионате, Кубке мира или Европы танцевальной паре присваивается звание «Мастер спорта международного класса» [27].
Рабочая группа, которая обслуживает соревнования в соответствии с утвержденным графиком Всероссийской Федерацией танцевального спорта, включает в себя несколько ключевых членов: главного судью конкурса, который не оценивает выступления пар, судей, ответственных за оценку выступлений танцевальных пар, команд и формаций, председателя счетной комиссии, иногда с помощниками, особенно на крупных соревнованиях, председателя регистрационной комиссии, также с помощниками при крупных мероприятиях, председателя мандатной комиссии, с возможным помощником на больших соревнованиях, судью-информатора, который является ведущим мероприятия, звукооператора, ответственного за звуковое обеспечение, рефери, работающих с судьями на крупных соревнованиях, и врача, при необходимости, в том числе и бригаду скорой помощи на крупных мероприятиях [28].